ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-938/17 от 24.04.2017 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2017 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Беляева Д.В.,

при секретаре Трофимовой Л.А.,

с участием представителя истца Егоренко А.В. ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоренко А.В. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области о взыскании излишне уплаченного налога, компенсации морального вреда,

установил:

Егоренко А.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он являлся собственником земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием – для размещения малоэтажных домов по адресу: <адрес>

За <данные изъяты><данные изъяты> гг. истцом был уплачен земельный налог на сумму 497292 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной с применением удельного показателя кадастровой стоимости 1046,93 руб. за 1 кв.м в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области № 358 от 15.06.2010 г. по первой группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки).

Егоренко А.В. считает, что кадастровая стоимость и налоговая база должна была определяться, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 172,95 руб. за 1 кв.м по второй группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажных жилых домов) в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства Нижегородской области № 358 от 15.06.2010 г. Информация о выявлении ошибки при определении кадастровой стоимости была доведена до Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области в ДД.ММ.ГГГГ. Заявление о возврате излишне уплаченного налога было оставлено инспекцией федеральной налоговой службы без удовлетворения.

Егоренко А.В. с учетом заявления об уменьшении размера исковых требований просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области сумму излишне уплаченного налога в размере 354174,75 руб.

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени его проведения извещен.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м в настоящее время не существует, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ он был разделен на несколько самостоятельных участков. Внести изменения в сведения земельного участка, имеющего статус архивного, невозможно. Пояснил, что земельный налог за <данные изъяты> год был уплачен истцом в счет исполнения судебного приказа о взыскании налога.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен. Согласно ранее представленным возражениям, исковые требования не признает.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явились, извещены. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» посредством телефонограммы просил провести судебное заседание в его отсутствие.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии со ст.ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункты 1 и 4 статьи 391), налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).

Частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

В силу пункта 3 данных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. На основании пункта 4 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Согласно пункту 10 данных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктом 13 данных Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 г. N 222 утверждены «Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», в соответствии с п. 2.1.3 которых в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения, кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Установлено, что Правительством Нижегородской области принято постановление от 15 июня 2010 г. N 358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области», которым, в том числе утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенные по состоянию на 1 января 2007 года; утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов, определенные по состоянию на 1 января 2007 года, необходимые для определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков.

Пунктом 5 данного постановления Правительства Нижегородской области установлено, что расчет кадастровой стоимости земель населенных пунктов Нижегородской области по земельным участкам, кадастровым кварталам, населенным пунктам и муниципальным районам (городским округам) осуществляется по видам разрешенного использования земель населенных пунктов согласно приложению 5 к данному постановлению.

Приложение N 5 к постановлению Правительства Нижегородской области содержит таблицу: «Виды разрешенного использования земель населенных пунктов», согласно которой к первому виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки» отнесены: земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов, земельные участки, предназначенные для размещения среднеэтажных жилых домов, земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов, земельные участки общежитий.

Ко второму виду разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки» отнесены: земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).

Как следует из материалов дела, истец Егоренко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым с разрешенным использованием – для размещения малоэтажных домов по адресу: <адрес>.

Земельный участок, принадлежащий истцу, на основании постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 года N 358 при определении кадастровой стоимости был отнесен к первому виду разрешенного использования земель.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок был снят с государственного кадастрового учета с присвоением ему статуса «архивный».

За <данные изъяты>-2014 гг. истцом уплачен земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб.

Егоренко А.В. считает, что при определении кадастровой стоимости земельного участка следовало применять удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в соответствии со вторым видом разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для малоэтажной жилой застройки».

Судом из материалов дела установлено, что вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22), он не был отражен в приложении N 1 постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 г. N 358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов Нижегородской области, определенных по состоянию на 1 января 2007 года.

Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана в соответствии с «Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 г. N 222, и с учетом результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 г. N 358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» составила <данные изъяты> руб.

Поскольку земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, а результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов <адрес>, определялись по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость земельного участка Егоренко А.В. устанавливалась в порядке, определяемом для вновь образованных земельных участков.

В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 2.1.3 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 г. N 222 (в редакции, действовавшей на момент определения кадастровой стоимости) в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

С учетом того, что постановлением Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 г. N 358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области» (приложение N 5) к первой группе отнесены, в том числе земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов, удельный показатель кадастровой стоимости был применен в размере 1046,93 руб. за 1 кв.м. Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка производилось в соответствии с указанными Методическими указаниями.

Сведения, подтверждающие соответствие вида разрешенного использования земельного участка истца второй группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки) у регистрирующих органов на момент определения кадастровой стоимости земельного участка не имелись.

Доводы истца о необходимости применения «Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 в редакции приказа от 11.01.2011 г. N 3 судом откланяются ввиду следующего.

Вышеназванные указания применяются при приведении государственной кадастровой оценке земли. В рассматриваемом случае осуществлялось определение кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка (поставленного на кадастровый учет после ДД.ММ.ГГГГ), при определении кадастровой стоимости которого применяются положения постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 г. N 358 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области», пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 и «Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 г. N 222. В силу приложения 5 постановления Правительства Нижегородской области от 15 июня 2010 г. N 358 земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажных жилых домов, относятся к первой группе видов разрешенного использования.

Порядок изменения (уточнения) вида разрешенного использования земельного участка установлен законом. Истец с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка не обращался.

Кроме того, порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества утвержден Приказом Росреестра N П/302, ФНС РФ N ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011.

В соответствии с п. 1 Порядка Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в соответствующие Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Управления Росреестра представляют сведения в соответствии с Формой в соответствующие Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.

Нормам действующего законодательства не предусмотрено право налогового органа проверять достоверность передаваемых ему уполномоченными органами сведений об объектах налогообложения, в том числе, сведений о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом. Налогоплательщик, равно как и налоговый орган, не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.

При расчете земельного налога за <данные изъяты><данные изъяты> гг. налоговым органом обоснованно использована кадастровая стоимость земельного участка на основании сведений, полученных из органа кадастрового учета в соответствующие периоды.

Изменения кадастровой стоимости земельного участка могут быть учтены при исчислении земельного налога только после их внесения в государственный кадастр недвижимости, в связи с этим, право на перерасчет сумм земельного налога возникает только, с даты изменения кадастровой стоимости земельного участка, указанной в государственном кадастре недвижимости.

Из ответа МИФНС России № 2 по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что на момент исчисления земельного налога за <данные изъяты>-<данные изъяты> гг. имелись сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в базу данных инспекции поступили сведения о кадастровой стоимости участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., сведений об иной стоимости не поступало, в связи с чем инспекцией будет произведен перерасчет налога за <данные изъяты>-<данные изъяты> гг. (л.д. 127-128).

В соответствии с ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, техническая ошибка в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым исправлена ДД.ММ.ГГГГ, акт определения кадастровой стоимости земельного участка в размере <данные изъяты> руб. составлен ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 1.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.

Положениями статьи 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней и штрафов.

В силу ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (часть 1).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2).

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (часть 6).

Таким образом, поскольку возврат излишне уплаченного налога производится на основании заявления налогоплательщика, а на момент рассмотрения заявления истца ДД.ММ.ГГГГ сведений об исправлении технической ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка у налогового органа не имелось, оснований для взыскания излишне уплаченного налога, компенсации морального вреда суд не усматривает, нарушений прав истца налоговым органом не допущено. Истец не лишен права на обращение в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога с учетом появившихся у ответчика сведений об измененной кадастровой стоимости земельного участка.

Кроме того, сумма земельного налога за <данные изъяты> год уплачена истцом во исполнение судебного приказа мирового судьи судебного участка <данные изъяты> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, который в судебном порядке не оспаривался. Порядок возврата суммы излишне взысканного налога регламентирован ст. 79 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Егоренко А.В. к Межрайонной ИФНС России № 2 по Нижегородской области о взыскании излишне уплаченного налога, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Дзержинский городской суд.

Судья п.п. Д.В. Беляев

Копия верна

Судья Д.В. Беляев

Секретарь Л.А. Трофимова