РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-9367/2014
г. Абакан 10 декабря 2014 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Земба М.Г.,
при секретаре Сандыковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <данные изъяты>ФИО12 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> (далее – Администрация) обратилась в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <данные изъяты> (далее – МО по ОВИП <данные изъяты>) ФИО13 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, исковые требования мотивировав тем, что на основании исполнительного листа Абаканского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по <данные изъяты> возбуждено исполнительное производство № № об обязании Администрации <адрес> предоставить ФИО2 на основании договора социального найма, за счет средств бюджета <данные изъяты> жилое помещение в <адрес>, общей площадью не менее 20 кв.м. Должнику для исполнения требований исполнительного документа предоставлен 5-дневный срок. На основании постановления судебного пристава-исполнителя МО по ОВИП <данные изъяты><данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока, предоставленного для добровольного исполнения, с Администрации <адрес> по указанному исполнительному производству взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты>. На сегодняшний день Абаканским городским судом вынесено более 70 решений об обязании Администрации <адрес> предоставить жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в возрасте до 23 лет. Выделенных в ДД.ММ.ГГГГ Республиканским бюджетом денежных средств хватит приблизительно на приобретение 10 жилых помещений. Администрация <адрес> неоднократно обращалась к главе <данные изъяты>, его заместителям с просьбой рассмотрения возможности увеличения размера субвенций из бюджета <данные изъяты> на реализацию государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений во исполнение судебных решений за счет предоставляемых Администрации <адрес> субвенции из бюджета <данные изъяты>. Ежегодно Администрацией <адрес>, в Правительство <данные изъяты> направляется заявка на финансирование расходов по приобретению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа за счет субвенций бюджета <данные изъяты>. Вместе с тем, все действия не принесли никакого результата. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицами из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» субсидия из федерального бюджета и средства регионального бюджета, обеспечивающие минимальный уровень софинансирования, предназначены только для предоставления сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда. Как следует из письма Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, исполнение, вынесенных до ДД.ММ.ГГГГ судебных решений об обеспечении жилыми помещениями сирот в порядке, отличном от целей предоставления субсидии, должно осуществляться за счет дополнительного объема средств регионального бюджета. Действующая редакция республиканской целевой программы «<данные изъяты>» (ДД.ММ.ГГГГ), утвержденной постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №, не предусматривает средств на обеспечение сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. После внесения соответствующих изменений в Программу обеспечение сирот жилыми помещениями по договорам социального найма будет возможно только по согласованию с Министерством в рамках выделенных для этой цели средств республиканского бюджета. В соответствии с Постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на период ДД.ММ.ГГГГ» денежные средства из республиканского бюджета <данные изъяты> и из федерального бюджета будут выделяться на следующие цели: формирование (создание) специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; обеспечение возвращения в ранее занимаемые жилые помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при возможности проживания в них; обеспечение проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в благоустроенных жилых помещениях на период до их обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; исполнение судебных решений в части выделения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. Данная информация была доведена до сведения судебного пристава-исполнителя. Таким образом, Администрацией <адрес> предпринимались все зависящие от нее меры для добровольного исполнения требований исполнительного документа о предоставлении жилого помещения ФИО2 по указанному исполнительному производству. Нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано объективными причинами – недостаточностью финансирования из республиканского бюджета. Вины Администрации <адрес> в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа не имеется. Администрация <адрес> просит освободить её от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОВИП <данные изъяты>ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № № об обязании Администрации <адрес> предоставить ФИО2 на основании договора социального найма за счет средств бюджета <данные изъяты> жилое помещение в <адрес>, общей площадью не менее 20 кв.м.
В судебном заседании представитель Администрации ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно суду указал на отсутствие вины истца в добровольном неисполнении судебного решения. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <данные изъяты>, представитель третьего лица <данные изъяты> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что в установленный законом срок должником требования по исполнительному документу не исполнены. В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора. Решение суда должником в добровольном порядке не исполнено. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, проанализировав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ (в редакции от 14.10.2014) «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Частью ч. 1 ст. 105 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч. ч. 1-3 ст. 112 Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, взыскание исполнительского сбора является ответственностью за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа.
Согласно материалам дела, решением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на Администрацию <адрес> возложена обязанность предоставить ФИО2 на основании договора социального найма за счет средств бюджета <данные изъяты> жилое помещение в городе <данные изъяты> площадью не менее 20 кв.м.
Как установлено в ходе судебного разбирательства на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОВИП <данные изъяты> возбуждено исполнительное производство № № об обязании Администрации <адрес> предоставить ФИО2 на основании договора социального найма, за счет средств бюджета <данные изъяты> жилое помещение в <адрес>, общей площадью не менее 20 кв.м.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов, с момента получения должником копии постановления.
В связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с должника Администрации <адрес><данные изъяты> исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч. ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу п. п. 1, 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 13-П разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
В обоснование исковых требований представитель истца указал, что Администрация, приняв исчерпывающие меры, не имела возможности исполнить свои обязательства по предоставлению жилого помещения в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок. Виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в ред. от 14.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В силу ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст.3 Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 55-<данные изъяты> «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» основные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством <данные изъяты>.
Согласно части 1 ст. 3 указанного Закона финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, достигших возраста 23 лет, установленных статьей 2 настоящего Закона, производятся за счет средств республиканского бюджета <данные изъяты>.
Администрация <адрес><данные изъяты> наделена в силу ч. ч. 1, 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № 85-<данные изъяты> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <данные изъяты> государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений за счет предоставляемых городу Абакану <данные изъяты> субвенций из бюджета <данные изъяты>.
ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая подлежит обеспечению жилым помещением по состоянию ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что Администрацией <адрес> направлялись следующие письма: ДД.ММ.ГГГГ на имя заместителя Главы <данные изъяты> Председателя Правительства <данные изъяты>ФИО7; ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы <данные изъяты> Председателя Правительства <данные изъяты>ФИО8; ДД.ММ.ГГГГ на имя Временно исполняющего обязанности Главы <данные изъяты> Председателя Правительства <данные изъяты>ФИО8; ДД.ММ.ГГГГ на имя Министра финансов <данные изъяты>ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ на имя Министра финансов <данные изъяты>ФИО10 Во всех вышеуказанных письмах Администрация просит рассмотреть возможность увеличения размера субвенций из бюджета <данные изъяты> на реализацию государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, в том числе по предоставлению им жилых помещений во исполнение судебных решений за счет предоставляемых Администрации <адрес> субвенций из бюджета <данные изъяты>.
Согласно полученному на письмо ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью Первого заместителя Главы <данные изъяты> — Председателя Правительства <данные изъяты> - Министра финансов ФИО9 субвенции на реализацию государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет на обеспечение жилыми помещениями распределены между муниципальными образованиями <данные изъяты> в полном объеме, в том числе муниципальному образованию <адрес> в объеме <данные изъяты> руб. Источников для увеличения расходной части республиканского бюджета по собственным полномочиям, в том числе и на указанные субвенции, в настоящее время не имеется. Корректировку параметров республиканского бюджета планируется осуществить в июне ДД.ММ.ГГГГ. В случае образования дополнительного источника для обеспечения расходных обязательств республики вопрос об увеличении субвенции будет рассмотрен повторно.
Из искового заявления следует, что для исполнения <адрес> государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями сирот республиканским бюджетом на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено <данные изъяты> руб. Средняя стоимость однокомнатной квартиры на конец ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб. Следовательно, выделенных республиканским бюджетом денежных средств хватит приблизительно на приобретение 10 жилых помещений.
Указанная выше информация была доведена до сведения судебного пристава-исполнителя.
Таким образом, из материалов дела следует, что истцом предпринимались все зависящие от него меры для добровольного исполнения требований исполнительного документа о предоставлении жилого помещения ФИО2 Нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано объективными причинами – отсутствием финансирования из республиканского бюджета <данные изъяты>. Вина Администрации <адрес> в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа отсутствует.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования являются обоснованными, истец может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации <адрес> к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по <данные изъяты>ФИО15 об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию <адрес> от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по <данные изъяты>ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № об обязании Администрации <адрес> предоставить ФИО2 на основании договора социального найма за счет средств бюджета <данные изъяты> жилое помещение в <адрес> общей площадью не менее 20 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий М.Г. Земба
Мотивированное решение составлено 15 декабря 2014 г.
Судья М.Г. Земба