ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-938/18 от 07.08.2018 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

№ 2-938/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 августа 2018 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,

при секретаре Митрохиной Ю.В.,

с участием представителя истца - заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковского А.В.,

представителя ответчика ЗАО «Завод синтетического спирта» - ФИО1, действующего на основании доверенности от 12.01.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерному обществу «Завод синтетического спирта» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Завод синтетического спирта» (далее ЗАО «Завод синтетического спирта»), в котором просил признать хозяйственную деятельность ответчика не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. В связи с чем, Орский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ЗАО «Завод синтетического спирта» в срок до 20.01.2019 г. принять меры по: разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а именно, в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349; установлению уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимиты на их размещение путем направления ЗАО «ЗСС» в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в соответствии с требованиями Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. №50:

А) заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений;

Б) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что проверкой, проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что ЗАО «Завод синтетического спирта» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства.

При осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образуются отходы производства и потребления.

Согласно отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2017 г., в 2017 г. в результате деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 461,798 тонн отходов, передано другим организациям для утилизации – 236,264 тонн, для обезвреживания – 18,843 тонн, для захоронения - 206,720 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах – 0 тонн.

Согласно данным учета в области обращения с отходами:

- 1 квартал 2018 года ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 26,5300 тонн отходов, передано другим организациям для использования – 1,6800 тонн, для обезвреживания -0,2400 тонн, для захоронения -24,6100 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах - 0 тонн.

Согласно сведениям <данные изъяты> в период с 01.01.2018 г. по 28.06.2018 г. указанным предприятием на эксплуатируемом объекте размещения отходов в рамках заключенного договора с ЗАО «Завод синтетического спирта» от 20.04.2018 г. (действия договора распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2018 г.), размещались отходы производства и потребления, а именно: твердо коммунальные отходы, отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные, отходы стружки натуральной с чистой древесины, отходы цемента некондиционно, отходы бой бетонных изделий, отходы смет с территории малоопасный, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы бой строительного кирпича, отходы тары деревянной, утратившие потребительские свойства, незагрязненные отходы шлангов и рукавов из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение требований Федерального Закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления» у ЗАО «Завод синтетического спирта» при осуществлении хозяйственной деятельности образовывались и образуются, а также размещались и размещаются отходы производства и потребления в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.

В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковский А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Подтвердил отсутствие у ЗАО «Завод синтетического спирта» разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под отходами производства и потребления понимаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Лимит на размещение отходов это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно положениям статьи 18 названного Федерального закона Нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50.

Согласно п.5 указанного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.

Судом установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образуются отходы производства и потребления.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 09.07.2018 г., Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ЗАО «Завод синтетического спирта» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.

Согласно отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2017 г., в 2017 г. в результате деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 461,798 тонн отходов, передано другим организациям для утилизации – 236,264 тонн, для обезвреживания – 18,843 тонн, для захоронения - 206,720 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах – 0 тонн.

Согласно данным учета в области обращения с отходами:

- 1 квартал 2018 года ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 26,5300 тонн отходов, передано другим организациям для использования – 1,6800 тонн, для обезвреживания -0,2400 тонн, для захоронения -24,6100 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах - 0 тонн.

Согласно сведениям <данные изъяты> в период с 01.01.2018 г. по 28.06.2018 г. указанным предприятием на эксплуатируемом объекте размещения отходов в рамках заключенного договора с ЗАО «Завод синтетического спирта» от 20.04.2018 г. (действия договора распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2018 г.), размещались отходы производства и потребления, а именно: твердо коммунальные отходы, отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные, отходы стружки натуральной с чистой древесины, отходы цемента некондиционно, отходы бой бетонных изделий, отходы смет с территории малоопасный, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы бой строительного кирпича, отходы тары деревянной, утратившие потребительские свойства, незагрязненные отходы шлангов и рукавов из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ, актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту проверки ЗАО «Завод синтетического спирта» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой, в период с 01.01.2018 г. по 28.06.2018 г. в деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образовывались и размещались отходы производства и потребления 4-5 класса опасности при отсутствии утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

С актом проверки ознакомлен, копию акта получил главный инженер ЗАО «Завод синтетического спирта» ФИО4 Возражений на акт проверки не имелось.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суду представлены достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие у ЗАО «Завод синтетического спирта» разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. А при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что хозяйственная деятельность ЗАО «ЗСС» не соответствует требованиям природоохранного законодательства. В связи с чем, требования природоохранного прокурора об обязании ЗАО «ЗСС» устранить нарушения природоохранного законодательства являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание, что от представителя ответчика возражений относительно срока устранения нарушений требований природоохранного законодательства не поступило, учитывая сроки разработки проекта нормативов, время для согласования проекта в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области, суд соглашается с требованием прокурора об обязании ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 20 января 2019 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерному обществу «Завод синтетического спирта» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, удовлетворить.

Признать хозяйственную деятельность закрытого акционерного общества «Завод синтетического спирта» не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие:

- разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

- установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать закрытое акционерное общество «Завод синтетического спирта» в срок до 20 января 2019 года принять меры по:

- разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349;

- установлению уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимитов на их размещение путем направления в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в соответствии с требованиями Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. №50:

а) заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

б) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме

Судья Сбитнева Ю.Д.

Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2018 года.

Судья Сбитнева Ю.Д.