Дело № 2-9351/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород [ 00.00.0000 ]
Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе
председательствующего судьи: Симагина А.С.,
при ведении протокола секретарем: Нагаевой Ю.С.,
с участием: заявителя и представителя заявителя ФИО1 – ФИО2, представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Нижегородской области ФИО3, представителя заинтересованного лица прокуратуры Нижегородской области ФИО4, представителя заинтересованного лица Следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО2 и ФИО6 к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, Следственному управлению Следственного комитета России по Нижегородской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области, Специализированному отделу по ОИП УФССП России по Нижегородской области о признании бездействия Государственной жилищной инспекции Нижегородской области незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Заявители ФИО2 и ФИО6 обратились в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, Следственному управлению Следственного комитета России по Нижегородской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области, Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Нижегородской области, Специализированному отделу по ОИП УФССП России по Нижегородской области о признании бездействия Государственной жилищной инспекции Нижегородской области незаконным. В обоснование предъявленных требований заявители указали, что [ 00.00.0000 ] в Канавинском районном суде г. Нижнего Новгорода рассматривалось дело по иску ФИО7 к ОАО «ДУК Канавинского района» г. Нижнего Новгорода, Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, прокуратуре Канавинского района г. Нижнего Новгорода об обязании представить документы для подтверждения исполнения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации по обеспечению безопасных и комфортных условий проживания в доме [ № ] по ул. Витебская г. Нижнего Новгорода. Из представленного отзыва Государственной жилищной инспекции Нижегородской области следует, что на территории Нижегородской области не подлежат исполнению Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, отдельные статьи Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство. Это не соответствует нормам Постановления Правительства Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ] . Судом отказано в исковых требованиях к Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по основаниям отсутствия предмета спора – документов, подтверждающих исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, нормативно-правовых актов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации на территории Нижегородской области. Позиция Государственной жилищной инспекции Нижегородской области поддержана документально отдельными представителями следственного комитета Российской Федерации, следственного управления ГУВД, налоговыми инспекциями по Ленинскому, Канавинскому, Нижегородскому и Московскому районов г. Нижнего Новгорода, Лукояновкому, Борскому и Кстовскому районов Нижегородской области, УМВД по г. Нижнему Новгороду, прокуратурами Борского, Лукояновского, Кстовского районов области и Московского, Канавинского районов города, представителями государственных и муниципальных органов власти, судебными приставами Специализированного отдела по ОИП УФССП по Нижегородской области. Данные обстоятельства нашли отражение в статье ФИО8 в РИА «Регионы России» - «Разве Россия территория беззакония? Где источники нестабильности России?» и иных публикациях, которые неопротестованны и подтверждены молчанием. Заявители полагают о необходимости рассмотреть мнение высококвалифицированных специалистов, направленных в их адрес и отображенное в публикациях РИА «Регионы России» по исполнению Конституции Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, федерального законодательства, Постановлений Правительства Российской Федерации с принятием решения о их несоответствии с понятиям представителей федеральных, государственных и муниципальных органов власти и соответственно не подлежащих исполнению на территории Нижегородской области в присутствии с Представителя Президента Российской Федерации в ПФО и прокуратуры Нижегородской области. На этом основании ФИО2 и ФИО6 просили суд:
- признать незаконным бездействие Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, не обеспечивающей исполнение обязанностей, возложенных на них Постановлением Правительства Нижегородской области [ № ] от [ 00.00.0000 ] , нарушая своим бездействием права граждан на безопасные и комфортные условия проживания, получение качественных, экономически обоснованных техническими нормами и правилами, коммунальных услуг.
- возложить на Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области иных заинтересованных лиц в присутствии представителя Администрации Президента Российской Федерации и прокуратуры Нижегородской области обязанность признать нормы ст.1, 2, 3, 11, 15, 17, 19, 45, 57, 90, 110, 114, 115 Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации [ № ] от [ 00.00.0000 ] , Федерального закона [ № ] от [ 00.00.0000 ] , Указов Президента Российской Федерации [ № ] от [ 00.00.0000 ] и Майских Указов 2012 года Президента Российской Федерации и иных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих сферу экономики на территории Нижегородской области не действующими, по основаниям несоответствия понятий высококвалифицированных специалистов представителей заинтересованных лиц, которые решают иные задачи и достигают иные цели, не соответствующие требованиям Президента Российской Федерации, не подлежащие прокурорскому надзору в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона [ № ] от [ 00.00.0000 ] с направлением своего мнения в адрес Президента Российской Федерации и средства массовой информации.
В судебном заседании заявитель ФИО2, выступающий и в качестве представителя ФИО1, поддержал поданное заявление, указывая, что его доверитель извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц Государственной жилищной инспекции Нижегородской области ФИО3, прокуратуры Нижегородской области ФИО4, Следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области ФИО5 возражали против удовлетворения указанного заявления.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.
Заслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Гражданские дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.9 Постановления от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, или подача искового заявления).
По мнению суда, заявленные ФИО2 и ФИО7 требования связаны и непосредственно направлены на обжалование бездействия органа исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющего государственный жилищный надзор на территории Нижегородской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для применения при разрешении заявленных требований положений главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из приведенных положений закона следует, что требования, содержащие в заявлении, поданном в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат удовлетворению лишь в случае доказанности обстоятельств, свидетельствующих о том, что решением или действием (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих были нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.1.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 года №885, Государственная жилищная инспекция Нижегородской области создана в соответствии с Законом Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указом Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 года №50 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Нижегородской области.
Согласно п.1.4 названного Положения Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года №493 «О государственном жилищном надзоре», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства регионального развития Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, Законом Нижегородской области от 07 сентября 2007 года №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 06 сентября 2013 года №624 «Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Нижегородской области», иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, а также настоящим Положением.
Разделом 2 Положения определены основные задачи Инспекции, к которым относится предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, в соответствии с которыми Инспекция наделена функциями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора, определенных в разделе 3 Положения.
Представленные в материалы гражданского дела заявителями документы (в частности, решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] , публикации в СМИ, письма ОАО «Домоуправляющая компания Канавинского района», письма прокуратур Нижегородской области, письма Администрации г. Нижнего Новгорода и ее структурных подразделений, обращения заявителей) не подтверждают доводы ФИО2 и ФИО7 о незаконном бездействии Государственной жилищной инспекции Нижегородской области и не выполнении требований постановления Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 года №885 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Нижегородской области» в части обеспечения прав заявителей на безопасные и комфортные условия проживания, получение качественных, экономически обоснованных техническими нормами и правилами, коммунальных услуг.
В чем конкретно выразилось не основанное на законе бездействие органа государственной власти Нижегородской области, чем указанное бездействие нарушает права и законные интересы ФИО2 и ФИО7, в предъявленном заявлении не отражено, не было приведено таких данных и при рассмотрении дела по существу в судебном заседании.
Поэтому в удовлетворении заявления ФИО2 и ФИО7 в указанной части должно быть отказано.
В силу приведенных выше мотивов не подлежат удовлетворению и требования заявителей о возложении на Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области иных заинтересованных лиц в присутствии представителя Администрации Президента Российской Федерации и прокуратуры Нижегородской области обязанности признать нормы ст.1, 2, 3, 11, 15, 17, 19, 45, 57, 90, 110, 114, 115 Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации №491 от 13 августа 1996 года, Федерального закона №294 от 26 декабря 2008 года, Указов Президента Российской Федерации №657 от 20 мая 2011 года и Майских Указов 2012 года Президента Российской Федерации и иных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих сферу экономики на территории Нижегородской области не действующими, по основаниям несоответствия понятий высококвалифицированных специалистов представителей заинтересованных лиц, которые решают иные задачи и достигают иные цели, не соответствующие требованиям Президента Российской Федерации, не подлежащие прокурорскому надзору в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона №2202-1 от 17 января 1992 года с направлением своего мнения в адрес Президента Российской Федерации и средств массовой информации, тем более, что такой способ защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен, в то время как из закрепленного в ст.46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту не следует возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать средство и процедуру судебного оспаривания, - они определяются законами на основе Конституции Российской Федерации, ее статей 46, 123 и 128.
В соответствии с ч.4 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления ФИО2 и ФИО6 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.С. Симагин