Дело № 2-934/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Николаевск-на-Амуре 22 июня 2016 года
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи А.С.Новосёлова,
при секретаре Ковцур И.В.,
с участием
помощника Николаевского-на-Амуре городского прокурора Ярцева Д.А.,
процессуального истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Николаевского-на-Амуре городского прокурора, поданного в интересах ФИО2 к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края об обязании принять решение о начислении и выплате надбавок стимулирующего характера.
Третье лицо – Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор обратился в суд с иском поданным в интересах ФИО2, к МБОУ СОШ № 4 об обязании принять решение о начислении и выплате надбавок стимулирующего характера, в обоснование заявленного требования ссылаясь на то, что в Николаевскую-на-Амуре городскую прокуратуру поступило заявление работника МБОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре ФИО2 в котором тот указывает, что он работает преподавателем в данном учреждении. До января 2016 года ежемесячно выплачивались выплаты стимулирующего характера к заработной плате. С января 2016 года выплаты не производятся. Просит провести проверку. В случае выявления нарушения закона принять меры прокурорского реагирования, обратиться в суд в защиту его трудовых прав и интересов. В ходе проведенной проверки установлено следующее: 01.09.2015 с гр. ФИО2 МБОЦ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре заключен срочный трудовой договор № 71. По данному договору ФИО2 принят на работу в качестве педагога дополнительного образования. Согласно п. 4.1 договора ему полагаются в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности педагога которые оцениваются в виде качественных показателей деятельности (п. 1) и исполнительской дисциплины (п. 2). Указанна периодичность данных выплат в зависимости от разработанных критериев оценки показателей деятельности согласно которым они выплачиваются 1 раз в месяц, раз в квартал, раз в год а также по факту вовлечения обучающихся во внеучебную деятельность (участие в олимпиадах и конкурсах). Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада от 5 до 80 % в зависимости от вида качественного показателя деятельности и вида исполнительской дисциплины. 01.09.2015 года с ним также заключен МБОУ СОШ № 4 срочный трудовой договор № 70. По данному договору гр. ФИО2 принят на работу на должность учителя физкультуры. Согласно п. 4.1 договора ему полагаются в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности педагога которые оцениваются как результативность инновационного потенциала (п. 1), работа по распространению собственного педагогического опыта (п. 2), использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности с учащимися, родителями (п. 10). Определенна периодичность данных стимулирующих выплат - 1 раз в четверть. Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада, а именно от 5 до 20 % в зависимости от вида качественного показателя. 25.08.2011 года с ним же МБОУ СОШ № 4 заключен трудовой договор по должности преподаватель-организатор ОБЖ. 09.01.2015 года к данному договору заключено дополнительное соглашение № 8 согласно п. 4.1. которого ему полагаются в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности педагога которые оцениваются в виде качественных показателей деятельности (п. 1), исполнительской дисциплины (п. 2). Определенна периодичность данных выплат в зависимости от разработанных критериев оценки показателей деятельности и выплачиваются - 1 раз в месяц, раз в квартал, раз в год. Указанны проценты стимулирующих выплат от оклада а именно от 5 до 50 % в зависимости от вида качественного показателя деятельности и вида исполнительской дисциплины. Согласно п. 8.5 положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре, стимулирующие выплаты работникам устанавливаются директором школы в соответствии с положением об установлении стимулирующих выплат и критериями для установления стимулирующих выплат, позволяющими оценить результативность и качество работы (приложение № 6), разработанными с участием Управляющего совета и утвержденными локальным нормативным актом школы. Согласно Приложения № 6 к данному положению следует, что для педагогического персонала в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности педагога оцениваются в виде участия учителей в инновационной деятельности (п. 1), участия в творческой, исследовательской, проектной деятельности, введения экспериментальной работы (п. 2), динамики индивидуальных результатов обучающихся (п. 3), реализации программ направленных на работу с одаренными детьми (п. 4), деятельности учителя в качестве классного руководителя (п. 5), Качество подготовки отчетов классного руководителя, учителя предметника (п. 6), Использование ИКТ в урочной и во внеклассной деятельности (п. 7),работа по распространению собственного педагогического опыта, участия по проведению открытых уроков, круглых столов, мастер-классов, конференций, разработка и реализация авторских концепций (п. 8), участие в сетевых сообществах педагогов (п. 9), участия в профессиональных конкурсах (п. 10), проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий высокого качества (п. 11),организация (участие) в системных исследованиях, мониторинге индивидуальных достижений учащихся (п. 12), исполнительская дисциплина (п. 13). Определенна периодичность данных стимулирующих выплат - 1 раз в четверть, по факту участия. Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада, а именно от 5 до 30 % в зависимости от вида качественного показателя. Для педагога дополнительного образования и для педагога организатора ОБЖ в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности оцениваются в виде качественных показателей деятельности (п. 1) и в виде исполнительской дисциплины (п. 2). Определенна периодичность данных стимулирующих выплат - 1 раз в квартал, 1 раз в месяц, по факту участия. Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада, а именно от 5 до 80 % в зависимости от вида качественного показателя. Таким образом в ходе проведенной проверки установлено нарушения трудового федерального законодательства влекущего за собой существенное нарушение прав работника которое выразилось в следующем: Так согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. В соответствии с письмом Министерства финансов России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 п. 4 следует, что к нормативным затратам на оплату труда педагогического персонала (педагогических работников), принимающих непосредственное участие в оказании образовательной услуги, следует относить фонд заработной платы, начисления на оплату труда педагогического персонала (педагогических работников), премиальный и стимулирующий фонд. В соответствии с п. 5.1-5.3.2 «Регионального отраслевого соглашения между Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки и министерством образования и науки Хабаровского края на 2015 - 2017 годы» (утв. Министерством образования и науки Хабаровского края, Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки 23.03.2015 года) следует, что системы оплаты труда работников Организаций устанавливаются в организациях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными, краевыми законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Порядок и условия оплаты труда работников Организаций регулируются с учетом ежегодных Единых рекомендаций по оплате труда Российской трехсторонней комиссии, решений краевой отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Работодатели по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации: Разрабатывают Положение об оплате труда, Положение о выплатах стимулирующего характера работников организации, утверждаемых в порядке, установленном трудовым законодательством для принятия локальных нормативных актов, которое является приложением к коллективному договору; Предусматривают в положении об оплате труда работников организации регулирование вопросов оплаты труда с учетом: обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером; создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании Организации; определения размеров выплат компенсационного или стимулирующего характера от размера оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), установленного работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год); определения размеров выплат стимулирующего характера, в том числе размеров премий, на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями, для всех категорий работников организации. В соответствии с п. 5.4.-5.6 Размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера устанавливаются Организациями в пределах имеющихся средств, в том числе и внебюджетных, самостоятельно с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях в виде положений о доплатах и надбавках, премировании, расходовании внебюджетных средств, о стимулировании труда, выплат поощрительного характера и т.д. При разработке и внесении изменений в положения об оплате труда работников муниципальных организаций условия, порядок и размеры оплаты труда работников, в том числе размеры компенсационных и стимулирующих выплат, не должны быть ухудшены по сравнению с предусмотренными в Примерном положении об оплате труда работников государственных образовательных организаций Хабаровского края. Согласно примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных и казенных профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края утвержденного приказом Министерства образования Хабаровского края от 12.05.2009 года № 649 (ред. от 21.07.2014 года) системы оплаты труда работников организаций включают в себя: оклад (должностной оклад), ставку заработной платы работников по ПКГ, размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии п. 7.1. данного положения с целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в организации устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства края от 04.08.2008 года № 179-пр: Согласно которого к видам выплат стимулирующего характера относятся: Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. Выплаты за качество выполняемых работ. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Выплаты за применение знаний иностранного языка в интересах выполнения работы. Выплаты за профессиональное мастерство, классность. Выплаты за применение в работе достижений науки и передовых методов труда. Премиальные выплаты по итогам работы. Премиальные выплаты за выполнение особо важных и срочных работ. Согласно разъяснению о порядке установления выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Хабаровского края к постановлению Правительства края от 04.08.2008 года № 179-пр следует, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 04.08.2008 года № 179-пр. При этом следует учитывать, что начиная с 01.01.2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований краевого бюджета. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций министерств или иных исполнительных органов власти края, в ведении которых находятся государственные учреждения. При введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников. В соответствии с п. 5.8. «Регионального отраслевого соглашения между Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки и министерством образования и науки Хабаровского края на 2015 - 2017 годы» (утв. Министерством образования и науки Хабаровского края, Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки 23.03.2015 года размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности); работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости); вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всей Организации, его опыту и уровню квалификации (принцип адекватности); вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности); правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости); принятие решений о выплатах и их размерах должно осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип прозрачности). Не принятия решения определения, начисления и выплаты надбавок стимулирующего характера оплаты труда педагогического работника является нарушением вышеуказанных норм законодательства. На основании изложенного просит суд обязать принять решение о определении, начисления и выплаты надбавок стимулирующего характера оплаты труда педагогического работника с согласованием выборного органа первичной профсоюзной организации МБОУ СОШ № 4 ФИО2, работающему по срочным трудовым договорам от 01.09.2015 года с МБОЦ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре № 71 педагог дополнительного образования, от 01.09.2015 года преподаватель-организатор ОБЖ; от 01.09.2015 № 70 учителя физкультуры.
В судебном заседании помощник Николаевского-на-Амуре городского прокурора Ярцев Д.А., поддержал заявленные требования по основаниям изложенным в иске, дополнительно пояснил суду что, согласно письма заместителя министра – начальника управления и планирования, финансирования и контроля перечисление субвенции бюджету Николаевского муниципального района производится министерством ежемесячно в соответствии с предоставляемыми районом заявками на финансирование субвенций из краевого бюджета на очередной месяц, в пределах сумм, утвержденных Законом Хабаровского края от 09.12.2015 года № 146 «О краевом бюджете на 2016 год», в полном объеме, вместе с тем решения о начислении ФИО2, выплат стимулирующего характера не принималось. При этом выплаты стимулирующего характера, прямо предусмотрены дополнительными соглашениями, заключенными между ответчиком и ФИО2, к трудовым договорам, Положением об оплате труда и Приложением к нему. Бездействие работодателя по непринятию решения о выплатах стимулирующего характера ФИО2, нарушают его права, в связи, с чем просил суд требования удовлетворить.
Процессуальный истец ФИО2, поддержал требования прокурора, дополнительно пояснил, что он работает в МБОУ СОШ № 4 с 2011 года. До настоящего времени выплаты стимулирующего характера ему производились регулярно, однако в 2016 году, решений о начислении ему выплат стимулирующего характера не принималось. В данном случае считает, что бездействие работодателя нарушает его права.
Представитель ответчика, третьего лица в судебном заседании иск не признала ссылаясь на обстоятельства изложенные в возражениях на заявленные требования, из которых следует, что согласно п. 3 раздела «Общие положения» Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края (принято решением общего собрания коллектива МБОУ СОШ № 4, утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 4 от 29.03.2014 года № 27), фонд оплаты труда работников муниципальных бюджетных организаций формируется на календарный год исходя из объема средств, поступающих в установленном порядке муниципальной бюджетной организации из краевого, муниципального бюджетов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Согласно п. 8.7. раздела VIII Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края, выплаты стимулирующего характера производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников организации, а также средств от приносящей доход деятельности, направленных организацией на оплату труда работников. Кроме того, по смыслу п. 1 Разъяснений о порядке установления выплат стимулирующего характера в бюджетных и казенных учреждениях Николаевского муниципального района, финансируемых за счет средств районного бюджета утвержденного Постановлением администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 25.07.2013 года № 468-па «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений, финансируемых за счет средств районного бюджета» выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в пределах утвержденного фонда оплаты труда. Считают, что принятие судом решения о понуждении к принятию решения определения, начисления и выплаты надбавок стимулирующего характера оплаты труда ФИО2 с согласованием выборного органа первичной профсоюзной организации было бы незаконным, так как обязанности принятия такого решения в случае отсутствия бюджетных ассигнований на указанные цели Трудовым кодексом РФ, положением об оплате труда работников МБОУ СОШ № 4 и трудовыми договорами не предусмотрено. Кроме того доказательств по факту выполнения ФИО2 критериев для установления ему выплат стимулирующего характера закрепленных положением о выплатах стимулирующего характера для работников МБОУ СОШ № 4 и трудовыми договорами истец не представил.
Так же дополнительно пояснила, что обязанность принимать соответствующее решение не закреплено ни в положении об оплате труда, ни трудовом договоре, ни в Трудовым кодексе, в случае отсутствия, бюджетных ассигнований. Нет нормы законы, содержащей нормы трудового права обязывающей работодателя принимать решение.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ФИО1, которая суду пояснила, что она работает <данные изъяты>. У них есть 402 Постановление правительства Хабаровского края об утверждении объёма субвенций на реализацию закона «Об образовании», в соответствии с которым исполнителем расчётов является министерство образования. Они считают в соответствии с методикой, которая утверждена 402 Постановлением, объемы, причитающиеся каждому муниципальному образованию. И произведя расчёт, распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края до каждого муниципального района доводится норматив по душевого финансирования из расчёта на одного учащегося. Методика довольно сложная. Финансирование было. Ежегодно, в этом году и в прошедшем, на нынешний финансовый год они подают в Министерство образования и науки Хабаровского края расчёты, которыми предусмотрены все выплаты полагающиеся работникам. Но ежегодно, на начало года, эти расчёты не утверждаются в полном объёме, а утверждаются из возможности краевого бюджета, это порядка 80 % на начало года. И поэтому когда они распределяют объём субвенций на каждое образовательное учреждение, они это делают примерно также, где-то порядка 80 % от фактической потребности. Когда краевой бюджет уточняется, соответственно дополнительные объёмы от уточнённого бюджета, выводят на каждую образовательную организацию. Ежемесячно они подают до 15 числа заявку на следующий календарный месяц в Министерство образования. Они подают её в размере 1/12, так как если подать больше им просто ни кто не утвердит. На январь, февраль, март, апрель, май, июнь и июль 2016 года заявки поданы. То есть первое полугодие утверждено в объёме 100 %, но, к сожалению, в том объёме, который утверждён выплаты стимулирующего характера, то есть по май 2016 года включительно, предусмотрены не были. 8 или 10 июня 2016 года был утверждён закон об уточнении краевого бюджета, и в соответствии с этим уточнением муниципальному образованию добавлено 16 миллионов рублей, которые в настоящий момент между образовательными организациями распределены, и, начиная с июня 2016 года, выплаты стимулирующего характера производят. Выплаты стимулирующего характера могут производиться. И это предусмотрено в положении об оплате труда каждой образовательной организации. То есть они могут производиться при наличии фонда оплаты труда на эти выплаты.
Суд, выслушав мнение участников провеса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 25.08.2011 года ФИО2, принят МБОУ СОШ № 4 на должность преподавателя-организатора ОБЖ.
Согласно имеющегося в материалах дела дополнительного соглашения к трудовому договору от 25.08.2011 года, в частности п. 4.1 ФИО2, установлена заработная плата в размере: а) ставка заработной платы; б) работнику производятся выплаты компенсационного характера: районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями, процентная надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за организацию клуба «Патриот»; в) выплаты повышающего коэффициента за квалификационную категорию; г) в качестве поощрения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера – надбавка выслуга лет, стаж работы, а так же выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности, которые оцениваются в виде качественных показателей деятельности (п. 1), исполнительской дисциплины (п. 2). Определенна периодичность данных выплат в зависимости от разработанных критериев оценки показателей деятельности и выплачиваются - 1 раз в месяц, раз в квартал, раз в год. Указанны проценты стимулирующих выплат от оклада, а именно от 5 до 50 % в зависимости от вида качественного показателя деятельности и вида исполнительской дисциплины.
Так же согласно срочным трудовым договорам от 01.09.2015 года ФИО2, принят МБОУ СОШ № 4 на должность учителя физкультуры и педагога дополнительного образования.
Согласно п. 4.1 договора ему полагаются в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности педагога которые оцениваются в виде качественных показателей деятельности (п. 1) и исполнительской дисциплины (п. 2). Указанна периодичность данных выплат в зависимости от разработанных критериев оценки показателей деятельности согласно которым они выплачиваются 1 раз в месяц, раз в квартал, раз в год а также по факту вовлечения обучающихся во внеучебную деятельность (участие в олимпиадах и конкурсах). Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада от 5 до 80 % в зависимости от вида качественного показателя деятельности и вида исполнительской дисциплины. 01.09.2015 года с ним также заключен МБОУ СОШ № 4 срочный трудовой договор № 70. По данному договору гр. ФИО2 принят на работу на должность учителя физкультуры.
Согласно п. 4.1 договора ему полагаются в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности педагога которые оцениваются как результативность инновационного потенциала (п. 1), работа по распространению собственного педагогического опыта (п. 2), использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности с учащимися, родителями (п. 10). Определенна периодичность данных стимулирующих выплат - 1 раз в четверть. Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада, а именно от 5 до 20 % в зависимости от вида качественного показателя.
Согласно п. 8.5 положения об оплате труда работников МБОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре, стимулирующие выплаты работникам устанавливаются директором школы в соответствии с положением об установлении стимулирующих выплат и критериями для установления стимулирующих выплат, позволяющими оценить результативность и качество работы (приложение № 6), разработанными с участием Управляющего совета и утвержденными локальным нормативным актом школы.
Согласно Приложения № 6 к данному положению следует, что для педагогического персонала в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности педагога оцениваются в виде участия учителей в инновационной деятельности (п. 1), участия в творческой, исследовательской, проектной деятельности, введения экспериментальной работы (п. 2), динамики индивидуальных результатов обучающихся (п. 3), реализации программ направленных на работу с одаренными детьми (п. 4), деятельности учителя в качестве классного руководителя (п. 5), Качество подготовки отчетов классного руководителя, учителя предметника (п. 6), Использование ИКТ в урочной и во внеклассной деятельности (п. 7),работа по распространению собственного педагогического опыта, участия по проведению открытых уроков, круглых столов, мастер-классов, конференций, разработка и реализация авторских концепций (п. 8), участие в сетевых сообществах педагогов (п. 9), участия в профессиональных конкурсах (п. 10), проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий высокого качества (п. 11),организация (участие) в системных исследованиях, мониторинге индивидуальных достижений учащихся (п. 12), исполнительская дисциплина (п. 13). Определенна периодичность данных стимулирующих выплат - 1 раз в четверть, по факту участия. Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада, а именно от 5 до 30 % в зависимости от вида качественного показателя. Для педагога дополнительного образования и для педагога организатора ОБЖ в качестве оплаты труда к окладу выплаты стимулирующего характера в соответствии с показателями деятельности оцениваются в виде качественных показателей деятельности (п. 1) и в виде исполнительской дисциплины (п. 2). Определенна периодичность данных стимулирующих выплат - 1 раз в квартал, 1 раз в месяц, по факту участия. Определенны проценты стимулирующих выплат от оклада, а именно от 5 до 80 % в зависимости от вида качественного показателя.
Согласно письма заместителя министра – начальника управления и планирования, финансирования и контроля перечисление субвенции бюджету Николаевского муниципального района производится министерством ежемесячно в соответствии с предоставляемыми районом заявками на финансирование субвенций из краевого бюджета на очередной месяц, в пределах сумм, утвержденных Законом Хабаровского края от 09.12.2015 года № 146 «О краевом бюджете на 2016 год», в полном объеме,
Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 132ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В соответствии с письмом Министерства финансов России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 п. 4 следует, что к нормативным затратам на оплату труда педагогического персонала (педагогических работников), принимающих непосредственное участие в оказании образовательной услуги, следует относить фонд заработной платы, начисления на оплату труда педагогического персонала (педагогических работников), премиальный и стимулирующий фонд.
В соответствии с п. 5.1-5.3.2 «Регионального отраслевого соглашения между Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки и министерством образования и науки Хабаровского края на 2015 - 2017 годы» (утв. Министерством образования и науки Хабаровского края, Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки 23.03.2015 года) следует, что системы оплаты труда работников Организаций устанавливаются в организациях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными, краевыми законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Порядок и условия оплаты труда работников Организаций регулируются с учетом ежегодных Единых рекомендаций по оплате труда Российской трехсторонней комиссии, решений краевой отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Работодатели по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации: Разрабатывают Положение об оплате труда, Положение о выплатах стимулирующего характера работников организации, утверждаемых в порядке, установленном трудовым законодательством для принятия локальных нормативных актов, которое является приложением к коллективному договору; Предусматривают в положении об оплате труда работников организации регулирование вопросов оплаты труда с учетом: обеспечения зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером; создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании Организации; определения размеров выплат компенсационного или стимулирующего характера от размера оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), установленного работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы в неделю (в год); определения размеров выплат стимулирующего характера, в том числе размеров премий, на основе формализованных критериев определения достижимых результатов работы, измеряемых качественными и количественными показателями, для всех категорий работников организации.
В соответствии с п. 5.4.-5.6 Размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера устанавливаются Организациями в пределах имеющихся средств, в том числе и внебюджетных, самостоятельно с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях в виде положений о доплатах и надбавках, премировании, расходовании внебюджетных средств, о стимулировании труда, выплат поощрительного характера и т.д. При разработке и внесении изменений в положения об оплате труда работников муниципальных организаций условия, порядок и размеры оплаты труда работников, в том числе размеры компенсационных и стимулирующих выплат, не должны быть ухудшены по сравнению с предусмотренными в Примерном положении об оплате труда работников государственных образовательных организаций Хабаровского края.
Согласно примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных и казенных профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края утвержденного приказом Министерства образования Хабаровского края от 12.05.2009 года № 649 (ред. от 21.07.2014 года) системы оплаты труда работников организаций включают в себя: оклад (должностной оклад), ставку заработной платы работников по ПКГ, размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии п. 7.1. данного положения с целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в организации устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства края от 04.08.2008 года № 179-пр: Согласно которого к видам выплат стимулирующего характера относятся: Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. Выплаты за качество выполняемых работ. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Выплаты за применение знаний иностранного языка в интересах выполнения работы. Выплаты за профессиональное мастерство, классность. Выплаты за применение в работе достижений науки и передовых методов труда. Премиальные выплаты по итогам работы. Премиальные выплаты за выполнение особо важных и срочных работ.
Согласно разъяснению о порядке установления выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Хабаровского края к постановлению Правительства края от 04.08.2008 года № 179-пр следует, что выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах фонда оплаты труда в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 04.08.2008 года № 179-пр. При этом следует учитывать, что начиная с 01.01.2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований краевого бюджета. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций министерств или иных исполнительных органов власти края, в ведении которых находятся государственные учреждения. При введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
В соответствии с п. 5.8. «Регионального отраслевого соглашения между Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки и министерством образования и науки Хабаровского края на 2015 - 2017 годы» (утв. Министерством образования и науки Хабаровского края, Хабаровской краевой организацией профсоюза работников народного образования и науки 23.03.2015 года размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда (принцип объективности); работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда (принцип предсказуемости); вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всей Организации, его опыту и уровню квалификации (принцип адекватности); вознаграждение должно следовать за достижением результата (принцип своевременности); правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику (принцип справедливости); принятие решений о выплатах и их размерах должно осуществляться по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (принцип прозрачности).
Исходя из условий трудовых договоров, Положения об оплате труда и Приложения к нему и из анализа положений ст. ст. 129, 135, 191 ТК РФ следует, что выплаты стимулирующего характера, устанавливаются работодателем по своему усмотрению при наличии определенных критериев, в целях стимулирования работников.
Так в судебном заседании объективно установлено и подтверждено материалами дела, что как трудовые договора, так и Положение об оплате труда и Приложения к нему предусматривают выплаты стимулирующего характера ФИО2 в соответствии с показателями деятельности его труда.
При этом трудовым договорами заключенными с ФИО2, а так же приложением к Положению об оплате труда прямо определенна периодичность принятия решения о возможности начисления стимулирующих выплат (1 раз в месяц, раз в квартал, раз в год) с учетом оценки результативности и качество работы. Определенны так же проценты стимулирующих выплат от оклада.
Вместе с тем, как объективно установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем ответчика, какого либо решения об определении, начислении и выплаты надбавок стимулирующего характера МБОУ СОШ № 4 в отношении ФИО2, с учетом его результативности и качество работы, а так же показателями деятельности его труда не принималось, то есть данный вопрос не рассматривался.
В данном случае с учетом вышеуказанных норм закона, суд приходит к выводу о том, что бездействием МБОУ СОШ № 4 выразившимся в не принятии соответствующего решения об определении, начислении и выплаты надбавок стимулирующего характера в отношении ФИО2, с учетом его результативности и качество работы, а так же показателями деятельности его труда, нарушаются права работника на возможность получения соответствующих выплат, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора, поданного в интересах ФИО2, об обязании принять решение о начислении и выплате надбавок стимулирующего характера подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что заявителем по делу является Николаевский-на-Амуре городской прокурор, иск является имущественным не подлежащим оценке.
При таких обстоятельствах суд полагает взыскать с ответчика МБОУ СОШ № 4 не освобожденного от уплаты судебных расходов, государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора, поданного в интересах ФИО2 удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края принять решение о определении, начисления и выплаты надбавок стимулирующего характера оплаты труда педагогического работника с согласованием выборного органа первичной профсоюзной организации ФИО2 работающему по срочным трудовым договорам в должности педагога дополнительного образования, преподавателя – организатора ОБЖ, учителя физкультуры.
Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек в бюджет Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Хабаровский краевой суд через данный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение по делу изготовлено 27 июня 2016 года.
Судья А.С.Новосёлов