Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-937/16
г. Наро-Фоминск 10.05.2016
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Акимовой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 ФИО1 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к заключению договора купли-продажи
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - Администрация района), в котором просит: признать недействительным решение Администрации Наро-Фоминского муниципального района об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> понудить Администрацию Наро-Фоминского муниципального района к заключению договора купли-продажи земельного участка. По ходатайству ответчика к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области.
ФИО3 в судебном заседании просит удовлетворить исковые требования. Свои требования ФИО3 основывает на том, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате выдела <данные изъяты> доли в праве на жилой дом на основании решения Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом расположен на спорном земельном участке общей площадью около <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в Администрацию Наро-Фоминского муниципального района о предоставлении за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного под принадлежащим ему жилым помещением, что составляет половину земельного участка. Администрацией Наро-Фоминского муниципального района в письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что данный вопрос будет рассмотрен после получения заключения Главы сельского поселения Ташировское. Межведомственной комиссией по землепользованию и предоставлению земельных участков на территории Наро-Фоминского муниципального района (протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ) решено обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, установить вид разрешенного пользования для данного земельного участка «индивидуальное жилищное строительство». Постановлением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ №№ утверждена схема земельного участка. Истцом произведен кадастровый учет земельного участка и получен кадастровый паспорт (кадастровый номер №). Администрацией района письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № отказано в выкупе земельного участка на основании того, что истец является собственником помещения, а ЗК РФ не предусматривает исключительного права приобретения земельного участка собственнику помещения. Отказ Администрации Наро-Фоминского муниципального района изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №№ истец считает неправомерным. В отказе Администрация ссылается на необходимость согласования проекта постановления о предоставлении за плату испрашиваемого земельного участка с Министерством имущественных отношений Московской области, что предусмотрено Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-03 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", а также Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 8 июля 2015 г. N 12ВР-1073. Указанным Распоряжением утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, заключаемых без проведения торгов» (далее - Временный порядок). Согласно п. 1 данного документа «Орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (ОМС) при поступлении заявлений граждан обеспечивает рассмотрение обращения, а также обеспечивает проверку наличия документов, прилагаемых к обращению. Одним из необходимых документов, для проверки ОМС, в соответствии с требованиями указанными в пп. 9, пункта 1 Временного порядка является «кадастровый паспорт помещения», в случае обращения «собственника помещения», в здании, сооружении, расположенного на «испрашиваемом земельном участке». Таким образом, фактически Администрация сама ссылается на документ - подтверждающий возможность обращения в Администрацию с заявлением, о приобретении в собственность или аренду без проведения торгов земельного участка, владельца помещения в здании. На основании ст. 39.3, 39.20, 11.5 ЗК РФ собственник помещения в здании имеет исключительное право приобрести в собственность земельный участок без проведения торгов. Сособственником жилого дома являлся ФИО4, который умер, наследственное дело к имуществу ФИО4. не заводилось. Принимая во внимание ответ Администрации Наро-Фоминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, истец направил запрос на выкуп части жилого дома в Администрацию сельского поселения Ташировское. Администрацией сельского поселения Ташировское в ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что вторая часть жилого дома в реестре муниципальной собственности отсутствует, администрация не уполномочена распоряжаться этим имуществом. В связи с отсутствием собственника второй части жилого дома истец не может воспользоваться правом на приобретение земельного участка под жилым домом, первоначально в долевую собственность, далее осуществить выделение в натуре.
В судебном заседании представитель Администрации Наро-Фоминского Муниципального района Московской области против удовлетворения исковых требований возражал. В обоснование своих возражений представитель Администрации района указал, что проект постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка за плату подлежит согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области на основании Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. Министерство имущественных отношений Московской области отказало в согласовании заключения договора купли-продажи земельного участка. В связи с чем, Администрация района не вправе заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка.
Представители Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО3 признано право собственности на часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ФИО3 на основании решения зарегистрировал право собственности не на часть жилого дома, а на жилое помещение, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
На основании заявления ФИО3 постановлением Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № № утверждена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории, расположенного под принадлежащим ФИО3 объектом недвижимости, а также установлен вид разрешенного пользования «индивидуально жилищное строительство», земельный участок отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», ФИО3 обязан провести государственный кадастровый учет земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок внесен в ГКН с присвоением ему кадастрового номера №.
Комитет по управлению имуществом Администрации района по поручению Администрации района письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № сообщил ФИО3 на его заявление о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м о том, что в соответствии с Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N № "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 08.07.2015 N 12ВР-1073 проекты постановлений Администрации района подлежат обязательному согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области. Проект постановления Администрации района о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка с приложением всех документов направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области. На межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области протокол от <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ № № принято решение об отказе в согласовании проекта постановления. В ответе также указано, что ФИО3 является собственником помещения, ЗК РФ не предусматривает права приобретения земельного участка собственнику помещения.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ (ред. от 30.12.2014) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Таким уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений Московской области.
Постановлением администрации Наро-Фоминского муниципального района МО от 18.12.2015 N 2634 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" в Наро-Фоминском муниципальном районе". Согласно Административному регламенту основанием для начала административной процедуры по рассмотрению и согласованию проекта решения о предоставлении государственной услуги Минмособлимуществом является поступление в Минмособлимущество проекта решения о предоставлении государственной услуги.
Минмособлимущество в случае соответствия представленного проекта решения примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, и при наличии необходимых документов обеспечивает вынесение проекта решения на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее - МВК) (п. 25.1)
Решение МВК оформляется протоколом и направляется Минмособлимуществом в адрес Администрации района в течение 14 (четырнадцати) дней через МСЭД.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 08.07.2015 N 12ВР-1073 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, заключаемых без проведения торгов.
Согласно указанному Временном порядку при поступлении заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц о приобретении в собственность или аренду без проведения торгов земельного участка орган местного самоуправления муниципального образования Московской области (далее - ОМС) обеспечивает рассмотрение такого обращения с соблюдением сроков в соответствии с временным порядком предоставления услуги "О предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование" или регламентом предоставления услуги "О предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов, безвозмездное пользование", утвержденными ОМС (примерная форма разработана Минмособлимуществом) (п.1).
Подготовленный проект Договора подлежит направлению в Минмособлимущество (п.3).
В случае несоответствия представленного проекта Договора Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, или отсутствия необходимых документов Минмособлимущество осуществляет его возврат на доработку в ОМС с обоснованием причин возврата (п.5.1).
В случае соответствия представленного проекта Договора Примерной форме, утвержденной постановлением Правительства Московской области, и наличия необходимых документов Минмособлимущество обеспечивает вынесение проекта Договора на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее - МВК) (п.5.2).
Решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области (протокол от <данные изъяты>) принято решение об отказе в согласовании проекта договора купли-продажи земельного участка ФИО3
Таким образом, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, осуществляется при отсутствии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области не допускается. Администрация Наро-Фоминского муниципального района не вправе заключить договор купли-продажи испрашиваемого ФИО3 земельного участка без согласия уполномоченного Правительством Московской области центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области. Решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области, выраженное в протоколе от <данные изъяты> июля ДД.ММ.ГГГГ, истцом не обжаловано.
Указание в письме-ответе Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № № на то, что истец является собственником помещения, а ЗК РФ не предусматривает исключительного права приобретения земельного участка собственнику помещения, не имеет существенного значения в отсутствие согласования уполномоченным органом проекта договора купли-продажи земельного участка.
Ссылка истца в обоснование иска на то, что в связи с отсутствием собственника второй части жилого дома истец не может воспользоваться правом на приобретение земельного участка под жилым домом в долевую собственность, а затем осуществить выделение в натуре, не состоятельна. Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области за истцом признано право собственности на часть жилого дома, право общей долевой собственности на жилой дом прекращено. Следовательно, земельный участок не может быть приобретен в долевую собственность.
Истец обжалует решение Администрации района в виде письма-ответа Комитета по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № № и просит понудить ее к заключению договора купли-продажи земельного участка. Дополнить исковые требования требованиями к Министерству имущественных отношений Московской области истец отказался, от изменения процессуального статуса на третье лицо также отказался. В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО3 ФИО2 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и понуждении к заключению договора купли-продажи отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова