ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-937/2021 от 14.09.2021 Сухоложского городского суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0052-01-2021-000896-69

(УИД: 66RS0052-01-2021-001277-90)

<данные изъяты>

Гражданское дело №2-774/2021, 2-937/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сухой Лог 14 сентября 2021 года

Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Васьковой О.Н.,

при секретаре Боликовой И.К.,

с участием:

представителя истца (ответчика) – ФИО1,

представителя ответчика (истца) – ФИО2,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО4 к Администрации городского округа Сухой Лог о возложении обязанности организовать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка,

и по иску Администрации городского округа Сухой Лог к Хорьковой ФИО10 об освобождении земельного участка от самовольной постройки,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Сухой Лог, просит обязать ответчика организовать аукцион по аренде земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, с местоположением: <адрес> с кадастровым номером , разрешенное использование - под строительство производственной базы.

В обоснование иска указано, что 10.03.2021 истец обратилась в Администрацию городского органа Сухой Лог с заявлением о реализации права участия в аукционе по аренде земельного участка с кадастровым номером . Письмом от 12.04.2021 ответчиком было отказано в реализации такого права, так как со стороны истца не представлены правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости, часть которого расположена на земельном участке с кадастровым номером , а большая часть на земельном участке с кадастровым номером . Администрацией городского округа Сухой лог сделан вывод о самовольной постройке данного объекта. Действиями ответчика нарушено право неопределенного круга лиц, в том числе и истца, как лица, претендующего на реализацию арендного правоотношения, на беспрепятственное участие в торгах, проводимых в форме аукциона, для аренды спорного земельного участка. Ответчиком нарушены положения ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Ответчик Администрация городского округа Сухой Лог в представленном письменном отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д.32-33) указал, что с исковыми требованиями не согласен. В соответствии с пп.8 п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. Согласно информации Управления Росреестра по Свердловской области на земельном участке с кадастровым номером , расположено здание, имеющее адрес: <адрес> Таким образом, имеется основание, исключающее возможность организовать аукцион на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка.

Администрация городского округа Сухой Лог обратилась с исковым заявлением к ФИО4, просит обязать ответчика освободить земельный участок с кадастровым номером путем сноса самовольной постройки - часть здания общей площадью 17,7 кв.м, или приведения в соответствие с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа Сухой Лог, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным градостроительным регламентом, путем устранения выступа части здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером на 1 метр от границы земельного участка с кадастровым номером в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером
, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ответчику, сведения о 5 объектах внесены в ЕГРН. Фактически на земельном участке расположено 6 объектов, имеющих признаки недвижимости. 09.03.2021 в Администрацию городского округа Сухой Лог обратилась ФИО4 с заявлением об организации аукциона на заключение договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером под строительство производственной базы. Земельный участок с кадастровым номером , площадью 54 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> границе земельного участка с кадастровым номером , с разрешенным использованием под производственные базы и находится в муниципальной собственности.

По результатам обследования земельного участка установлено, что на земельном участке расположена часть нежилого объекта капитального строительства. В проведении аукциона заявителю было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов на возведенное сооружение, часть которого расположена на земельном участке

Объект на принадлежащем Ответчику земельном участке с кадастровым номером и на земельном участке с кадастровым номером , возведен в отсутствие разрешения на строительство (реконструкцию), и без предоставления в установленном порядке земельного участка с кадастровым номером , что в силу п.1 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации является самовольной постройкой. Ответчик самовольно заняла земельный участок с кадастровым номером путем расположения части здания, основная часть которого расположена на земельном участке с кадастровым номером на 0,97 м и 1,25м., общая площадь части здания выступающего на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности составила 17,7 кв.м. в нарушение градостроительных требований, установленных в Правилах землепользования и застройки городского округа Сухой Лог.

Ответчику 09.04.2021 была направлена претензия об освобождении земельного участка от расположенного на нем объекта, ответа на претензию не поступило. Расположенная часть объекта на земельном участке с кадастровым номером нарушает права истца, восстановление нарушенного права может быть осуществлено путем освобождения земельного участка от объекта недвижимости (сноса объекта), имеющего признаки самовольного строения или приведения в соответствие с требованиями Правил землепользования и застройки городского округа Сухой Лог.

Определение суда от 18.08.2021 гражданские дела объединены в одно производство.

Третье лицо Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало.

Третье лицо филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение вопроса оставили на усмотрение суда (т.1 л.д.148-149).

Истец (ответчик) ФИО4 в судебное заседание не явилась, участвовала через своего представителя.

Представитель истца (ответчика) ФИО4 ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы иска, указал, что при строительстве объекта истец действительно допустила выход за пределы своего земельного участка. Имеется предписание Росреестра, согласно которому у истца имеется право выбора: снести самовольную постройку либо оформить право на самовольно занятый земельный участок. ФИО4 обращалась в Администрацию городского округа Сухой Лог в целях выполнения предписания Росреестра, но Администрация отказала. Относительно требований Администрации городского округа Сухой Лог указал, что имеется иной способ устранить нарушение, чем снос части здания.

Представитель ответчика (истца) Администрации городского округа Сухой Лог ФИО2 в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований ФИО4, поддержала доводы иска Администрации городского округа Сухой Лог в полном объеме. Указала, что проведение торгов обязательно, так как в коммерческих целях используется земельный участок. Но проведение торгов повлекло бы нарушение прав третьих лиц, потому что на земельном участке расположена часть объекта недвижимости, принадлежащего ФИО4 Перед возведением указанного объекта недвижимости ФИО4 должна была предоставить ряд документов, в том числе проектную документацию, получить градостроительный план земельного участка, с указанием мест, где возможно производить строительство, указанием отступов, но представитель истца подтвердил, что ФИО4 за указанными документами не обращалась, они отсутствуют. Ранее земельный участок с кадастровым номером сформированный в 2019 году, выставлялся на торги, аукцион ФИО4 не выиграла, в дальнейшем арендатор отказался от земельного участка, так как на нем расположен чужой объект недвижимости. Пояснила, что объект недвижимости возведен без разрешения на строительство, заходит на земельный участок находящийся в муниципальной собственности. Ответчик должен подтвердить безопасность, законность и соответствие градостроительным правилам объекта недвижимости. Ответчик ограничивает право органа местного самоуправления распоряжаться принадлежащим ему на парве собственности земельный участком.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истец ФИО4 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2485 кв.м, с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – объект промышленности с многоцелевым использованием (производственная база, гаражная застройка, склады) (т.1 л.д.23-27).

На земельном участке с кадастровым номером расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами – склад, – административное здание, – гаражи, – гараж, – цех (т.2 л.д.25-39).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 54 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , с разрешенным использованием под производственные базы и находится в муниципальной собственности (т. 1 л.д.21-22).

09.03.2021 ФИО4 обратилась в Администрацию городского округа Сухой Лог с заявлением об организации аукциона по аренде участка с кадастровым номером , для строительства производственной базы, на 49 лет (т. 1 л.д.7, 35).

Администрацией городского округа Сухой Лог по результатам рассмотрения заявления ФИО4 12.04.2021 направлен ответ № 320, из которого следует, что было проведено обследование земельного участка, по результатам которого установлено, что на земельном участке расположена часть нежилого объекта капитального строительства. Так как ФИО4 не были представлены правоустанавливающие документы на объект недвижимости часть которого расположена на земельном участке с кадастровым номером , а большая часть на земельном участке с кадастровым номером , Администрацией городского округа Сухой Лог сделан вывод о самовольной постройке данного объекта, в связи с чем направлена претензия об освобождении земельного участка от самовольной постройки (т.1 л.д.8-9, 36-37, т.2 л.д.16,17).

Из представленных Управлением Росреестра по Свердловской области материалов следует, что 06.07.2015 в результате внеплановой, документарной и выездной проверки было выявлено нарушение земельного законодательства: на основании заключения кадастрового инженера ИП ФИО3 часть земельного участка, кадастровый квартал , площадью 17,7 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, используется ФИО4 под строительство капитальных зданий, сооружений самовольно, не имеющей предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (углы здания выступают за пределы земельного участка с кадастровым номером на 0,97м и 1,25м, площадь части здания выступающей на земли государственной собственности составила 17,7м).

06.07.2015 Хорьковой Г.С выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 привлечена к административной ответственности по ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных отношениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5000 руб.

По ходатайствам ФИО4 срок исполнения предписания неоднократно продлялся, в общем до 01.04.2018. ФИО4 предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнила, была привлечена к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ. 22.05.2018 ФИО4 выдано предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства Российской Федерации: оформить права на самовольно занятый земельный участок, примыкающий к юго-восточной границе земельного участка с кадастровым номером из земель общего пользования, площадью 17,7кв.м либо освободить его, установлен срок исполнения предписания - 01.10.2018. Данное предписание ФИО4 не исполнила, в связи с чем привлечена к административной ответственности по ч.26 ст. 19.5КоАП РФ. 12.11.2018 ФИО4 выдано предписание с аналогичными требованиями. Срок исполнения предписания неоднократно продлялся, срок исполнения предписания продлен до 04.02.2022 (т.1 л.д. 38-39, 53-147).

Согласно сведений отдела Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Сухой Лог от 01.04.2021 , разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию на объект капитального строительства на земельных участках с кадастровыми номерами и не выдавались (т.2 л.д.15).

В силу пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В силу пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в порядке, установленном названным пунктом.

В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

В силу подпункта 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что на земельном участке с кадастровым номером расположена часть здания, большая часть которого расположена на земельном участке с кадастровым номером . Также установлено, что данное здание принадлежит ФИО4, документов на данный объект недвижимости суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО4 отсутствуют.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

На основании части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления. (пункт 2 статьи 222 ГК РФ).

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство в силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации наделены органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Судом достоверно установлено и не опровергнуто ответчиком, что ФИО4 на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в собственности ФИО4, возведено здание, часть которого площадью 17,7кв.м выступает за границы указанного земельного участка и находиться на земельном участке с кадастровым номером . Само по себе здание является капитальным строением, имеет фундамент, следовательно, имеет прочную связь с землей (ст. 130 ГК РФ),

Строительство здания осуществлено без разрешения на строительство, с выходом за границы земельного участка ФИО4, с нарушением градостроительных регламентов, то есть является самовольной постройкой.

Суд обращает внимание, что спорный объект возведен на земельном участке, принадлежащем ответчику на законном основании, выявленные нарушения являются устранимыми, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. При этом действующим законодательством предусмотрена наряду со сносом возможность приведения самовольной постройки в соответствие с требованиями законодательства (абзац 3 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 55.32 ГрК РФ предусмотрено, что снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, исходя из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, с учетом возможности приведения спорного объекта в соответствие с требованиями законодательства суд полагает возможным в соответствии с абзацем 3 пункта 2, пунктом 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации принять решение о сносе самовольной постройки части здания общей площадью 17,7 кв.м, заходящей на чужой земельный участок или приведении в соответствие с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа Сухой Лог, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным градостроительным регламентом. Для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями необходимо устранить выступ спорного объекта за границы земельного участка с кадастровым номером .

В соответствие с частью 9 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, на которые возложена обязанность, по своему выбору осуществляют снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями.

Таким образом, право выбора снести самовольную постройку или привести ее в соответствие с установленными требованиями лежит на ФИО4

В соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

Суд с учетом характера самовольной постройки полагает возможным определить срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями один год.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Хорьковой ФИО11 к Администрации городского округа Сухой Лог о возложении обязанности организовать аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, отказать.

Исковые требования Администрации городского округа Сухой Лог к Хорьковой ФИО12 об освобождении земельного участка от самовольной постройки, удовлетворить.

Обязать ФИО4 ФИО13 освободить земельный участок с кадастровым номером путем сноса самовольной постройки – часть здания общей площадью 17,7 кв.м, или приведения в соответствии с параметрами, установленными Правилами землепользования и застройки городского округа Сухой Лог, обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренным градостроительным регламентом, путем устранения выступа части здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца, с момента изготовления решения суда в окончательном виде, с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 21.09.2021.

<данные изъяты>

Решение не вступило в законную силу.

<данные изъяты>

Судья Сухоложского городского суда

Свердловской области О.Н. Васькова