Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-940/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2010 года г. Сарапул
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Заварзина П.А.,
при секретаре Дудиной Н.В.,
с участием:
представителя заявителя ФИО7 - ФИО3,
прокурора ФИО4,
представителя заинтересованного лица – ФИО8 – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7 об оспаривании представления прокурора г. Сарапула,
установил:
В суд обратилось ФИО7 с заявлением об оспаривании Представления прокурора г. Сарапула от 30.03.2010 года №122ж-2010. В обоснование заявления приводятся следующие доводы.
В соответствии с пунктом 2 «Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.об.1995 года № 713 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28 марта 2008 года) ФИО7 осуществляется деятельность по приему от граждан документов для оформления регистрации по месту жительства и месту временного пребывания, а так же снятия с такой регистрации, ведению и хранению поквартирных карточек и личных карточек регистрации в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах. В соответствии с пунктом 2.1., абз. 8 пункта 2.5. Устава ФИО7 осуществляется оказание гражданам за плату услуг по предоставлению информации о количестве граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства путем выдачи соответствующей справки, выписки из поквартирной карточки либо копии поквартирной карточки (конкретная форма документа, подлежащего предоставлению, определяется обратившимся лицом). Расценки на указанные услуги установлены Приказом директора ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 получено представление прокурора г. Сарапула от 30 марта 2010 года № 122ж - 2010 об устранении нарушений законодательства об оказании коммунальных услуг гражданам. Данным представлением ФИО7 предписано устранить нарушение закона, выразившегося во взимании с граждан платы за выдачу выписок из поквартирных карточек и копий поквартирных карточек, и обеспечить предоставление заинтересованным лицам указанных документов на бесплатной основе.
ФИО7 не согласно с приведенными в представлении прокурора г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ доводами и выдвинутыми требованиями по следующим основаниям:
1. Изложенные в указанном представлении доводы о том, что предоставление заинтересованным лицам выписок из поквартирных карточек непосредственно связано с предоставлением услуги по регистрации и снятию граждан с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания, считаем необоснованными, поскольку исходя из смысла пунктов 6 и 8 «Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденного Приказом ФМС России от 20.09.2007 года № 208 (далее по тексту - Регламент) - в рамках оказания государственной услуги по регистрационному учету граждан по месту жительства и месту пребывания на должностных лиц, ответственных за регистрацию возложена обязанность на безвозмездной основе осуществлять первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов. Указанный Регламент, а так же Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 не содержат императивных норм, возлагающих на должностных лиц, ответственных за регистрацию обязанность осуществлять предоставление гражданам копий поквартирных карточек и выписок из поквартирных карточек на бесплатной основе. Положениями указанных нормативно - правовых актов деятельность по выдаче гражданам копий поквартирных карточек, либо выписок из них не отнесена к государственной услуге по регистрации граждан по месту жительства, месту временного пребывания и снятию с такой регистрации.
2. Содержащиеся в представлении прокурора г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ доводы о том, что в соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ от 27.07.2006 года № 149 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» выписка из поквартирной карточки либо копия поквартирной карточки должна предоставляться на безвозмездной основе, считает основанными на неверном толковании закона.
В соответствии с частями 1,2 статьи 8 ФЗ от 27.07.2006 года № 146 - ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гражданин вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Частью 8 указанной статьи определен перечень бесплатной информации, в которую входит и информация, затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица, а так же иная установленная законом информация. ФИО7 не относится к государственным органам или органам местного самоуправления. Согласно статьи 50 ГК РФ, а так же пункта 1.1. Устава ФИО7 является коммерческой организацией. Выписка из поквартирной карточки либо копия поквартирной карточки содержит информацию, затрагивающую права и установленные законодательством РФ обязанности не только заинтересованного лица, но и иных лиц, зарегистрированных в жилом помещении. Таким образом, положения статьи 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не распространяются на деятельность ФИО7 по оказанию гражданам возмездных услуг по выдаче копий поквартирных карточек и выписок из поквартирных карточек. Кроме того, действующее законодательство не содержит положений, устанавливающих требования к оформлению предоставляемого по запросу гражданина документа, содержащего сведения о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, вследствие чего таковым может являться любой документ, содержащий данную информацию и подписанный уполномоченным лицом, вследствие чего таким документом могут являться как выписка из поквартирной карточки, так и справка о составе семьи.
Считает, что оспариваемое представление прокурора города Сарапула незаконно возлагает на ФИО7 обязанность по оказанию гражданам услуг по предоставлению копий поквартирных карточек и выписок из поквартирных карточек на безвозмездной основе.
На основании изложенного и в соответствии со статьями 254 - 256 ГПК РФ, просит:
- признать Представление прокурора города Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ № 122ж-2010 – Об устранении нарушений законодательства об оказании коммунальных услуг гражданам не соответствующим закону;
- обязать прокурора города Сарапула отменить представление прокурора города Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ № 122ж - 2010 об устранении нарушений законодательства об оказании коммунальных услуг гражданам.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО7 - ФИО3 поддержала доводы заявления в полном объеме. Пояснила, что ФИО7 в своей деятельности руководствуется соответствующими положениями Административного регламента. Каких-либо средств из бюджетов различных уровней на реализацию права граждан на получение субсидий, в том числе подготовку копий поквартирных карточек на безвозмездной основе – не получает. ФИО7 предоставляет гражданам возможность бесплатно получить информацию о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц следующим образом, а именно – работник ФИО7 на основании данных поквартирной карточки в устной форме предоставляет обратившемуся гражданину соответствующую информацию, а гражданин имеет возможность самостоятельно изложить данную информацию в письменной форме, после чего работник ФИО7 бесплатно заверит должным образом составленную гражданином письменную справку.
Помощник прокурора г. Сарапула Хунафин И.Р. в судебном заседании с заявлением ФИО7 не согласился. Пояснил, что оспариваемое Представление Прокурора г. Сарапула является законным и обоснованным с учетом изложенных в Представлении доводов.
Представитель ФИО8 - ФИО5 в судебном заседании пояснила, что с доводами прокурора не согласна. Административный регламент не предусматривает такой документ как выписку из поквартирной карточки. Миграционная служба не располагает возможностью самостоятельно выдавать выписки с информацией о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц, поскольку учет ведется на бумажных носителях в пофамильно и алфавитном порядке. Какой-либо поквартирной информационной базы – не имеется.
Выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года №2202-1, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Судом установлено, что прокурором г. Сарапула внесено в адрес директора ФИО7 Представление от ДД.ММ.ГГГГ №122ж-2010 об устранении нарушений законодательства об оказании коммунальных услуг гражданам.
Указанным Представлением прокурор г. Сарапула предписывает обеспечить предоставление заинтересованным лицам выписок либо копий поквартирных карточек на бесплатной основе, а также привлечь лиц, виновных в нарушении закона к дисциплинарной ответственности.
Согласно положений ст. 159 Жилищного кодекса РФ граждане имеют право на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно положений пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N761), для получения субсидии граждане, указанные в пункте3 Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте5 Правил (далее- заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
Согласно положений пункта 66 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
Согласно ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информация, граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Предоставляется бесплатно информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в силу положений ст. 159 Жилищного кодекса РФ, граждане Российской Федерации имеют право на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в установленном порядке, который определен вышеуказанными Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно которых для реализации установленного законом, которым и является Жилищный кодекс РФ, права, - гражданин обязан предоставить документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
При этом, в силу положений ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" гражданин имеет право на бесплатное получение от соответствующего компетентного органа (должностного лица) информации о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
Соответственно, суд приходит к выводу о том, что подобного рода компетентными органами (должностными лицами) должны являться те, которые в установленном порядке ведут учет лиц, зарегистрированных по месту жительства (пребывания).
Согласно п.4 и п.5 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N208, регистрационный учет осуществляется территориальными органами через их структурные подразделения, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - органами местного самоуправления поселений. В структурных подразделениях территориальных органов уполномоченными должностными лицами, задействованными в предоставлении государственной услуги являются их начальники, заместители начальников, инспекторский состав (сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники). В органах местного самоуправления поселений, осуществляющих регистрационный учет, данная функция исполняется уполномоченными Главами администраций должностными лицами. Организационно-методическое руководство деятельностью территориальных органов по осуществлению регистрационного учета выполняет Управление паспортной работы и регистрационного учета населения ФМС России.
Согласно п.6 Административного регламента, должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица:
жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;
жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
акционерных обществ и других коммерческих организаций;
других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
В соответствии с п.2. Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713), органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.
В Российской Федерации также действует Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) (в редакции постановления Правительства РФ от 28 марта 2008г.N220). Согласно данного Перечня такими лицами являются:
1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда
2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда
3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов
4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
Соответственно, суд приходит к выводу о том, что граждане в целях реализации своего законного права на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг могут обратиться ко всем вышеперечисленным органам (должностным лицам) с заявлением о бесплатном предоставлении информации о лицах, зарегистрированных в жилом помещении.
В целях осуществления регистрационного учета граждан по месту жительства (пребывания) Приложениями 10 и 11 к вышеуказанному Административному регламенту установлены формы поквартирной карточки и домовой (поквартирной) книги.
Вместе с тем, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не устанавливают какую-либо единую и стандартную форму документа, содержащего сведения (информацию) о лицах, зарегистрированных в жилом помещении.
Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что гражданином в целях реализации права на получение указанных субсидий может быть представлен документ любой формы в виде выписки, справки и т.д., содержащий в себе исчерпывающую информацию о лицах, зарегистрированных в жилом помещении и удостоверенный надлежащим образом компетентным органом (должностным лицом).
Согласно положений ч.8 ст. 159 Жилищного кодекса РФ и пункта 66 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2 «Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.06.1995 года № 713 ФИО7 осуществляется деятельность по приему от граждан документов для оформления регистрации по месту жительства и месту временного пребывания, а так же снятия с такой регистрации, ведению и хранению поквартирных карточек и личных карточек регистрации в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах.
Таким образом, граждане в г. Сарапуле имеют право обратиться, в том числе, в ФИО7 за предоставлением информации о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, а ФИО7 обязано предоставить такую информацию бесплатно.
Вместе с тем, из объяснений представителя ФИО7 следует, что последнее предоставляет гражданам возможность бесплатно получить информацию о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц следующим образом, а именно – работник ФИО7 на основании данных поквартирной карточки в устной форме предоставляет обратившемуся гражданину соответствующую информацию, а гражданин имеет возможность самостоятельно изложить данную информацию в письменной форме, после чего работник ФИО7 бесплатно заверит должным образом составленную гражданином письменную справку. Каких-либо доказательств тому, что ФИО7 подобным образом информацию не предоставляет – суду не представлено.
Поскольку единая форма документа, содержащего информацию о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, для целей получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг действующим законодательством не установлена, то документ, составленный самим гражданином по предоставленной ему бесплатно ФИО7 информации, и удостоверенный бесплатно соответствующим должностным лицом ФИО7 может быть представлен гражданином, обращающимся с заявлением о предоставлении субсидии.
Вместе с тем, ФИО7 согласно учредительным документам (Уставу) не является органом государственной власти либо органом местного самоуправления. При этом, суду не представлено каких-либо доказательств тому, что в адрес ФИО7 предоставляются из соответствующих бюджетов финансовые средства для возмещения затрат на подготовку документов, содержащих сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении для последующей их выдачи гражданам, желающим обратиться за получением субсидий. Кроме того, действующим законодательством, не предусмотрена обязанность коммерческих предприятий (которым является и ФИО7 за свой собственный счет изготавливать подобного рода документы.
Таким образом, вышеуказанное представление Прокурора г. Сарапула, обязывающее ФИО7 бесплатно (за свой счет) предоставлять гражданам выписки (копии) из поквартирных карточек не основано на действующем законодательстве.
При этом, суд учитывает, что граждане г. Сарапула имеют, в целях реализации своих законных прав на получение информации (в том числе и документированной) о лицах, зарегистрированных в жилом помещении, имеют возможность также обратиться в соответствующее ФИО8, являющееся государственным органом, с заявлением о предоставлении документа с информацией о лицах, зарегистрированных в жилом помещении.
Согласно ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, суду не представлены какие-либо доказательства законности вынесенного Прокурором г. Сарапула Представления от ДД.ММ.ГГГГ №122ж-2010 об устранении нарушений законодательства об оказании коммунальных услуг гражданам.
Соответственно, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО7 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258, ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО7 об оспаривании представления прокурора г. Сарапула удовлетворить.
Признать Представление Прокурора г. Сарапула от ДД.ММ.ГГГГ №122ж-2010 об устранении нарушений законодательства об оказании коммунальных услуг гражданам – незаконным.
Обязать прокурора г. Сарапула отменить Представление от ДД.ММ.ГГГГ №122ж-2010 об устранении нарушений законодательства об оказании коммунальных услуг гражданам.
Разъяснить, что в силу ч.3 ст. 258 ГПК РФ, в суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.
Решение может быть обжаловано, в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме, в Верховный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение принято 03 июля 2010 года.
Судья Заварзин П.А.