ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-93/2021ГОД от 30.03.2021 Бежецкого городского суда (Тверская область)

Дело №2-93/2021 год

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 марта 2021 года г. Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бойцовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной С.А.,

с участием представителя истца ФИО1 - помощника Бежецкого межрайонного прокурора Бурковой М.В.,

представителя ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий, выразившихся в начислении платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды и возложении обязанности произвести перерасчет,

у с т а н о в и л:

Бежецкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий, выразившихся в начислении платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды и возложении обязанности произвести перерасчет. Заявленные требования мотивированы следующим. Межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО1 по исполнению законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при начислении платы за электрическую энергию, предоставляемую на общедомовые нужды. В ходе проверки установлено, что Бежецким участком ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, плата за электрическую энергию, предоставляемую на общедомовые нужды с ноября 2019 г. по июнь 2020 г. начислялась в соответствии с абз. 2 п. 44 Правил № 354, согласно которому распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. На основании данного пункта Правил № 354 Бежецкий участок ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» выставлял собственникам помещений платежные документы за электрическую энергию, предоставляемую на общедомовые нужды. С 01.07.2020 в связи с принятием постановления Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды собственникам помещений при непосредственном способе управления или если способ управления не выбран. Плата за электрическую энергию, как на общедомовые, так и на индивидуальные нужды с 01.07.2020 распределяется по показаниям общедомового прибора учета и зависит от общей площади индивидуального жилого помещения, а также от показаний индивидуальных приборов учета, передаваемых в Бежецкий участок ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» собственниками помещений в многоквартирных домах. Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и приходящийся на одно жилое помещение рассчитывается по формуле: (Vодпу - Vжил)/ Sобщ* Sаб, где Vодпу - объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного прибора учета); Vжил - объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в жилом помещении, определенный по показаниям индивидуального прибора учета); Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; Sаб - площадь помещения абонента. Объем коммунального ресурса, потребленный в августе 2020 года для ФИО1 составил 248,206 кВт.ч. из расчета: (298-(16+182+33+(-771)+54)/171,2*54,2 = (298-(-486)/171,2*54,2 = 784/171,2*54,2. Размер платы за коммунальный ресурс, потребленный в августе 2020 года для ФИО1 составил 1059,839 руб. из расчета: 248,206 кВт.ч * 4,270 руб. Согласно ответу ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» от 09.10.2020 № 69- 47/89 на квартиру в вышеуказанном доме начислялся норматив за потребление электроэнергии, т.к. с 08.10.2019 не передавались показания индивидуального прибора учета. В августе 2020 года по поступившей информации по 7 квартире минусовались начисления норматива и весь объем (771кВт.ч: за ноябрь 2019 года - 11 кВт.ч; за декабрь 2019 года - 11 кВт.ч; за январь 2020 года - 11 кВт.ч; за февраль 2020 года - 123 кВт.ч; за март 2020 года - 123 кВт.ч; за апрель 2020 года - 123 кВт.ч; за май 2020 года - 123 кВт.ч; за июнь 2020 года - 123 кВт.ч), указанный, как потребленный для индивидуальных нужд, и данный объем распределился на все квартиры, как потребленный на общедомовые нужды. Таким образом, в объем электрической энергии, потребленной за август 2020 года включен расход электроэнергии за период с ноября 2019 года по июнь 2020 года, когда на потребителя была возложена обязанность оплатить коммунальную услугу, представленную на общедомовые нужды, рассчитанную исходя из объема, не превышающего норматив потребления соответствующего ресурса. Данная обязанность потребителями дома выполнена. Объем коммунального ресурса, потребленный в августе 2020 года для ФИО1 подлежал расчету по формуле: (Vодпу - Vжил)/ Sобщ * Sаб, без учета произведенного перерасчета по квартире в вышеуказанном доме, а именно из расчета: (298-(16+182+33+54)/171,2*54,2 = (298-285)/171,2*54,2 = 13/171,2*54,2 = 4,116 кВт.ч. Размер платы за коммунальный ресурс, потребленный в августе 2020 года для ФИО1 подлежал из расчета: 4,116 кВт.ч * 4,270 руб/кВт.ч = 17,575 руб. На основании изложенного, Бежецкий межрайонный прокурор просил признать незаконными действия ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», выразившиеся в начислении в августе 2020 года ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды с учетом перерасчета, произведенного для потребителя, проживающего в квартире № по адресу: <адрес>, и возложить обязанность произвести ФИО1 перерасчет платы за август 2020 г. за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды без учета перерасчета, произведенного для потребителя, проживающего в квартире, расположенной по адресу<адрес>

Определением суда от 03 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «АтомЭнергоСбыт»; в порядке ст. 47 ГПК РФ в качестве органа, дающего заключение, - Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Территриальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе.

Определением суда от 26.03.2021 к производству суда приянты уточненные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора, согласно которым он просит признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», выразившиеся в начислении в августе 2020 года ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды с учетом перерасчета, произведенного для потребителя, проживающего в квартире, расположенной по адресу: <адрес>; возложить на АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» обязанность произвести ФИО1 перерасчет платы за август 2020 г. за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды без учета перерасчета, произведенного для потребителя, проживающего по адресу: <адрес>

В судебном заседании помощник Бежецкого межрайонного прокурора Буркова М.В. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора не признала, поддержав доводы, изложенные в возражениях на иск, где со ссылкой на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тесту – Правила № 354), указала следующее. Передача показаний общедомового прибора учета по адресу: <адрес> электрической энергии в адрес гарантирующего поставщика осуществляется ежемесячно территориальной сетевой организацией БМПГЭТС в соответствии с п. 159 Основных положений постановления правительства РФ от 04.05.2012 № 442- - до окончания 26-го дня расчетного месяца. Передача показаний индивидуальных приборов учета осуществляется собственниками помещений, в отношении которых установлены данные приборы учета в срок не позднее 25-числа расчетного периода, в том числе способами, допускающими удаленную передачу сведений (телефон, интернет). Визуальная проверка ОДПУ осуществляется ежемесячно сотрудниками сетевой организации в ходе снятия контрольных показаний. За период с ноября 2019 года по июнь 2020 года жителям МКД, расположенного по адресу: <адрес>, произведен расчет за общедомовые нужды согласно абз. 2 п. 44 Правил № 354. Перерасчет платы за электрическую энергию потребленную на общедомовые нужды за данный период жителям многоквартирного дома не производился. За июль 2020 года жителям МКД, расположенного по адресу: <адрес>, произведен расчет за общедомовые нужды согласно абз. 2 п. 44 Правил № 354. В августе 2020 года жителям многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, произведен перерасчет за общедомовые нужды за июль 2020 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 года № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии». Данный перерасчет отражен в счете-извещении за август 2020 года отдельной строкой в блоке «расчет размера платы за потребление электроэнергии». За август 2020 г. жителям МКД, расположенного по адресу: <адрес>, произведен расчет за общедомовые нужды согласно постановления Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии». Применительно расчета платы за ОДН в августе 2020 г. в размере «-771», указал следующее. За период с ноября 2019 года по август 2020 года показания по индивидуальному прибору учета по квартире многоквартирного дома не передавались, снять показания прибора учета сотрудниками АО «АтомЭнергоСбыт» не предоставлялось возможным, т.к. прибор учета находится в жилом помещении, доступа для снятия показаний прибора учета в квартиру не было. В случае не передачи показаний индивидуального прибора учета, расчет производится в соответствии с абз. 6 п. 59 Правил № 354, а далее в соответствии с п. 60 Правил № 354. До июля 2020 года расчет за общедомовые нужды производится исходя из показаний ОДПУ, но производилось подрезание по каждой квартире указанного МКД не свыше норматива. Сверхнормативное потребление по ОДН оплачивало АО «АтомЭнергоСбыт» и несло убытки. Расчеты за общедомовые нужды жителям МКД, расположенного по адресу: <...>, произведены в строгом соответствии с действующим законодательством РФ.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен заранее и надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал,

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Бежецком районе в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил заключение по существу иска прокурора, где ссылаясь на положения ч.1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, ч.6, ч.7, ч.8 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что имеет место нарушение требований действующего законодательства в части недостоверной информации о размере платы за коммунальный ресурс (электроэнергии) для ФИО1 за август 2020 года на общедомовые нужды. Территориальный отдел усматривает признаки нарушения прав потребителя ФИО1

Представитель третьего лица ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом заранее и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представив письменные пояснения по существу. Ссылаясь на положения п. п. 31, 33, 37, 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тесту – Правила № 354) указал следующее. Расчетный период оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Согласно лицевой карты потребителя (л/с <***>) в августе 2020 года показания прибора учета электроэнергии по квартире многоквартирного дома по <адрес> составили 506 кВтч, что соответствует ранее снятым показаниям прибора учета за октябрь 2019 года. Соответственно, объем потребленной в данной квартире электроэнергии за август 2020 года составил 0 кВтч, это значение должно использоваться для определения объема электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за текущий расчетный период. Пересчитанный ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в августе 2020 года среднемесячный и нормативный объем электроэнергии за период с ноября 2019 года, предъявленный к оплате по указанной квартире в период действия ограничений, установленных п. 44 Правил № 354 в ред. до 01.07.2020, не является фактически потребленным в жилом помещении за расчетный период, и, соответственно, не может применяться при начислении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в августе 2020 года. Поскольку показания прибора учета электроэнергии по квартире многоквартирного дома по <адрес> не предоставлялись с октября 2019 года, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» следовало провести проверку его показаний и произвести соответствующий перерасчет не в августе, а в мае 2020 года. Согласно копиям платежных документов и отчету по распределению показаний общедомового прибора учета объем электроэнергии, предъявленный к оплате за август 2020 года по квартирам и вышеуказанного дома по показаниям индивидуальных приборов учета составил 285 кВтч при суммарном потребленном объеме жилых помещений минус 486 кВтч, что также свидетельствует о некорректности произведенных начислений. В связи с чем, Главное управление в полном объеме поддерживает исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора.

Заслушав пояснения помощника Бежецкого межрайонного прокурора, представителя ответчика АО «АтомЭнергоСбыт», изучив доводы иска, возражений на него, заключение представителя Управления Роспотребнадзора по Тверской области и письменные пояснения представителя третьего лица ГУ «Государственная жилищная инспекция Тверской области», изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

По правилам ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По правилам п. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до изменений, внесенных ФЗ от 24.04.2020 № 128-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.04.2020 № 128-ФЗ указанная норма изложена в иной редакции, согласно которой размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом от 24.04.2020 № 128 –ФЗ в ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации введена ч. 1.1, согласно которой Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Из положений п. п. 8, 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту – Правила № 354), следует, что исполнителем коммунальных услуг могут являться управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), а также и ресурсоснабжающая организация.

В соответствии с п. 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

На основании п. 44 Правил № 354 (в редакции до 01.07.2020) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

С 01.07.2020 в связи с принятием постановления Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды собственникам помещений при непосредственном способе управления или если способ управления не выбран.

Так с указанной даты, т.е. с 01.07.2020, объем коммунального ресурса, потребленного за расчетный период на общедомовые нужды, определяется как разность между объемом потребленного коммунального ресурса, определенным по показаниям общедомового прибора учета, и объемом коммунального ресурса, потребленным в жилых и нежилых помещениях много квартирного дома за расчетный период, и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю жилого или нежилого помещения, т.е. рассчитывается по формуле:

(Vодпу - Vжил)/ Sобщ* Saб, где:

Vодпу - объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного прибора учета);

V жил - объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в жилом помещении, определенный по показаниям индивидуального прибора учета);

Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Saб - площадь помещения абонента.

По данным Бежецкого участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» объем потребленной электрической энергии за август 2020 года в отношении МКД по адресу: <адрес>, определен по данным общедомового прибора учета в размере 298 кВт.ч.

Согласно данным Бежецкого участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» объем коммунального ресурса, потребленный в августе 2020 года на индивидуальные нужды составил (- 486) кВт.ч. из расчета: 16 кВт.ч. +182 кВт.ч. + 33 кВт.ч.+(-771 кВт.ч.)+54 кВт.ч., где 16 кВт.ч. – объем коммунального ресурса по кв. (лицевой счет <***>); 182 кВт.ч. – объем коммунального ресурса по кв. (лицевой счет <***>); 33 кВт.ч. – объем коммунального ресурса по кв. (лицевой счет <***>; (-771 кВт.ч.) - перерасчет потребленного коммунального ресурса по кв. в ноябре 2019 г. – июле 2020 г.); 54 кВт.ч. - это объем потребленного коммунального ресурса по кв. (лицевой счет ).

Объем коммунального ресурса, потребленный в августе 2020 года на общедомовые нужды по расчетам Бежецкого участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» составил 784,011 кВт.ч. из расчета: (298 кВт.ч. -(-486) кВт.ч.

Согласно лицевой карте потребителя по лицевому счету с ноября 2019 г. в связи с тем, что никто не передавал показания индивидуального прибора учета, потребление электрической энергии с указанного времени по январь 2020 г. начислялось по среднемесячному объему потребления, а затем, с февраля 2020 г. по июль 2020 г. по нормативу.

В августе 2020 г. по поступившей информации по лицевому счету минусовались начисления норматива и весь объем 771 кВт.ч, указанный в качестве потребленного для индивидуальных нужд по кв. дома по <адрес> за ноябрь 2019 г. в размере 11 кВт.ч; за декабрь 2019 г. – 11 кВт.ч; за январь 2020 г. – 11 кВт.ч.; за февраль 2020 года - 123 кВт.ч; за март 2020 года - 123 кВт.ч; за апрель 2020 года - 123 кВт.ч; за май 2020 года -123 кВт.ч; за июнь 2020 года - 123кВт.ч.

Вместе с тем, в отсутствие правовых оснований, указанный объем (771кВт.ч) учтен обществом при расчете итогового расхода потребления на общедомовые нужды и распределен в августе 2020 года на все квартиры МКД, расположенного по адресу: <адрес> как потребленный на общедомовые нужды. Указанный факт общество не отрицает.

Таким образом, по лицевому счету размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в августе 2020 года рассчитан обществом с учетом объема электроэнергии (скорректированного ответчиком в связи с предоставлением обществу показаний прибора учета, расположенного в кв. дома по пер. Чернышевский г. Бежецк), потребленного жителями вышеуказанного дома, за период с ноября 2019 г. по июль 2020 г.

Доказательств обоснованности использования показаний ИПУ (771 кВт.ч.) при расчетах (отчет по распределению общедомового прибора учета за август 2020 г. – л.д.182) в рамках распределения фактического расхода энергии на общедомовые нужды заявителем не представлено.

Данные, свидетельствующие о реальном потреблении объема электроэнергии на ОДН в рассчитанном ответчиком объеме, в материалы дела не представлены, стороной ответчика не приведены.

Перерасчитанный ответчиком в августе 2020 г. среднемесячный и нормативный объем электроэнергии за период с ноября 2019 г., предъявленный к оплате по кв. дома по <адрес>, в период действия ограничений, установленных п. 44 Правил № 354 (в ред. до изменений, внесенных постановления Правительства РФ от 29.06.2020 № 950), не является фактически потребленным в жилом помещении за расчетный период и, соответственно, не может применяться при начислении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в августе 2020 г.

Кроме того, в период с ноября 2019 г. по июль 2020 г. начисление платы за электроэнергию, потребляемую на ОДН, производилось с ограничениями, установленными абз. 2 п. 44 Правил № 354, предусматривающими, что размер такой платы не может превышать плату, начисленную по нормативу потребления на общедомовые нужды.

Установлено и подтверждается материалами дела, что потребитель ФИО1 в указанный период времени (с ноября 2019 г. по июль 2020 г.) свою обязанность по оплате электроэнергии на ОДН выполнила, оплатив оказанную услугу по электроснабжению в соответствии п. 44 Правил № 354, действующего в редакции до изменений, вступивших в силу 01.07.2020, т.е. не свыше норматива.

Таким образом, учитывая в совокупности изложенное, в том числе то, что в силу норм действующего в спорный период законодательства начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды (с ноября 2019 г. по июль 2020 г.), подлежало определению исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса, то и объем коммунального ресурса, рассчитанный исходя из установленного правилами механизма в отсутствие фактического потребления на нужды дома, потребленного во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома за период с ноября 2019 г. по июль 2020 г., не допустим к применению при определении размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в августе 2020 года.

В связи с изложенным, суд соглашается с позицией прокурора, действующего в интересах ФИО1, о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», выразившихся в начислении в августе 2020 г. ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды с учетом перерасчета. С целью восстановления нарушенного права ФИО1 суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет платы за августа 2020 г. за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды без учета перерасчета, произведенного для потребителя, проживающего в кв. по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Бежецкого межрайонного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к АО «АтомЭнергоСбыт» в лице обособленного подразделения «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий, выразившихся в начислении платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды и возложении обязанности произвести перерасчет удовлетворить.

Признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», выразившиеся в начислении в августе 2020 года ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, платы за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды с учетом перерасчета, произведенного для потребителя, проживающего в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Возложить на АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» обязанность произвести ФИО1 перерасчет платы за август 2020 г. за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды без учета перерасчета, произведенного для потребителя, проживающего по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд.

Решение в окончательной форме принято 06 апреля 2021 года.

Председательствующий

Дело №2-93/2021 год