Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ Коломенский городской суд Московской области в составе: судьи Бурякова В.Н., при секретаре судебного заседания ФИО12, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилина Виктора Григорьевича, Кирилиной Натальи Петровны, Сухоруковой Олеси Викторовны к Администрации Коломенского городского округа МО, Министерству Обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилую квартиру в порядке приватизации.
У С Т А Н О В И Л:
Кирилина Виктора Григорьевича, Кирилиной Натальи Петровны, Сухоруковой Олеси Викторовнык Администрации Коломенского городского округа МО, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФо признании права собственности на жилую квартиру в порядке приватизации.
В обосновании исковых требований указывают, что жилое помещениесостоящее из двух комнат в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено на условиях социального найма Кирилину Виктору Григорьевичуи совместно проживающими с ним членам семьи: жене – Кирилиной Наталье Петровне, дочери- Кирилина Олесе Викторовне, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, выданного Тимоновской КЭЧ района Министерства Обороны СССР.
ДД.ММ.ГГГГ указанные лица поставлены на регистрационный учет по указанному адресу.
Кирилина Олеся Викторовна вышла замуж за Сухорукова, сменила фамилию и стала Сухоруковой О.В.
В настоящее время в квартире зарегистрированыКирилин Виктор Григорьевич, Кирилина Наталья Петровна, Сухорукова Олеся Викторовна.
В ДД.ММ.ГГГГ году Кириловыми было принято решение о приватизации данной квартиры. Для реализации своего права на приватизацию они обратился в Администрацию Коломенского муниципального района, однако узнал, что квартира в муниципальный жилой фонд передана, но право собственности за муниципалитетом не зарегистрировано.
Истцы ранее в бесплатной приватизации не участвовала и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовала.
Согласно Приказа Заместителя Министерства Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Коломенского муниципального района Московской области» указанная квартира, находящаяся по адресу: <адрес>, передана по акту приема-передачи имущества из федеральной собственности Министерства Обороны в собственность Коломенского муниципального района Московской области.
Коломенский муниципальный район Московской области реорганизован в Коломенский городской округ МО. Однако Коломенский городской округ право собственности на указанную квартиру не зарегистрировал. Отсутствие регистрации муниципального права собственности на квартиру, ввиду чего невозможно заключить договор передачи жилого помещения в собственность истцов.
Истцы просят признать за Кирилиным Виктора Григорьевича, Кирилиной Натальи Петровны, Сухоруковой Олеси Викторовныправо собственности на двухкомнатную квартиру с кадастровым № расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
ИстцыКирилин В.Г., Кирилина Н.П., Сухорукова О.В. в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, иск поддерживают.
Представитель истцов Логинова Д.И. в судебном заседании исковые требования поддержала полностью.
Представитель истца по доверенности Логинов В.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика Администрация Коломенского городского округа МО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Представитель Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФв судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Суд, поверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность, либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Часть 1 ст. 4 указанного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998г. № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004г. № 441-О, установление круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании ордера на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, выданного Тимоновской КЭЧ района Министерства Обороны СССР на условиях социального найма Кирилину Виктору Григорьевичу и совместно проживающими с ним членам семьи: жене – Кирилиной Наталье Петровне, дочери- Кирилина Олесе Викторовне, была предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанные лица поставлены на регистрационный учет по указанному адресу.
Кирилина Олеся Викторовна вышла замуж за Сухорукова, сменила фамилию и стала Сухоруковой О.В.
В настоящее время в квартире зарегистрированыКирилин Виктор Григорьевич, Кирилина Наталья Петровна, Сухорукова Олеся Викторовна.
В приватизации квартиры желают участвовать Кирилин Виктор Григорьевич, Кирилина Наталья Петровна, Сухорукова Олеся Викторовна.
Закрытый военный городок Коломна-1, где расположен дом, по Распоряжению Правительства РФ от «ДД.ММ.ГГГГ года №, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооружённых Сил Российской Федерации. Дом в аварийном состоянии не находится, квартира служебной не является.
Из финансово-лицевого счета усматривается, что статус спорной квартиры как служебной не подтвержден. В выписке из ЕГРН на спорную квартиру сведения о собственнике отсутствуют, сведений о принадлежности данного жилого помещения к специализированному не имеется. В Реестре служебных помещений в военном городке «Сосновый бор» сведения о спорной квартире как о служебной отсутствуют.
Как следует из сообщенийДепартамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Военного комиссариата Московской области Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ. сведения об оформленииКирилиным и членами его семьи сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты для приобретений жилого помещения за счет средств федерального бюджета отсутствуют.
В соответствии с п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. № (редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. №) государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одинокий престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть учтено в качестве такового, однако таких доказательств ответчиком не представлено.
Кирилин и члены его семьи были вселены в спорную квартиру в ДД.ММ.ГГГГ г по ордеру № от № на условиях социального найма, что следует из самого документа.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Ст. 106 ЖК РСФСР было предусмотрено, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Согласно п.1, ст.15 Закона РФ от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих», действовавшего в тот период, государство гарантировало предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В нормативных документах: Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ», «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. №, «Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. №335 представлены образцы ордеров на предоставление жилых помещений, служебных жилых, где имеется указание на ордере на принадлежность жилого помещения к служебному.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ордер, выданный Кирилину, не содержит отметки «служебный». Договор найма специализированного жилого помещения ни с Кирилиным и членами его семьи не заключался. Требований об освобождении квартиры не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о пользовании истцами спорной квартирой на условиях социального найма.
В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
В силу ст.ст. 35, 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанного Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Исходя из ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на однократное приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования.
В силу ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственником указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Учитывая, что спорная квартира передана в собственность Коломенского муниципального района Московской области, использовалась и используется на условиях социального найма, то к правоотношениям по пользованию указанной выше квартиры применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из содержания ст.ст. 1, 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следует, что бесплатной передаче в собственность граждан РФ подлежат занимаемые ими помещения на условиях социального найма.
В силу ч.2 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма, помимо, указанных в ч. 1 настоящей статьи прав, может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими ФЗ и договором социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»
Истцы и члены его семьи ранее в бесплатной приватизации не участвовали и свое право на однократную приватизацию квартиры не использовали, что следует из выписки из ЕГРН на субъекты. Истцы, желая приватизировать спорную квартиру, обратились в с заявлением к ответчикам о передаче им в собственность данного жилого помещения.Им было предложено с данным вопросом обратиться в суд.
В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.08.1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно п. 8 Постановления вышеуказанного Пленума, исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из акта приема-передачи администрации Коломенского муниципального района усматривается, что жилое помещение по адресу: <адрес>, передано в муниципальную собственность. Регистрация права собственности не производилась.
Данное Конституцией РФ и другими Законами РФ право не может ставиться в зависимость от неисполнения государственными органами, учреждениями, организациями обязанности по передаче объектов социальной инфраструктуры в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность. Установленное государством в законе право гражданина на приобретение жилья в собственность, должно быть обеспечено возможностью реализации этого права.
Законных оснований для отказа истцам в приватизации квартиры не имеется, требование истцов о передаче им в собственность занимаемого ею жилого помещения полностью отвечает требованиям законодательства РФ, регулирующего вопросы передачи гражданам жилья в собственность в порядке бесплатной приватизации, жилое помещение, занимаемое истцами, не входит в число жилых помещений, которые в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации (спорная квартира не отнесена к категории служебных, находится в пригодном для проживания состоянии, не расположена в общежитии либо на территории закрытого военного городка).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопроса приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Таким образом, суд, проанализировав имеющиеся в деле доказательства, с учетом приведенных норм права, приходит к выводу о наличие у истцов законных оснований для признания за ней права собственности на бесплатную приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ИскКирилина Виктора Григорьевича, Кирилиной Натальи Петровны, Сухоруковой Олеси Викторовнык Администрации Коломенского городского округа МО, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству Обороны РФ, Департамента имущественных отношений Министерства Обороны РФо признании права собственности на жилую квартиру в порядке приватизации,удовлетворить.
Признать за Кирилиным Виктором Григорьевичем, Кирилиной Натальей Петровной, Сухоруковой Олесей Викторовной право общей долевой собственности (по 1/3 доли в праве за каждым) на двухкомнатную квартиру с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
В.Н. Буряков