ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-938/2022 от 14.07.2022 Бирского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-938/2022

УИД 03RS0032-01-2022-001420-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 г. г. Бирск

Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Кашапова Д.М.,

при секретаре Чиглинцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование иска указано, что 10.09.2021 года истцу исполнилось 55 лет. 08.09.2021 г. истец обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Ответчик) с заявлением, о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ). Решением Ответчика №111 от 10.12.2021 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Причина отказа: отсутствие требуемого стажа работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет, установлен страховой стаж 36 лет 0 месяцев 13 дней, стаж на соответствующих видах работ 8 лет 7 месяцев 22 дня. Ответчиком в льготный стаж не включен и не отражен в решении период работы водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах с 07.07.1987 г. по 31.12.2002 г. Отказ Ответчика во включении вышеуказанного периода в страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости считает необоснованным.

Согласно записям трудовой книжки ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят водителем автобуса в пассажирскую колонну Автоколонны «Башавтотранс» (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ), табельный номер . Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бирским АТП - филиалом ГУП «Башавтотранс» РБ ФИО1 действительно работал в Автоколонне 1836 водителем для с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Из них водителем регулярных городских пассажирских маршрутов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из имеющихся в наличии расчетных ведомостей по начислению истцу заработной платы, усматривается следующее количество часов отработанных истцом часов на городских маршрутах, с учетом ремонтных работ, простоя, сверхурочных часов, работы в ночное время, подготовительно-заключительных работ (времени), технического обслуживания и технического ремонта автобусов: Количество отработанных часов за 1987 год (5 месяцев): август -219; сентябрь -171; октябрь - 187; ноябрь - 206; декабрь - 139. Количество отработанных часов за 1988 год (10 месяцев): январь - 0 (не читается); февраль - 187; март - 270; апрель - 160; май - 163; июнь - 128; июль - 222; август - 202; сентябрь - 82 (часы на городских маршрутах не отработаны); октябрь - 195; ноябрь -151; декабрь -179. Количество отработанных часов за 1989 год (12 месяцев): январь - 195; февраль - 195; март - 219; апрель - 210; май - 166; июнь - 191; июль - 82 (время нахождения в отпуске); август - 160; сентябрь - 180; октябрь - 200; ноябрь - 192; декабрь -184. Количество отработанных часов за 1990 год (12 месяцев): январь - 211; февраль - 136; март-214; апрель - 156; май - 198; июнь - 146; июль - 230; август-235; сентябрь -213; октябрь - 202; ноябрь - 229; декабрь - 167. Количество отработанных часов за 1991 год (10 месяцев): январь - 49 (время нахождения в отпуске); февраль - 146; март-187; апрель - 113 (часы на городских маршрутах не отработаны); май - 191; июнь - 202; июль - 164; август - 12 (время нахождения в отпуске); сентябрь - 219; октябрь - 191; ноябрь - 197; декабрь - 118 (часы на городских маршрутах не отработаны). Количество отработанных часов за 1992 год (9 месяцев): январь - 23 (часы на городских маршрутах не отработаны); февраль - 139; март - 227; апрель - 123 (часы на городских маршрутах не отработаны); май - 93 (часы на городских маршрутах не отработаны); июнь - 118 (время нахождения в отпуске); июль - 121 (время нахождения в отпуске); август - 177; сентябрь - 168; октябрь - 188; ноябрь - 136; декабрь - 174. Количество отработанных часов за 1993 год (9 месяцев): январь - 214; февраль - 166; март-201; апрель - 195; май - 159; июнь -181; июль - 54 (часы на городских маршрутах не отработаны); август - 109 (часы на городских маршрутах не отработаны); сентябрь - 160; октябрь - 89 (часы на городских маршрутах не отработаны); ноябрь - 162; декабрь - 164. Количество отработанных часов за 1994 год (4 месяца): январь - 201; февраль - 168; март - 201; апрель - 61 (часы на городских маршрутах не отработаны); май - 103 (часы на городских маршрутах не отработаны); июнь - 181; июль - декабрь - нет данных. Количество отработанных часов за 1995 год (12 месяцев): январь - 194; февраль - 171; март - 197; апрель - 184; май - 157; июнь - 168; июль - 8 (время нахождения в отпуске); август - 168; сентябрь - 208; октябрь - 152; ноябрь - 216; декабрь - 179. Количество отработанных часов за 1996 год (12 месяцев): январь - 162; февраль -151; март - 198; апрель - 87 (время нахождения в отпуске); май - 47 (время нахождения в отпуске); июнь - 155; июль 169; август - 172; сентябрь - 176; октябрь - 80 (время нахождения на больничном); ноябрь - 187; декабрь - 58 (время нахождения на больничном); Количество отработанных часов за 1997 год (12 месяцев): январь - 139; февраль - 105 (время нахождения на больничном); март - 168; апрель - 158; май - 31 (время нахождения в отпуске); июнь - 51 (время нахождения в отпуске, на больничном); июль - 212; август - 154; сентябрь - 138; октябрь - 208; ноябрь - 155; декабрь – 128. Количество отработанных часов за 1998 год (12 месяцев): январь - 135; февраль - 64 (время нахождения на больничном); март - 100 (время нахождения на больничном); апрель - 191; май - 160; июнь - 171; июль - 11 (время нахождения в отпуске); сентябрь - 152; октябрь - 195; ноябрь - 167; декабрь - 135; 1999 год (1 месяц)

январь - 161.

Ответчик в своем решении об отказе в установлении пенсии отразил стаж истца на соответствующих видах работ: 8 лет 7 месяцев 22 дня. Оспариваемые периоды (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периодов деятельности, когда часы на городских маршрутах не были отработаны) работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах составляют 10 лет.

На основании изложенного, истец с учетом уточнений, просит суд признать незаконным решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы водителем автобуса на регулярных городских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.1992 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.1994 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по включить в стаж дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400- ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы водителем автобуса на регулярных городских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по 30.11.1991 г., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.1994 г., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 10 лет 0 месяцев).

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия. Также в своем заявлении просит отказать в удовлетворении ходатайства ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Башкортостан об отложении рассмотрения дела.

В судебное заседание представитель ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Башкортостан не явился, извещены надлежащим образом, направили в суд возражение на исковое заявление в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Также направили в суд ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что ОПФР по РБ инициирована документальная проверка факта работы истца в особых условиях труда.

В соответствии ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Закон предоставляет равный объем процессуальных прав как истцу, так и ответчику, запрещая допускать злоупотребление правом в любой форме.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст.167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения, не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Согласно материалам дела, предыдущее судебное заседание 30.06.2022 г. было отложено по ходатайству представителя ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Башкортостан на 14.07.2022 г. Стороны заблаговременно были извещены о дате судебного заседания и не были лишены права на ознакомление с материалами дела, представления новых доказательств по делу до даты судебного заседания.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что ответчиком по данному делу является государственное учреждение, обладающее необходимыми административно-правовыми ресурсами, включая наличие в штате профессиональных юристов, которые, в силу своих должностных обязательств, не были лишены возможности своевременно представить суду необходимые, по их мнению, доказательства по делу.

Также суд обращает внимание на то, что к поданному ответчиком ходатайству об отложении рассмотрения дела не приложены какие-либо доказательства, свидетельствующие об уважительности причины неявки представителя на судебное заседание, в том числе, свидетельствующие об инициировании ОПФР по РБ документальной проверки факта работы истца в особых условиях труда.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении рассмотрения дела и рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания.

В судебное заседание представитель третьего лица ГУП «Башавтотранс» не явился, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Согласно ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

На основании изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания.

Опрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля ФИО4 пояснил суду, что он работал вместе с истцом с 1987 года. Истец после окончания автошколы сразу поступил к ним водителем автобуса на городских маршрутах. В тот период свидетель замещал должность начальника колонны. По договору, истец и еще пару человек, которые вместе с ним отучились на водителя, должны были отработать минимум 3 года. Отработав положенный срок водителем автобуса на городских маршрутах, истец остался работать на прежней должности до 2005 года. Истец водил городской автобус марки ЛИАЗ 677 и иногда автобус ПАЗ. Все время работал только водителем по городу, входил в городскую бригаду.

Опрошенный в ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля ФИО5 пояснил суду, что знает истца с 1987 года. Они вместе учились в «Башавтотранс» на водителя автобуса и получили водительское удостоверение категории «Д». Свидетель вместе с истцом работал на городском маршруте на автобусе ЛИАЗ 677. Ездили только по городу. Их автобусы не предназначены для междугородних рейсов.

Суд, выслушав участников процесса, свидетелей, изучив возражение на иск, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Аналогичные нормы содержались ранее в пункте 10 части 1 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2003 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в пункте "к" части 1 статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсия в РСФСР".

К регулярным городским пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в черте города с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно проследовать все промежуточные контрольные пункты и прибыть на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16.07.2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Согласно пункту 3 названного постановления, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516.

В соответствии с пунктом 5 данных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно пункту 4 указанных Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.Ранее, реализуя право, установленное пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 02.10.1991 N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", Министерство труда Российской Федерации приняло постановление от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

В пункте 5 названных разъяснений указано на то, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Согласно Порядку подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда (приложение к письму Минтранса России от 02.07.1992 N 13-пр) право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени. Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц (пункт 1).

Особенности регулирования труда и отдыха водителей автотранспорта предусмотрены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 255/16 от 16.08.1977 г., действовавшим до сентября 1999 года, которым предусматривалось, что в соответствии со статьей 21 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятий не может превышать 41 часа в неделю.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена для данной категории водителей ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается по согласованию с профсоюзными органами введение суммированного учета рабочего времени (как правило, месячного) с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период по графику не превышала нормального числа рабочих часов, установленных законодательством (пункт 3).

Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 25.06.1999 г. №16, установлена нормальная продолжительность рабочего времени водителей не более 40 часов в неделю (пункт 6). В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц) (пункт 7).

Таким образом, 100 процентов рабочего времени за месяц для водителей составляет не менее 160 часов, 80 процентов - не менее 128 часов в месяц.

Исходя из изложенного, при разрешении настоящего дела юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию по спорным периодам, являются: выполнение истцом работы в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 128 (160) часов в месяц, либо пребывание в ежегодном основном и/или дополнительном оплачиваемом отпуске в связи с данной работой, периода временной нетрудоспособности, подлежащего оплате по социальному страхованию.

Согласно письму Минтранса России от 02.07.1992 г. № 13-пр Министерство социальной защиты населения Российской Федерации письмом №1-2110-15 сообщило, что считает возможным согласиться с предложенным Министерством транспорта Российской Федерации, ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России, концерном "Росавтотранс" порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда.

В целях своевременного предоставления достоверных документов, подтверждающих специальный трудовой стаж водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов, и предотвращения возможных конфликтных ситуаций при рассмотрении документов о назначении этой категории работников пенсии в связи с особыми условиями труда Минтранс России, концерн "Росавтотранс" и ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства России направляют для сведения и руководства принятый Министерством социальной защиты населения Российской Федерации Порядок подтверждения специального трудового стажа.

В соответствии с пунктом 2 данного Порядка подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителями автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов (п.2.1.), путевых листов (п.2.2).

При отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).(п.2.3).

В автотранспортных предприятиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, - справка составляется на основании выписок из лицевых счетов (ведомостей на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администрацией предприятия и профсоюзной организацией. По сложившейся практике показатели, условия и размеры премирования и доплат за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах регламентировались коллективными договорами, которые являются документами постоянного хранения. Фактически производимые выплаты отражались в лицевых счетах.(п. 2.3.2.).

На основании названных документов можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц.(п. 2.3.3.).

В силу пункта 3 указанного Порядка при суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.

В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском пассажирском маршруте и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций.

Время выполнения указанных работ также возможно рассчитать на основании лицевых счетов (ведомостей на заработную плату).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.06.2011 г. №258н.

В соответствии с п. 4 указанного Порядка, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте или структурном подразделении, о статусе населенного пункта и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 10.09.2021 года истцу исполнилось 55 лет.

08.09.2021 г. истец обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - Ответчик) с заявлением, о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).

Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Причина отказа: отсутствие требуемого стажа работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет, установлен страховой стаж 36 лет 0 месяцев 13 дней, стаж на соответствующих видах работ 8 лет 7 месяцев 22 дня.

Ответчиком в льготный стаж не включен и не отражен в решении период работы водителем на регулярных городских пассажирских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, согласно представленной суду трудовой книжки АТ VII ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят водителем автобуса в пассажирскую колонну Автоколонны «Башавтотранс» (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ), табельный номер .

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Бирским АТП - филиалом ГУП «Башавтотранс» РБ ФИО1 действительно работал в Автоколонне 1836 водителем для с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Из них водителем регулярных городских пассажирских маршрутов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Справкой Бирским АТП - филиалом ГУП «Башавтотранс» РБ от ДД.ММ.ГГГГ также подтвержден факт работы истца в Автоколонне водителем в пассажирской колонне 3 класса категория «Д» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из имеющихся в наличии расчетных ведомостей по начислению истцу заработной платы, усматривается следующее количество часов отработанных истцом часов на городских маршрутах, с учетом ремонтных работ, простоя, сверхурочных часов, работы в ночное время, подготовительно-заключительных работ (времени), технического обслуживания и технического ремонта автобусов:

Количество отработанных часов за 1987 год (5 месяцев): август -219; сентябрь -171; октябрь - 187; ноябрь - 206; декабрь – 139.

Количество отработанных часов за 1988 год (10 месяцев): январь - 0 (не читается); февраль - 187; март - 270; апрель - 160; май - 163; июнь - 128; июль - 222; август - 202; сентябрь - 82 (часы на городских маршрутах не отработаны); октябрь - 195; ноябрь -151; декабрь -179.

Количество отработанных часов за 1989 год (12 месяцев): январь - 195; февраль - 195; март - 219; апрель - 210; май - 166; июнь - 191; июль - 82 (время нахождения в отпуске); август - 160; сентябрь - 180; октябрь - 200; ноябрь - 192; декабрь -184.

Количество отработанных часов за 1990 год (12 месяцев): январь - 211; февраль - 136; март-214; апрель - 156; май - 198; июнь - 146; июль - 230; август-235; сентябрь -213; октябрь - 202; ноябрь - 229; декабрь - 167.

Количество отработанных часов за 1991 год (10 месяцев): январь - 49 (время нахождения в отпуске); февраль - 146; март-187; апрель - 113 (часы на городских маршрутах не отработаны); май - 191; июнь - 202; июль - 164; август - 12 (время нахождения в отпуске); сентябрь - 219; октябрь - 191; ноябрь - 197; декабрь - 118 (часы на городских маршрутах не отработаны).

Количество отработанных часов за 1992 год (9 месяцев): январь - 23 (часы на городских маршрутах не отработаны); февраль - 139; март - 227; апрель - 123 (часы на городских маршрутах не отработаны); май - 93 (часы на городских маршрутах не отработаны); июнь - 118 (время нахождения в отпуске); июль - 121 (время нахождения в отпуске); август - 177; сентябрь - 168; октябрь - 188; ноябрь - 136; декабрь - 174.

Количество отработанных часов за 1993 год (9 месяцев): январь - 214; февраль - 166; март-201; апрель - 195; май - 159; июнь -181; июль - 54 (часы на городских маршрутах не отработаны); август - 109 (часы на городских маршрутах не отработаны); сентябрь - 160; октябрь - 89 (часы на городских маршрутах не отработаны); ноябрь - 162; декабрь - 164.

Количество отработанных часов за 1994 год (4 месяца): январь - 201; февраль - 168; март - 201; апрель - 61 (часы на городских маршрутах не отработаны); май - 103 (часы на городских маршрутах не отработаны); июнь - 181; июль - декабрь - нет данных.

Количество отработанных часов за 1995 год (12 месяцев): январь - 194; февраль - 171; март - 197; апрель - 184; май - 157; июнь - 168; июль - 8 (время нахождения в отпуске); август - 168; сентябрь - 208; октябрь - 152; ноябрь - 216; декабрь - 179.

Количество отработанных часов за 1996 год (12 месяцев): январь - 162; февраль -151; март - 198; апрель - 87 (время нахождения в отпуске); май - 47 (время нахождения в отпуске); июнь - 155; июль 169; август - 172; сентябрь - 176; октябрь - 80 (время нахождения на больничном); ноябрь - 187; декабрь - 58 (время нахождения на больничном).

Количество отработанных часов за 1997 год (12 месяцев): январь - 139; февраль - 105 (время нахождения на больничном); март - 168; апрель - 158; май - 31 (время нахождения в отпуске); июнь - 51 (время нахождения в отпуске, на больничном); июль - 212; август - 154; сентябрь - 138; октябрь - 208; ноябрь - 155; декабрь – 128.

Количество отработанных часов за 1998 год (12 месяцев): январь - 135; февраль - 64 (время нахождения на больничном); март - 100 (время нахождения на больничном); апрель - 191; май - 160; июнь - 171; июль - 11 (время нахождения в отпуске); сентябрь - 152; октябрь - 195; ноябрь - 167; декабрь - 135; 1999 год (1 месяц)

январь - 161.

Инструкцией о порядке организации работы автобусов городского сообщения без кондукторов на автотранспортных предприятиях и в организациях Министерства автомобильного транспорта РСФСР и Методическими указаниями о порядке перехода на бескассовый метод обслуживания пассажиров городского автобусного транспорта (приложения №18 и № 19 к приказу Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200 соответственно) было предусмотрено бескондукторное обслуживание пассажиров в автобусах именно городского сообщения. Из расчетных ведомостей по начислению заработной платы видно, что истцу выплачивались премии на наличную выручку, сдаваемую к кассу предприятия, что является дополнительным доказательством работы на городском маршруте.

Из показаний опрошенных в ходе рассмотрения дела свидетелей также было установлено, что истец в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал водителем автобуса в пассажирской колонне Автоколонны «Башавтотранс».

Вышеуказанные периоды трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по 30.11.1991 г., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.1994 г., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд находит подлежащими включению в специальный стаж, предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в указанные периоды времени, с учетом сведений из трудовой книжки, справок работодателя, расчетных ведомостей о начислении истцу заработной платы, оплата труда ФИО1 производилась сдельно и повременно, начисления производились с учетом осуществления регулярных пассажирских перевозок на городских маршрутах за отработанные часы, которые составляли не менее 80 % рабочего времени истца в месяц, то есть не менее 128 часов.

Ответчик в своем решении об отказе в установлении пенсии отразил стаж истца на соответствующих видах работ: 8 лет 7 месяцев 22 дня. Оспариваемые периоды (за исключением периодов деятельности, когда часы на городских маршрутах не были отработаны) работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах составляют 10 лет 0 месяцев.

При указанных обстоятельствах, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО8 к Государственному Учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворить.

Признать незаконным решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в стаж ФИО1 ФИО9 дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы водителем автобуса на регулярных городских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.1992 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.1994 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по включить в стаж ФИО1 ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400- ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы водителем автобуса на регулярных городских маршрутах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 31.03.1992 г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Бирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья: подпись Д.М. Кашапов

Копия верна. Судья: Д.М. Кашапов

Подлинник решения суда находится в материале

дела № 2-938/2022 Бирского межрайонного суда РБ