ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-934/2022 от 18.03.2022 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-934/2022

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации

18 марта 2022 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., при секретаре судебного заседания Лашмановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению КУИ городского округа Серпухов Московской области о признании движимой вещи бесхозяйной,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области обратился в суд с заявлением и просит признать движимое имущество - объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д.Тверитино, ДНП «Караськина Охота», а именно: КТП-746 - КТП-250/10/0,4 кВ с трансформатором ТМГ-250/10/0,4 кВ; КРН-91; ВЛ-0,4 кВ от КТП-746;

ВЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка провода СИПЗ 1x50, протяженность 10 м, опоры СВ-110 ж/б - 1 шт; КЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка кабеля АСБ-10 3x50, протяженность 300 м – бесхозяйным; а также признать право муниципальной собственности на вышеуказанные бесхозяйные объекты.

Представитель заявителя Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела судом надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, возражений против удовлетворения заявления не представили.

Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц в соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ.

Из текста заявления и представленных документов следует, что на территории городского округа Серпухов Московской области было выявлено следующее бесхозяйное движимое электросетевое имущество, расположенное по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Тверитино, ДНИ «Караськина Охота»:

КТП-746 - КТП-250/10/0,4 кВ с трансформатором ТМГ-250/10/0,4 кВ;

-КРН-91;

ВЛ-0,4 кВ от КТП-746;

ВЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка провода СИПЗ 1x50, протяженность 10 м, опоры СВ-110 ж/б - 1 шт;

КЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка кабеля АСБ-10 3x50, протяженность 300 м.

В настоящее время данные объекты никем не востребованы, но при этом нуждаются в содержании и ремонте. Признание права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество тесно связано с вопросами управления и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии с Решением Совета депутатов города Серпухова от 19.12.2005 г. №75/9 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом г.Серпухова» заявитель осуществляет от имени муниципального образования формирование и управление муниципальной собственностью. В соответствии с Положением Комитет выявляет и оформляет в муниципальную собственность бесхозяйное и неиспользуемое имущество на территории городского округа Серпухов в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно Положению о порядке оформления бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования «Город Серпухов Московской области», утвержденного решением Совета депутатов г. Серпухова МО от 03.02.2016 г. № 66/7, на Комитет по управлению имуществом г.о. Серпухов возложены полномочия по осуществлению деятельности по принятию в муниципальную собственность городского округа Серпухов бесхозяйных объектов недвижимого имущества и бесхозяйных движимых вещей.

Таким образом, указанные действия являются обязанностью именно Комитета по управлению имуществом г. о. Серпухов. В целях обнаружения собственников бесхозяйного имущества, 13.10.2021 года на официальном сайте Администрации городского округа Серпухова была размещена информация о розыске собственников бесхозяйного движимого электросетевого имущества с указанием его конкретного перечня. Однако по истечении трех месяцев с момента размещения информации на указанные объекты никто свои права не заявил. Также в целях подтверждения бесхозяйного статуса указанных объектов электросетевого хозяйства сделаны запросы предполагаемым собственникам о принадлежности им на праве собственности указанных объектов. Согласно ответу Министерства имущественных отношений Московской области от 19.10.2021 года № 15ИСХ-33984, данные электросетевые объекты в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, не значатся. Согласно ответу Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области) от 26.10.2021 года № 50-РД-10/12415, указанные выше объекты в реестре государственной собственности Российской Федерации не значатся. Согласно ответу ГБУ МО «МОБТИ» исх. № 43-43.01-09/2788 от 27.10.2021 года, сообщается, что техническая инвентаризация вышеуказанных электросетевых объектов не проводилась. Техническая документация и сведения о правообладателях в архиве отсутствуют. Таким образом, ввиду отсутствия сведений об имеющихся правопритязаниях и спорах в отношении указанного движимого имущества, Комитет по управлению имуществом городского округа Серпухов для защиты своих прав и интересов вынужден обратиться в Серпуховский городской суд Московской области по основаниям статей 218, 225, 226 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поступление в муниципальную собственность по решению суда бесхозяйного имущества не только позволит содержать объект в надлежащем виде, но и даст возможность использовать это имущество в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, наличие какой-либо правоподтверждающей документации у различных организаций, имеющих какое-либо отношение к объектам спорного имущества за достаточно длительное количество времени являлось бы следствием оформления права собственности на них. Однако отсутствие документальной принадлежности спорных объектов влечет только их бесхозяйное состояние. Кроме того, среди Перечня Поручений Губернатора Московской области по итогам оперативного совещания с заместителями Председателя Правительства Московской области от 24.05.2021 года значится п. 9 - Обеспечить постановку на регистрационный учёт бесхозяйных объектов электроэнергетики и передачу в собственность территориальным сетевым организациям. Также согласно Протоколу № 21-2021 заседания Штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на территории Московской области в п. 4 Главам муниципальных образований Московской области рекомендовано совместно с сетевыми компаниями организовать работу по инвентаризации бесхозяйных электросетевых объектов и передаче их на обслуживание специализированным организациям. В ведении муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области» отсутствует специализированная организация, обслуживающая объекты электросетевого имущества. ПАО «Россети Московский регион» - Южные электрические сети» выразило согласие об оказании услуги по обслуживанию и эксплуатации вышеуказанного электросетевого имущества на основании договора безвозмездного пользования.

Исследовав письменные материала дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании ст.2 вышеуказанного Федерального закона городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Согласно положений ст.16 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального, городского округа; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; 4) организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 статьи 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч. 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В соответствии со ст.226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии со ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Анализируя собранные по делу доказательства, с учетом вышеприведенных положений закона, учитывая, что зарегистрированные права на спорные объекты отсутствуют, в реестрах имущества, находящегося в федеральной собственности и собственности Московской области, объекты не значатся, также как в собственности иных лиц (юридических), суд приходит к выводу, что заявителем были представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии собственника спорных объектов движимого имущества, при этом, судом установлена фактическая бесхозяйность этого движимого имущества и отсутствие на него прав других лиц, в связи с чем, заявленное Комитетом по управлению имуществом городского округа Серпухов требование подлежит удовлетворению в полном объеме.

Исходя из изложенного, на основании ст.ст.218, 225 ГК РФ, Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь ст.ст.167, 194-198, 262-263, 293 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать движимое имущество - объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д.Тверитино, ДНП «Караськина Охота», а именно:

- КТП-746 - КТП-250/10/0,4 кВ с трансформатором ТМГ-250/10/0,4 кВ;

- КРН-91;

- ВЛ-0,4 кВ от КТП-746;

- ВЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка провода СИПЗ 1x50, протяженность 10 м, опоры СВ-110 ж/б - 1 шт;

КЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка кабеля АСБ-10 3x50, протяженность 300 м - бесхозяйным.

Признать за муниципальным образованием «Городской округ Серпухов Московской области» право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты движимого имущества – объекты электросетевого хозяйства, расположенные по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д.Тверитино, ДНП «Караськина Охота», а именно:

- КТП-746 - КТП-250/10/0,4 кВ с трансформатором ТМГ-250/10/0,4 кВ;

- КРН-91;

- ВЛ-0,4 кВ от КТП-746;

- ВЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка провода СИПЗ 1x50, протяженность 10 м, опоры СВ-110 ж/б - 1 шт;

КЛ-10 кВ фид. «на Тверитино» с РП-8 ПС-613 «Пролетарий», от КРН-91 до КТП-746 - марка кабеля АСБ-10 3x50, протяженность 300 м.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Крючков С.И.

Мотивированное решение составлено 13 апреля 2022 года.