№ 2-938/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
7 августа 2018 года город Орск
Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сбитневой Ю.Д.,
при секретаре Митрохиной Ю.В.,
с участием представителя истца - заместителя Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковского А.В.,
представителя ответчика ЗАО «Завод синтетического спирта» - ФИО1, действующего на основании доверенности от 12.01.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерному обществу «Завод синтетического спирта» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,
У С Т А Н О В И Л:
Орский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу «Завод синтетического спирта» (далее ЗАО «Завод синтетического спирта»), в котором просил признать хозяйственную деятельность ответчика не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. В связи с чем, Орский межрайонный природоохранный прокурор просил обязать ЗАО «Завод синтетического спирта» в срок до 20.01.2019 г. принять меры по: разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а именно, в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349; установлению уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимиты на их размещение путем направления ЗАО «ЗСС» в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в соответствии с требованиями Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. №50:
А) заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений;
Б) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что проверкой, проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования установлено, что ЗАО «Завод синтетического спирта» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства.
При осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образуются отходы производства и потребления.
Согласно отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2017 г., в 2017 г. в результате деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 461,798 тонн отходов, передано другим организациям для утилизации – 236,264 тонн, для обезвреживания – 18,843 тонн, для захоронения - 206,720 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах – 0 тонн.
Согласно данным учета в области обращения с отходами:
- 1 квартал 2018 года ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 26,5300 тонн отходов, передано другим организациям для использования – 1,6800 тонн, для обезвреживания -0,2400 тонн, для захоронения -24,6100 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах - 0 тонн.
Согласно сведениям <данные изъяты> в период с 01.01.2018 г. по 28.06.2018 г. указанным предприятием на эксплуатируемом объекте размещения отходов в рамках заключенного договора с ЗАО «Завод синтетического спирта» от 20.04.2018 г. (действия договора распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2018 г.), размещались отходы производства и потребления, а именно: твердо коммунальные отходы, отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные, отходы стружки натуральной с чистой древесины, отходы цемента некондиционно, отходы бой бетонных изделий, отходы смет с территории малоопасный, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы бой строительного кирпича, отходы тары деревянной, утратившие потребительские свойства, незагрязненные отходы шлангов и рукавов из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований Федерального Закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об отходах производства и потребления» у ЗАО «Завод синтетического спирта» при осуществлении хозяйственной деятельности образовывались и образуются, а также размещались и размещаются отходы производства и потребления в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимиты на их размещение.
В судебном заседании заместитель Орского межрайонного природоохранного прокурора Бунковский А.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, чьи полномочия проверены судом, в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Подтвердил отсутствие у ЗАО «Завод синтетического спирта» разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под отходами производства и потребления понимаются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лимит на размещение отходов это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно положениям статьи 18 названного Федерального закона Нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйственная и (или) иная деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в процессе которой образуются отходы, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты установлены Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 50.
Согласно п.5 указанного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с п.7 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка.
Судом установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образуются отходы производства и потребления.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 09.07.2018 г., Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ЗАО «Завод синтетического спирта» не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Согласно отчету по форме 2-ТП (отходы) за 2017 г., в 2017 г. в результате деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 461,798 тонн отходов, передано другим организациям для утилизации – 236,264 тонн, для обезвреживания – 18,843 тонн, для захоронения - 206,720 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах – 0 тонн.
Согласно данным учета в области обращения с отходами:
- 1 квартал 2018 года ЗАО «Завод синтетического спирта» образовано 26,5300 тонн отходов, передано другим организациям для использования – 1,6800 тонн, для обезвреживания -0,2400 тонн, для захоронения -24,6100 тонн, размещено отходов на эксплуатируемых объектах - 0 тонн.
Согласно сведениям <данные изъяты> в период с 01.01.2018 г. по 28.06.2018 г. указанным предприятием на эксплуатируемом объекте размещения отходов в рамках заключенного договора с ЗАО «Завод синтетического спирта» от 20.04.2018 г. (действия договора распространяются на отношения, возникшие с 01.01.2018 г.), размещались отходы производства и потребления, а именно: твердо коммунальные отходы, отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные, отходы стружки натуральной с чистой древесины, отходы цемента некондиционно, отходы бой бетонных изделий, отходы смет с территории малоопасный, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отходы бой строительного кирпича, отходы тары деревянной, утратившие потребительские свойства, незагрязненные отходы шлангов и рукавов из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные, что подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту проверки ЗАО «Завод синтетического спирта» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Орской межрайонной природоохранной прокуратурой, в период с 01.01.2018 г. по 28.06.2018 г. в деятельности ЗАО «Завод синтетического спирта» образовывались и размещались отходы производства и потребления 4-5 класса опасности при отсутствии утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
С актом проверки ознакомлен, копию акта получил главный инженер ЗАО «Завод синтетического спирта» ФИО4 Возражений на акт проверки не имелось.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суду представлены достаточные доказательства, подтверждающие отсутствие у ЗАО «Завод синтетического спирта» разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. А при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что хозяйственная деятельность ЗАО «ЗСС» не соответствует требованиям природоохранного законодательства. В связи с чем, требования природоохранного прокурора об обязании ЗАО «ЗСС» устранить нарушения природоохранного законодательства являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что от представителя ответчика возражений относительно срока устранения нарушений требований природоохранного законодательства не поступило, учитывая сроки разработки проекта нормативов, время для согласования проекта в Управлении Росприроднадзора по Оренбургской области, суд соглашается с требованием прокурора об обязании ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 20 января 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Орского межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерному обществу «Завод синтетического спирта» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, удовлетворить.
Признать хозяйственную деятельность закрытого акционерного общества «Завод синтетического спирта» не соответствующей требованиям природоохранного законодательства в отсутствие:
- разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Обязать закрытое акционерное общество «Завод синтетического спирта» в срок до 20 января 2019 года принять меры по:
- разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349;
- установлению уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов образования отходов и лимитов на их размещение путем направления в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области в соответствии с требованиями Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 г. №50:
а) заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
б) проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанного в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. №349.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме
Судья Сбитнева Ю.Д.
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2018 года.
Судья Сбитнева Ю.Д.