ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-93/2022 от 13.05.2022 Княгининского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-93/2022

УИД - 52RS0037-01-2022-000072-16

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Княгинино «13 мая» 2022 года

Княгининский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Чечина П.С., с участием помощника прокурора Княгининского района Нижегородской области Шоркиной Д.В., при секретаре Макушевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Княгининского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать уличное освещение в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского муниципального района Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Княгининского района Нижегородской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд к Администрации Ананьевского сельсовета Княгининского района Нижегородской области об обязании организовать уличное освещение в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского муниципального района Нижегородской области.

В обосновании заявленных требований, прокурор указал, что прокуратурой Княгининского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и противодействии терроризму в части организации уличного освещения на территории д. Домашняя Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории района (включая освещение улиц).

Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Госстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017).

Согласно требованиям п. 6.9.1 ГОСТа Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766 п. 4.6.

Согласно 6.9.2 включение и выключение включение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.

Согласно п. 6.9.3 частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766.

Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б., согласно которой доля неработающих светильников не может составлять более 5% от их общего количества, кроме того не допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.

На основании вышеизложенного обязанность по организации уличного освещения возложена на администрацию Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области, которой работа по организации уличного освещения в полном объеме не проводится.

Так, в ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение указанных требований действующего законодательства уличное освещение на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского муниципального района Нижегородской области доля неработающих светильников составляет более 5%, кроме того допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.

Указанные нарушения подтверждаются актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, проведенной МО МВД России «Княгининский».

Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации № 35-Ф3 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Непринятие мер по организации уличного освещения может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно- транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по ул.Заречная д.Домашняя в ночное время.

Просит суд обязать администрацию Ананьевского сельсовета Княгининского района Нижегородской области организовать уличное освещение в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского муниципального района Нижегородской области в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Княгининского района Нижегородской области Шоркина Д.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик в лице главы Администрации Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области ФИО1 извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора в части возложения обязанности организовать уличное освещение в ночное время признает в полном объеме, вместе с этим просит суд предоставить срок для устранения нарушений, выявленных прокурором до 01 ноября 2022 года.

Суд, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории района (включая освещение улиц).

Кроме того, п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее-Закон №196-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично­-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст).

Согласно требованиям п. 6.9.1 ГОСТа Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.

Согласно п.6.9.2 включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.

Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б., согласно которой доля неработающих светильников не может составлять более 5% от их общего количества, кроме того не допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.

Согласно п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой Княгининского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и противодействия терроризму в части организации уличного освещения на территории д. Домашняя Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства доля неработающих светильников в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского района Нижегородской области, составляет более 5% от их общего количества, кроме того допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим.

Актом контрольного обследования улично-дорожной сети по ул. Заречная д. Домашняя Княгининского района Нижегородской области, проведенной сотрудниками МО МВД России «Княгининский», подтверждаются выявленные нарушения, что не оспаривается сторонами.

Обязанность по организации уличного освещения на территории д. Домашняя Княгининского района Нижегородской области возложена на Администрацию Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района, которой работа по организации уличного освещения в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского района Нижегородской области, в полном объеме не проводится.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора Княгининского района Нижегородской области к Администрации Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать уличное освещение в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского района Нижегородской области, подлежит удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что бездействие ответчика Администрации Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в непринятии мер по организации уличного освещения в ночное время может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по ул. Заречная д. Домашняя Княгининского района Нижегородской области.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, с учетом мнения заявителя считает необходимым установить ответчику десятидневный срок для выполнения вышеуказанных действий со дня вступления решения в законную силу.

При установлении ответчику срока исполнения решения суда, суд учитывает особую значимость разрешенного судом вопроса, касающегося влияния на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создания предпосылок для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушения права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам д. Домашняя Княгининского района Нижегородской области в ночное время, возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок отвечает принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Требования прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.

Довод представителя ответчика в лице главы Администрации Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области ФИО1 о необходимости предоставления более длительного срока (до 01 ноября 2022г.), для совершения действий по организации уличного освещения в ночное время на ул. Заречная д. Домашняя, суд находит несостоятельным, поскольку ответчиком при рассмотрении гражданского дела не приведены мотивы, по которым он считает установление срока для исполнения не реальным, либо не возможным, а также не представлены доказательства невозможности исполнения действий по организации уличного освещения в ночное время на ул. Заречная д. Домашняя в устанавливаемый срок.

Ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Кроме того, каких-либо доказательств возможного нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц, суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Княгининского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области об обязании организовать уличное освещение в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского муниципального района Нижегородской области, удовлетворить.

Обязать Администрацию Ананьевского сельсовета Княгининского муниципального района Нижегородской области организовать уличное освещение в ночное время на участке ул. Заречная д. Домашняя Княгининского муниципального района Нижегородской области, в десятидневный срок со дня вступления данного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, через Княгининский районный суд Нижегородской области.

Судья П.С. Чечин