ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-936/20 от 18.05.2020 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2020 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Шопик М.С.,

при секретаре Косачёвой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-936/2020 по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о признании движимых вещей бесхозяйными, передаче бесхозяйных вещей в муниципальную собственность,

установил:

комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее - КУМИ администрации г. Иркутска) обратился в суд с заявлением о признании движимых вещей бесхозяйными, передаче бесхозяйных вещей в муниципальную собственность, указав, что комитетом по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска составлен акт обследования имущества, КУМИ администрации г. Иркутска произведена оценка стоимости бесхозяйного имущества. В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н отделом доходов и бухгалтерского учета имущественного департамента КУМИ администрации г. Иркутска проведена работа по постановке объектов на забалансовый счет 02.1 «Основные средства, принятые на ответственное хранение». В соответствии с ответом Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от 08.07.2019 № СНВ-38/13172 бесхозяйные движимые вещи, указанные в таблице № 1, а именно: 1) линия наружного освещения от ТП 3182 до щита управления кабелем, от щита управления до опор, прокладка по воздуху (<адрес>; 2) линия наружного освещения от опоры № 1 до опоры № 13-22 (<адрес> 3) линия наружного освещения от щита управления до опоры № 1-6 <адрес>); 4) линия наружного освещения от опоры № 6 до фасада дома № 119 <адрес>); 5) линия наружного освещения от опоры № 4 до опоры № 7-10 (<адрес>); 6) линия наружного освещения от опоры № 10 до опоры № 11 (г. <адрес> 7) линия наружного освещения от опоры № 2 до опоры № 12 <адрес>), в реестре федерального имущества не значатся. Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области от 24.01.2020 № 08-20-44 указанные объекты в реестре государственной собственности Иркутской области не значатся. Учитывая, что в настоящее время указанные бесхозяйные движимые вещи находятся на забалансовом учете администрации г. Иркутска, данные объекты никто не обслуживает, а также учитывая акты обследования и инвентаризации имущества, КУМИ администрации г. Иркутска вправе обратиться в суд с заявлением о признании данных движимых вещей бесхозяйными.

На основании вышеизложенного заявитель просит суд признать движимые вещи: 1) линию наружного освещения от ТП 3182 до щита управления кабелем, от щита управления до опор, прокладка по воздуху (<адрес>); 2) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 3) линию наружного освещения от щита управления до опоры <номер> (<адрес>); 4) линию наружного освещения от опоры <номер> до фасада <адрес>; 5) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 6) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 7) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>), бесхозяйными и передать их в собственность муниципального образования город Иркутск.

Заявитель КУМИ администрации г. Иркутска о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо комитет по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, возражений по заявленным требованиям не представил, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Статьей 291 ГПК РФ предусмотрено, что в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно пункту 1 статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 2 статьи 226 ГК РФ предусмотрено, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствие с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» для постановки на учет бесхозяйного имущества используется забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение», счет предназначен для учета материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.), материальных ценностей, изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству Российской Федерации вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа, а также имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

В результате обследования и инвентаризации комиссией комитета по управлению Свердловским округом администрации г. Иркутска было установлено имущество: 1) линия наружного освещения от ТП 3182 до щита управления кабелем, от щита управления до опор, прокладка по воздуху <адрес> 2) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 3) линия наружного освещения от щита управления до опоры <номер> (<адрес> 4) линия наружного освещения от опоры <номер> до фасада <адрес>); 5) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>; 6) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 7) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>), о чем составлен акт от <дата>.

Комиссия по оценке стоимости бесхозяйного движимого имущества КУМИ администрации г. Иркутска по состоянию на <дата> произвела оценку имущества: 1) линии наружного освещения от ТП 3182 до щита управления кабелем, от щита управления до опор, прокладка по воздуху <адрес> стоимость составила 63 960 руб.; 2) линии наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>) стоимость составила 1 670 955 руб.; 3) линии наружного освещения от щита управления до опоры <номер> (<адрес> стоимость составила 999 375 руб.; 4) линии наружного освещения от опоры <номер> до фасада <адрес> стоимость составила 239 850 руб.; 5) линии наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес> стоимость составила 1 079 325 руб.; 6) линии наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес> стоимость составила 199 875 руб.; 7) линии наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>) стоимость составила 231 855 руб.

В соответствии с ответом Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> № СНВ-38/13172 объекты движимого имущества: 1) линия наружного освещения от ТП 3182 до шита управления кабелем, от щита управления до опор, прокладка по воздуху (<адрес>); 2) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес> 3) линия наружного освещения от щита управления до опоры <номер><адрес>); 4) линия наружного освещения от опоры <номер> до фасада <адрес>); 5) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер><адрес>); 6) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 7) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>), в реестре федерального имущества по состоянию на <дата> не значатся.

Министерство имущественных отношений Иркутской области в своем письме от <дата><номер> указало, что объекты движимого имущества: 1) линия наружного освещения от ТП 3182 до шита управления кабелем, от щита управления до опор, прокладка по воздуху (<адрес>); 2) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер><адрес>); 3) линия наружного освещения от щита управления до опоры <номер> (<адрес> 4) линия наружного освещения от опоры <номер> до фасада <адрес>); 5) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 6) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>); 7) линия наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес>), на настоящий момент не учтены в реестре государственной собственности Иркутской области.

Таким образом, исследовав представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу, что указанные бесхозяйные движимые вещи находятся на забалансовом учете администрации г. Иркутска, данные объекты никто не обслуживает, в связи с этим муниципальное образование г. Иркутск вправе требовать признания права муниципальной собственности на это имущество.

В соответствии с частью 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Оценивая в совокупности представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что имеются основания полагать, что спорные объекты движимого имущества не имеют собственника, поскольку в ходе проведения проверки собственники указанного имущества выявлены не были, до настоящего времени никто не заявил права на указанное движимое имущество. В связи с чем суд полагает возможным передать спорные объекты в собственность муниципального образования город Иркутск.

Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда в силу положений статей 56, 57 ГПК РФ в судебное заседание не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных КУМИ администрации г. Иркутска требований и необходимости их удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 293 ГПК РФ, суд

решил:

заявление комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска удовлетворить.

Признать движимые вещи: 1) линию наружного освещения от ТП 3182 до щита управления кабелем, от щита управления до опор, прокладка по воздуху <адрес>); 2) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер><адрес>); 3) линию наружного освещения от щита управления до опоры <номер> (<адрес>); 4) линию наружного освещения от опоры <номер> до фасада <адрес>); 5) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес> 6) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер> (<адрес> 7) линию наружного освещения от опоры <номер> до опоры <номер><адрес> бесхозяйными и передать их в собственность муниципального образования город Иркутск.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда 19.05.2020.

Судья М.С. Шопик