ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-935/2014 от 29.05.2014 Партизанского городского суда (Приморский край)

  Дело № 2 - 935/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 29 мая 2014 года гор.Партизанск

 Партизанский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Литвишко Е.В., при секретаре Шевяковой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора г.Партизанска об оспаривании действий Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу по истребованию от граждан обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства,-

 У С Т А Н О В И Л:

 И.о. прокурора г.Партизанска обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу по истребованию от граждан обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, указав в нем, что действиями Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу нарушены интересы неопределенного круга лиц, обратившихся за получением государственной услуги «предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», поскольку в нарушение части 7 статьи 159 ЖК РФ, пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», данными действиями на граждан возлагаются не предусмотренные законом обязанности. В целях приведения Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 221 внесены изменения в указанный перечень, согласно которым уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Согласно п.7 Правил предоставления субсидий, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением. Таким органом на территории Приморского края является Департамент труда и социального развития Приморского края и его территориальные отделения. В соответствии с п.5 Административного регламента Департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденного приказом Департамента труда и социального развития Приморского края от 14.08.2013 №653, установлено, что Департамент труда при предоставлении государственной услуги осуществляет взаимодействие с государственными и муниципальными органами, в том числе с территориальными органами Федеральной миграционной службы и органами местного самоуправления (в части получения сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства). Так же, п.9.12 Административного регламента определен перечень документов получаемых Департаментом труда путем межведомственного взаимодействия. К таким документам в частности относятся документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Таким образом, в силу вышеназванных нормативных правовых актов, Департаментом труда должно быть налажено межведомственное взаимодействие с территориальными органами Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю и органами местного самоуправления с целью получения сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, при оказании государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». При этом в силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Департамент труда, при оказании гражданам Государственной услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных и муниципальных органов. Между тем, в ходе проверки проведенной прокуратурой города установлено, что фактически Департаментом труда межведомственное взаимодействие по вышеуказанным вопросам не организовано. Вместо этого, в частности территориальным отделом по Партизанскому городскому округу Департамента труда, с граждан, обратившихся за предоставлением Государственной услуги, истребуются сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Данные нарушения, согласно письму начальника территориального отдела Департамента труда, не могут быть устранены на местном уровне. Полномочиями по их устранению обладает непосредственно Департамент труда, поскольку именно им осуществляется координация деятельности территориальных отделений и рассмотрение вопросов межведомственного взаимодействия. Круг лиц, проживающих на территории Партизанского городского округа и обладающих правом на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не может быть определен в силу объективных причин, таких как естественная миграция населения, возникновение и прекращение прав на получение субсидий и т.д., в связи с чем, истребование Департаментом труда от граждан, обратившихся за предоставлением Государственной услуги, сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, а так же бездействие в сфере взаимодействия с Управлением Федеральной миграционной службы по Приморскому краю и администрацией Партизанского городского округа по вопросу получения указанных сведений, нарушает права неопределенного круга лиц. Просит признать незаконными действия Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу по истребованию от граждан, обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, запретить территориальному отделу по Партизанскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края истребовать от граждан, обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, разместить информацию о принятом решении в официальном печатном издании Партизанского городского округа.

 Явившийся в судебное заседание помощник прокурора г.Партизанска Бекжанов Т.О. заявленные требования поддержал, по основаниям изложенным в заявлении.

 Представитель Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу ФИО6 действующая на основании доверенности, с доводами заявителя не согласилась, представила письменный отзыв на заявление, из которого следует, что постановлением Администрации Приморского края от 28.07.2011 года № 197-па утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Приморского края. Пунктом 13.3 данного Перечня установлено, что предоставление сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, является необходимой и обязательной услугой для предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Однако, организация, которая ранее участвовала в предоставлении данной услуги - ЗАО «Энерго ЦентрУчет», отказывала департаменту труда и социального развития Приморского края в предоставлении сведений по межведомственным запросам департамента. Данная организация существовала в форме акционерного общества, департамент прилагал усилия к налаживанию межведомственного взаимодействия с данной организацией, однако последнее не представилось возможным, что подтверждается имеющимися в деле документами. Вины департамента нет в том, что гражданам приходилось самостоятельно за плату обращаться в данную организацию за справками, подтверждающими сведения о лицах, зарегистрированных совместно с гражданином по месту его постоянного жительства. Каким-либо образом воздействовать на данную организацию департамент также не имел возможности, поскольку правоохранительным органом департамент не является. Частью 6 ст. 7.1 Федерального законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что должностное лицо, не представившее (несвоевременно представившее) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежит административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, на сегодняшний день какая-либо ответственность за данное нарушение не установлена.  В настоящее время организация ЗАО «ЭнергоЦентрУчет» преобразовано в ООО «Жилкомаудит», с 01 мая 2014 года с данной организацией Администрацией Партизанского городского округа был заключен агентский договор, согласно которому ООО «Жилкомаудит» предоставляет без оплаты гражданами сведения о зарегистрированных лицах по их месту жительства (справки о составе семьи) для оформления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Дополнила, что граждане сами приносят выше указанные справки, содержащие сведения о регистрации их по месту жительства и совместно проживающих с ними граждан. Однако, в случае не предоставления таких сведений, в назначении субсидии на оплату коммунальных услуг будет отказано. Кроме того, достигнута устная договоренность с директором ООО «Жилкомаудит» о том, что данная организация будет предоставлять департаменту сведения в рамках ответов на межведомственные запросы. Таким образом, считает, что на сегодняшний день предмет спора и заявления исчерпан, на основании изложенного, просит суд в удовлетворении заявления отказать.

 Представитель УФМС России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

 Представитель Администрации Партизанского городского округа в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не представил.

 Выслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч.1 ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

 В силу ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В соответствии со ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 В силу п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом, для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

 В соответствии с п. 3 Правил право на субсидии имеют собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

 Пунктом 8 указанных Правил установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению.

 Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. №761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013г. №221) установлено, что документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов.

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» межведомственное информационное взаимодействие - это осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами.

 В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается, в частности, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг.

 В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации представления государственных и муниципальных услуг органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 этого закона государственных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, по собственной инициативе.

 Согласно п.7 Правил предоставления субсидий, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

 Департаментом социальной защиты населения Приморского края издан приказ от 14.08.2013г. №653 «Об утверждении административного регламента департамента труда и социального развития Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

 Пунктом 9.12 Административного регламента в перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, включены документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

 В судебном заседании установлено, что Департаментом труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу не налажено (на момент подачи заявления) межведомственное взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, при оказании государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», в результате чего нарушаются интересы неопределенного круга лиц. Данное обстоятельство подтверждено имеющимися в деле документами.

 Из представленного представителем Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу ФИО6 отзыва на заявление следует, что в настоящее время вопрос урегулирован и в подтверждение данных доводов представлена копия агентского договора №1 от 01.05.2014г., согласно которому ООО «Жилкомаудит» предоставляет без оплаты гражданами сведения о зарегистрированных лицах по их месту жительства (справки о составе семьи) для оформления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и копия приказа ООО «Жилкомаудит» от 27.05.2014г. №30, согласно которого выдача справок на оформление субсидий нанимателям и собственникам квартир с 28.05.2014г. будет производится бесплатно. Вместе с тем, обязанность по предоставлению справок гражданами, обратившимися за получением субсидии, данные документы не снимают.

 Ссылку представителя департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу ФИО6 на то, что имеется устная договоренность с директором ООО «Жилкомаудит» о том, что данная организация будет предоставлять департаменту сведения в рамках ответов на межведомственные запросы, суд находит необоснованной. Документов, подтверждающих организацию Департаментом труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу межведомственного взаимодействия по вышеуказанным вопросам, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.210 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в судебное заседание не представлено.

 Исходя из изложенного, суд находит заявленные требования законными и подлежащими полному удовлетворению, и считает необходимым признать незаконными действия Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу по истребованию от граждан, обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, запретить территориальному отделу по Партизанскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края истребовать от граждан, обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства, разместить информацию о принятом решении в официальном печатном издании Партизанского городского округа.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд, -

 Р Е Ш И Л:

 Признать незаконными действия Департамента труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу по истребованию от граждан, обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведений о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

 Запретить территориальному отделу по Партизанскому городскому округу Департамента труда и социального развития Приморского края истребовать от граждан, обратившихся за получением государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

 Обязать Департамент труда и социального развития Приморского края в лице территориального отдела по Партизанскому городскому округу разместить информацию о принятом решении в официальном печатном издании Партизанского городского округа.

 Стороны вправе обжаловать решение в апелляционную инстанцию Приморского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Партизанский городской суд.

 Судья Е.В. Литвишко