ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-936/2021 от 06.12.2021 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение изготовлено 6 декабря 2021 г.

Дело № 2-936/2021

УИД 83RS0001-01-2021-001598-47

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Нарьян-Мар 30 ноября 2021 г.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при помощнике судьи Лентьевой Л.Н.,

с участием прокурора Воронина Е.В.,

представителя ответчика Лавровой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам пос.Искателей» о возложении обязанности организовать проведение специальной оценки условий труда,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам пос.Искателей» о возложении обязанности организовать проведение специальной оценки условий труда.

Требования мотивированы тем, что в нарушение действующих норм права ответчик не провел специальную оценку условий труда рабочих мест предприятия. Последняя оценка условий труда проводилась в 2016 г., срок ее действия истек.

Прокурором требования уточнены, окончательно просит обязать ответчика в срок до 01.03.2022 организовать проведение специальной оценки условий труда по следующим должностям: директор, главный бухгалтер, главный инженер, начальник организационно-правового отдела, юрисконсульт, специалист по регистрации и работы с населением, ведущий инспектор по кадрам, секретарь, бухгалтер по кассовым операциям и расчетам с населением, ведущий инженер, инженер по организации труда, заведующий складом, техники по эксплуатации и обслуживанию зданий и сооружений, механик гаража, рабочий по обслуживанию жилфонда, плотник, электрик, дворник, уборщик мест общего пользования МКД, слесарь-сантехник, водитель ЗИЛ (ассенизационная).

Прокурор в судебном заседании требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании признал обязанность предприятия провести специальную оценку условий труда. Пояснил, что в настоящее время заключен договор на проведение специальной оценки условий труда.

По определению суда дело рассмотрено при имеющейся явке.

Положениями статьи 7 Конституции Российской Федерации предусматривается, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направляется на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что согласно штатному расписанию МУП «Служба заказчика по ЖКУ п.Искателей» на предприятии имеется 26 должностей (28,75 единиц).

Также из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в отношении рабочих мест по должностям: директор, главный бухгалтер, главный инженер, начальник организационно-правового отдела, юрисконсульт, специалист по регистрации и работы с населением, ведущий инспектор по кадрам, секретарь, бухгалтер по кассовым операциям и расчетам с населением, ведущий инженер, инженер по организации труда, заведующий складом, техник по эксплуатации и обслуживанию зданий и сооружений, механик гаража, рабочий по обслуживанию жилфонда, плотник, электрик, дворник, уборщик мест общего пользования МКД, слесарь-сантехник, водитель ЗИЛ (ассенизационная) специальная оценка условий труда проведена в марте 2016 г.

Таким образом, срок действия специальной оценки условий труда истек. В настоящее время специальная оценка условий труда не проведена.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в нарушение действующих норм права специальная оценка условий труда не проведена, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, работающих на указанных должностях, либо устраивающихся на работу на данные должности.

В свою очередь, неисполнение указанной обязанности влечет нарушение прав работников на безопасные условия труда, а также на компенсационные выплаты за работу во вредных условиях труда.

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о тяжелом материальном положении правового значения не имеются, поскольку в силу прямого указания закона проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя.

Также не влияет на законность требований заместителя прокурора Ненецкого автономного округа факт заключения в настоящее время договора на проведение специальной оценки условий труда, поскольку до настоящего момента такая оценка не проведена, договор заключен после обращения прокурора в суд.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения обязывающего ответчика совершить определенные действия устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, учитывая заявленные требования, считает, что реально исполнить решение суда по вступлении его в законную силу невозможно, и полагает возможным установить ответчику срок его исполнения по 1 марта 2022 г. При этом уд учитывает объем необходимых работ.

На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам пос.Искателей» о возложении обязанности организовать проведение специальной оценки условий труда – удовлетворить.

Возложить на муниципальное унитарное предприятие «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам пос.Искателей» обязанность в срок до 1 марта 2022 г. организовать проведение специальной оценки условий труда в отношении должностей: директор, главный бухгалтер, главный инженер, начальник организационно-правового отдела, юрисконсульт, специалист по регистрации и работы с населением, ведущий инспектор по кадрам, секретарь, бухгалтер по кассовым операциям и расчетам с населением, ведущий инженер, инженер по организации труда, заведующий складом, техник по эксплуатации и обслуживанию зданий и сооружений, механик гаража, рабочий по обслуживанию жилфонда, плотник, электрик, дворник, уборщик мест общего пользования МКД, слесарь-сантехник, водитель ЗИЛ (ассенизационная).

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам пос.Искателей» в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» государственную пошлину в размере 300 рублей (Триста рублей) 00 копеек.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись В.В.Распопин