К делу № 2-937-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года г.Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Бушуевой И.А.
При секретаре судебного заседания Корольчук А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Пассажиртранс», третье лицо –Администрация г.Таганрога о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Пассажиртранс» о взыскании незаконно полученных ответчиком денежных средств в размере 18 рублей и компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, указав в обоснование иска следующее.
ФИО1 является инвалидом 2-й группы, им был приобретен единый социальный проездной билет, который предоставляет право на бесплатный проезд в течение месяца на общественном городском, внутрирайонном автомобильном транспорте (кроме такси). Истец указывает, что 20 декабря 2017 года приблизительно в 11-00 часов он сел в автобус <данные изъяты> г.н. № по маршруту № принадлежащий ответчику, который обслуживается последним в соответствии с договором на перевозку пассажиров, заключенный между Администрацией г.Таганрога и перевозчиком. При выходе из автобуса истец предъявил социальный проездной билет, который по его мнению дает ему право на бесплатный проезд, однако водитель потребовал от истца внесения полной стоимости проезда, указав, что он осуществляет перевозку маршрутным такси. Истец вынужден был оплатить проезд в размере 18 рублей, ему были выданы билеты.
Истец полагает, что ответчиком незаконно была получена полная стоимость проезда. Так в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в статье 15 указано об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак –проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха и др.), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Также истец ссылается на положения ст. 16 вышеназванного Закона, которая предусматривает ответственность юридических и должностных лиц за уклонение от исполнения требования к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры.
Истец указывает, что в пункте 5 ст.790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Истец полагает, что предоставленное ему право на бесплатный проезд в городском транспорте не может быть ограничено, и его реализация является обязанностью перевозчика, в не зависимости от его взаимоотношений с органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Заявляя требования о компенсации морального вреда истец ссылается на положения ст. 151 ГК РФ, при этом полагает, что ответчиком были незаконно нарушены его личные неимущественные права на реализацию его прав, предусмотренных Федеральным законом. Незаконные действия ответчика причинили истцу моральные страдания, которые выразились в публичном унижении водителем прав истца, в виду требования платы за проезд.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии с участием адвоката Киселевой В.О.
Суд рассмотрел дело в отсутствии истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца- адвокат Киселева В.О. по ордеру от 30.01.2018 года в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования, ссылаясь на доводы изложенные в иске. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Пассажиртранс»-ФИО2 по доверенности №277 от 29.01.2018 г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что пункт 5 ст.790 ГК РФ, на который ссылается истец носит заведомо отсылочный характер, представитель истца назвал в качестве специальной нормы статьи 15 и 16 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В данном законе действительно есть такие нормы, но они регламентируют не льготы по проезду, а вопросы создания комфортной среды, то есть ту сферу отношений, которая не входит в компетенцию перевозчиков. Льготы по проезду инвалидов в общественном транспорте, раньше регулировались статьей 30 данного закона, однако Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ указанная норма признана утратившей силу. В настоящее время вопросы льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (в том числе и проезд инвалидов) регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.» Статьями 3,14 и 17 данного закона определены две формы организации перевозок по регулярным маршрутам: по регулируемым тарифам, когда перевозчик в силу прямого указания закона обязан обеспечить перевозку всех льготных категорий пассажиров в обмен на получение субсидий согласно п.5 ст.790 ГК РФ, и по нерегулируемым тарифом, когда законом такая обязанность не установлена. На маршруте №19 работают автобусы сразу двух указанных форм, при этом принадлежащий ООО «ПАССАЖИРТРААНС» автобус работает как раз по второму варианту. На этом же маршруте работают автобусы другого перевозчика ООО «Маршрутное такси Южный город», которые перевозят всех локотников без исключений, так что у истца был выбор способа передвижения, тем более, что на автобусе ответчика имеется таблича, предупреждающая об отсутствии льгот по проезду. На основании изложенного представитель ответчика просил в иске отказать.
Представитель 3-го лица Администрации г.Таганрога-Селезнев М.Л. по доверенности №227 от 29.01.2018 г. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать. Пояснил, что Федеральным законом № 220-ФЗ определены два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам и по нерегулируемым тарифам (пункты 16, 17, 18 статьи 3, статьи 14, 17). Вместе с тем, статьей 20 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Таким образом, представитель указал, что перевозка пассажиров льготной категории граждан не является обязанностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам (которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту).
Постановлением Администрации города Таганрога № 1893 от 31.08.2016 утвержден перечень маршрутов регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам города Таганрога по видам перевозок, согласно которому по муниципальным маршрутам предусмотрены перевозки как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам. В настоящее время перевозка пассажиров и багажа по маршруту № 19 в городе Таганроге осуществляется двумя организациями- ООО «Пассажиртранс»; ООО «Маршрутное такси «Южный город».
ООО «Пассажиртранс» осуществляет перевозки по нерегулируемым тарифам, право на осуществление которых подтверждается свидетельством. ООО «Маршрутное такси «Южный город» - по регулируемым. Вместе с тем, <данные изъяты>, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, предоставляют право льготного проезда отдельным категориям граждан на 33 муниципальных маршрутах. Из 18 маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, 14 маршрутов полностью дублируют путь следования маршрутов, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам. Кроме того, 15 маршрутов городского наземного электротранспорта работает по регулируемым тарифам.
В соответствии с подпунктом 3.3.5 пункта 3 «Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденного распоряжением министерства транспорта Российской Федерации от 31.01.2017 № НА-19-р, предусмотрен норматив количества пересадок, осуществляемых пассажиром в целях перемещения в любую точку муниципального образования, при использовании муниципальных маршрутов регулярных перевозок, который составляет не более двух в муниципальных образованиях с численностью населения более 500 тыс. чел., не более одной в остальных муниципальных образованиях. Сложившаяся маршрутная сеть в городе Таганроге и количество подвижного состава позволяет осуществлять перемещение пассажиров, в том числе граждан льготных категорий, в любую точку города с одной пересадкой. Учитывая, что ФИО1 мог воспользоваться своим правом льготного проезда на автобусе маршрута № 19, обслуживаемого ООО «Маршрутное такси «Южный город», представитель полагает не подлежащим удовлетворению требования истца.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, а именно ответа на запрос суда начальника Управления соцзащиты населения г.Таганрога от 01.08.2018 г. ФИО1 является инвалидом № группы, состоит на учете в УСЗН г.Таганрога как инвалид 2-й группы с 01.06.2010 года. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ему предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме(л.д.18).Истец относится к льготной категории граждан, имеющей право проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что являясь инвалидом № группы и имея на руках социальный проездной билет сроком действия 1 месяц ( на декабрь 2017 года) он не имел возможности 20 декабря 2017 года воспользоваться своим правом бесплатного проезда на маршруте № в <адрес>, а вынужден был по требованию водителя автобуса оплатить за проезд 18 рублей.
Федеральным законом от 13.07.2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определены два вида регулярных перевозок пассажиров и багажа (пункт 16.17,18 статьи 3, 14, 17): по регулируемым тарифам; по нерегулируемым тарифам. Регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке
В силу положений статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с предоставлением всех льгот на проезд, установленных в соответствии с законодательством о социальной защите граждан. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом статьей 39 указанного закона установлен переходный период для подготовки к заключению муниципального контракта, срок которого составляет 5 лет. В указанный период регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно п. 19 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.
В силу положений частей 3 и 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления обязан выдать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута.
Вместе с тем, статьей 20 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Таким образом, перевозка пассажиров льготной категории граждан не является обязанностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по нерегулируемым тарифам (которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту).
Как следует из материалов дела Постановлением Администрации города Таганрога № 1893 от 31.08.2016 утвержден перечень маршрутов регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам города Таганрога по видам перевозок, согласно которому по муниципальному маршруту № 19 осуществляются перевозки как по регулируемым так и по нерегулируемым тарифам (л.д.31-37).
В настоящее время перевозка пассажиров и багажа по маршруту № в городе Таганроге осуществляется двумя организациями: <данные изъяты>
ООО «Пассажиртранс» осуществляет перевозки по нерегулируемым тарифам, право на осуществление которых подтверждается свидетельством серии 000064 №000006 (л.д.34), картой маршрута регулярных перевозок серия 000064 №000059 сроком с 14 июля 2016 г. по 14 июля 2021 г.; договором на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа транспортом общего пользования (автобусами) в г.Таганроге от 25.07.2011 г., заключенного между <данные изъяты> и <данные изъяты> и дополнительным соглашением к договору от 25.07.2011 г.
ООО «Маршрутное такси «Южный город» осуществляет перевозки по регулируемым тарифам.
Таким образом, по маршруту № работают автобусы, в том числе и для льготной категории граждан, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа по регулируемым тарифам. Поэтому доводы изложенные истцом и поддержанные его представителем в судебном заседании со ссылкой на положения статьи 15, 16 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд считает несостоятельными. Поскольку, данные нормы закона не регламентируют предоставление льгот по проезду инвалидам, а регламентирует вопросы, которые не входят в компетенцию перевозчика.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании в его пользу с ответчика денежных средств в размере 18 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку получены ответчиком в установленном законом порядке за предоставление услуги по перевозке в городском общественном транспорте.
Требования истца о компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей суд также находит не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 ГПК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Однако, при определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Исходя из ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 названной статьи суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, результат чего суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По убеждению суда, для принятия законного решения необходимо, чтобы в основу такого решения были положены соответствующие доказательства, которым дана надлежащая оценка, включающая в себя определение относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Относимостью доказательств является то положение, в соответствии с которым суд должен допускать и исследовать только те доказательства, которые относятся к данному делу, то есть могут подтвердить или опровергнуть те обстоятельства дела, на которые ссылаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Достоверность доказательств означает, что сведения, которые подтверждаются данными доказательствами, соответствуют действительности; достаточность доказательств свидетельствует о том, что на их основании можно сделать однозначный вывод о доказанности определенных обстоятельств.
При оценке доказательств судья должен объективно проанализировать все исследованные доказательства, сопоставив их, и на основании внутреннего убеждения сделать вывод.
Таким образом, в совокупности с вышеприведенными доказательствами, суд пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что действиями ответчика ООО «Пассажиртранс» ему причинены физические и нравственные страдания. По мнению суда права истца (инвалида 2-й группы) в данном конкретном случае действиями ответчика не нарушены. Ответчик осуществляет свою деятельность по перевозке в соответствии с нормами действующего законодательства, которые изложены судом выше. Кроме этого, истец мог воспользоваться своим правом на бесплатный проезд в иных автобусах по маршруту № в <адрес>. Причинителем вреда либо лицом, обязанным возместить вред истцу в силу закона, ответчик не является. Поэтому отсутствуют основания для компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ООО «Пассажиртранс», третье лицо –Администрация <адрес> о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда-оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.А.Бушуева
В окончательной форме решение изготовлено 22.02.2018 г.