Дело № 2-936/13г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«05» ноября 2013 года г. Пенза
Зареченский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Каштановой И. В.,
при секретаре Темарцевой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении по адресу (Адрес) гражданское дело по заявлению Мещеринова В.П. о признании неправомерным бездействия Главы администрации ЗАТО г.Заречный Пензенской области
у с т а н о в и л:
Мещеринов В.П. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным бездействия Главы администрации ЗАТО г.Заречный Пензенской области. В обоснование своего заявления указал, что в начале октября ему потребовалось пройти на территорию ЗАТО г. Заречный Пензенской области. Приехав на проходную, он не нашел, к кому можно было бы обратиться за разрешением на проход. Дежуривший на проходной старший прапорщик (фамилию свою он ему не сказал) пытался ему объяснить, что проход на территорию г. Заречный посторонним лицам запрещен. Однако, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 25.12.2003 №420-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» сказано: «Отсутствие же в Законе Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» указания на порядок согласования органом местного самоуправления вопроса о въезде граждан в закрытое административно-территориальное образование и перечня оснований для отказа в таком въезде не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав заявителя действиями (решениями) государственных органов и их должностных лиц и органов местного самоуправления, основанными на неадекватной интерпретации ими закона, -принять решение на основании Конституции Российской Федерации и в соответствии с действительным смыслом законодательных норм».
Учитывая этот вывод, а также положение п. 3 ст. 55 Конституции РФ, становится ясно, что никаких законных запретов и перечня оснований для прохода (въезда) на территорию ЗАТО не существует, а существует, по выражению Конституционного Суда РФ, неадекватная интерпретации закона органами должностных лиц и органов местного самоуправления.
В Положении о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 693 в п. 25 определено – « …В случае необходимости въезда в контролируемую зону категории "А" для временного пребывания, не требующего соответствующей регистрации, в целях производственной необходимости или удовлетворения социально-культурных и иных потребностей населения закрытого образования, за исключением случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта, разрешение на въезд граждан Российской Федерации выдается руководителем органа местного самоуправления закрытого образования.
Разрешения, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, выдаются по согласованию с территориальным органом федеральной службы безопасности в соответствии с инструкцией, утверждаемой руководителем объекта, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности. Въезд граждан Российской Федерации осуществляется в сопровождении (при необходимости) представителей, назначаемых указанными руководителями…».
Однако порядка направления заявлений (ходатайств) о въезде в ЗАТО г. Заречный на КПП узнать невозможно, поскольку они нигде не вывешены для ознакомления. Соответственно, нигде нельзя узнать сроков рассмотрения заявлений, порядок и сроки согласования разрешений (решений) о въезде в контролируемые зоны, нет перечня должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений (решений) на въезд. Отсутствие такой информации служит единственной цели - максимально затруднить получение разрешения на проход (въезд) на территорию г. Заречный и обжаловать действия (бездействия) как должностных лиц, так и самой инструкции, если она нарушает конституционные права человека.
(Дата)., как указал Мещеринов В.П., он отправил заявление на пропуск в ЗАТО г. Заречный через сотрудника администрации г. Заречный Д.В.Кулагина, которое им было передано в соответствующую службу и там было зарегистрировано в установленном порядке. Однако разрешения на проход он до сих пор не получил и ему было сказано, что сроки рассмотрения такого заявления 2 месяца, хотя таких сроков не установлено ни одним нормативным правовым актом.
На основании вышеизложенного просил признать неправомерным бездействие главы Администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области В.В.Гладкова, выразившееся в невыдаче пропуска на проход (въезд) на территорию г. Заречный Пензенской области.
В судебном заседания Мещеринов В.П. свое заявление поддержал, просил удовлетворить, ссылаясь на письменные доводы, изложенные в заявлении.
Глава Администрации г. Заречного в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г. Заречного Пензенской области Давыдов А.М., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменные отзыв на заявление, в котором пояснил, что закон РФ от 14.07.1992 года №3297-1 «О закрытом административном территориальном образовании» устанавливает правовой статус закрытого административно - территориального образования, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и работающих в нем, обеспечение особого режим безопасного функционирования предприятий и объектов, включающие специальные условия проживания граждан.
Во исполнение указанного закона постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 года №693 утверждено «Положение о порядке обеспечения особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Государственно Корпорации по атомной энергии «Росатом».
В соответствии с пунктом 2 Положения особый режим безопасности функционирования объектов, расположенных на территории закрытого образования включает, в том числе, установление контролируемых зон и запретных зон по границе и в пределах указанного образования, ограничения на въезд и постоянное проживание граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории закрытого образования, включая установление перечня оснований для отказа во въезде и (или) в постоянном проживании, ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд на территорию закрытого образования и (или) постоянное проживание физических лиц нам указанной территории.
Согласно пункту 15 Положения Инструкция о пропускном режиме, в частности, определяет порядок входа (выхода), въезда (выезда) физических лиц и транспортных средств на территорию закрытого образования и объектов; порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) грузов, специальных грузов, документов и материальных ценностей; перечень должностных лиц, имеющих право выдачи разрешений на соответствующий вид пропуска; порядок контроля за обоснованностью выдачи пропусков, своевременностью их изъятия и погашения.
Согласно пункту 25 Положения в случае необходимости въезда в контролируемую зону категории «А» для временного пребывания, не требующего соответствующей регистрации, в целях производственной необходимости или удовлетворения социально-культурных и иных потребностей населения закрытого образования, за исключением случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта, разрешение на въезд граждан Российской Федерации выдается руководителем органа местного самоуправления закрытого образования.
Разрешения, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, выдаются по согласованию с территориальным органом федеральной службы безопасности в соответствии с инструкцией, утверждаемой руководителем объекта, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности. Въезд граждан Российской Федерации осуществляется в сопровождении (при необходимости) представителей, назначаемых указанными руководителями.
В настоящее время заявление заявителя от (Дата) рассматривается в соответствии с действующим законодательством.
Считает заявление Мещеринова В.П. безосновательным, не основанным на нормах действующего законодательства и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Дополнительно представитель заинтересованного лица указала, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона РФ от 14.07.1992 г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» органы местного самоуправления ЗАТО по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в ЗАТО.
В соответствии с о статьей 4.5.1 Устава ЗАТО г.Заречного Глава Администрации представляет Администрацию города, организует реализует полномочий Администрации города.
В соответствии с распоряжением Администрации г.Заречного от 14.05.2012 г. №132 функции по контролю за режимными требованиями и по выдаче разрешений на въезд в ЗАТО осуществляет руководитель аппарата Администрации г.Заречного, руководящий деятельностью отдела защиты информации и секретного делопроизводства Администрации города.
Основываясь на приведенных доводах, представитель Администрации ЗАТО г.Заречного просил в удовлетворении заявления Мещеринова отказать.
Представитель заинтересованного лица - ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт им. М.В. Проценко», в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен.
Суд, выслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, считает требования Мещеринова В. П. не подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
По смыслу данной нормы процессуального права, для признания нормативного акта недействительным, решения и действия( бездействия) незаконным, необходимо наличие в совокупности двух условий : несоответствие нормативного правового акта, действия( бездействия), решения закону и нарушение актом, решением, действием ( бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений ст.ст. 247, 249, а также 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий( бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Как указано в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При этом, в порядке гл. 25 ГПК обжалуются действия должностных лиц, органов местного самоуправления, если отсутствует спор о праве, в противном случае, требования рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона №3297-1 от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании» особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории.
Частью 2 ст.4 закона «О закрытом административно-территориальном образовании» предусмотрено, что органы местного самоуправления ЗАТО по согласованию с органами федеральной службы безопасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон.
В соответствии с о статьей 4.5.1 Устава ЗАТО г.Заречного Глава Администрации представляет Администрацию города, организует реализует полномочий Администрации города.
В соответствии с распоряжением Администрации г.Заречного от 14.05.2012 г. №132 функции по контролю за режимными требованиями и по выдаче разрешений на въезд в ЗАТО осуществляет руководитель аппарата Администрации г.Заречного, руководящий деятельностью отдела защиты информации и секретного делопроизводства Администрации города.
Во исполнение вышеуказанного закона №3297-1 от 14.07.1992 года «О закрытом административно-территориальном образовании», постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 года №693 утверждено «Положение о порядке обеспечения особого режима в ЗАТО, на территории которого расположены объекты Государственно Корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее Положения).
В соответствии с п. 2 данного Положения особый режим безопасного функционирования объектов закрытого образования включает ограничения на въезд и постоянное проживание и временное пребывание граждан на территории закрытого образования, включая установление перечня оснований для отказа во въезде и (или) в постоянном проживании; ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд на территорию закрытого образования и (или) постоянное проживание физических лиц на указанной территории (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 N 1493).
Особый режим безопасного функционирования объектов в соответствии с п. 3 Положения устанавливается в целях: обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, ядерных вооружениях, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну; пресечения террористических, диверсионных и иных противоправных действий; обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан.
Пункт 4 предусматривает, что ответственность за организацию и обеспечение особого режима безопасного функционирования объекта возлагается на руководителя объекта (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 N 1493)
Должностные лица органа местного самоуправления закрытого образования в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за принятые ими решения, касающиеся особого режима в закрытом образовании.
В соответствии с п. 4(1) (введен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1493), руководитель объекта во взаимодействии с органом местного самоуправления, территориальным органом федеральной службы безопасности, управлением (отделом) Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, подразделением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, созданным в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых образованиях, особо важных и режимных организациях, организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма, предотвращению техногенных катастроф, обеспечению пожарной безопасности и охране общественного порядка в закрытом образовании.
Пунктом 13 данного Положения предусмотрено, что пропускной режим на территории ЗАТО устанавливается в соответствии с инструкцией, утверждаемой директором объекта, командованием воинских частей и руководителем органа местного самоуправления закрытого образования, и согласовывается с органом федеральной службы безопасности.
В силу п. 17 Положения въезд и постоянное проживание граждан на территории ЗАТО ограничивается в соответствии с условиями особого режима безопасного функционирования объекта.
В соответствии с п.18 Положения, в случае необходимости въезда в контролируемую зону категории "А" для постоянного проживания (временного пребывания), требующего соответствующей регистрации, за исключением случая, указанного в абзаце первом настоящего пункта, разрешение на въезд граждан Российской Федерации выдается руководителем органа местного самоуправления закрытого образования.
Разрешения, указанные в абзацах первом и втором настоящего пункта, выдаются по согласованию с территориальным органом федеральной службы безопасности в соответствии с инструкцией, утверждаемой руководителем объекта, согласованной с территориальным органом федеральной службы безопасности.
Согласование, как указано в отмеченных выше нормативных Актах, предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.
Допуск оформляется в порядке, установленном законом РФ «О государственной тайне».
Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в этом законе.
Статья 22 Федерального закона от 21.07.1993 года №5485-1 «О государственной тайне» основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мещеринов В.П. жителем ЗАТО г.Заречный Пензенской области не является, на предприятиях города не работает, недвижимого имущества в г.Заречный не имеет, зарегистрирован, постоянно проживает и работает (Данные изъяты)
Из письма Мещеринова В.П. от (Дата) следует, что он обратился к Главе Администрации г.Заречный Пензенской области с письменным заявлением о разрешении прохода в г. Заречный (Дата) целью осмотра свободного муниципального помещения МП «РСК» для его последующей аренды. Данные обстоятельства заинтересованным лицом не оспариваются.
Как следует из отзыва представителя Администрации г. Заречный, заявление Мещеринова В.П. рассматривается в настоящее время в соответствии с действующим законодательством.
Из пояснений Мещеринова В.П. следует, что на момент рассмотрения дела, ответ от главы администрации на его заявление (Дата). им не получен.
Считая, что не рассмотрение его заявления в кратчайший срок с момента поступления, что должно составлять не более суток, нарушает его конституционные права на свободу передвижения, Мещеринов В.П. просит признать бездействие главы ЗАТО г. Заречный незаконным.
Суд не может согласиться с данными доводами заявителя, поскольку его права и свободы, как указано в ст. 55 п. 3 Конституции в данном случае не ограничены. Заявление рассматривается в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам.
В силу части 1 статьи 8 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно части 3 статьи 8 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (статья 11).
В соответствии с о статьей 4.5.1 Устава ЗАТО г.Заречного Глава Администрации представляет Администрацию города, организует реализует полномочий Администрации города.
В соответствии с распоряжением Администрации г.Заречного от 14.05.2012 г. №132 функции по контролю за режимными требованиями и по выдаче разрешений на въезд в ЗАТО осуществляет руководитель аппарата Администрации г.Заречного, руководящий деятельностью отдела защиты информации и секретного делопроизводства Администрации города.
В соответствии со ст. 12 ФЗ- 59, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Доводы Мещеринова В.П. о том, что его заявление о разрешение прохода в г.Заречный должно было быть рассмотрено Главой Администрации г. Заречный незамедлительно, не основаны на вышеназванных правовых нормах, свидетельствуют о неверном толковании закона. Письменный, либо устный отказ на проход в ЗАТО г. Заречный заявителем не оспаривается и доказательств того, что во въезде в город ему отказано.
Доказательств нарушения его прав и свобод им не представлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения его заявления о признании неправомерным бездействия главы Администрации ЗАТО г. Заречный Пензенской области В.В.Гладкова, выразившееся в невыдаче пропуска на проход (въезд) на территорию г. Заречный Пензенской области, не имеется. Поэтому, суд отказывает ему в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 194-198 ГПК РФ, суд -
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Мещеринова В.П. о признании неправомерным бездействия Главы администрации ЗАТО г.Заречный Пензенской области- отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 11 ноября 2013 года.
Судья: И. В Каштанова