ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-935/2013 от 16.04.2013 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-935/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2013г.                                      г.Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югры Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                    Мельникова И.В.

при секретаре                                                  Бересневой Е.А.

с участием истца                                                                ФИО1

представителя ответчика                                                    ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Нефтеюганск о предоставлении жилого помещения в собственность

У С Т А Н О В И Л :

    ФИО1 обратилась в суд к ответчику с иском, в котором просит признать предоставление жилого помещения, расположенного в <адрес> по договору социального найма незаконным, понудить ответчика предоставить указанное жилое помещение в собственность, ссылаясь на то, что она является участником Великой Отечественной Войны, при этом инвалидом  , в связи с чем, на основании решения Нефтеюганского городского суда от 30 июня 2009г. ей (истцу), как лицу, состоявшей в списках ветеранов ВОВ нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставили спорное жилое помещение по договору социального найма.

    Указывает, что она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении спорного жилого помещения в собственность, однако получала неоднократные необоснованные отказы.

    Считает, что действия администрации г. Нефтеюганска по предоставлению указанного жилья по договору социального найма являются не законными, поскольку она (истец) в соответствие с Указом Президента РФ от 09.01.2010г. №30 и Федеральным Законом от 12.01.1995г. № 5 «О ветеранах» (Далее по тексту - ФЗ «О ветеранах») обладает правом по обеспечению жильем не зависимо от имущественного положения в собственность.    

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила также компенсировать ей понесенные в связи с обращением в суд судебные расходы в виде оплаты оказания юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей, суду пояснила, что вышеуказанным решением суда действия ответчика по предоставлению жилого помещения были признаны незаконными, а также была установлена обязанность ответчика по обеспечению истца жильем. Утверждает, что поскольку с этой целью денежные средства выделены из федерального бюджета, на которые построено спорное жилое помещение, то ответчик должен был предоставить спорную квартиру в собственность, вручив ей (истцу) как ветерану свидетельство о государственной регистрации права на квартиру.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, по основаниям, изложенным в возражениях на иск, где сослалась на то, что основанием удовлетворения иска по решению суда от 30.06.2009г. послужило Постановление Правительства ХМАО-Югры от 22.03.2005 г. № 59-п которым внесены изменения в План мероприятий, посвященных 60-летию Победы в ВОВ, где было указано о необходимости обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, вставших на учет до 01 января 2005 г., а также было установлено, что права ФИО1 нарушены в связи с тем, что ей была предоставлена по договору социального найма квартира во вторичном жилищном фонде, тогда как остальным лицам, состоящим в списке ветеранов были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в новом доме, построенном, за счет средств местного и окружного бюджета.

Считает, что истец не учитывает положения иных действующих нормативных актов, неверно толкует нормы ФЗ «О Ветеранах», а так же факт возложения обязанности по предоставлению квартиры на администрацию города Нефтеюганска, в рамках исполнения решения суда от 30.06.2009 г.

    Ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» (введена в действие с 01.01.2005 г.) предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет федеральных субвенций.

     Однако введенные положения об обеспечении жильем за счет федеральных субвенций сразу с момента введения не действовали, ввиду отсутствия финансирования, нормативных актов устанавливающих механизм их действия и соответствующего законодательства субъекта.

     Утверждает, что федеральные субвенции на обеспечение жильем ФИО1 в бюджет муниципального образования г. Нефтеюганск не поступали, поэтому спорная квартира построена (приобретена) за счет средств бюджета муниципального образования г. Нефтеюганск, а не за счет субвенций федерального бюджета, то учитывая действующий в субъекте Федерации порядок предоставления жилья за счет субвенций из федерального бюджета данной категории граждан (предусматривающий предоставление по договору социального найма, а не в собственность), считает, что нарушений норм действующего законодательства со стороны администрации г. Нефтеюганска не имеется.

    Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд считает заявленный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

    Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного в <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения    (дата). Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании Постановления администрации города Нефтеюганска от 17.08.2010г.   во исполнение решения Нефтеюганского городского суда от 30.06.2009 года, вступившего в законную силу, оставленным без изменения кассационным определением от 29.09.2009 года. Указанным решением признаны незаконными действия ответчика по предоставлению истцу жилого помещения, расположенного в <адрес> согласно протоколу заседания президиума городского совета ветеранов войны и труда  2005г., поскольку указанное жилое помещение не было построено в рамках мероприятий по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ.

     Согласно ст. 15 «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.        В соответствие со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

     Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций(п. 2).

     Пункт 3.2 ст. 23.2 указанного Закона гласит, что по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

      Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

     Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 11.1).

     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах».

     Законом ХМАО-Югры от 31.03.2009 г. № 36-оз (действует с 10.04.2009 г.) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО-Югры отдельными государственными полномочиями для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством» (ст. 2), органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями на условиях социального найма категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

Вышеуказанными государственными полномочиями, предусмотренными в вышеуказанной норме указанного Закона, было наделено и муниципальное образование город Нефтеюганск.

    В Законе ХМАО-Югры от 06.07.2005 г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО-Югре» только с 15.03.2010 г. (в ред. Закона ХМАО-Югры от 01.03.2010 г. № 50-оз) стали действовать изменения в статью 7.2, предусматривающие право участников ВОВ на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма.

     Пунктом 3 Постановления Правительства ХМАО-Югры от 28.01.2003 г. № 17-п (в ред. постановления № 59-п от 22.03.2005 г.), а так же законом о бюджете ХМАО-Югры на 2005 г. от 07.12.2004 г. № 70-оз, финансирование затрат на мероприятия к 60-тилетию Победы было предусмотрено бюджетом автономного округа. Исполнителями мероприятия, согласно постановлению от 28.01.2003 г. были назначены Департамент строительства автономного округа совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.

    Таким образом, учитывая, что вопрос о порядке и способах предоставлении мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к числу которых относится и ФИО1, в виде предоставления жилья, Федеральным законодательством был отнесен к компетенции субъектов РФ, а Правительством ХМАО-Югры порядок предоставления жилья был определен в форме предоставления жилья по договору социального найма, то оснований для признания действий по предоставлению ФИО1 жилья на условиях социального найма нельзя признать противоречащим действующему законодательству.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 15, 23.2 Федерального Закона от 12.01.1995г. № 5 «О ветеранах», ст. 7.2 Закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 г. № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО-Югре», Законом ХМАО-Югры от 31.03.2009 г. № З6-оз, ст.57 Жилищного Кодекса РФ, Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 28.01.2003 г. № 17-п, ст.12,56, 194,195,199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд                    

                                                       Р Е Ш И Л :

    В иске ФИО1 о признании действий администрации города Нефтеюганска по предоставлению жилья в

<адрес> по договору социального найма незаконными и понуждении администрации города Нефтеюганска предоставить истцу указанное жилое помещение в собственность отказать за необоснованностью исковых требований.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский

районный суд.

                                         Председательствующий: 

Решение изготовлено 22.04.2013 г.