ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-938/19 от 03.01.2019 Фрунзенского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2 - 938/2019

УИД 33RS0003-01-2019-001046-02 копия

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 октября 2019 года

Фрунзенский районный суд города Владимира в составе:

председательствующего судьи Белоглазовой М.А.

при секретаре Поляковой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Компания «Наш дом – 3» к ФИО1, ФИО2, действующими от себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 о взыскании задолженности по оплате за услуги холодного водоснабжения, водоотведения и горячего водоснабжения, и пени,

установил:

ООО «Компания «Наш дом - 3» обратилось в суд с иском первоначально к ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО5 и ФИО6 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.

В обоснование иска указано, что управление многоквартирным жилым домом ...... осуществляет ТСЖ «Содружество», которое 01.01.2017 заключило договор на обслуживание дома с ООО «Компания «Наш дом 3». Собственниками квартиры № ...... в указанном доме являются ответчики; доли распределены следующим образом: ФИО4 принадлежит 1/2 доли; ФИО1 и ФИО2 - по 1/12 доли; ФИО5 и ФИО6 – по 1/6 доли. Указанные собственники ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по оплате коммунальных услуг, в связи с чем возникла задолженность. В качестве правового обоснования ООО «Компания «Наш дом-3» сослалось на ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 153, 154 и 155 ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. Также в иске указано, что расчет задолженности произведен исходя из норматива потребления и количества зарегистрированных человек, поскольку опломбировка и поверка индивидуальных приборов учета воды была проведена лишь в сентябре 2017 года.

Уточнив в процессе судебного разбирательства основания и размер исковых требований, а также круг ответчиков по делу, в окончательной редакции ООО «Компания «Наш дом -3» просило суд взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 в солидарном порядке задолженность по оплате услуг холодного водоснабжения, водоотведения и горячего водоснабжения за период с 1 января 2017 года по 31 августа 2017 года в размере 52 882 руб. 18 коп. и пени в размере 21 126 руб. 35 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины (л.д. 90-94 т.1, 124 – 129 т. 2).

Определением судьи от 14.06.2019 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства (л.д. 58 т.1).

Определением судьи от 22.07.2019, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ФИО7 и несовершеннолетний ФИО3 в лице законных представителей (л.д. 159 т.1), которые впоследствии определением судьи от 23.09.2019 привлечены в качестве соответчиков (протокол судебного заседания от 23.09.2019 – л.д. 105-111, т.2).

В судебное заседание после объявленного судом перерыва представители истца ООО «Компания «Наш дом - 3» - ФИО8, представляющая также интересы третьего лица ТСЖ «Содружество» (л.д. 89 т.1). и ФИО9, действующие на основании доверенностей, не явились.

В судебном заседании 23.10.2019 (до перерыва) исковые требования в окончательной редакции поддержали в полном объеме; настаивали на том, что расчет задолженности обоснованно произведен из норматива потребления исходя из количества зарегистрированных в жилом помещении, поскольку доказательств поверки приборов в квартире ответчиков в спорный период не представлено. Указали, что сведений о поверке и показаний прибора учета ответчики в управляющую компанию не передавали. Первоначально в квитанциях на оплату компания выставляла счет по нормативу на 1 человека, ежемесячно увеличивая норматив на 1 человека. Однако ответчик оплату начисленных платежей не производили. В дальнейшем после предоставления сведений о поверке приборов начисления по квартире ответчиков производятся по показаниям ИПУ. Суммы, которые поступали ответчика без указания назначения платежей, направлялись на погашение общей суммы задолженности и все зачтены, в связи с чем неосновательного обогащения на стороне компании не имеется.

Ответчики ФИО1 и ФИО2, являющиеся одновременно законными представителем несовершеннолетнего ФИО3, их представитель ФИО10 (допущенная к участию в деле по устному ходатайству), исковые требования не признали.

Ответчик ФИО1 одновременно представлял интересы ответчика ФИО7 на основании доверенности, удостоверенной по месту работы данного ответчика (л.д. 4, 70 – 78 т.2).

В обоснование возражений данные ответчики указали, что в феврале 2010 года ФИО1, являвшимся с ноября 2008 года по апрель 2016 года председателем правления ТСЖ «Содружество», с привлечением сотрудников метрологической службы от лица ТСЖ была организована и проведена массовая поверка и опломбировка ИПУ ГВС и ХВС собственников дома №....... Составление актов и опломбировка производились им лично, в связи с чем данному ответчику известно, что сроки поверки счетчиков ГВС и ХВС у большинства собственников дома истекли в феврале 2016 года. В квитанциях за период с января по июнь 2017 года в нарушение подп. «а» п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, плата за горячее и холодное водоснабжение начислялась не из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а из норматива потребления. При этом все приборы учета в квартире ответчиков не заменялись, находились и находятся в исправном состоянии. Счетчик ХВС прошел плановую поверку в феврале 2016 года и был принят в тот период исполнителем - ТСЖ «Содружество», показания принимались товариществом к расчету. Межповерочный интервал с февраля 2016 года для ИПУ ХВС на 1 января 2017 года не истек. Внеплановая поверка ИПУ ХВС в установленном порядке произведена в сентябре 2017 года. В соответствии с подп. «а» п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, если счетчик воды введен в эксплуатацию и составлен соответствующий акт, то смена управляющей компании не влияет на факт введения в эксплуатацию счетчика. По этой причине акты, составленные товариществом, как исполнителем, в феврале 2016 года, подтверждают исправность ИПУ и дают основания производить расчет по показаниям приборов учета. Передача актов проверки счетчиков воды, свидетельств о поверке, технических паспортов и показаний ИПУ ХВС и ГВС председателю ТСЖ ФИО11 была произведена по акту от 28.02.2017 после утверждения его полномочий в качестве председателя ТСЖ. Из-за неприязненных отношений к ФИО1 как к бывшему председателю правления ТСЖ, ФИО11 через представителя не предоставил в суд: первый экземпляр акта, свидетельство о поверке ИПУ ХВС и технические паспорта на счетчики воды. По этой причине ответчики вынуждены были заказывать дубликаты паспортов ИПУ на заводе - изготовителе. К тому же, в акте от февраля 2016 года указаны даты следующей поверки. При подаче в феврале 2016 года заявки на ввод в эксплуатацию поверенных счетчиков, ответчики прикладывали свидетельства о поверке к первому экземпляру этого акта. На неоднократные требования о перерасчете излишне начисленной платы за коммунальные услуги управляющая компания не реагировала.

Одновременно указали, что опломбировка и сверка ИПУ не проводилась в результате бездействия ТСЖ «Содружество» в 2016 года и УК «Наш дом-3» в 2017 году. Плата за водоснабжения производилась ими, исходя из показаний приборов учета в квартире №......, которые на основании решения общего собрания представлялись в ящики для показания, расположенных в каждом из подъездов дома. Однако, несмотря на ежемесячные и своевременные показания водомеров, управляющая компания в период с 01.01.2017 по 31.08.2017 выставляла в платежных документах начисления по нормативу.

Полагали, что истцом не доказан факт причинения убытков и нарушения своих прав, не обоснованы представленные расчеты; управляющая компания не является стороной по договору водоснабжения и не имеет права производить начисления по нормативу с повышающим коэффициентом. Указали, что поскольку истец производит оплату ресурсоснабжающей организации по общедомовому прибору учета, а собственникам – по нормативу и с повышающим коэффициентом, на стороне управляющей компании имеется неосновательное обогащение. Возражали против начисления суммы пени ввиду отсутствия задолженности, а также указывали на завышенный размер пени.

Ответчики представили собственный расчет суммы оплаты услуг за содержание дома и коммунальные услуги за период с 01.01.2017 по 30.11.2018 и пени (л.д. 104, 105 – 106 т.1 л.д. 104 т.2). Просили в иске отказать в полном объеме.

Подробно позиция ответчиков ФИО1 и ФИО2, поддержанная ими в судебных заседаниях, изложена в письменном виде: возражениях от 22.05.2019; отзыве от 22.07.2019; пояснениях от 03.09.2019, в прениях и отзыве (л.д. 43-46, 100-103 т.1, 11-16 т. 2, л.д. 19- 21, 22-26).

Ответчики ФИО4, ФИО12 в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не сообщили, об отложении не просили.

О времени и месте итогового судебного заседания с учетом объявленного судом перерыва извещены надлежащим образом: посредством смс (согласие на такой способ извещения имеется – справочный лист, т.1, л.д. 41-42 т.3), а также посредством телефонограммы (л.д. 44 - 45 т.3).

Ответчики ФИО7 и ФИО6 по телефону просили завершить рассмотрение дела в свое отсутствие и поддержали позицию ФИО1 и ФИО2

Ответчик ФИО4, участвовавший ранее в судебном заседании, также поддержал позицию указанных ответчиков.

Ответчик ФИО5 позицию по существу спора не высказала.

В материалы дела ФИО1 были представлены доверенности: от имени ФИО6, удостоверенная печатью ИП ....... (л.д. 87 т.1), и от имени ФИО5, удостоверенная печатью организации ООО ......, однако данные доверенности не соответствуют требованиям, предъявляемым к их оформлению, поскольку не представлены документы о трудоустройстве ответчиков у данного ИП и в организации; не указаны сведения (ФИО, должность) о лицах, удостоверивших доверенность и документы, подтверждающие их полномочия на совершение таких действий.

Определением судьи от 03.07.2019, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: АО «Владимирские коммунальные системы», МУП «Владимирводоканал» и ТСЖ «Содружество» (л.д. 70 т.1).

Будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в том числе по электронной почте и посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет (л.д. 34-39 т.3), третьи лица АО «Владимирские коммунальные системы», МУП «Владимирводоканал» представителей в суд не направили.

От МУП «Владимирводоканал» в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 40 т.3). Ранее в письменном отзыве представитель третьего лица пояснил, что между МУП «Владимирводоканал» и ООО «Компания «Наш дом-3» заключен единый договор № 5115 от 26.01.2015 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого все расчеты производятся по показаниям общедомового прибора учета воды. Начисление платы за водоснабжение и водоотведение производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, а именно: либо по показаниям индивидуальных приборов учета либо по нормативу, утвержденному органами местного самоуправления (л.д. 176 т.1).

От представителя АО «ВКС» отзыва на иск не поступило.

С учетом мнения явившихся ответчиков ФИО1 и ФИО2 и положения ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников.

Выслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Частями 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частями 1, 6.2, 7, 11, 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1).

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Судом установлено, что ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 являются собственниками квартиры № ...... и зарегистрированы в указанном жилом помещении, что подтверждается выпиской из ЕГРН и справкой ООО «Компания «Наш дом-3» (л.д. 16 – 18, 136, 137 т. 1).

Доли в праве собственности указанных ответчиков распределены следующим образом: ФИО1 и ФИО2 принадлежат по 1/12 доли; ФИО5 и ФИО6 – по 1/6 доли; ФИО4 – 1/2 доли, что следует из выписки.

Из справки ООО «Компания «Наш дом-3» также следует, что помимо перечисленных собственников в квартире зарегистрированы члены их семьи: несовершеннолетний ответчик М.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ответчик ФИО7.

Законными представителями несовершеннолетнего ФИО3 являются его родители – ФИО1 и ФИО2 (свидетельство о рождении ......, выданное отделом ЗАГС администрации г.Владимира 28.02.2009 – л.д. 47 т.1).

Также судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в доме № ...... создано товарищество собственников жилья «Содружество».

01.01.2017 между ТСЖ «Содружество» и ООО «Компания «Наш дом-3» был заключен договор управления многоквартирным домом № ...... (л.д. 19 – 27 т.1).

По условиям договора исполнитель принял на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в жилом доме, предоставлять коммунальные услуги (раздел 1 договора), осуществлять начисление, сбор и последующее перечисление денежных средств поставщикам ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (пункт 3.3.10 договора). Плата за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения вносится на основании платежных документов до 10 числа месяца, следующего за расчетным (пункты 5.1, 5.6 договора).

ООО «Компания «Наш дом-3» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 12.07.2016 № 195.

Во исполнение условий договора и с целью оказания коммунальных услуг горячего и холодного водоснабжения и водоотведения ООО «Компания «Наш дом-3» заключены соответствующие договоры с МУП «Владимирводоканал» г. Владимира от 26.01.2015 № ...... (л.д. 138 – 148, 177 - 252 т.1, 31-39 т.2) и с ОАО «Владимирские коммунальные системы» от 01.12.2014 № ......, от 01.09.2016 № ...... (л.д. 40 – 44, 131 -157 т. 2).

С 01.10.2017 на основании договора управления ООО «Компания «Наш дом-3» начала производить начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, за услугу по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению.

Ответчикам ежемесячно выставлялись квитанции по оплате жилищных и коммунальных услуг (л.д. 107-120 т.1), однако оплаты производилась несвоевременно и не в полном объеме, в связи с чем образовалась задолженность.

Как пояснили в ходе судебного разбирательства представители истца и следует из ответа истца, направленного в адрес ответчика ФИО1 по поступившей от него жалобе (л.д. 155 т.1), в соответствующих графах квитанций не указывались сведения о показаниях индивидуальных приборов учета (далее ИПУ); со стороны ответчиков не была представлена информация об опломбировании и поверке ИПУ, в связи с чем начисление платы производилось по нормативу.

Опломбировка всех ИПУ была произведена 24.08.2017, поверка ИПУ ХВС – 01.09.2017.

Приборы учета, находившиеся в квартире ответчиков, были зарегистрированы в программном комплексе только с момента обращения ответчика ФИО1 – 04.09.2017, и с указанной даты и по настоящее время начисления производятся по показаниям приборов учета.

Первоначально в квитанциях отражался норматив на одного зарегистрированного человека, затем на двух и далее нарастающим итогом. В марте 2018 года за период с 01.01.2017 по 28.02.2018 был произведен полный перерасчет начислений по данному виду услуге по нормативу из расчета всех зарегистрированных в квартире лиц – 7 человек, с применением повышающего коэффициента.

В настоящем деле, с учетом уточнения периода, ко взысканию заявлена задолженность с января 2017 года по 31 августа 2017 года включительно в общем размере 52 882 руб. 18 коп.

Расчет представлен в табличном варианте (л.д. 17 т.1), обоснование содержится в уточненном исковом заявлении (л.д. 124-129 т.2).

Как установлено судом из устных пояснений представителей истца, многоквартирный дом ...... оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ) тепловой энергии. В доме существует закрытая система горячего водоснабжения.

Постановлением администрации Владимирской области от 09.11.2016 № 984 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и отопления" были утверждены нормативы потребления коммунальных услуг.

Однако в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 27.12.2016 № 1180 было принято решение о поэтапном переходе к установлению на территории области нормативов потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления в жилых помещениях и нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Согласно постановления № 1180 от 27.12.2016 (Приложение № 2) нормативы, утвержденные постановлением администрации Владимирской области от 9.11.2016 г. № 984, должны быть введены в действие с 01.01.2020 года.

С учетом изложенного, ООО «Наш дом-3» при расчете платы применяло нормативы, установленные Постановлением № 4908 от 30.12.2008, а именно: 5,47 м3 – холодное водоснабжение, 3,65 м3 – горячее водоснабжение; а всего норматив - 9,12 м3 (водоснабжение и водоотведение) (Приложение 1 к постановлению п. 11).

Тариф на ГВС в размере 124,21 руб. за 1 м3 за период с 01.01.2017 по июнь 2017 года, и в размере 129,19 руб. за период с 01.07.2017 вычислен истцом на основании п. 54 Постановления Правительства № 354 расчетным путем следующим образом: норматив расхода тепловой энергии (Гкал на 1 куб. м) в размере 0,0650 х на тариф на коммунальный ресурс 1910,96 руб./Гкал. (с 01.01.2017 по 30.06.2017) и 1 987,40 руб. (с 01.07.2017 по 31.12.2017).

Норматив расхода в 0,065 Гкал/м3 утвержден Постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2016 № 905 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях»; тариф в размере 1910,96 руб/Гкал и 1 987,40 руб. утвержден Постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 19.12.2016 № 46/61 «О тарифах в сфере теплоснабжения».

Непосредственно тарифы, которые применялись истцом при расчете платы за коммунальный ресурс, ответчиками не оспаривались.

Однако ответчики не согласны с определением объема потребленного коммунального ресурса, полагая незаконным применение норматива потребления и повышающего коэффициента, поскольку считают, что расчет стоимости услуги ГВС, ХВС и водоотведения должен быть произведен исходя из среднемесячного объема потребления, определенного по показаниям ИПУ, установленных в их квартире.

Оценивая доводы сторон о порядке начисления платы за данный вид услуги, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее по тексту Постановление Правительства № 354, Правила предоставления коммунальных услуг № 354)

Согласно п. 40 данных Правил потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца", выразил правовую позицию о том, что одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 12 ноября 2008 года N 975-О-О, от 16 апреля 2009 года N 570-О-О и от 1 октября 2009 года N 1099-О-О), общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг. Этот принцип воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).

Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

В соответствии с п. 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

В письме Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 содержатся разъяснения, из которых следует, что в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в редакции Постановления № 603 в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, размер платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, энергоснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента в соответствии с формулой 4.1 приложения № 2 к Правилам № 354, а при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулой 23.1 приложения № 2 к Правилам № 354.

Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено также в пунктах 60 и 60.1 Правил № 354: - при выходе из строя индивидуального (квартирного или комнатного) прибора учета, его утраты, либо истечения срока его эксплуатации, - в расчетные периоды, превышающие 3 месяца невосстановления работоспособности прибора учета (п. 60 Правил № 354); - при недопуске исполнителя к прибору учета потребителя для целей проверки технического состояния прибора учета и (или) достоверности представленных сведений о показаниях приборов учета (п. 61 Правил N 354).

Как следует из материалов дела и установлено судом из пояснений ответчиков М-вых, согласно протоколам заседания правления ТСЖ «Содружество» от 12.02.2010 и 19.02.2010 правлением было принято решение о поверке водомеров сотрудниками Центра метрологии и стандартизации; о пломбировании водомеров горячей и холодной воды и составлении актов снятия показаний счетчиков (л.д. 17, 18 т.2).

Как усматривается из акта снятия показаний водомеров, в квартире ответчиков установлен прибор учета холодной воды СКВ-2/10 № ......, который после очередной поверки введен в эксплуатацию 18.02.2010; акт подписан комиссией ТСЖ «Содружество», в том числе ответчиками по настоящему делу ФИО1 и ФИО2 (л.д. 19 т.2).

Согласно представленному ответчиком дубликату паспорта на счетчик СКВ-2/10 заводской номер № ......, данный счетчик выпущен в 2002 году и на основании первичной поверки признан годным и допущен к эксплуатации, иных сведений о его поверке в паспорте нет (л.д. 91).

Из акта аналогичного содержания от 28.12.2014, составленного и подписанного комиссией ТСЖ «Содружество», в том числе ответчиками по настоящему делу ФИО1 и ФИО2 (л.д. 20 т.2), следует, что в квартире установлен счетчик горячей воды СКВГ 90-2/2010 № ...... (л.д. 20).

В акте снятия показаний водомеров от 25.12.2014 поименован счетчик с заводским номером 40376941 (л.д. 21 т.2).

Из пояснений ответчика ФИО1 установлено, что по решению правления ТСЖ «Содружество» от 10.02.2016 (в период нахождения данного ответчика в должности председателя правления ТСЖ) во всех квартирах дома была произведена централизованная поверка счетчиков холодной и горячей воды.

В материалы дела ответчиком представлен акт проверки приборов учета от 25.02.2016, из которого следует, что комиссия в составе членов правления ТСЖ «Содружество» провела проверку установленного в квартире ответчиков прибора учета холодной воды СКВ 2/10 № ...... и приборов учета горячей воды (номера не укаано), по результатам которой установлено, что счетчики находятся в исправном состоянии, эксплуатируются надлежащим образом, контрольные пломбы присутствуют, повреждений целостности не имеется (л.д. 22).

Со стороны ответчиков в материалы дела также представлены: акт выполнения работ по регистрации приборов учета потребления воды МУП «Владимирводоканал» от 29.05.2019, согласно которому произведена регистрация установленных приборов учета воды по адресу: г......; во время регистрации установлены приборы учета потребления воды № ...... и ...... со сроком очередной проверки 05.08.2022 и 31.08.2022 (л.д. 123 т.1); акт опломбировки работающих счетчиков воды в кв. ......; счетчиков № ...... и № ......, составленный ООО «............» 17.08.2018 (л.д. 124 т.1).

От приобщения в материалы дела дубликата свидетельства о поверке прибора учета холодной воды № ......, на получение которого ФИО2 сослалась при выступлении в прениях, ответчики ФИО2 и ФИО1 отказались, несмотря на обсуждение судом вопроса о возобновлении рассмотрения дела по существу с целью разрешения такого ходатайства и приобщения документа (протокол судебного заседания от 28.10.2019).

В свою очередь, со стороны ООО «Компания «Наш дом-3» в материалы дела представлены: свидетельство Метрологической службы «МЦСМ» № 3475 о поверке 06.08.2018 счетчика воды с заводским № ......, находящего в кв. ......, действительное до 05.08.2022 (л.д. 149 т.1); свидетельство Метрологической службы «МЦСМ» № 8773 о поверке 01.09.2017 счетчика воды с заводским № ......, находящего в кв. ......, действительное до 31.08.2022 (л.д. 152 т.1); акт проверки счетчика с № ...... от 23.08.2017, подписанного представителем истца и собственником квартиры ...... ФИО4 (л.д. 150 т.1); акт проверки счетчиков с № ...... (ХВС) и № ...... (ГВС) от 24.08.2017, подписанного представителем истца и собственником квартиры № ...... ФИО4 (л.д. 151 т.1); акт проверки счетчиков с № ...... (ХВС) и № ...... (ГВС) от 18.09.2017, подписанного представителем истца и собственником квартиры № ...... ФИО4 (л.д. 153 т.1).

Согласно информации, представленной ООО ...... от 21.08.2019, счетчик воды с заводским номером ...... был произведен 06.10.2014 в полном соответствии с конструкторской и технологической документацией завода-изготовителя и поверен 06.10.2014 метрологической службой (л.д. 90 т. 2).

Таким образом, в спорный период, срок поверки ИПУ ГВС с заводским номером № ......, установленным в квартире ответчиков не истек.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Анализируя представленные суду документы с учетом приведенной нормы, суд приходит к выводу, что со стороны ответчиков не представлено допустимых документов, подтверждающих факт поверки всех установленных в их квартире приборов учета воды сотрудниками уполномочных организаций в спорный период с 01.01.2017 по 31.08.2017, поскольку такая поверка была фактически произведена ими позднее 01.09.2017.

Отсутствие таких документов, с учетом сведений, полученных по результатам поверки аккредитованной организацией, и проверки, проведенной ООО «............» по инициативе ООО «Компания «Наш дом-3», отраженной в вышеуказанных актах, по мнению суда, не позволяют с достоверностью установить ни факт того, что приборы учета холодной воды в квартире ответчиков с момента установки по 31.08.2017 находились в неисправном техническом состоянии и не были пригодны к эксплуатации, ни факт обратного.

Более того, со стороны ответчика ФИО4, как лица, подписавшего составленные истцом акты проверки, проведенной ООО «............», в ходе рассмотрения дела поступили возражения относительно их действительности (л.д. 78 т. 2).

Оценивая доводы ответчика ФИО1 о передаче всех свидетельств о поверке приборов учета новому председателю правления ТСЖ «Содружество» В.М.Н. со ссылкой на акт приема-передачи документов, в приложении №3 которого указано на передачу актов и заявлений снятия показаний водомеров в количестве 282 листа (свидетельств о поверке) (л.д. 23-29, т.2), суд находит их не состоятельными, поскольку перечень таких документов в приложении не конкретизирован. Достоверных доказательств, подтверждающих факт передачи свидетельств о поверке приборов учета, установленных непосредственно в принадлежащей ответчикам квартире суду не представлено.

Изложенные обстоятельства не позволяют суду согласиться с представленным ответчиками контррасчетом платы за жилищно-коммунальные услуги, в котором указаны данные о ежемесячном объеме потребления горячей и холодной воды, поскольку данный расчет является произвольным и не отражает реальный объем потребленного ими коммунального ресурса (л.д. 104 т.2).

Доводы ФИО14 о ежемесячном предоставлении ими показаний приборов учета в расположенный в подъезде ящик не подтвержден достоверными и допустимыми доказательствами.

Представленные ими решение общего собрания членов ТСЖ от 29.05.2009 и акты о том, что в присутствии жильцов дома ФИО1 в почтовый ящик были опущены показания ИПУ в квартире № ...... за период с декабря 2016 года по август 2017 года (л.д. 92-100, 101 т.2), не могут быть признаны доказательствами, подтверждающими действительные показания приборов учета.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, оплату жилищных и коммунальных услуг в период с января по август 2017 года ответчики производили нерегулярно в безналичном порядке (через ПАО Сбербанк онлайн), в подтверждение чему представили чеки по операциям сбербанк онлайн (л.д. 85-89).

В указанных чеках сведения о показаниях прибора учета указаны произвольно и в части случаев текущие и предыдущие показания совпадали, а в иных – в последующем месяце эти показания были меньше, что также не отрицалось ответчиками.

В ходе рассмотрения дела также не было представлено доказательств того, что указанные в расчетах ответчиков показания ИПУ и рассчитанный ими среднемесячный объем потребления соответствовал реальному объему потребления воды.

Поступившие от ФИО1 платежи, указанные в чеках, в полном объеме учтены истцом при расчете суммы задолженности и в счет оплаты иных жилищных и коммунальных услуг (что видно из таблицы расчета - «шахматки» за период января 2017 года по сентябрь 2019 года - л.д. 162-165 т.2), в связи с чем ко взысканию истцом предъявлена задолженность только по оплате услугам холодного и горячего водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Согласно п. 60 Правил №354 по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Принимая во внимание приведенные нормативные положения и отсутствие в материалах дела доказательств, достоверно подтверждающих факт исправности либо неисправности находившихся в квартире ответчиков приборов учета, и в то время отсутствие допустимых документов в подтверждение объема потребленного ответчиками ресурса по услуге ГВС, ХВС и водоотведения как в спорный период, так и в предшествующий расчетному шестимесячный период, а также факт предоставления сведений о показания ИПУ в адрес управляющеу компании, суд считает обоснованным применение со стороны ООО «Компания «Наш дом - 3» при расчете платы за данную услугу нормативов потребления, установленных Постановлением администрации г.Владимира № 4908 от 30.12.2008.

В то же время, учитывая право исполнителя осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (пункт 32 Правил), и отсутствие сведений о совершении таких действий, суд полагает невозможным в силу подп. «б» п. 59 п. 60 Правил № 354 применение при расчете платы повышающего коэффициента величиной равной 1,5.

По требованию суда истцом представлен уточненный расчет задолженности без применения повышающего коэффициента, согласно которому задолженность по оплате услуг холодного водоснабжения, водоотведения и горячего водоснабжения за период с 1 января 2017 года по 31 августа 2017 года составила 43 428,56 руб. (л.д. 18 т. 3).

Поскольку данный расчет проверен судом и признан правильным по изложенным выше основаниям, указанная сумма задолженности подлежит взысканию в пользу ООО «Компания «Наш дом -3».

Определяя порядок взыскания денежных средств, исходя из установленных обстоятельств о том, что часть собственников <...> не являются членами одной семьи, и при этом начисление платы произведено исходя из норматива потребления на каждого зарегистрированного (семья М-вых и В-ных) (всего 7 человек), суд полагает возможным применить долевой порядок взыскания – по 1/7 доли (по 6 204 руб. 08 коп.).

Поскольку один из ответчиков ФИО3 является несовершеннолетним, приходящаяся на него доля платежей подлежит распределению в равных долях между его родителями – ФИО1 и ФИО2

Следовательно, при таком порядке с ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М. М.А., подлежит взысканию задолженность по оплате услуг холодного водоснабжения, водоотведения и горячего водоснабжения за период с 01.01.2017 по 31.08.2017 - по 9 306 руб. 12 коп. с каждого (6 204 руб. 08 коп. + 3 102 руб. 04 коп.); а с ответчиков ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 - по 6 204 руб. 08 коп. с каждого.

Также обоснованными суд находит требования истца о взыскании с ответчиков пени в связи с нарушением сроков оплаты жилищных и коммунальных услуг.

Доводы ФИО1 и ФИО2 о незаконности данного требования судом отклоняются, поскольку факт наличия задолженности нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что по смыслу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики № 3 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.

Следовательно, исходя из приведенных норм, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию пени в качестве санкции за нарушение сроков оплаты жилищных и коммунальных услуг, исходя из ставки, действующей на день принятия решения, то есть на 28.10.2019.

Поскольку представленный истцом расчет пени выполнен на сумму задолженности, рассчитанную с применением повышающего коэффициента, и из ставки в 7%, однако размер задолженности снижен судом, а размер ставки составляет на дату принятия решения 6,5%, суд не может принять во внимание указанный расчет пени и производит собственный расчет в соответствии с положениями ст. 155 ЖК РФ: начиная с 31 дня – в размере 1/300 ставки, с 91 дня – 1/130 ставки рефинансирования, действующей на момент принятия решения, размер которой составляет 6,5%.

Следовательно, расчет пени по состоянию на 08.10.2019 (согласно заявленным требованиям) будет выглядеть следующим образом (на ежемесячную сумму задолженности):

По сумме задолженности, возникшей в январе 2017 года

5 381,20

11.02.2017

12.03.2017

30

6,50 %

0

5 381,20 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 381,20

13.03.2017

11.05.2017

60

6,50 %

1/300

5 381,20 * 60 * 1/300 * 6.5%

69,96 р.

5 381,20

12.05.2017

08.10.2019

880

6,50 %

1/130

5 381,20 * 880 * 1/130 * 6.5%

2 367,73 р.

Итого:

2 437,69 р.

По сумме задолженности, возникшей в феврале 2017 года

5 381,20

11.03.2017

09.04.2017

30

6,50 %

0

5 381,20 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 381,20

10.04.2017

08.06.2017

60

6,50 %

1/300

5 381,20 * 60 * 1/300 * 6.5%

69,96 р.

5 381,20

09.06.2017

08.10.2019

852

6,50 %

1/130

5 381,20 * 852 * 1/130 * 6.5%

2 292,39 р.

Итого:

2 362,35 р

По сумме задолженности, возникшей в марте 2017 года

5 381,20

11.04.2017

10.05.2017

30

6,50 %

0

5 381,20 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 381,20

11.05.2017

09.07.2017

60

6,50 %

1/300

5 381,20 * 60 * 1/300 * 6.5%

69,96 р.

5 381,20

10.07.2017

08.10.2019

821

6,50 %

1/130

5 381,20 * 821 * 1/130 * 6.5%

2 208,98 р.

Итого:

2 278,94 р.

По сумме задолженности, возникшей в апреле 2017 года

5 381,20

11.05.2017

09.06.2017

30

6,50 %

0

5 381,20 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 381,20

10.06.2017

08.08.2017

60

6,50 %

1/300

5 381,20 * 60 * 1/300 * 6.5%

69,96 р.

5 381,20

09.08.2017

08.10.2019

791

6,50 %

1/130

5 381,20 * 791 * 1/130 * 6.5%

2 128,26 р.

Итого:

2 198,22 р.

По сумме задолженности, возникшей в мае 2017 года

5 381,20

11.06.2017

10.07.2017

30

6,50 %

0

5 381,20 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 381,20

11.07.2017

08.09.2017

60

6,50 %

1/300

5 381,20 * 60 * 1/300 * 6.5%

69,96 р.

5 381,20

09.09.2017

08.10.2019

760

6,50 %

1/130

5 381,20 * 760 * 1/130 * 6.5%

2 044,86 р.

Итого:

2 114,82 р.

По сумме задолженности, возникшей в июне 2017 года

5 381,20

11.07.2017

09.08.2017

30

6,50 %

0

5 381,20 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 381,20

10.08.2017

08.10.2017

60

6,50 %

1/300

5 381,20 * 60 * 1/300 * 6.5%

69,96 р.

5 381,20

09.10.2017

08.10.2019

730

6,50 %

1/130

5 381,20 * 730 * 1/130 * 6.5%

1 964,14 р.

Итого:

2 034,10 р.

По сумме задолженности, возникшей в июле 2017 года

5 381,20

11.08.2017

09.09.2017

30

6,50 %

0

5 381,20 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 381,20

10.09.2017

08.11.2017

60

6,50 %

1/300

5 381,20 * 60 * 1/300 * 6.5%

69,96 р.

5 381,20

09.11.2017

08.10.2019

699

6,50 %

1/130

5 381,20 * 699 * 1/130 * 6.5%

1 880,73 р.

Итого:

1 950,69 р

По сумме задолженности, возникшей в августе 2017 года

5 760,19

11.09.2017

10.10.2017

30

6,50 %

0

5 760,19 * 30 * 0 * 6.5%

0,00 р.

5 760,19

11.10.2017

09.12.2017

60

6,50 %

1/300

5 760,19 * 60 * 1/300 * 6.5%

74,88 р.

5 760,19

10.12.2017

08.10.2019

668

6,50 %

1/130

5 760,19 * 668 * 1/130 * 6.5%

1 923,90 р.

Итого:

1 998,78 р.

Общий размер пени, согласно данному расчету, составит 17 375,59 руб.

В ходе рассмотрения дела ответчики ФИО1 и ФИО13, не признавая в целом иск и основания для начисления пени, заявили о высоком размере пени.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" дано разъяснение о том, что по смыслу части 14 статьи 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен. Пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Статья 330 Гражданского кодекса РФ признает неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно п.1 ст. ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной. Возложение законодателем на суды общей юрисдикции решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, которое по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости.

Принимая во внимание характер настоящего спора и взысканную судом сумму задолженности, суд приходит к выводу что рассчитанная неустойка явно не соразмерна последствиям нарушения ответчиками прав истца в части несвоевременной оплаты начисленных платежей, в связи с чем она подлежит снижению до в 10 500 руб.

Данная сумма пени также подлежит взысканию с ответчиков в равных долях (по 1 500 руб.) с возложением обязанности по оплате доли, приходящейся на несовершеннолетнего ФИО3, на его законных представителей (по 750 руб.).

Таким образом, с ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М. М.А., подлежат взысканию пени с каждого по 2 250 рублей (1 500 + 750); а с ответчиков ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 - по 1 500 руб. с каждого.

Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца в долевом порядке подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при подаче иска в суд пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в общем размере 1 984 руб. 61 коп. (пропорция 82%, с учетом установленной судом задолженности по коммунальным платежам и пени без применения ст. 333 ГК РФ – 60 804,15): с ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М. М.А., - по 425 руб. 25 коп.; с остальных ответчиков – по 283 руб. 50 коп.

Таким образом, исковые требования ООО «Компания «Наш дом – 3» подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Компания «Наш дом – 3» удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 и ФИО2, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего М.М.А., с каждого: задолженность по оплате услуг холодного водоснабжения, водоотведения и горячего водоснабжения за период с 1 января 2017 года по 31 августа 2017 года - по 9 306 рублей 12 копеек, пени – по 2 250 рублей и возмещение расходов по оплате государственной пошлины – по 425 рублей 25 копеек.

Взыскать с ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, с каждого: задолженность по оплате услуг холодного водоснабжения, водоотведения и горячего водоснабжения за период с 1 января 2017 года по 31 августа 2017 года - по 6 204 рубля 08 копеек, пени – по 1 500 рублей и возмещение расходов по оплате государственной пошлины – по 283 рубля 50 копеек.

В остальной части исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Компания «Наш дом – 3» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья ...... М.А. Белоглазова

......

......

......