РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Приморско-Ахтарск 20 сентября 2013 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Ковешникова В.И.,
с участием старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Немтинова А.В.
при секретаре Пасеновой Л.Т.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права собственности и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права собственности и применении последствий недействительности ничтожной сделки, мотивируя его тем, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 25 июня 2009 года № «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок №» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 25.06.2009г. №.
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок №, с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 25 июня 2058 г.
Согласно ст.1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 21.06.2012, основание государственной регистрации рассматриваемого земельного участка – договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № от 25.06.2009, зарегистрированного 07.08.2009 №.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
01.06.2007 главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район во исполнение постановления главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из Конвенции о вводно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 г.» издано постановление № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района», которым установлены на землях особо охраняемых территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района рекреационные зоны площадью 55 га.
На основании вышеуказанного постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 01.06.2007 № 1660 территориальным отделом по Брюховецкому и Приморско-Ахтарскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю проведены работы по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка категории - земли особо охраняемых территорий и объектов площадью <данные изъяты> тыс. кв.м. в границах кадастрового квартала №, имеющего в соответствии с приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18.07.2001 № 103-П категорию - земли запаса, с присвоением ему кадастрового номера № которые в соответствии с ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса РФ - могут использоваться только после перевода их в другую категорию.
Вместе с тем, при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № не была соблюдена вышеуказанная процедура перевода земель из одной категории в другую, отсутствует акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, предусмотренный Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Согласно сведений, представленных Приморско-Ахтарским отделом Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 07.06.2007 был поставлен на кадастровый учет земельный участок Государственной собственности не закрепленный за конкретными лицами с кадастровым номером №, из которого в последующем образован и предоставлен, на основании на основании договора аренды от 25.06.2009г. № ФИО1, земельный участок с кадастровым номером №. Следовательно, категория предоставленного земельного участка установлена с нарушением законодательства.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденного, постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №413, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Таким образом, спорный земельный участок, в силу международных обязательств Российской Федерации, расположенный на особо охраняемой территории имеет федеральное значение и в силу закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно информации предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Росреестра от 19.06.2012 года, составленного по результатам проверки, проведенной прокуратурой Приморско-Ахтарского района с привлечением в специалиста – эксперта Приморско-Ахтарского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, установлено, что вышеуказанный земельный участок расположен в пяти метрах от канала впадающего в Ахтарский лиман, участок используется, очищен от сорной растительности, на участке осуществляется подвод линий электропередач.
Береговая линия – неотъемлемая часть водного объекта составляющая в соответствии со ст.6 Водного кодекса РФ составляет 20 метров. В силу закона право собственности на береговую линию подлежит собственнику водного объекта.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.
В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок № с кадастровым номером № предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду ФИО1, входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Кроме того, на рассматриваемом земельном участке допускается движение и стоянка транспортных средств, что в свою очередь является нарушением режима использования данной территории, определенного п. 11 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №413).
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поэтому прокурор просит суд признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 25 июня 2009 года №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1, а также погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 25 июня 2009 года №, заключенного между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и ФИО1, обязать ФИО1 устранить препятствия в пользовании земельным участком путем сноса (демонтажа) сооружений, возведенных на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок №, с кадастровым номером № Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно: обязать ФИО1 освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок №, с кадастровым номером №, а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить ФИО1 доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 25 июня 2009 года № за период действия договора. Признать недействительным зарегистрированное право ФИО1 на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок №, с кадастровым номером №, а также просит суд восстановить пропущенный срок исковой давности для подачи искового заявления.
Ответчик ФИО1 исковые требования не признал и просит суд в иске отказать.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО2, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования не признала и суду пояснила, что прокурором не представлено доказательств, на которые он ссылается, как на основание своих требований. Нет доказательств, что оспариваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы. Кадастровый паспорт не содержит сведений об обременении земельного участка береговой полосой водного объекта. Ссылка прокурора на то, что земельный участок относится к федеральной собственности и в силу Рамсарской конвенции от 02.02.21971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» не основана на законе. В целях обеспечения выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из конвенции, Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 года № 1050 был утвержден список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, куда вошла группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протока, Ахтаро-Гривенская система лиманов, госзаказник «Приазовский». При этом органам исполнительной власти соответствующих субъектов РФ было поручено определить границы водно-болотных угодий. В 1995 году (постановлением Главы администрации Краснодарского края №413) были утверждены границы водно-болотных угодий международного значения. Но этот нормативный акт Краснодарского края опубликован не был. В силу ч.3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения («Кубанские новости», Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края). Таким образом, границы водно-болотных угодий международного значения для целей исполнения Конвенции в настоящее время в предусмотренном законом порядке не установлены. Заявленное истцом требование направлено исключительно на констатацию недействительности сделки аренды. Однако, это само по себе не восстановит нарушенное право (если оно действительно нарушено). Истец должен подтвердить разумную правовую или экономическую цель заявленного требования о признании договора аренды земельного участка. Поэтому представитель ответчика просит суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и просит суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель Приморско-Ахтарского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суду считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии с ч.1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Как видно из материалов дела, договор аренды оспариваемого земельного участка № между ответчиком и администрацией МО Приморско-Ахтарский район был заключен 25.06.2009 года, в соответствии с п. 1.4 Договора исполнение сделки также началось 25.06.2009 года. Прокурор с настоящим иском обратился в суд 29.06.2012 года (л.д.1).
Таким образом, при обращении в суд с заявленным иском прокурором Приморско-Ахтарского района был пропущен срок исковой давности.
Как установлено в судебном заседании, на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 25 июня 2009 года № «О предоставлении земельного участка в аренду ФИО1 и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок №» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 25.06.2009г. №.
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, в 50 метрах к северу от рыбопитомника бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, участок №, с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 25 июня 2058 г.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в силу прямого указания закона, к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся только территории государственных природных заповедников и национальных парков. Для присвоения иным природным территориям статуса особо охраняемой природной территории федерального значения, необходимо принятие Правительством Российской Федерации соответствующего акта.
Территории, которым в установленном порядке не присвоен особый статус особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не могут рассматриваться в качестве особо охраняемых природных территорий федерального или иного значения, и, как следствие, по данному критерию не могут быть отнесены к какому либо уровню публичной собственности.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники (в том числе биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий.
Ахтарский лиман и впадающий в него канал, на берегу которого и находится оспариваемый земельный участок не входит в указанный перечень. Фактически не установлено, к какой категории земель относится спорный земельный участок.
Каких-либо других постановлений Правительства Российской Федерации, относящих данную природную территорию к особо охраняемым - не издавалось.
Кроме того, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года №413 «О выполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 №1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской стороны, вытекающих из конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц» утверждены условные границы водно-болотных угодий с указанием необходимости их уточнения.
Сведения о том, что такие мероприятия проведены, установлены точные границы и площадь угодий, принята схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий и решение о резервировании земель, предусмотренные п.5 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 №33 «Об особо охраняемых природных территориях», в материалах дела отсутствуют, не представлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющий международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц включены водно-болотные угодья Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья и группы лиманов между рекой Кубань и рекой Протока, включая государственный заказник «Приазовский». При этом указанное постановление, так же как и постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 года» не присваивают водно-болотным угодьям, имеющим международное значение, правовой статус особо охраняемой природной территории федерального значения. К особо охраняемым природным территориям федерального значения, в установленном порядке отнесен только государственный заказник «Приазовский», включенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В отношении же остальных территорий водно-болотных угодий подобных решений не принималось.
Таким образом, территории, которым в установленном порядке Правительства РФ не присвоен особый статус особо охраняемых природных территорий федерального значения, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не могут рассматриваться в качестве особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии со ст.17,18 ЗК РФ в федеральной собственности и собственности субъектов федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Поскольку федеральный закон, либо иной нормативно-правовой акт и правоустанавливающие документы, из которых следовала бы принадлежность спорного земельного участка к федеральным землям или землям субъекта федерации отсутствуют, администрация МО Приморско-Ахтарский, руководствуясь п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137 « О введении в действие Земельного Кодекса РФ», правомерно распорядилась спорным земельным участком, передав его в аренду.
Кроме того, при предоставлении земельного участка на основании договора аренды от 25.06.2009 года была соблюдена процедура перевода земель из одной категории в другую, как это предусмотрено ФЗ от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В силу п.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Спорный участок передан ответчику в аренду на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 25 июня 2009 года № 1347 как земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.36). При издании постановления от 25 июня 2009 года № 1347 о передаче в аренду спорного земельного участка администрация МО Приморско-Ахтарский район руководствовалась ст. 22, 34 ЗК РФ, регламентирующими порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных строительством, а также положениями ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ.
Следовательно, оснований для признания указанного договора аренды недействительной (ничтожной) сделкой и применения последствий ее недействительности не имеется, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В иске прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1, администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права собственности и применении последствий недействительности ничтожной сделки – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: В.И.Ковешников