ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-936/2016 от 09.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Махачкала 09 марта 2016 г.

Ленинский районный суд г. Махачкала в составе:

председательствующего – Магомедрасулова Б.М.,

при секретаре –Алибековой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-Отделению Пенсионного фонда по РД о признании права на досрочную пенсию,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением к ГУ-Отделение пенсионного фонда по РД о нарушении пенсионного законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии, указав, что обратившись в Советское отделение Пенсионного фонда РФ по РД за назначением досрочной трудовой пенсии по старости за выслугу лет он получил письменный отказ, который мотивирован тем, что должен иметь стаж преподавателя в учреждениях дополнительного образования для детей не менее 16 лет и 8 месяцев, в должностях и учреждениях, указанных в списке, а также, что плательщиком страховых взносов в ПФР по РД на застрахованного лица за период с 01.01.1999г по 31.05.19999г. являлось Управление Культуры, которое не предусмотрено в «Наименовании Учреждения» «Списком должностей и учреждений, работа, которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» № 781, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г.

В судебном заседании ФИО1 иск поддержал и пояснил, что музыкальная школа работала по типовому положению о детской музыкальной школе, художественной школе, школе искусств системы Министерства культуры СССР, утвержденному Приказом по Министерству культуры СССР от 17.07.1978 года № 515 (далее Положение). Выпускники получали свидетельства установленного образца. В школе обучались дети в возрасте от 7 до 17 лет.

Представитель ГУ-ОПФ РФ по РД ФИО2, действующая по доверенности, требования ФИО1 не признала и пояснила, что стаж преподавателя в учреждениях дополнительного образования для детей не менее 16лет и 8 месяцев, в должностях и учреждениях, указанных в списке, а также, что плательщиком страховых взносов в ПФР по РД на застрахованного лица за период с 01.01.1999г по 31.05.19999г. являлось Управление Культуры, которое не предусмотрено в «Наименовании Учреждения» «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» № 781, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Закона РФ «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 года №400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утверждённый Правительством РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривается, что работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Данная правовая позиция изложена и в определении Верховного суда РФ от 02.03.2007 г.

Согласно п. 1 и 2 Положения утвержденному Приказом по Министерству культуры СССР от 17.07.1978 года № 515, детские музыкальные, художественные школы и школы искусств создаются в системе Министерства культуры СССР в целях всестороннего развития способностей и склонностей детей к различным видам искусства, воспитания их общественной активности, задачами таких школ являются получение общего музыкального, художественного и хореографического образования, приобщение детей к искусству. Содержание и сроки обучения в детской музыкальной школе, художественной школе, школе искусств определяются учебными планами и программами, утвержденными Министерством культуры СССР (п. 5 Положения); основной формой организации учебно- воспитательной работы в школе является урок (п. 18 Положения), продолжительность которого составляет 45 минут (п. 19 Положения); учебный год делится на учебные четверти со сроками, установленными для общеобразовательных школ системы министерства просвещения, осенние, зимние, весенние каникулы, проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных школ (п. 16 Положения); окончившие детскую музыкальную школу, художественную школу, школу искусств, сдавшие выпускные экзамены получают свидетельство об окончании школы установленного образца (п. 31 Положения); преподаватель детской музыкальной, художественной школы, школы искусств должен иметь соответствующее среднее или высшее образование и вести педагогическую работу в соответствии с указанной в дипломе квалификацией (п, 39 Положения).

В оспариваемые ФИО1 периоды действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, права работников просвещения на включение специальный стаж для назначения пенсии трудовой деятельности в указанной должности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на зачет периодов работы с 01.01.1999г. по 31.05.1999г. в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования для детей, в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о его праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать его законно возникшее право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в сфере образования, отказ ФИО1 в назначении пенсии является необоснованным и ведёт к ущемлению его конституционного права

Таким образом, суд считает, что заявленные ФИО1 требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 ФИО8 удовлетворить.

Обязать ГУ-ОПФ РФ по РД в Советском районе г. Махачкалы назначить ФИО1 пенсию по старости по выслуге лет.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Б.М. Магомедрасулов