ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9393/15 от 30.10.2015 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-9393/15

Решение

Именем Российской Федерации

30 октября 2015 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Забировой З.Т.

при секретаре Терехиной М.В.,

с участием прокурора - старшего помощника прокурора <данные изъяты> Мингазова А.Р.

представителя ответчика Администрации <данные изъяты> по доверенности Жванко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению и.о. прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства « <данные изъяты>» и приостановлении строительства объекта до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора <данные изъяты> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства « <данные изъяты>», обязании Администрацию <данные изъяты> отменить выданное разрешение ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» за на строительство объекта, приостановить строительство объекта до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, мотивируя тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения администрацией <данные изъяты> требований федерального законодательства. Связанных с выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства «<данные изъяты>», в ходе которой выявлены нарушения законности. Администрацией <данные изъяты> на основании заявления ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ были подготовлены акты выбора земельного участка для строительства полигона <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, земельного участка для строительства площадки для хранения инертных отходов и схемы расположения земельных участков. Указанные акты выбора утверждены приказами министерства земельных и имущественных отношений РБ , от ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 24.12.2014г № 1801 «Об образовании земельных участков при перераспределении находящихся в государственной собственности РБ земельных участков с кадастровыми номерами образованы земельные участки с кадастровыми номерами и . На основании вышеуказанного приказа Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по <данные изъяты> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ на образованные земельные участки зарегистрировано право собственности РБ (свидетельства и от ДД.ММ.ГГГГ) и заключен договор аренды ( от ДД.ММ.ГГГГ) указанных земельных участков с ООО «<данные изъяты>». В соответствии с.7,11 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства <данные изъяты>» за от ДД.ММ.ГГГГ, выдано ООО «<данные изъяты>» на срок до ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения приложенных к заявлению соответствующих документов. Проектная документация на строительство указанного объекта имеет положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Государственным комитетом по строительству и архитектуре РБ. Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов рабочего проекта «<данные изъяты>» выдано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по РБ. Срок действия указанного заключения составляет <данные изъяты> года. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, разрешение на строительство объекта капитального строительства «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ выдано ООО «<данные изъяты>» администрацией <данные изъяты> после истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца на судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, в судебном заседании уточнил требования в части обязать администрацию <данные изъяты> провести экологическую экспертизу.

Представитель ответчика на судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, представила суду письменное возражение, пояснив суду, что исходя из смысла п.7.2 ст.11 ФЗ от 23.11.1995г № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» для приобретения статуса объекта государственной экологической экспертизы федерального уровня в проектной документации соответствующего объекта должны содержаться сведения о возможности как размещения, так и обезвреживания отходов <данные изъяты> класса опасности. Согласно информации проектной организации ОООО «<данные изъяты>», выполнившей проект «<данные изъяты>» в указанной проектной документации обезвреживание твердо-бытовых отходов не предусмотрено. Таким образом, объект строительства «<данные изъяты>» не предусматривает обезвреживание твердо-бытовых отходов <данные изъяты> класса опасности. В связи с тем, что истек срок действия экологической экспертизы, фактически его не было, но проект строительства не изменился, все это было формально. В связи с этим, при выдаче разрешения на строительство объекта, администрацией <данные изъяты> нарушений не допущено, Также администрация города не обладает полномочиями по приостановлению строительства объектов.

Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, просит рассмотреть в свое отсутствие. Представил отзыв, где пояснил следующее: Приказом Управления Росприроднадзора по РБ от 09.08.2011г № 519-п было утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации объекта « <данные изъяты>» Согласно п.<данные изъяты> указанного приказа срок действия заключения было установлено на <данные изъяты> года, и истек, соответственно, ДД.ММ.ГГГГ Срок действия приказа не продлевался, повторное положительное заключение экспертизы не выдавалось. Строительство, реконструкция объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов <данные изъяты> классов опасности в условиях отсутствия действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации запрещается. Согласно требованиям с.с.3.4 ст.49 и ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ для получения разрешения на строительство объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов <данные изъяты> классов опасности заявитель должен представить действующее положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. В соответствии с ч.5 ст.18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г № 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, в том числе, в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с Федерального закона N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, которые вступили в законную силу с 11.01.2009 г. о необходимости проведения экологической экспертизы объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов <данные изъяты> класса опасности.

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ п. 3.4. проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов <данные изъяты> классов опасности, подлежат государственной экспертизе.

(часть 3.4 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

Судом установлено, что администрацией ГО г.Стерлитамак выдано ООО «<данные изъяты>» разрешение на строительство объекта капитального строительства «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой г.Стерлитамак проведена проверка, согласно которой установлено, что администрацией <данные изъяты> разрешение от ДД.ММ.ГГГГ № RU03307000-315 на строительство полигона твердых бытовых отходов выдано ООО «<данные изъяты>» в отсутствие действующей государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «<данные изъяты>» выдано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росприроднадзора по РБ. Согласно прилагаемому приказу Управления Росприроднадзора по РБ № 519-П от ДД.ММ.ГГГГ срок действия указанного заключения составляет <данные изъяты> года.

Как следует из заключения государственной экологической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, был представлен перечень отходов, планируемых к размещению в проектируемом полигоне и согласованных ТО Управления Роспотребнадзора в РБ в г.<данные изъяты>. Всего к размещению планируется <данные изъяты> наименования отходов, в том числе: отходы <данные изъяты> класса опасности – <данные изъяты> наименование, отходы <данные изъяты> класса опасности – <данные изъяты> наименований, отходы <данные изъяты> класса опасности – <данные изъяты> наименований.

Согласно пп. 7.2 ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе" объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов <данные изъяты> класса опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условий соответствия формы и содержания, представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе.

Согласно п. 6 части 1 ст. 30 ФЗ "Об экологической экспертизе" реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ст. 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкций, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ "Об экологической экспертизе" заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Судом установлено, что администрацией <данные изъяты> разрешение на строительство полигона твердых бытовых отходов «<данные изъяты>» выдано ООО «<данные изъяты>» в отсутствие действующей государственной экологической экспертизы, что является незаконным, с нарушением требований законодательства.

Таким образом, строительства объекта без проведения государственной экологической экспертизы противоречат вышеуказанным нормам федерального законодательства.

Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора <данные изъяты>, заявленные в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства « <данные изъяты>» и приостановлении строительства объекта до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы удовлетворить частично.

Признать незаконным, выданное ДД.ММ.ГГГГ администрацией , ООО «<данные изъяты>» разрешение на строительство объекта капитального строительства « <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>.

Приостановить строительство объекта капитального строительства « <данные изъяты>» до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья . З.Т.Забирова

.

.