ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9362/2023 от 13.09.2023 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-9362/2023

УИД: 03RS0003-01-2023-007495-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года г. Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи И.Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем ГСА,

с участием истца ЗСР,

представителя ответчика ХЭТ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ЗСР к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о назначении мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ЗСР после уточнения своих требований обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о назначении мер социальной поддержки.

В обосновании иска указала, что она обратилась к ответчику с заявлениями о назначении ежемесячной выплаты на первого ребенка ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Однако ей было отказано в назначении пособия, по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над 2 кратной величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекта Российской Федерации. При этом ответчик не учел, что муж истца ДАА платит алименты на двух своих несовершеннолетних детей. Считает решения ответчика незаконными.

Просила отменить решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить ежемесячную выплату ЗСР на первого ребенка ДДА, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан выплатить ежемесячную выплату ЗСР на первого ребенка ДДА за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года по <данные изъяты> руль.

Истец ЗСР в судебном заседании исковые требования поддержала в учетом их уточнений, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик – представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан ХЭТ в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); семья, материнство и детство находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 1 статьи 39).

Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно статьи 1 указанного Федерального закона, законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 года до 1 января 2023 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях указанная выплата осуществляется с месяца обращения за ее назначением. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) - по месту фактического проживания в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации непосредственно или с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н, утвержден Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка. Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка) имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», лично либо через представителя.

Судом установлено, что истец ЗСР является матерью несовершеннолетнего ребенка ДДА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом ребенка является ДАА, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

ЗСР состоит в зарегистрированном браке с ДАА, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГЗСР обратилась с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на первого ребенка.

Решениями Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над 2-х величиной прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Республике Башкортостан, а именно среднедушевой доход семьи составил <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, а 2-х кратная величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в Республике Башкортостан составляет <данные изъяты> рублей.

Из представленных материалов дела, ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на судебный запрос следует, что для расчета среднедушевого дохода семьи истца учтены следующие виды дохода: пособие по уходу <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пособие по беременности и родам <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, единовременная выплата при рождении <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, заработок супруга <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, пособие по временной нетрудоспособности <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Итого общий доход семьи составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка, соответственно среднедушевой доход семьи, состоящий из трех человек составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, что превышает 2-х кратную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения по Республике Башкортостан.

В соответствии с частями 1 - 6 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:

1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;

2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.

При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.

При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.

При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлен исчерпывающий перечень доходов, подлежащих учету при расчете среднедушевого дохода членов семьи, претендующей на получение социальной выплаты.

Под алиментами понимаются денежные средства, уплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей или совершеннолетних нетрудоспособных членов семьи, следовательно, указанные средства являются расходами.

В качестве расходов, не подлежащих вычету при расчете среднедушевого дохода согласно статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» указаны только налоги.

При указанных обстоятельствах, поскольку уплачиваемые супруга истца алименты на содержание несовершеннолетних детей от первого брака относятся к расходам, а не доходам семьи, указанные платежи подлежат вычету из суммы доходов семьи истца.

Кроме того, поскольку ни Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ, ни Порядок осуществления ежемесячных выплат, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 889н напрямую не предусматривает возможность вычета из доходов семьи уплаченных алиментов на содержание отдельно проживающих несовершеннолетних детей, учитывая цель принятия указанных нормативно-правовых актов, применение законодательства Российской Федерации о социальной помощи малоимущим гражданам к спорным правоотношениям допустимо на основании части 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (аналогия закона).

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования ЗСР о признании незаконными решения об отказе в назначении ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребенка обоснованными и подлежащими удовлетворению, обязав Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить ЗСР ежемесячное пособие в связи с рождением первого ребенка с даты подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ, произвести выплату ЗСР ежемесячного пособия за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

уточненные исковые требования ЗСР к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о назначении мер социальной поддержки - удовлетворить.

Признать незаконными решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации об отказе в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки по заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0278055355) назначить ЗСР (СНИЛС ) ежемесячную выплату на первого ребенка ДДА по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан выплатить ЗСР ежемесячные выплаты в связи с рождением первого ребенка ДДА за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 19 сентября 2023 года.

Судья И.Т.Н.