Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Североуральск ДД.ММ.ГГГГ
Североуральский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Аксёнова А.С.,
при секретаре Шурбя А.А.,
с участием помощника прокурора г. Североуральска Шутова И.Г.,
представителя ответчика – Администрации Североуральского городского округа по доверенности ФИО1,
представителя третьего лица – муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Североуральске гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Североуральского городского округа об обязании выполнения требований по беспрепятственному доступу инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор г. Североуральска обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Североуральска ДД.ММ.ГГГГ года в рамках проверки соблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части исполнения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры, Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части обеспечения доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, произведен осмотр входа в помещение по адресу: <адрес>, в котором расположен муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Североуральска. Установлено, что в указанное помещение имеется один вход, который не оборудован пандусом, кнопка вызова отсутствует. Вход недоступен для инвалидов-колясочников.
Собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 102,9 м2, является Администрация Североуральского городского округа (Постановление Главы Администрации Свердловской области от 01.04.1994 года № 109). Оно передано в безвозмездное пользование муниципального фонда поддержки малого предпринимательства на основании договора безвозмездного пользования от 28.01.2014 года № 5.
Поскольку из договора от 28.01.2014 гола № 5 следует, что на Администрацию Североуральского городского округа, как на ссудодателя, возложена обязанность по проведению капитального ремонта, постольку и обязанность по установке пандуса лежит на Администрации Севаероуральского ГО.
Отсутствие пандуса ущемляет права инвалидов и других маломобильных групп населения на беспрепятственное пользование объектом социальной инфраструктуры.
Просит возложить обязанность на Администрацию Североуральского городского округа на входе в нежилое помещение по адресу: <адрес>, установить пандус для беспрепятственного доступа инвалидов в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор Шутов И.Г. заявленные требования поддержал по предмету и основаниям, дополнил, что спорный объект является социально значимым объектом применительно к ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Представитель ответчика Администрации Североуральского городского округа по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что достаточно установить кнопку вызова. Социальная значимость данного объекта невысока, а монтаж пандуса – это самый затратный способ. Считала, что ссылка прокурора на Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» несостоятельна.
Представитель третьего лица муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г. Североуральска ФИО2 в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что за время существования фонда к ним не обратился ни один инвалид. По его мнению, достаточно установки кнопки вызова. Обязанность помогать инвалидам входить в помещение фонда ни на кого не возложена. Считает, что он сам мог бы помогать инвалидам входить в помещение фонда.
Свидетель ФИО10 – главный архитектор Североуральского городского округа, показала в суде, что техническая возможность установки пандуса на входе в муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства имеется. Со стороны крыльца можно сделать пандус, выполнить пешеходную дорожку, убрав часть газона и ограждения, то есть произвести проектные и бетонные работы.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав и оценив письменные доказательства, приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации (ст. 7) предусмотрено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года №
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена обязанность не только Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, но и организаций независимо от организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Строительные нормы и правила (СНиП 35-01-2001) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 года № 73, предусматривают наличие как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения, который, как правило, должен быть размещен на уровне входа, ближайшего к поверхности земли, либо продублирован пандусом, подъемной платформой, лифтом или другими приспособлениями для перемещения инвалидов. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь.
Приведенные выше нормативные положения носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года № 1047-р, в указанный перечень включен СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Свод правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН)» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
Пунктами 4.1.14, 4.1.15, 5.1.2 указанного Свода правил предусмотрено, что наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.
Пунктом 1.5 СП 59.13330.2012 предусмотрено, что проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении: безопасности путей движения (в том числе эвакуационных и путей спасения), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда маломобильных групп населения; эвакуации людей из здания или в безопасную зону до возможного нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в период нахождения населения, в том числе и маломобильных групп населения, в здании должно иметь преимущественное значение, поскольку в случае возникновения чрезвычайной ситуации при перекрытых путях эвакуации гражданам будет создана угроза их жизни и здоровью, что является недопустимым и противоречащим требованиям Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, нежилое помещение по адресу: г. Североуральск, ул. <адрес> общей площадью 102,9 м2, числится в реестре муниципальной собственности Североуральского городского округа на основании постановления Главы Администрации Свердловской области от 01.04.1994 года № 109 (выписка из реестра от 11.11.2014 года № ИС-1312).
Постановлением и.о. Главы Североуральского городского округа от 29.01.2014 года № 190 оно передано в безвозмездное пользование муниципальному фонду поддержки малого предпринимательства г. Североуральска.
Договором безвозмездного пользования от 28.01.2014 года обязанность ссудополучателя муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г. Североуральска по соблюдению требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не возложена.
Факт отсутствия пандуса и кнопки вызова подтверждается актом проверки от 07.11.2014 года и фотоснимком, приложенным к нему, и не оспаривается ответчиком. Из них следует, что доступ маломобильных групп населения в социально значимый объект – муниципальный фонда поддержки малого предпринимательства г. Североуральска не просто затруднен – невозможен. Установление кнопки вызова, в данном случае, недостаточно.
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства г. Североуральска является социально значимым объектом. Ссылка прокурора на ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является верной.
Возможность установления пандуса имеется.
Таким образом, обязанность выполнения вышеперечисленных нормативных требований должна быть возложена на собственника помещения – Администрацию Североуральского городского округа.
Затратность данного способа обеспечения прав инвалидов не освобождает ответчика от исполнения требований законодательства.
Заявление руководителя муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г. Североуральска ФИО2 о том, что он сам мог бы помогать инвалидам входить в помещение фонда судом при разрешении спора не учитывается, поскольку не является достаточным основанием для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры.
Заявленный прокурором срок для установки пандуса суд полагает обоснованным.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
на Администрацию Североуральского городского округа возложить обязанность установить пандус на входе в нежилое помещение по адресу: Свердловская <адрес>, для беспрепятственного доступа инвалидов в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
СУДЬЯ А.С.АКСЁНОВ