Дело № 2 – 935 / 2022 УИД:28RS0017-01-2022-001392-4415
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Свободненский городской суд Амурской области
в составе председательствующего судьи Осокиной О.Ю.,
при секретаре Савельевой Л.Ю.,
с участием прокурора Истомина М.П., представителей ответчика ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц
к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный»,
к Акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»
о возложении обязанности в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап», в соответствии с проектной и рабочей документацией,
установил:
23.05.2022 г. прокурор космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации, в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Свободненский голродской суд Амурской области с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных требований указал следующее.
Прокуратурой космодрома «Восточный» по результатам анализа исполнения федерального законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного законодательства при строительстве объектов космодрома «Восточный» в части устранения нарушений градостроительного законодательства, отраженных в предписаниях 119 отдела ГАСН МО РФ, проведенного во исполнение протокола выездного заседания межведомственной рабочей группы по обеспечению исполнения требований законодательства при строительстве космодрома «Восточный» от 18.11.2021 года, выявлены нарушения, допускаемые ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ».
Работы по созданию космодрома «Восточный» выполняются в соответствии с Указом Президента РФ от 06.11.2007 № 1473.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 года № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», которое выполняет функции заказчика - застройщика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 года № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 АО «ЦЭНКИ» определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома «Восточный».
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 года № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», от 27.01.2020 года № 48 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома. На завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» в 2020-2021 годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере 22,370 млрд. рублей.
Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Государственный заказчик, Заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (Головной исполнитель) в целях исполнения государственного оборонного заказа, заключен государственный контракт № 77/20 от 15.06.2020 года по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап). Идентификатор государственного контракта --.
По условиям Государственного контракта, результатом выполненных работ является построенный объект, в отношении которого Головным исполнителем направлено извещение Заказчика об окончании строительства и сторонами подписаны акты приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (п. 2.3).
Указом Президента РФ № 853-с от 15.11 2013 на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».
04.04.2022 г. 119 отдел ГАСН МО РФ выдало предписание № 119-14-2022, в котором указало нарушения, потребовав устранить их в срок до 13.06.2022 г.
Меры к устранению нарушений ответчики не принимали. Меры прокурорского реагирования оказались безрезультатными, в связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Бездействие ответчиков негативно сказывается на процессе строительства и создает предпосылки к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию, что, кроме прочего, влечет нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Прокурор просит суд:
возложить на ответчиков обязанность в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап», в соответствии с проектной и рабочей документацией.
По предписанию № 119-14-2022 (сроком исполнения до 13.06.2022 г):
Пункт I. Ведётся эксплуатация зданий и сооружений до получения разрешения на ввод, объекта в эксплуатацию:
- Административно-бытовой корпус с постом ЭЦ № П1 (эксплуатируется под офисное здание);
- Гараж № П2 (эксплуатируется под склад Горюче-смазочных материалов);
- Здание службы эксплуатации железной дороги № А2.1 (эксплуатируется под хранение железнодорожной платформы и автомобильной техники);
- Депо для экипировки и обслуживания тепловозов № А2.2 (эксплуатируется под хранение и обслуживание тепловозов);
- Котельная № A3 Л (эксплуатируется для теплоснабжения здания насосной станции с операторскими и бытовыми помещениями № А 1.3, здания службы эксплуатации железной дороги № А2.1, зданий и сооружений метеорологического комплекса ГП1, ГП2 (площадка 4.1), зданий промышленной строительно-эксплуатационной базы 2 этап (площадка 4);
- 2 БКТП-1250-10/0,4 № А3.7 (эксплуатируется для электроснабжения потребителей). Нарушение /Требований пункта 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2. Строительный контроль генподрядной организацией на объекте строительства не осуществляется. В нарушение требований статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
Пункт 3. Авторский надзор на объекте строительства не осуществляется. В нарушение требований пункта 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля I при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», СП 246.1325800.2016 «Положения об авторском надзоре за строительством заданий и сооружений».
Пункт 4. Не устранены нарушения, выявленные технадзором заказчика и комплексным обследованием. В нарушение требований пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 5. Не возведено здание пожарного депо в первую очередь в нарушение требований проектной документации согласно л. 11 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-1-ИОС8.2 ПЗ, ПБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» -пункт 611. До начала строительства основных сооружений должны быть выделены специальные утепленные помещения для размещения пожарной охраны или добровольных пожарных формирований и пожарной техники
Пункт 6. В зданиях:
- АБК с ЭЦ;
- Гаража;
- 2БКТП-250-10/0,4;
- Пункте обогрева А, Б;
- Пункте технической передачи вагонов А, Б;
- Насосной с операторской и бытовыми помещениями;
- Здании службы эксплуатации железной дороги;
- Депо для экипировки и обслуживания тепловозов;
- Компрессорной станции;
- Котельной;
- Очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков;
- Трансформаторной подстанции;
- Пожарного депо на 2 машины;
- Вспомогательного здания противопожарного водопровода,
не ведены в действие к началу отделочных работ, а автоматические системы пожаротушения и сигнализации - к моменту пусконаладочных работ в нарушение требований проектной документации согласно л. 11 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-1-ИОС8.2 ПЗ, ПБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» пункт 610.
Пункт 7. Молниеприемники мачтовые (7 шт.) № А 2.5 а, б, в, г, д, е, ж не приняты и не введены в эксплуатацию к началу отделочных работ, а при наличии взрывоопасных зон - до начала комплексного опробования технологического оборудования в нарушение требований проектной документации л. 1 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-А1.1 - А1.8 ИОС 1.14, РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений» пункт 1.13.
Пункт 8. В журналах общих работ не заполнены титульные листы, по разделам 1,2. В нарушение требований РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», глава II.
В судебном заседании старший помощник прокурора космодрома «Восточный» Истомин М.П. на заявленных требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» ФИО1 с иском не согласна.
ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» принимает все зависящие от неё меры, направленные на исполнение условий государственного контракта, устранений нарушений градостроительного законодательства.
Постановлением Правительства РФ № 1002 от 01.06.2022 года срок завершения строительства объекта «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап» продлен до конца 2023 года.
Срок устранения нарушений, указанных в предписании ГАСН № от 04.04.2022 года № 119-14-2022 (письмом от 16.06.2022 г. № 1750, самим 119 отделом ГАСН изменен с 13.06.2022 г. до 01.11.2022 г.).
Кроме того, требования прокурора космодрома «Восточный» являются неисполнимыми, т.к. не указывается каким именно способом, предусмотренном законодательством РФ, Дирекция должна устранить предписания 119 отдела ГАСН МО РФ по объекту «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап».
Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика АО «ЦЭНКИ» ФИО2 с иском не согласна.
АО «ЦЭНКИ» принимает все зависящие от него меры, направленные на исполнение условий государственного контракта, устранений нарушений градостроительного законодательства.
Постановлением Правительства РФ № 1002 от 01.06.2022 года срок завершения строительства объекта «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап» продлен до конца 2023 года.
03.11.2021 г. дополнительным соглашением к Госконтракту № 77/20 от 15.06.2020 г. по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап» внесены изменения, срок окончания работ изменен на 25.12.2023 года.
Срок устранения нарушений, указанных в предписании ГАСН № от 04.04.2022 года № 119-14-2022 (письмом от 16.06.2022 г. № 1750, самим 119 отделом ГАСН изменен с 13.06.2022 г. до 01.11.2022 г.).
Графиком производства оставшихся работ по строительству объекта «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап», итоговая проверка объекта запланирована на 18.11.2023 г..
Устранение выявленных нарушений будет проводиться в течение срока, установленного Госконтрактом.
01.07.2022 г. определением Свободненского городского суда в качестве третьих лиц на стороне ответчиков, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Государственная корпорация «Роскосмос», Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Направила возражения на иск, в соответствии с которыми действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи иска об исполнении предписаний органов государственного строительного надзора.
Довод о бездействии ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Во исполнение мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 г. № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительстве первой очереди космодрома «Восточный» и федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 - 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, от 19.09.2017 № 1124 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2020 № 48), между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» заключен государственный контракт от 15.06.2020 № 77/20 по корректировке рабочей документации и завершению строительства Объекта.
Учитывая объективную потребность в объекте для функционирования космодрома «Восточный», недостаточность средств в 2021 - 2023 годах на реализацию мероприятий по завершению строительства объекта (в 2021 году финансирование полностью отсутствовало) - срок завершения строительства объекта перенесен на конец 2023 года, что нашло отражение в Программе в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2022 № 1002.
В соответствии с пунктом 5.2. Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 03.11.2021 № 6) окончание работ — 25.12.2023 г..
Между Госкорпорацией «Роскосмос», АО «ИПРОМАШПРОМ» и ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» заключен договор от 20.02.2020 г. № 31/20 на выполнение работ по комплексному обследованию незавершенных строительством объектов первой очереди космодрома «Восточный» и разработке документации для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению их строительства.
В настоящее время АО «ИПРОМАШПРОМ» выполнены работы по I этапу «Предварительные заключения о техническом состоянии Объектов» и II этапу «Разработка документации для проверки достоверности определения сметной стоимости работ по завершению строительства Объектов и получение положительного заключений ФАУ «Главгосэкспертиза России» по результатам проверки достоверности определения, сметной стоимости работ по завершению строительства Объектов».
Результаты выполнения III этапа «Заключения по комплексному обследованию технического состояния Объектов» на текущую дату не представлены.
Просит в удовлетворении иска отказать.
Министерство финансов Российской Федерации, через Управление Федерального казначейства по Амурской области, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Просит удовлетворить заявленные прокурором требования, т.к. непринятие ответчиками мер, направленных на исполнение условий государственного контракта от 15.06.2020 г. № 77/20, на устранение нарушений, указанных в предписании 119 отдела ГАСН, некачественное выполнение работ, свидетельствует о бездействии и влечет нарушение государственных интересов Российской Федерации, а также прав и законных интересов граждан Российской Федерации в области космической деятельности, освоении космического пространства.
Правительство Российской Федерации письменный отзыв на иск не представило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам.
Указом Президента Российской Федерации от 06.11.2007 №1473-с «О космодроме «Восточный» принято решение о создании на территории Свободненского района Амурской области космодрома «Восточный», а также определены основные этапы и сроки его создания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 года № 1546-р создано ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», которое выполняет функции заказчика - застройщика.
Распоряжением Госкорпорации «Роскосмос» от 13.02.2016 года № 9-рсп утверждён Устав ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».
В соответствии с пунктом 2.1. Устава, Дирекция создана в целях оперативного управления реализацией подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 года № 188 и подпрограммы «Развитие космодрома «Восточный» на период 2017-2025 годов» федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2017 года №1124, осуществления контроля за ходом выполнения подпрограмм, эффективностью расходования выделенных на их реализацию средств, исполнения функций застройщика, связанных с организацией строительства объектов космодрома «Восточный», а также иных функций, предусмотренных механизмом реализации подпрограмм».
В соответствии с пунктом 2.2. Устава, предметом деятельности Дирекции является обеспечение системной реализации мероприятий подпрограмм, законности и своевременности реализации работ по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры космодрома «Восточный».
В соответствии с пунктом 2.3.1. Устава, Дирекция выполняет функции застройщика (заказчика), а также иные функции, предусмотренные механизмом реализации подпрограмм, в том числе контроль за выполнением подрядными организациями проектных и строительно-монтажных работ, в т.ч. за соблюдением сроков и качества выполнения строительных работ в рамках заключенных государственных контрактов и договоров в сфере строительства объектов космодрома, приемку выполненных работ, реализацию иных задач, связанных с исполнением функций государственного заказчика.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2020 года № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», от 27.01.2020 года № 48 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» перераспределены лимиты бюджетных ассигнований и скорректированы сроки строительства объектов космодрома.
Указанными нормативными актами на завершение строительства объектов первой очереди космодрома «Восточный» в 2020-2021 годах предусмотрены средства федерального бюджета в размере 22,370 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 года № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1709-72 АО «ЦЭНКИ» определено в качестве единственного исполнителя работ по завершению строительства 9 объектов первой очереди космодрома «Восточный».
Между ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» (Государственный заказчик, Заказчик) и АО «ЦЭНКИ» (Головной исполнитель) на основании постановления Правительства РФ от 13.06.2020 года № 863 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 19.12.2019 № 1709-72» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.07.2017 года № 1124 «Об утверждении федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017-2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 23.01.2020 года № 37 «Об осуществлении в 2020 и 2021 годах бюджетных инвестиций в завершение строительства объектов капитального строительства первой очереди космодрома «Восточный», в целях исполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт № 77/20 от 15.06.2020 года по корректировке рабочей документации и завершению строительства объекта: «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап). Идентификатор государственного контракта --.
Государственным контрактом по государственному оборонному заказу в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» является договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.
Согласно положениям указанной статьи к исполнителям работ в сфере государственного оборонного заказа относятся головной исполнитель и привлеченные им исполнители.
В соответствии с п.п. 12, 14, 15, 22 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 275- ФЗ основными обязанностями Головного исполнителя являются:
- обеспечение поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;
- обеспечение соответствия продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;
- обеспечение качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта;
- исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В обязанности Государственного заказчика в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 275-ФЗ входит:
- заключение государственных контрактов и принятие необходимых мер по их исполнению;
- осуществление контроля за обеспечением головным исполнителем, а также исполнителями (при условии включения в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) поставок продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственным контрактом, контрактом;
- исполнение иных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По условиям Госконтракта результатом выполненных работ по госконтракту является построенный объект, в отношении которого Головным исполнителем направлено извещение Заказчика об окончании строительства и сторонами подписаны акты приемки законченного строительством объектов приемочной комиссией (п. 2.3).
В обязанности Головного исполнителя в соответствии с Госконтрактом входит:
- выполнение вех работ по госконтракту в соответствии с техническим заданием, проектной и рабочей документацией, условиями контракта, а также требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных документов в области проектирования и строительства (п. 7.2.1 Госконтракта);
- обеспечение своевременного устранения недостатков и нарушений строительства, несоответствий проектной документации, выявленных Заказчиком, авторским надзором, а также уполномоченными органами, в т.ч. органами строительного контроля; устранение замечаний государственного архитектурно-строительного надзора и авторского надзора для первоочередного устранения в соответствии с Приложением № 1 к техническому заданию (п. 7.2.35 Госконтракта);
- исполнение полученных в ходе выполнения работ указаний Заказчика, которые заносятся в соответствующие журналы, в срок, установленный предписанием об устранении нарушений (приложение № 8 к Госконтракту) Заказчика, устранение обнаруженных им недостатков и иных отступлений от проектной и рабочей документации и условий госконтракта (п. 7.2.42 Госконтракта);
- устранение своими силами и за свой счет допущенных в выполненных работах недостатков, которые могут повлечь отступления от техникоэкономических параметров, предусмотренных в контракте, техническом задании, проектной и рабочей документации (п. 7.2.58 Госконтракта).
В соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется государственный строительный надзор.
Указом Президента РФ № 853-с от 15.11 2013 на 119 отдел ГАСН МО РФ возложены полномочия по осуществлению государственного строительного надзора на космодроме «Восточный».
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи застройщику, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений (ч. 6 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На день рассмотрения дела ответчиками вопреки требованиям федерального законодательства о государственном оборонном заказе, градостроительного законодательства, условиям Госконтракта, не устранены 8 замечаний градостроительного законодательства, отраженных в предписании 119 отдела ГАСН МО РФ, выданного в адрес ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный».
По предписанию от 04.04.2022 года № 119-14-2022 (первоначальный срок исполнения до 13.06.2022 г., позже продлён до 01.11.2022 г.):
Пункт I. Ведётся эксплуатация зданий и сооружений до получения разрешения на ввод, объекта в эксплуатацию:
- Административно-бытовой корпус с постом ЭЦ № П1 (эксплуатируется под офисное здание);
- Гараж № П2 (эксплуатируется под склад Горюче-смазочных материалов);
- Здание службы эксплуатации железной дороги № А2.1 (эксплуатируется под хранение железнодорожной платформы и автомобильной техники);
- Депо для экипировки и обслуживания тепловозов № А2.2 (эксплуатируется под хранение и обслуживание тепловозов);
- Котельная № A3 Л (эксплуатируется для теплоснабжения здания насосной станции с операторскими и бытовыми помещениями № А 1.3, здания службы эксплуатации железной дороги № А2.1, зданий и сооружений метеорологического комплекса ГП1, ГП2 (площадка 4.1), зданий промышленной строительно-эксплуатационной базы 2 этап (площадка 4);
- 2 БКТП-1250-10/0,4 № А3.7 (эксплуатируется для электроснабжения потребителей). Нарушение /Требований пункта 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2. Строительный контроль генподрядной организацией на объекте строительства не осуществляется. В нарушение требований статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
Пункт 3. Авторский надзор на объекте строительства не осуществляется. В нарушение требований пункта 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля I при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», СП 246.1325800.2016 «Положения об авторском надзоре за строительством заданий и сооружений».
Пункт 4. Не устранены нарушения, выявленные технадзором заказчика и комплексным обследованием. В нарушение требований пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 5. Не возведено здание пожарного депо в первую очередь в нарушение требований проектной документации согласно л. 11 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-1-ИОС8.2 ПЗ, ПБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» -пункт 611. До начала строительства основных сооружений должны быть выделены специальные утепленные помещения для размещения пожарной охраны или добровольных пожарных формирований и пожарной техники
Пункт 6. В зданиях:
- АБК с ЭЦ;
- Гаража;
- 2БКТП-250-10/0,4;
- Пункте обогрева А, Б;
- Пункте технической передачи вагонов А, Б;
- Насосной с операторской и бытовыми помещениями;
- Здании службы эксплуатации железной дороги;
- Депо для экипировки и обслуживания тепловозов;
- Компрессорной станции;
- Котельной;
- Очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков;
- Трансформаторной подстанции;
- Пожарного депо на 2 машины;
- Вспомогательного здания противопожарного водопровода,
не ведены в действие к началу отделочных работ, а автоматические системы пожаротушения и сигнализации - к моменту пусконаладочных работ в нарушение требований проектной документации согласно л. 11 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-1-ИОС8.2 ПЗ, ПБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» пункт 610.
Пункт 7. Молниеприемники мачтовые (7 шт.) № А 2.5 а, б, в, г, д, е, ж не приняты и не введены в эксплуатацию к началу отделочных работ, а при наличии взрывоопасных зон - до начала комплексного опробования технологического оборудования в нарушение требований проектной документации л. 1 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-А1.1 - А1.8 ИОС 1.14, РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений» пункт 1.13.
Пункт 8. В журналах общих работ не заполнены титульные листы, по разделам 1,2. В нарушение требований РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», глава II.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство (застройщик или технический заказчик, либо лицо, осуществляющее строительство на основании договора), обязано обеспечить устранение выявленных нарушений и не приступать к продолжению работ до устранения выявленных недостатков.
В данном случае вышеуказанные нарушения градостроительного законодательства не устранены.
Принятые прокуратурой космодрома «Восточный» в течение 2021-2022 годов меры прокурорского реагирования в отношении ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный» и АО «ЦЭНКИ» результатов не дали. Работы на объекте фактически остановлены с февраля 2021 года, что негативно сказывается на процессе строительства и создает предпосылки к нарушению сроков ввода объектов в эксплуатацию, что, кроме прочего, влечет нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Закон Российской Федерации «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Российской Федерации «О космической деятельности» № 5663-1 от 20.08.1993 установлены цели космической деятельности, которыми в том числе являются: содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования; содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации.
Непринятие ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ» действенных мер, направленных на исполнение условий государственного контракта, устранение нарушений градостроительного законодательства, некачественное выполнение строительно-монтажных и иных работ, свидетельствует о бездействии, влечет нарушение государственных интересов Российской Федерации в области космической деятельности, что выражается в нарушении сроков строительства объекта космодрома «Восточный», являющегося стратегическим объектом, призванным обеспечить беспрепятственный доступ Российской Федерации к освоению космического пространства.
Нарушениями, допущенными ФКУ «Дирекция космодрома «Восточный», АО «ЦЭНКИ», затронуты права и законные интересы граждан Российской Федерации, связанные с реализацией ими права на освоение космического пространства, выхода Российской Федерации в число ведущих участников мирового рынка космических товаров (работ и услуг).
В соответствии с абз. 8 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора о выполнении предписания 119 отдела ГАСН МО РФ направлены на понуждение ответчиков в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Обсуждая заявленный прокурором срок – в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу – суд приходит к следующему.
В данном случае, ответчиками представлены суду доказательства того, что по предписанию от 04.04.2022 года № 119-14-2022 срок устранения недостатков был установлен до 13.06.2022 г.
Из письма Роскосмоса следует, что в 2021 году финансирование на реализацию мероприятий по завершению строительства объекта космодрома полностью отсутствовало.
Постановлением Правительства РФ № 1002 от 01.06.2022 года срок завершения строительства объекта «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап» продлен до конца 2023 года.
Срок устранения нарушений, указанных в предписании ГАСН № от 04.04.2022 года № 119-14-2022, письмом от 16.06.2022 г. № 1750, самим 119 отделом ГАСН изменен до 01.11.2022 г..
А потому суд полагает возможным возложить на ответчиков обязанность устранить указанные в представлении 119 отдела ГАСН недостатки в срок до 01.11.2022 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с каждого из ответчиков в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которых истец был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить частично исковые требования прокурора космодрома «Восточный» в интересах Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц
к Федеральному казенному учреждению «Дирекция космодрома «Восточный»,
к Акционерному обществу «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»
о возложении обязанности в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап», в соответствии с проектной и рабочей документацией.
Возложить обязанность
на Федеральное казенное учреждение «Дирекция космодрома «Восточный» (--),
Акционерное общество «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (--)
в срок до 01.11.2022 года устранить нарушения градостроительного законодательства, изложенные в актах проверки и предписаниях 119 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны РФ по объекту «Строительство железных дорог космодрома, 1-я очередь, II этап», в соответствии с проектной и рабочей документацией,
по предписанию от 04.04.2022 года № 119-14-2022:
Пункт I. Ведётся эксплуатация зданий и сооружении до получения разрешения на ввод, объекта в эксплуатацию:
- Административно-бытовой корпус с постом ЭЦ № П1 (эксплуатируется под офисное здание);
- Гараж № П2 (эксплуатируется под склад Горюче-смазочных материалов);
- Здание службы эксплуатации железной дороги № А2.1 (эксплуатируется под хранение железнодорожной платформы и автомобильной техники);
- Депо для экипировки и обслуживания тепловозов № А2.2 (эксплуатируется под хранение и обслуживание тепловозов);
- Котельная № A3 Л (эксплуатируется для теплоснабжения здания насосной станции с операторскими и бытовыми помещениями № А 1.3, здания службы эксплуатации железной дороги № А2.1, зданий и сооружений метеорологического комплекса ГП1, ГП2 (площадка 4.1), зданий промышленной строительно-эксплуатационной базы 2 этап (площадка 4);
- 2 БКТП-1250-10/0,4 № А3.7 (эксплуатируется для электроснабжения потребителей). Нарушение /Требований пункта 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 2. Строительный контроль генподрядной организацией на объекте строительства не осуществляется. В нарушение требований статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
Пункт 3. Авторский надзор на объекте строительства не осуществляется. В нарушение требований пункта 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля I при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», СП 246.1325800.2016 «Положения об авторском надзоре за строительством заданий и сооружений».
Пункт 4. Не устранены нарушения, выявленные технадзором заказчика и комплексным обследованием. В нарушение требований пункта 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пункт 5. Не возведено здание пожарного депо в первую очередь в нарушение требований проектной документации согласно л. 11 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-1-ИОС8.2 ПЗ, ПБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» -пункт 611. До начала строительства основных сооружений должны быть выделены специальные утепленные помещения для размещения пожарной охраны или добровольных пожарных формирований и пожарной техники
Пункт 6. В зданиях:
- АБК с ЭЦ;
- Гаража;
- 2БКТП-250-10/0,4;
- Пункте обогрева А, Б;
- Пункте технической передачи вагонов А, Б;
- Насосной с операторской и бытовыми помещениями;
- Здании службы эксплуатации железной дороги;
- Депо для экипировки и обслуживания тепловозов;
- Компрессорной станции;
- Котельной;
- Очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков;
- Трансформаторной подстанции;
- Пожарного депо на 2 машины;
- Вспомогательного здания противопожарного водопровода,
не ведены в действие к началу отделочных работ, а автоматические системы пожаротушения и сигнализации - к моменту пусконаладочных работ в нарушение требований проектной документации согласно л. 11 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-1-ИОС8.2 ПЗ, ПБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» пункт 610.
Пункт 7. Молниеприемники мачтовые (7 шт.) № А 2.5 а, б, в, г, д, е, ж не приняты и не введены в эксплуатацию к началу отделочных работ, а при наличии взрывоопасных зон - до начала комплексного опробования технологического оборудования в нарушение требований проектной документации л. 1 альбома 943-ИВ 001/11/0795/3/7069-А1.1 - А1.8 ИОС 1.14, РД 34.21.122-87 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий и сооружений» пункт 1.13.
Пункт 8. В журналах общих работ не заполнены титульные листы, по разделам 1,2. В нарушение требований РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», глава II.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома «Восточный» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета муниципального образования «город Свободный».
Взыскать с Акционерного общества «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход местного бюджета муниципального образования «город Свободный».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 августа 2022 года.
Судья Свободненского
городского суда Амурской области О.Ю. Осокина