РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года г.Богородицк Тульской области
Богородицкий районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Финошиной О.А.,
при секретаре Рудаковой М.Н.,
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Кожевниковой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-936/2021 по иску Богородицкого межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Богородицкая картонная фабрика» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции,
установил:
Богородицкий межрайонный прокуроробратился суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Богородицкая картонная фабрика» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции.
В обоснование требований указал, что Богородицкой межрайонной прокуратурой Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции на предприятиях, в организациях, учреждениях, осуществляющих деятельность на территории района.
При проверке выявлены нарушения проверяемого законодательства в обществе с ограниченной ответственностью «Богородицкая картонная фабрика», а именно: не разработаны и не реализуются меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции, чем создается благоприятная почва для коррупционных проявлений со стороны должностных лиц организации.
О необходимости разработки и принятия мер, направленных на предупреждение и противодействие коррупции Богородицким межрайонным прокурором было указано в представлении в адрес директора ООО «Богородицкая картонная фабрика» от 17.12.2020.
Однако требования Богородицкого межрайонного прокурора не выполнены, до настоящего времени указанные меры ООО «Богородицкая картонная фабрика» не разработаны и не реализуются.
На основании изложенного просил суд: обязать ООО «Богородицкая картонная фабрика» в срок до 01.09.2021 года разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в ООО «Богородицкая картонная фабрика».
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Кожевникова Я.А. доводы искового заявления поддержала, уточнила, просила обязать ООО «Богородицкая картонная фабрика» в срок до 1 октября 2021 года разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в ООО «Богородицкая картонная фабрика».
Представитель ответчика ООО «Богородицкая картонная фабрика» в судебное заседание не явился. Директор ФИО1 представила письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия представителя, указав, с заявленными требованиями согласна.
По основаниям, предусмотренным ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В материалах дела имеется представление Богородицкого межрайонного прокурора в адрес ООО «Богородицкая картонная фабрика» согласно которомупрокурор требует принять конкретные меры по недопущению впредь нарушений, указанных в представлении, а именно: разработать и на постоянной основе реализовывать меры и мероприятия, направленные на предупреждение и противодействие коррупции.
Решить вопрос о привлечении лиц, виновных в грубых нарушениях действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности.
По сообщению ООО «Богородицкая картонная фабрика» от 16.06.2021 года меры, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией в ООО «Богородицкая картонная фабрика» не разработаны.
Преамбула Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гласит, что настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Статьей 13.3 данного Федерального закона предусмотрено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами;разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;предотвращение и урегулирование конфликта интересов;недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона, во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее - Методические рекомендации).
Из пункта 1 Методических рекомендаций следует, что их целью является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами Методических рекомендаций являются:
- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Согласно пункту 3 Методических рекомендаций настоящие Методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (тоесть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
В организации Методические рекомендации могут быть использованы широким кругом лиц.
Руководство организации может использовать Методические рекомендации в целях:
- получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
- получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации в организации антикоррупционных мер;
- разработки основ антикоррупционной политики в организации.
Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящие Методические рекомендации в целях:
- разработки и реализации в организации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
Работники организации могут использовать Методические рекомендации в целях:
- получения сведений об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что не принятие организацией мер по противодействию коррупции нарушает права неопределенного круга лиц за защиту от коррупционных проявлений, нарушает установленные законом основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.
В связи с изложенным, суд считает заявленные требования Богородицкого межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Богородицкая картонная фабрика» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненные исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Богородицкая картонная фабрика» о понуждении к разработке мер, направленных на противодействие коррупции, удовлетворить.
Обязать ООО «Богородицкая картонная фабрика» в срок до 1 октября 2021 года разработать меры, направленные на предупреждение коррупции в ООО «Богородицкая картонная фабрика».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления в Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 августа 2021 года.