ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-934/2021 от 29.06.2021 Бежицкого районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-934/2021

32RS0001-01-2020-012598-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021 г. г. Брянск

Бежицкий районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Юдиной Л.И.,

при помощнике Быстрицкой Е.В.,

с участием истца – Арещенко Т.М., представителя ответчика ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска – Филоновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по уточненному иску Арещенко Татьяны Михайловны к Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска», Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании невыплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Арещенко Т.М. обратилась с указанным иском в суд, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в г. Новозыбкове Брянской области, который отнесен к зоне отселения ввиду последствий Чернобыльской АЭС. Имеетудостоверение лица, добровольно выехавшего из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, в связи с чем в соответствии со ст. 17, п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

По месту работы дополнительный отпуск ей был предоставлен, однако, Государственное казенное учреждение Брянской области «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» (далее – ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска») в оплате предоставленного отпуска отказал, поскольку усмотрел факт добровольного и повторного переселения на территорию зоны радиоактивного загрязнения.

Кроме того, указала, что на ее обращение в ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г.Брянска» за выплатой ежегодной компенсации на оздоровление за 2021 год по Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в предоставлении мер поддержки ей отказано по причине отсутствия правовых оснований в связи с повторным переселением на территорию зоны радиоактивного загрязнения.

Истец считает отказы неправомерными и, ссылаясь на изложенные обстоятельства и положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом уточненных исковых требований, просит суд:

- признать незаконными отказы ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и выплате ежегодной компенсации на оздоровление;

- признать за ней право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, согласно ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- взыскать с ответчика в пользу истца денежную сумму в размере 29388, 02 руб. в качестве оплаты дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), предоставленного за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- признать за ней право на компенсацию на оздоровление согласно ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- взыскать с ответчика в ее пользу единовременную компенсацию на оздоровление.

Определением суда в качестве соответчиков привлечены Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и Департамент финансов Брянской области.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Дополнительно указала, что ранее истребуемые меры поддержки ей предоставлялись в установленном порядке. Полагает, что ее въезд в 2010 году в г. Новозыбков правового значения не имеет, так как она фактически проживала в г. Новозыбкове, работала в местной больнице.

Представитель ответчика ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» Филонова О.В. исковые требования не признала. Пояснила, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку оснований для выплаты ежегодной компенсации на оздоровление за 2021 год и оплаты дополнительного отпуска за 2020 год в соответствии с положениями Закона о ЧАЭС не имеется по причине добровольного выезда истца с места проживания в зоне отселения и повторного переселения в зону позднее первичного выбытия за её пределы. В материалах дела имеются письменные возражения, которые представитель поддержала в полном объеме.

Представители ответчиков – Департамента финансов Брянской области, Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, представитель третьего лица – ГАУЗ «Брянская областная больница №1», надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

В письменном отзыве представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области исковые требования не признал, указал, что категории граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, определены статьей 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991). Гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны отселения в 1986 году и последующие годы, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона (в том числе и право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней и ежегодную компенсацию на оздоровление). Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 №136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой». На учреждения социальной защиты населения по месту жительства получателей социальных выплат в рамках Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 возложены функции по организации оплаты дополнительного отпуска на основании соответствующих документов организаций с места их постоянной работы. Денежные средства, предусмотренные для осуществления выплат, направляются в виде субвенций из федерального бюджета в субъекты Российской Федерации. В рамках осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством предоставления учреждениями социальной защиты населения Брянской области мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, департаментом проводится предварительное согласование правовых оснований для назначения всех денежных выплат, носящих единовременный характер. Действующее законодательство о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не содержит перечня сведений о причинах выбытия за пределы зоны радиоактивного загрязнения, позволяющих позднее повторного въезда на ее территорию реализовать право на меры социальной поддержки в полном объеме.

В письменном отзыве представитель Департамента финансов Брянской области указал, что заявленные истцом требования не относятся к сфере ведения департамента.

В письменном отзыве представитель ГАУЗ «Брянская областная больница №1» просил о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом указал, что истцу был предоставлен дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней, представил документы подтверждающие данные обстоятельства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив их в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела установлено, что Арещенко Т.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала и была зарегистрирована по месту жительства в г. Новозыбкове Брянской области по адресу: <адрес>, что подтверждается справками ООО «РИРЦ» Брянской области (Новозыбковский участок).

ДД.ММ.ГГГГ снялась с регистрационного учета в г. Новозыбков и постоянно зарегистрировалась по адресу: Брянская <адрес>.

При этом, из зоны радиоактивного загрязнения (г. Новозыбков), фактически не выезжала, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МУЗ «Новозыбковская ЦРБ» медицинской сестрой отделения анестезиологии-реанимации на 0,75 ставки (что подтверждается выписками из приказа МУЗ «Новозыбковская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ).

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о регистрации по месту пребывания.

Департаментом строительства и архитектуры Брянской области ДД.ММ.ГГГГ АрещенкоТ.М. было выдано удостоверение серия как выехавшей добровольно из зоны отселения с указанием периодов проживания в радиоактивной зоне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, истец Арещенко Т.М. имеет удостоверение лица, добровольно выехавшего из зоны отселения, в котором указаны периоды проживания в г.Новозыбкове Брянской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Перечням населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 г.Новозыбков Брянской области с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ относился к зоне отселения.

Арещенко Т.М. состоит в трудовых отношениях с ГАУЗ«Брянская областная больница №1», работает в должности медицинской сестры-анестезиста отделения анестезиологии-реанимации.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ по ГАУЗ «Брянская областная больница №1» Арещенко Т.М. предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Брянской области «ОСЗН Бежицкого района г. Брянска» отказало истцу в оплате ежегодного дополнительного отпуска и выплате ежегодной компенсации на оздоровление, поскольку из предоставленных документов усматривается факт добровольного и повторного переселения на территорию зоны радиоактивного загрязнения.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 предметом его регулирования является защита прав и интересов граждан, государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

На основании п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в числе других, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Как установлено судом, статус истца, как лица, выехавшего из зоны отселения, подтверждается удостоверением, выданным в установленном порядке, и не оспаривался участниками процесса.

Положениями ст.ст. 14 - 23 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки каждой из категорий граждан, приведенных в ст. 13 Закона.

Для граждан, добровольно выехавших из зоны с правом на отселение (п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991) такие меры определены статьями 14 и 17 Закона. К их числу отнесены использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней; ежегодная компенсация на оздоровление.

Обратившись с иском, истец ссылается на наличие у нее права на предоставление указанных мер поддержки. Ответчик, оспаривая требования истца, ссылается на положения ст. 22 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991.

Данной статьей (ст. 22) Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 определено, что гражданам, переселившимся после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно ст.ст. 20 и 18 Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона. Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 01.01.1994 в зоны радиоактивного загрязнения, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, не предоставляются.

Анализ приведенных положений ст. 22 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 позволяет прийти к выводу о том, что она определяет возможность предоставления мер социальной поддержки лицам, переселившимся в зону отселения после 30.06.1986 либо после 01.01.1994, т.е. не проживавшим до указанных дат в зоне.

Вместе с тем, как следует из преамбулы к статье 17 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются меры социальной поддержки, перечисленные в пунктах 1 - 13 статьи 17 Закона.

Получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней как мера социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предусмотрена пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991, а получение ежегодной компенсация на оздоровление в размере 100руб. пунктом 13 статьи 17 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991.

Таким образом, поскольку истец относится к категории граждан выехавших добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, т.е. относится к категории граждан указанных в пункте 6 статьи 13 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные в ст. 17 указанного закона, она имеет право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней и право на его оплату, а также право на ежегодную компенсацию на оздоровление.

Довод ответчика о том, что истцу отказано в оплате дополнительного отпуска и выплате ежегодной компенсации на оздоровление за 2021 год по тому основанию, что истец добровольно переселилась в зону отселения, судом отклоняется.

Как пояснила в судебном заседании истец на момент аварии на Чернобыльской АЭС она проживала в зоне отселения в г. Новозыбкове Брянской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 гражданам, переселившимся после 30.06.1986 на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного. загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.

Проанализировав положения Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991, суд приходит выводу о том, что добровольное переселение граждан в зону отселения распространяется на граждан, переселившихся туда после ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что истец проживала в зоне отселения на момент аварии на Чернобыльской АЭС, она к категории граждан, переселившихся в зону отселения после ДД.ММ.ГГГГ, не относится.

Повторное переселение истца в зону отселения ДД.ММ.ГГГГ и выезд из нее ДД.ММ.ГГГГ не влияет на имеющееся у истца право на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска и его оплату, а также право на ежегодную компенсацию на оздоровление, возникшие после выезда из зоны отселения ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку истец относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, т.е. относится к категории граждан, указанных в пункте 6 статьи 13 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные в ст. 17 указанного закона, она имеет право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней и его оплату, а также право на ежегодную компенсацию на оздоровление.

Таким образом, суд признает отказы ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду наличия факта добровольного и повторного переселения на территорию зоны радиоактивного загрязнения позднее первичного выбытия за ее пределы, неправомерными в связи с вышеизложенным.

Согласно ст. 4 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляются в порядке, установленном ПравительствомРФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с чернобыльской катастрофой» утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Правила).

Из п. 1 Правил следует, что оплате подлежит дополнительный отпуск, полученный гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Получатель подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), заявление об оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставлении единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском (с указанием своего почтового адреса или реквизитов счета, открытого им в кредитной организации) (п. 2 Правил).

В соответствии с Положением о департаменте семьи, социальной и демографической политики Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 04.02.2013 № 98, Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти Брянской области и осуществляет проведение государственной политики в области социальной защиты населения, демографии и поддержки семьи, материнства и детства Брянской области.

Задачами Департамента является организация деятельности учреждений социальной защиты населения области в части оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и выплаты единовременной компенсации на оздоровление, предоставляемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» в соответствии с Уставом осуществляет назначение, выплату пособий и компенсаций, иных выплат, ведение личных дел получателей: компенсации за вред здоровью вследствие радиационного воздействия; компенсации на оздоровление; оплаты дополнительного отпуска.

Согласно сведениям ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска», Арещенко Т.М. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведены компенсационные выплаты в виде оплаты дополнительного отпуска с 2013 по 2019 годы и в виде ежегодной компенсации на оздоровление с 2013 по 2020 годы, а также единовременная компенсация расходов по перевозке имущества и единовременное пособие в связи с переездом на новое место жительства всего в общей сумме 114799,91 руб., что подтверждено ответом от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что Арещенко Т.М. относится к категории граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991, а значит, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 закона.

С учетом указанного выше выводы ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска», изложенные в отказах от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, суд находит основанными на неверном толковании правовых норм, необоснованными, а отказ в выплате компенсации на оздоровление и в оплате дополнительного отпуска – неправомерным. По этой причине требования истца о признании за ней права на возмещение вреда и представление мер социальной поддержки, установленных ст. 17 Закона РФ № 1241-1от 15.05.1991, подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании с ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» невыплаченной суммы оплаты дополнительного отпуска, суд руководствуется следующим.

Согласно справке работодателя истца ГАУЗ «Брянская областная больница №1» сумма оплаты отпуска в рамках Закона РФ № 1241-1 от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного истцу на основании приказа ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составила 29388,52 руб. Расчет данной суммы соответствует установленным требованиям, является арифметически верным и стороной ответчика не оспаривался.

Указанная сумма ввиду невыплаты подлежит взысканию в пользу истца с ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» в связи со следующим

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22.12.2014 №428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» в ст. 5.1 Закона РФ № 1241-1 от 15.05.1991 внесены изменения, согласно которым полномочия по предоставлению, в том числе по доставке, гражданам компенсаций и других выплат, в т.ч. предусмотренных п. 5 ст. 14 Закона РФ № 1241-1от 15.05.1991 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданного полномочия предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 №1475 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, определяющие порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

В свою очередь Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 №136, согласно п. 5 которого порядок выплаты получателям сумм за дополнительный оплачиваемый отпуск и единовременной компенсации устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Брянской области от 29.12.2014 №689-п «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» средства на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, источником финансового обеспечения которого является субвенция из федерального бюджета, предоставляются главному распорядителю средств областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.

При этом Постановлением Правительства Брянской области от 29.12.2014 №689-п главным распорядителем средств областного бюджета по осуществлению выплаты (включая доставку) компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, определен департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 15.12.2015 №441 определен Порядок организации выплаты компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации (далее – Порядок выплаты).

Согласно п. 2 Порядка выплаты решение о назначении (об отказе в назначении) компенсации, пособия или иной выплаты (за исключением единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС) принимают государственные казенные учреждения - отделы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов. Они же в силу п. 9 Порядка выплаты формируют выплатные формы (ведомости, описи и реестры, электронные списки для кредитных учреждений) для организации доставки почтой и зачисления на счет получателя в кредитном учреждении (за исключением единовременной денежной компенсации), не позднее следующего дня после формирования выплатных форм передают их в почтовые отделения и кредитные учреждения.

Исходя из изложенного, денежные средства в размере 29388,52 руб. в счет оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней подлежат взысканию с ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» в пользу истца.

Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание, что приведенным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2014 №1475 (п.п. 2, 11) определено, что субвенции предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субвенций подлежит возврату.

При этом в соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Таким образом, в рассматриваемом деле, подлежащие уплате в рамках Закона РФ № 1241-1от ДД.ММ.ГГГГ социальные выплаты, производимые за счет субвенций федерального бюджета, составляют бюджет субъекта Российской Федерации.

В свою очередь, бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (ст. 6 БК РФ).

Учитывая, что настоящий спор разрешен по истечении 2020 финансового года, суд, тем не менее, не усматривает оснований для отказа истцу во взыскании испрашиваемой суммы, неправомерно не выплаченной в установленном законом порядке, поскольку в силу ч.ч. 1, 4 ст. 242.4 БК РФ исполнительный документ по судебному акту, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий в соответствии открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений. Далее производится выплата взысканных сумм.

ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г.Брянска» по данным Единого государственного реестра юридических лиц, размещенным в общем доступе на сайте сети «Интернет» egrul.nalog.ru, зарегистрировано в качестве юридического лица в 2011 году, основным видом его деятельности является деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению своих полномочий в городах и районах, его учредителем является департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области. В силу положений п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Ввиду изложенного, денежные средства в счет оплаты предоставленного истцу отпуска подлежат взысканию с ГКУ «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г.Брянска».

Правовых оснований для их взыскания с Департамента семьи, социальной и демографической политики, в настоящем не имеется, как не имеется оснований для возложения соответствующей обязанности на Департамент финансов Брянской области.

В связи с вышеизложенным уточненный иск Арещенко Т.М. подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

уточненный иск Арещенко Татьяны Михайловны к Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска», Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании невыплаченных денежных средств – удовлетворить частично.

Признать незаконными отказы Государственного казенного учреждения Брянской области «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г.Брянска» в оплате дополнительного оплачиваемого отпуска и в выплате ежегодной компенсации на оздоровление.

Признать за Арещенко Татьяной Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней и право на получение ежегодной компенсации на оздоровление, установленных ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для дальнейшего предоставления ей мер социальной поддержки.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Брянской области «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г. Брянска» в пользу Арещенко Татьяны Михайловны денежные средства в размере 29388,02 руб. в счет оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное казенное учреждение Брянской области «Отдел социальной защиты населения Бежицкого района г.Брянска» произвести Арещенко Татьяне Михайловне выплату ежегодной компенсации на оздоровление за 2021 год.

В удовлетворении иных исковых требований, в том числе к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области и Департаменту финансов Брянской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Бежицкий районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Л.И. Юдина

Решение суда в окончательной форме принято – 06.07.2021.