Дело № 2-934/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Мыски 20 июля 2016 года
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Шлыковой О.А.,
при секретаре Митьковской А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о возмещении вреда в связи с отказом выдачи справки о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи, суд
у с т а н о в и л:
Истица ФИО2 обратилась в суд с иском к ответчику Управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о возмещении вреда в связи с отказом выдачи справки о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи. Просит обязать управление социальной защиты населения Мысковского городского округа о предоставлении справки о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи; обязать в будущем при обращении в управление социальной защиты населения Мысковского городского округа для предоставления справки о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи не учитывать при расчете среднедушевого дохода семьи её социальную стипендию и повышенную социальную стипендию (стипендию нуждающимся), при условиях сохранения текстов Законодательных актов в редакциях на момент 11 ноября 2015 года; взыскать в её пользу с Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа денежную сумму в размере неполученной ей повышенной социальной стипендии за ноябрь – декабрь 2015 года в размере <данные изъяты> рублей; взыскать в её пользу с Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа расходы на оплату доверенности законного представителя в суде в размере <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы тем, что 19 октября 2015 года истица обратилась в управление социальной защиты населения Мысковского городского округа о признании семьи малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи по результатам рассмотрения заявления, документов о доходах и справки о составе семьи руководителем управления социальной защиты населения Мысковского городского округа принято решение № 11 от 29.10.2015 года об отказе в предоставлении государственной услуги, поскольку среднедушевой доход их семьи, по расчетам уполномоченного органа, составляет <данные изъяты>, что выше величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области за II квартал 2015 года (<данные изъяты> рубля).
Согласно расчета доход её матери ФИО3 за три месяца (июль августа, сентябрь) 2015 года составил <данные изъяты> рублей, её доход за тот же период <данные изъяты> рублей. Расчет был произведен следующим образом: <данные изъяты> /3 отчетных месяца/ 2 члена семьи = <данные изъяты>.
Однако при расчете среднедушевого дохода было учтено, в том числе социальное пособие – повышенная государственная социальная стипендия нуждающимся, которую истица получает на основании справки о признании их семьи малоимущей с июля 2015 года в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно.
Согласно действующего законодательства РФ, право на получение государственной социальной стипендии, имеет студент, предоставивший в образовательное учреждение, выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка предоставляется ежегодно.
Считает, что при расчете среднедушевого расчета семьи специалистами управления социальной защиты населения Мысковского городского округа, неправомерно было учтено социальное пособие – повышенная государственная социальная стипендия нуждающимся. Без данной государственной социальной стипендии, среднедушевой доход их семьи при расчете составляет: <данные изъяты> рублей (заработная плата матери за 3 месяца) + <данные изъяты> рублей (академическая стипендия за три месяца)/ 3 отчетных месяца/ 2 члена семьи = <данные изъяты>, что ниже величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области за II квартал 2015 года (<данные изъяты> рубля).
Таким образом, семья нуждается в социальной помощи, основания для этого не отпали.
Истица ФИО2 в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине, хотя о дате и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом.
Представитель истицы ФИО4, действующий на основании нотариальной доверенности от 21.03.2016 года, в судебном заседание исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении, при этом пояснил, что истица повторно обратилась в Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа о выдаче ей справки о признании семьи малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи, и такая справка была ей была выдана в 2016г., с января 2016 года она получает повышенную государственную социальную стипендию. Требования в части обязать Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа в предоставлении справки о признании о признании семьи малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи не поддержал. Просит обязать Управление социальной защиты населения в будущем при о предоставлении справки о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи не учитывать при расчете среднедушевого дохода семьи её социальную стипендию и повышенную социальную стипендию (стипендию нуждающимся), при условиях сохранения текстов Законодательных актов в редакциях на момент 11 ноября 2015 года; взыскать с Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа денежную сумму в размере неполученной ФИО2 повышенной социальной стипендии за ноябрь – декабрь 2015 года в размере <данные изъяты> рублей; взыскать с Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа расходы на оплату доверенности законного представителя в суде в размере <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа ФИО5, действующая на основании доверенности от 16.01.2015 года, в судебном заседании против удовлетворения завяленных требований возражала, при этом пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 28.08.2013 года № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнования федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам – стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» с целью дополнительной поддержки студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, имеющих право на получение государственной социальной помощи, наряду с государственной академической стипендией назначается государственная социальная стипендия.
Справки выдаются органами социальной защиты населения по смету жительства в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи», Федеральным законом от 05.04.2003 года № 44-ФЗ « О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи дохода одиноко проживающего гражданина для признания малоимущим и оказания им государственной социальной помощи» и Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи дохода одиноко проживающего гражданина для признания малоимущим и оказания им государственной социальной помощи». Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 года № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи дохода одиноко проживающего гражданина для признания малоимущим и оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям. В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» социальная стипендия является одним из видов стипендии, поэтому учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи. Считает, что отказ Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа в выдаче справки о признании семьи малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи является обоснованным и не противоречит действующему законодательству.
Представитель третьего лица Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, хотя о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие значимые для дела обстоятельства.
Как следует из Положения Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа, утвержденного Советом народных депутатов Мысковского городского округа, одной из функций Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа является оказание социальной помощи и предоставление мер социальной поддержки населению.
19 октября 2015 года ФИО2 в Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа было подано заявление о выдаче справки о признании семьи малоимущей и нуждающейся в государственной социальной помощи на получение государственной социальной помощи, указав на то, что она является студенткой, находится на иждивении матери, их семья имеет ежемесячный доход менее прожиточного минимума на душу населения установленного в Кемеровской области.
Решением Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа от 29 октября 2015 года ФИО2 было отказано в предоставлении справки о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи, поскольку среднедушевой доход семьи составляет <данные изъяты>, что выше величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области за II квартал 2015 года (<данные изъяты> рубля).
Как следует из справки от 30.09.2015 года (л.д. 8) ФИО2 за 6 месяцев с апреля 2015 гола по сентябрь 2015 года была получена: с апреля 2015 по июнь 2015 года социальная стипендия по <данные изъяты> в месяц, всего <данные изъяты>, с июля по сентябрь академическая стипендия в размера <данные изъяты> руб. за июль и август 2015 года, <данные изъяты> рублей за октябрь 2015 года, что составляет <данные изъяты>,. стипендия нуждающимся с июля 2015 года по сентябрь 2015 года по <данные изъяты> в месяц, а всего <данные изъяты> рублей.
Из справки (л.д. 9) видно, что ФИО2 является студенткой <данные изъяты> Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева, очной формы обучения.
Согласно справки о доходах физического лица за 2015 год (л.д. 10) годовой доход ФИО1 составил <данные изъяты> рубля, доход за три месяца ( июля – сентябрь 2015 года ) составил <данные изъяты> рублей.
В соответствии со справкой (л.д. 11) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Состав семьи 2 человека: мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.Как следует из приказа № 224/12 от 30.06.2015 года «Об установлении размеров студентам на осенний семестр 2015-2016 учебного года (л.д 12-14) размер повышенной государственной социальной стипендии нуждающимся студентам 1-го и 2-го курсов составляет <данные изъяты> рубль (с учетом районного коэффициента <данные изъяты> рублей).
Из представленной в суд справки Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева ФИО2 за ноябрь – декабрь месяцы 2015 года повышенную государственную социальную стипендию не получала.
Как следует из пояснений истца и не оспаривалось стороной ответчика неполучение ФИО2 дохода в виде социальной стипендии за ноябрь, декабрь 2015года связано с отказом в предоставлении справки для получения социальной помощи Управлением социальной защиты населения Мысковского городского округа, поскольку среднедушевой доход семьи составляет выше величины прожиточного минимума, установленного в Кемеровской области за II квартал 2015 года. Однако по мнению суда Управлением социальной защиты населения неверно были учтены в среднемесячный доход суммы социальной помощи, выплачиваемой ФИО2
При этом суд исходит из следующего:
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона РФ от 21 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.
Федеральный закон от 7 августа 2000 "О порядке установления стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" содержит обширный перечень выплат, которые входят в класс социальных. Уже в статье 1 Закона указывается, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении). Аналогичный оборот содержится и в статье 3 рассматриваемого Закона, что позволяет сделать вывод о том, что законодатель все-таки включает стипендии в объем понятия "социальные выплаты".
Приказом № 1000 от 28.08.2013 года «Об утверждении порядка назначения государственной академической стипендии и(или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам – стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателя подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» утвержден Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно п. 8 данного приказа нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата и программам специалитета) и имеющим оценки успеваемости "отлично" или "хорошо" или "отлично и хорошо", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2012 г. N 679 "О повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3909) назначается государственная социальная стипендия, увеличенная в размере по отношению к нормативу, установленному Правительством Российской Федерации для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в отношении государственной социальной стипендии.
Указанная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи. Порядок назначения государственной социальной помощи и круг лиц, имеющих на нее право, определены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)
В соответствии со статьей 7 указанного Закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума определяется на основании Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Закон РФ от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 36 Закона РФ от 21 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 (ред. от 24.12.2014 № 1469) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи», в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования истца в части взыскания с ответчика Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа в счет недополученного дохода за ноябрь – декабрь месяцы 2015 года в размере <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению.
При этом исковые требования истца в части обязать в будущем при обращении в Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа для предоставления справки о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи не учитывать при расчете среднедушевого дохода семьи социальную стипендию и повышенную социальную стипендию (стипендию нуждающимся), при условиях сохранения текстов Законодательных актов в редакциях на момент 11 ноября 2015 года, не могут быть удовлетворены, поскольку судебной защите подлежит только нарушенное право, запрет на будущее не может быть установлен.
В соответствии со ст. 98 ч. 1 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что истица ФИО2 при обращении в суд понесла расходы по составлению нотариальной доверенности на представителя в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается счетом (л.д. 21), в связи с чем суд полагает, что данные расходы подлежат взысканию в пользу истицы с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО2 к Управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о возмещении вреда в связи с отказом выдачи справки о признании семьи малоимущими и нуждающимися в государственной социальной помощи удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа в счет недополученного дохода в размере <данные изъяты> рублей, а также расходы по составлению доверенности в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мысковский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья О.А. Шлыкова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2016 года
Судья О.А. Шлыкова