ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-939/21 от 27.01.2021 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Гражданское дело №2-939/21

УИД - 09RS0001-01-2020-006162-23

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года г.Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания – Кагиеве А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-939/21 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Джанибековой Индире Аликовне о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с исковым заявлением к Джанибековой И.А. о внесении изменений в договор аренды лесного участка, приведя в обоснование, что 12 декабря 2016 года между Управлением лесами КЧР (далее - Управление) и Джанибековой И.А. был заключен договор аренды лесного участка №140/2016, площадью 3,89 га, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,32., кадастровый номер: . На основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее-Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее-Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской республики», Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2020 №94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в ЕГРЮЛ 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики. В порядке исполнения требований ст.131 Гражданского кодекса РФ, договор аренды от 12.12.2016 №140/2016 прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, о чем свидетельствует совершенная надпись 09-06:0021602/363-09/001/2017-1 от 02.06.2017 года, заверенная печатью на оборотной стороне договора. Согласно подпункту г) пункта 12, главы III, вышеуказанного договора, арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке. Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 №56 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств Карачаево-Черкесской Республики (период действия с 2019г. по 2029г.). В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка. Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, заканчивается и срок действия проекта освоения лесов. При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 07.11.2019г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и привести в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016. Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 18.11.2019 года Джанибекова И.А. направила заявление в адрес Министерства, в котором выразила свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды. Согласно п.26 главы VII договора аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016, заключенного между Управлением и Джанибековой И.А., рассмотрение споров в судебном порядке производится по месту нахождения Арендодателя. Просит суд: Внести изменения в договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: 1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,23; кадастровый номер: ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 10,11,12,21,22,24,51; кадастровый номер: 09:06:0021602:363; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.».

Истец в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие.

Ответчик Джанибекова И.А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, была своевременно извещена о времени и месте судебного заседания, с ходатайствами к суду не обращалась. В данном случае, на момент рассмотрения дела у суда при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки ответчика, что в силу ст.233 ГПК РФ предоставляет право суду рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.

Принимая во внимание характер требований истца, учитывая мнение представителя истца, просившего в случаев неявки в судебное заседание ответчика рассмотреть данное дело в порядке заочного производства, учитывая установленные сроки рассмотрения гражданского дела, необходимость разрешения иска по существу, суд полагает целесообразным рассмотреть дело в соответствии с главой 22 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В соответствии с частью 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 августа 2018 года №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка.

Судом установлено, 12 декабря 2016 года между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) и Джанибековой Индирой Аликовной был заключен договор аренды лесного участка №140/2016, площадью 3,89 га, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,32. Кадастровый номер: .

На основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее-Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее-Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской республики», Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2020 № 94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в ЕГРЮЛ 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики.

При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 07.11.2019г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и привести в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016. Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 18.11.2019 года Джанибекова И.А. направила заявление в адрес Министерства, в котором выразила свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды, что послужило основанием для истца с правом обращения в суд.

В соответствии с частью 2 ст.74.1 Лесного кодекса изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 августа 2018 года №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяиственному регламенту лесничества,лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации," принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняется качественные и количественные характеристики лесного участка.

Возможность внесения изменений в судебном порядке в договор аренды лесного участка от 25.05.2016 №72/2016 сформирована позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14 февраля 2017 года № 301-ЭС16-20342 в котором указано, что внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка.

В соответствии со ст.ст.11-12 Гражданского кодекса РФ установлено право на судебную защиту нарушенных прав.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Управление лесами КЧР, как орган государственной власти, от уплаты госпошлины освобождается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Джанибековой Индире Аликовне о внесении изменений в договор аренды лесного участка, удовлетворить.

Внести изменения в договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: 1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,23; кадастровый номер: ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 10,11,12,21,22,24,51; кадастровый номер: 09:06:0021602:363; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.».

Приложение №1 кДоговору«Схема расположениялесногоучастка» изложить в следующей редакции:

Приложение №1

к Договору аренды лесного участка № 140/2016 от 12 декабря 2020 года

СХЕМА

расположения и границы лесного участка Карачаево-Черкесская Республика

Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 10,11,12,21,22,24,25; масштаб: 1:10 000; кадастровый номер участка: 09:06:0021602:363; номер учетной записи в государственномлесномреестре: 178-20016-05, площадь: 3,89 га.

3. В приложении № 2 кДоговору«Характеристикалесногоучастка» слова и цифровые данные в табличных формах заменить на следующее содержание: к Договору аренды лесного участка №140/2016 от 12 декабря 2016 года

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕСНОГО УЧАСТКА

на 18 октября 2019 года

1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Общая площадь, всего

В том числе, га

лесные земли

нелесные земли

занятые лесными насаждениями

лесные культуры

лесные питомники, плантации

не занятые лесными насаждениями

итого

дороги

просеки

болота

другие

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3,89

3,50

-

-

-

3,50

-

-

-

0,39

0,39

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСАЖДЕНИЙ

Целевое назначение лесов

Лесничество

Участковое лесничество

Лесной квартал/выдел

Хозяйство,

преобладающая порода

Площадь (га/запас

древесины

(тыс.куб.м) всего

В том числе

деревья

по группам возраста

остоя (га/тыс. ку б. м)

молодняки

Средневозрастные

приспевающие

спелые и

перестойные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Защитные леса: леса,

расположенные в водоохранных зонах

Зеленчукское

Архызское

49/10

хвойное/ сосна

0,32/0,061

-

-

0,32/0,061

-

Зеленчукское

Архызское

49/11

-

0,39/-

-

-

-

-

Зеленчукское

Архызское

49/12

хвойное/ сосна

0,18/0,040

-

-

0,18/0,040

-

Защитные леса:

ценные леса -

нерестоохранные

полосы лесов

Зеленчукское

Архызское

49/21

хвойное/ пихта

1,315/0,513

-

1,315/0,513

-

-

Зеленчукское

Архызское

49/22

хвойное/ сосна

1,65/0,363

-

-

1.65/0,363

-

Зеленчукское

Архызское

49/24

хвойное/ сосна

0,015/0,004

-

-

0,015/0,004

-

Зеленчукское

Архызское

49/51

хвойное/ пихта

0,02/0,008

-

0,02/0,008

-

СРЕДНИЕ ТАКСАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАСАЖДЕНИЙ ЛЕСНОГО УЧАСТКА

Целевое назначение лесов

Лесной квартал/выдел

Хозяйство,

преобладающая порода

Состав

Возраст

Бонитет

Полнота

Средний запас древесины лесных насаждений куб.м/га

средневозрастн ые

приспевающие

спелые и перестойные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Защитные леса: леса, расположенные в водоохранных зонах

49/10

хвойное/ сосна

бСс3БбОлс

90

3

06

-

190

-

49/11

-

Оползни

-

-

-

-

-

-

49/12

хвойное/ сосна

7Сс3Сс

85

3

07

-

220

-

Защитные леса: ценные леса -нерестоохранные полосы лесов

49/21

хвойное/ пихта

4Пк3Пк3Сс

90

3

07

390

-

-

49/22

хвойное/ сосна

7СсЗСс+Бб

85

3

07

-

220

-

49/24

хвойное/ сосна

6Сс2Сс2Пк

90

3

07

-

250

-

49/51

хвойное/ пихта

4ПкЗПкЗСс

90

3

07

390

-

-

Взыскать с Джанибековой Индиры Аликовны в доход муниципального образования города Черкесска государственную пошлину в размере 400 рублей.

Ответчик вправе подать в Черкесский городской суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения в окончательной форме. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление ответчиком будет подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2021 года.

Судья О.Г. Ковалева

Гражданское дело №2-939/21

УИД - 09RS0001-01-2020-006162-23

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2021 года г.Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Ковалевой О.Г., при секретаре судебного заседания – Кагиеве А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело №2-939/21 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Джанибековой Индире Аликовне о внесении изменений в договор аренды лесного участка,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики обратилось в суд с исковым заявлением к Джанибековой И.А. о внесении изменений в договор аренды лесного участка, приведя в обоснование, что 12 декабря 2016 года между Управлением лесами КЧР (далее - Управление) и Джанибековой И.А. был заключен договор аренды лесного участка №140/2016, площадью 3,89 га, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,32., кадастровый номер: . На основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее-Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее-Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской республики», Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2020 №94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в ЕГРЮЛ 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики. В порядке исполнения требований ст.131 Гражданского кодекса РФ, договор аренды от 12.12.2016 №140/2016 прошёл государственную регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, о чем свидетельствует совершенная надпись 09-06:0021602/363-09/001/2017-1 от 02.06.2017 года, заверенная печатью на оборотной стороне договора. Согласно подпункту г) пункта 12, главы III, вышеуказанного договора, арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке. Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 №56 утверждены лесохозяйственные регламенты лесничеств Карачаево-Черкесской Республики (период действия с 2019г. по 2029г.). В соответствии с составом проекта освоения лесов и порядком его разработки, утвержденным приказом Рослесхоза от 29.02.2012 №69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов за исключением видов, определенных статьями 43-45 Лесного кодекса РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора и лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка. Следовательно, при окончании срока действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка, заканчивается и срок действия проекта освоения лесов. При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 07.11.2019г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и привести в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016. Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 18.11.2019 года Джанибекова И.А. направила заявление в адрес Министерства, в котором выразила свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды. Согласно п.26 главы VII договора аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016, заключенного между Управлением и Джанибековой И.А., рассмотрение споров в судебном порядке производится по месту нахождения Арендодателя. Просит суд: Внести изменения в договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: 1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,23; кадастровый номер: ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 10,11,12,21,22,24,51; кадастровый номер: 09:06:0021602:363; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.».

Истец в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие.

Ответчик Джанибекова И.А. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, была своевременно извещена о времени и месте судебного заседания, с ходатайствами к суду не обращалась. В данном случае, на момент рассмотрения дела у суда при условии надлежащего уведомления, не имеется сведений об уважительности причин неявки ответчика, что в силу ст.233 ГПК РФ предоставляет право суду рассмотреть данное гражданское дело в порядке заочного производства.

Принимая во внимание характер требований истца, учитывая мнение представителя истца, просившего в случаев неявки в судебное заседание ответчика рассмотреть данное дело в порядке заочного производства, учитывая установленные сроки рассмотрения гражданского дела, необходимость разрешения иска по существу, суд полагает целесообразным рассмотреть дело в соответствии с главой 22 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Исследовав материалы гражданского дела, письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.

В соответствии с частью 2 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 августа 2018 года №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации. Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняются качественные и количественные характеристики лесного участка.

Судом установлено, 12 декабря 2016 года между Управлением лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) и Джанибековой Индирой Аликовной был заключен договор аренды лесного участка №140/2016, площадью 3,89 га, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,32. Кадастровый номер: .

На основании Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 №56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики» Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее-Управление) реорганизовано. Функции Управления переданы Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее-Министерство). Правопреемство Министерством подтверждается Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 18.03.2020 № 56 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской республики», Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2020 № 94 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики, сведениями внесенными в ЕГРЮЛ 20.07.2020г. о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния и передаточным актом от 10.07.2020г., согласно которому все имущественные и неимущественные права и обязанности Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики переходят Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики.

При составлении нового проекта освоения лесов арендатор лесного участка обязан использовать данные нового лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и данные государственного лесного реестра. 07.11.2019г. Министерством в адрес арендатора было направлено письмо с предложением о необходимости разработки нового проекта освоения лесов на арендованный участок и привести в соответствие с лесохозяйственным регламентом Зеленчукского лесничества договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016. Также к письму было приложено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор. 18.11.2019 года Джанибекова И.А. направила заявление в адрес Министерства, в котором выразила свое несогласие в части заключения дополнительного соглашения к вышеуказанному договору аренды, что послужило основанием для истца с правом обращения в суд.

В соответствии с частью 2 ст.74.1 Лесного кодекса изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.

При этом часть 3 статьи 74.1 Лесного кодекса устанавливает, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 августа 2018 года №382 «О проведении государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий» утверждено Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

В пункте 2.1. (Положение об экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий) указано, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяиственному регламенту лесничества,лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации," принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка и в проект освоения лесов, так как меняется качественные и количественные характеристики лесного участка.

Возможность внесения изменений в судебном порядке в договор аренды лесного участка от 25.05.2016 №72/2016 сформирована позицией Верховного Суда Российской Федерации в определении от 14 февраля 2017 года № 301-ЭС16-20342 в котором указано, что внесение изменений в проект освоения лесов является основанием обращения в суд об изменении условий договора аренды лесного участка.

В соответствии со ст.ст.11-12 Гражданского кодекса РФ установлено право на судебную защиту нарушенных прав.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Управление лесами КЧР, как орган государственной власти, от уплаты госпошлины освобождается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики к Джанибековой Индире Аликовне о внесении изменений в договор аренды лесного участка, удовлетворить.

Внести изменения в договор аренды лесного участка от 12.12.2016 №140/2016 в части изменения местоописания в соответствии с действующими материалами лесоустройства, а именно: 1. Пункт 2 Договора «2. Лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 9,22,23; кадастровый номер: ; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.» заменить на следующую редакцию: «2. Лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: площадь: 3,89 га; местоположение: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 10,11,12,21,22,24,51; кадастровый номер: 09:06:0021602:363; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 178-2016-05.».

Приложение №1 кДоговору«Схема расположениялесногоучастка» изложить в следующей редакции:

Приложение №1

к Договору аренды лесного участка № 140/2016 от 12 декабря 2020 года

СХЕМА

расположения и границы лесного участка Карачаево-Черкесская Республика

Зеленчукский район, Зеленчукское лесничество, Архызское участковое лесничество, квартал 49, части выделов 10,11,12,21,22,24,25; масштаб: 1:10 000; кадастровый номер участка: 09:06:0021602:363; номер учетной записи в государственномлесномреестре: 178-20016-05, площадь: 3,89 га.

3. В приложении № 2 кДоговору«Характеристикалесногоучастка» слова и цифровые данные в табличных формах заменить на следующее содержание: к Договору аренды лесного участка №140/2016 от 12 декабря 2016 года

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕСНОГО УЧАСТКА

на 18 октября 2019 года

1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Общая площадь, всего

В том числе, га

лесные земли

нелесные земли

занятые лесными насаждениями

лесные культуры

лесные питомники, плантации

не занятые лесными насаждениями

итого

дороги

просеки

болота

другие

итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3,89

3,50

-

-

-

3,50

-

-

-

0,39

0,39

2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСАЖДЕНИЙ

Целевое назначение лесов

Лесничество

Участковое лесничество

Лесной квартал/выдел

Хозяйство,

преобладающая порода

Площадь (га/запас

древесины

(тыс.куб.м) всего

В том числе

деревья

по группам возраста

остоя (га/тыс. ку б. м)

молодняки

Средневозрастные

приспевающие

спелые и

перестойные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Защитные леса: леса,

расположенные в водоохранных зонах

Зеленчукское

Архызское

49/10

хвойное/ сосна

0,32/0,061

-

-

0,32/0,061

-

Зеленчукское

Архызское

49/11

-

0,39/-

-

-

-

-

Зеленчукское

Архызское

49/12

хвойное/ сосна

0,18/0,040

-

-

0,18/0,040

-

Защитные леса:

ценные леса -

нерестоохранные

полосы лесов

Зеленчукское

Архызское

49/21

хвойное/ пихта

1,315/0,513

-

1,315/0,513

-

-

Зеленчукское

Архызское

49/22

хвойное/ сосна

1,65/0,363

-

-

1.65/0,363

-

Зеленчукское

Архызское

49/24

хвойное/ сосна

0,015/0,004

-

-

0,015/0,004

-

Зеленчукское

Архызское

49/51

хвойное/ пихта

0,02/0,008

-

0,02/0,008

-

СРЕДНИЕ ТАКСАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАСАЖДЕНИЙ ЛЕСНОГО УЧАСТКА

Целевое назначение лесов

Лесной квартал/выдел

Хозяйство,

преобладающая порода

Состав

Возраст

Бонитет

Полнота

Средний запас древесины лесных насаждений куб.м/га

средневозрастн ые

приспевающие

спелые и перестойные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Защитные леса: леса, расположенные в водоохранных зонах

49/10

хвойное/ сосна

бСс3БбОлс

90

3

06

-

190

-

49/11

-

Оползни

-

-

-

-

-

-

49/12

хвойное/ сосна

7Сс3Сс

85

3

07

-

220

-

Защитные леса: ценные леса -нерестоохранные полосы лесов

49/21

хвойное/ пихта

4Пк3Пк3Сс

90

3

07

390

-

-

49/22

хвойное/ сосна

7СсЗСс+Бб

85

3

07

-

220

-

49/24

хвойное/ сосна

6Сс2Сс2Пк

90

3

07

-

250

-

49/51

хвойное/ пихта

4ПкЗПкЗСс

90

3

07

390

-

-

Взыскать с Джанибековой Индиры Аликовны в доход муниципального образования города Черкесска государственную пошлину в размере 400 рублей.

Ответчик вправе подать в Черкесский городской суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения в окончательной форме. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление ответчиком будет подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2021 года.

Судья О.Г. Ковалева

1версия для печатиДело № 2-939/2021 (2-3714/2020;) ~ М-3425/2020 (Решение)