ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-939/17 от 12.10.2017 Нижнеилимского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Железногорск-Илимский 12 октября 2017 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе председательствующей судьи Тимощук Ю.В., при секретаре Литвинцевой Т.И., с участием прокурора Филиппова В.И., представителей ответчиков Даниловой О.Н., Валевич О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-939/2017 по иску прокурора Нижнеилимского района в защиту законных интересов Российской Федерации и муниципального образования «Нижнеилимский район» к МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, Администрации Нижнеилимского муниципального района, Департаменту образования администрации Нижнеилимского муниципального района, Муниципальному казенному учреждению «Ресурсный центр» об обязании провести мероприятия по оснащению здания прибором учета водоснабжения, тепловой энергии, обеспечить введение прибора в эксплуатацию с момента вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижнеилимского района обратился в Нижнеилимский районный суд с исковым заявлением в защиту законных интересов Российской Федерации и муниципального образования «Нижнеилимский район» к МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, Администрации Нижнеилимского муниципального района об обязании провести мероприятия по оснащению здания прибором учета холодного горячего, водоснабжения, тепловой энергии, обеспечить введение приборов в эксплуатацию с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование которого указал, что прокуратурой Нижнеилимского района проведена проверка соблюдения образовательным учреждениями Нижнеилимского района законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в ходе которой установлено следующее.

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Нижнеилимского муниципального района Иркутской области в сфере дошкольного образования. В соответствии с п. *** Устава МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** учредителем учреждения является муниципальное образование «Нижнеилимский район» в лице исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления администрации Нижнеилимского муниципального района, собственником имущества учреждения является муниципальное образование Нижнеилимский район».

Для выполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** на праве оперативного управление используется здание, расположенное по адресу: ***.

В соответствии с п. *** Устава МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, смету, печати, бланки со своим наименованием.

Поскольку МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** является бюджетным учреждением, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств (статья 161 БК РФ) в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.

В связи с тем, что договор подряда на установку прибора учета и введение его в эксплуатацию заключает с исполнителем непосредственно МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, как юридическое лицо, данное учреждение выступает и качестве соответчика.

Вместе с тем, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в здании учреждения МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, расположенном по адресу: ***, не установлен прибор учета холодного, горячего водоснабжения, прибор учета тепловой энергии.

Таким образом, администрацией муниципального образования Нижнеилимский район, а также МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** ненадлежащим образом исполняются обязанности по исполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, что влечет неэффективному и нерациональному использованию энергетических ресурсов.

Поскольку установка приборов учета водоснабжения и тепловой энергии преследует цель повышения энергетической эффективности, его проведение способствует реализации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, предусмотренного ст.34 Бюджетного кодекса РФ.

Установка приборов учета водоснабжения, тепловой энергии в конечном счете, позволит достичь экономии средств бюджета муниципального образования «Нижнеилимский район», в связи, с чем его проведение соответствует интересам указанного муниципального образования. Следовательно, ответчиками нарушены интересы муниципального образования «Нижнеилимский район».

Кроме того, не соблюдение ответчиками требований законодательства об
энергосбережении и энергетической эффективности нарушает интересы Российской Федерации, закрепленные в виде законоположений, устанавливающих обязанность органов местного самоуправления с правами юридических лиц по его проведению.

Просит с учетом уточнений, обязать МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** и муниципальное казённое учреждение «Ресурсный центр» провести мероприятия по оснащению здания МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, расположенного по адресу: ***, прибором учета холодного, горячего водоснабжения, прибором учета тепловой энергии и обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «Нижнеилимский муниципальный район», Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района обеспечить финансирование МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** для оснащения здания МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, расположенного по адресу: ***, прибором учета холодного, горячего водоснабжения, учета тепловой энергии.

В судебном заседании прокурор Филиппов В.И. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, указав, что срок исполнения решения суда в 6 месяцев является разумным для выполнения всех необходимых мероприятий, учитывая, что эту обязанность ответчик должен был выполнить в соответствии с нормами закона до 01.01.2011 г.

Представитель ответчика Администрации Нижнеилимского муниципального района Даниловой О.Н., действующей на основании доверенности от ***, сроком действия по ***, в судебном заседании исковые требования признала частично, указала, что обязанность по проведению мероприятий по оснащению здания МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, прибором учета холодного, горячего водоснабжения, тепловой энергии, введение установленного прибора учета в эксплуатацию действительно не исполнена, и в учреждениях уже запланировано установка недостающих приборов учета, но в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести все мероприятия, заявленные прокурором невозможно, поскольку расходы на эти цели в бюджет района не заложены, в связи с чем, требуется значительно больше времени для исполнения этой обязанности.

Представитель ответчика Департамента образования Нижнеилимского района Валевич О.М., действующая на основании доверенности *** от ***, срок действия по ***, исковые требования признала частично, не оспаривая обязанность установить приборы учета и введения его в эксплуатацию, полагает, что 6 месяцев для исполнения этих мероприятий недостаточно.

Представители ответчиков МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, МКУ «Ресурсный центр», надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные отзывы на исковые требования, приобщенные к материалам дела.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в том числе, полномочиями по 8.2) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящий статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

На основании ч. 2 ст. 13 указанного закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 3 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 января 2011 г. органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В силу ст. 4 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах: 1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; 2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; 4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления: обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

В силу п. *** Устава МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** учредителем является муниципальное образование «Нижнеилимский район» в лице исполнительного органа местного самоуправления администрации Нижнеилимского муниципального района, собственником имущества учреждения является МО «Нижнеилимский район». Главным распорядителем бюджетных средств Учреждения является Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района. В соответствии с п. *** Устава МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, смету, печати, бланки со своим наименованием.

Для выполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** на праве оперативного управление используется здание, расположенное по адресу: ***.

В силу п. 2, 9 гл. 1 Положения МУ Департамент образования Администрации Нижнеилимского муниципального района Департамент является органом администрации Нижнеилимского муниципального района и осуществляет управленческие функции и полномочия по решению вопросов местного значения муниципального образования «Нижнеилимский район» в сфере образования, является главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии с подп. 7 п. 1 гл. 3 Положения осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных организаций. В функции Департамента входит обеспечение содержания зданий образовательных организаций…

Согласно Устава МКУ Ресурсный центр» Учреждение создано для обслуживания муниципальных образовательных организаций и обеспечение деятельности муниципальных образовательных организаций ***. В сферу деятельности учреждения входит централизованное обслуживание бесперебойного и своевременного материально-технического снабжения; организация текущих и капитальных ремонтов; заключение договоров на коммунальные услуги, на поставку материалов, оборудования и услуг; подготовка и оформление необходимой документации на установление топливных режимов объектов образования.

В судебном заседании установлено, что не оспаривалось ответчиками, в здании учреждения МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, расположенном по адресу: ***, не установлены приборы учета холодного, горячего водоснабжения, тепловой энергии.

Согласно информации об оснащенности приборами коммерческого учета на 01.01.2017 г., МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** имеет потребность в приборе учета холодного, горячего водоснабжения, тепловой энергии, при этом, на момент рассмотрения дела, в здании учреждения указанные приборы учета не установлены. Доказательств иного суду не предоставлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования Нижнеилимский район, МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** ненадлежащим образом исполняются обязанности по исполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, что влечет к неэффективному и нерациональному использованию энергетических ресурсов.

В связи с чем, по мнению суда, на ответчиках лежит обязанность по обеспечению завершения проведения мероприятий по оснащению здания учреждения приборам учета воды, тепла, а также ввода установленных приборов учета в эксплуатацию.

Суд полагает тот факт, что МО «Нинеилимский район» не в состоянии по причинам финансового характера исполнить решение суда ввиду дефицитности бюджета, не означает, что в удовлетворении требований прокурора об обязании провести мероприятия по оснащению здания приборами учета надлежит отказать, поскольку обязанность ответчиков по осуществлению возложенных на них полномочий, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления, и не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия в бюджете муниципального образования денежных средств.

Таким образом, при установленных обстоятельствах, оценив представленные доказательства отдельно и в их совокупности, их относимость и допустимость, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора района являются обоснованными.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года N 1-П, от 14 мая 2003 года N 8-П, от 14 июля 2005 года N 8-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 26 февраля 2010 года N 4-П, от 14 мая 2012 года N 11-П, от 10 марта 2016 года N 7-П).

Поскольку организация работ, которые обязывает провести истец, требует длительных временных затрат, так как для организации подобных работ требуется предусмотреть финансирование соответствующих статей бюджета, привлечь соответствующих специалистов, специализированных организаций, работа с которыми возможна на основании контрактных отношений, по мнению суда срок для исполнения настоящего решения суда в размере 9 месяцев, является более разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и муниципального образования к МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, Администрации Нижнеилимского муниципального района, Департаменту образования администрации Нижнеилимского муниципального района, Муниципальному казенному учреждению «Ресурсный центр» об обязании провести мероприятия по оснащению здания прибором учета холодного, горячего водоснабжения, тепловой энергии, обеспечить введение прибора в эксплуатацию с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить частично.

Обязать МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** и муниципальное казённое учреждение «Ресурсный центр» провести мероприятия по оснащению здания МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, расположенного по адресу: ***, прибором учета холодного, горячего водоснабжения, тепловой энергии и обеспечить введение установленного прибора учета в эксплуатацию в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Нижнеилимский муниципальный район», Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района обеспечить финансирование МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» *** для оснащения здания МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Березка» ***, расположенного по адресу: ***, прибором учета холодного, горячего водоснабжения, тепловой энергии.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 18.10.2017 года.

Судья Тимощук Ю.В.