ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-9408/2022 от 03.08.2022 Курганского городского суда (Курганская область)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Курганский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи - Кондратовой О.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6

ФИО1 к ПАО «Аэрофлот» о защите прав потребителя, о взыскании денежных средств за авиабилеты, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «Аэрофлот» о защите прав потребителя, о взыскании денежных средств за авиабилеты, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

В обоснование иска истцом указывалось, что ДД.ММ.ГГГГ истец, используя онлайн сервис покупки железнодорожных и авиабилетов OZON travel, приобрела за 63111,00 руб. авиабилеты на имя дочери ФИО2 и внука Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на рейс ПАО «Аэрофлот» по маршруту Париж-Екатеринбург с пересадкой в <адрес> с вылетом из аэропорта <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в 19 час. 00 мин., а также билеты в обратном направлении.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 и Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., своевременно прибыли в аэропорт, прошли регистрацию на рейс, таможенный контроль, личный досмотр и без опоздания пришли в терминал «В» для посадки на рейс.

В посадке на рейс ФИО2 и Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., было отказано под предлогом отсутствия у ребенка ПЦР теста, в связи с чем, они были лишены возможности воспользоваться билетами.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора и возврате денежных средств за приобретенные авиабилеты.

Истец просила суд взыскать с ПАО «Аэрофлот» в пользу ФИО1 уплаченные за авиабилеты денежные средства в размере 63111,00 руб., неустойку в размере 63111,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 100000,00 руб., штраф в размере 113111,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ определением Курганского городского суда <адрес> гражданское дело передано по подсудности в Пресненский районный суд <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Курганского областного суда определение Курганского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на стадию рассмотрения в Курганский городской суд <адрес>.

При новом рассмотрении дела истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, наделила полномочиями представлять свои интересы в суде представителя.

Представитель истца адвокат ФИО3 в судебном заседании поддержал доводы искового заявления в полном объеме.

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом; в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ, извещенных надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Курганского городского суда <адрес>.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (пункт 1).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 27 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг).

В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

На основании статьи 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе, в том числе, отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно пункту 1 статьи 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1, используя онлайн сервис покупки железнодорожных и авиабилетов OZON Travel, приобрела за 63111,00 руб. авиабилеты на имя дочери - ФИО2 и внука Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на рейс ПАО «Аэрофлот» по маршруту Париж-Екатеринбург с пересадкой в <адрес> с вылетом из аэропорта <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в 19 час. 00 мин., а также билеты в обратном направлении (заказ Z-20882592-0001 от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 и Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., своевременно прибыли в аэропорт, прошли регистрацию на рейс, таможенный контроль, личный досмотр и без опоздания пришли в терминал «В» для посадки на рейс. Авиабилеты с комбинацией тарифов NNB/ENB группы «Лайт-Эконом» на пассажиров PEROVSKAYA/SOFYA VADIMOVNA и FOSSEY/LOUKA VADIM PATRICK на рейсы SU2561 ДД.ММ.ГГГГ, SU1038 ДД.ММ.ГГГГ, SU1413 ДД.ММ.ГГГГ и SU2458 ДД.ММ.ГГГГ Париж-Москва- Екатеринбург-Москва-Париж были оформлены ДД.ММ.ГГГГ агентом ООО «Интернет Трэвел» в <адрес> (агентское соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора размещена в КАСУД). Полная стоимость а/б составляла 33707 руб., полная стоимость а/б 5552143718082 с детской скидкой -29404 руб.

В качестве перевозчика на авиабилетах указано ПАО «Аэрофлот». После оформления авиабилетов изменений в бронировании не производилось.

В соответствии с договорами воздушной перевозки пассажиров ПАО «Аэрофлот» обязалось осуществить международную авиаперевозку пассажиров по вышеуказанным маршрутам.

ДД.ММ.ГГГГ, в 18:26, (по местному времени <адрес>) пассажиры были зарегистрированы на рейсы SU2561 ДД.ММ.ГГГГ и SU1038 ДД.ММ.ГГГГ Париж- Москва-Екатеринбург через сайт ПАО «Аэрофлот».

В посадке на рейс ФИО2 и Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., было отказано из-за отсутствия у ребенка ПЦР теста, в связи с чем, ФИО2 была лишена возможности воспользоваться билетами одна без ребенка.

ДД.ММ.ГГГГ, в 17:04, пассажиры были зарегистрированы с внесением ремарки в БД системы регистрации «PAP REFUSED AT GATE NO PCR TEST», в 18:23 бронирование на рейс SU2561 ДД.ММ.ГГГГ Париж-Москва было автоматически аннулировано, в связи с неявкой пассажиров на посадку.

Согласно ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, в том числе, в случае нарушения пассажиром паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита. При этом бремя доказывания наличие оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира, предусмотренных п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, лежит на перевозчике (п. 1.1 ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 ст. 107 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку, за исключением случая, предусмотренного подп. 6 п. 1 настоящей статьи. В случае, предусмотренном подп. 6 п. 1 настоящей статьи, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру воздушного судна не возвращается.

Пунктом 80 Общих правил воздушных перевозок предусмотрено, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее, чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок (п. 81 Общих правил воздушных перевозок).

В соответствии с п. 90 Общих правил воздушных перевозок не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о расторжении договора и возврате денежных средств за приобретенные авиабилеты, оформив заявку на возврат по заказу Z-20882592-0001 от ДД.ММ.ГГГГ на сайте OZON travel, в связи с тем, что ее дочь ФИО2 и ее внук не смогли воспользоваться услугами ПАО «Аэрофлот».

С учетом положений п. 1 ст. 28 и п. 1, 4 ст. 29 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования ( ч. 1 ст. 31 Закона).

За нарушение предусмотренных сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю каждый день просрочки неустойку, размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В соответствии с п. 232 ФАП-82 возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

При этом возврат провозной платы лицу, оплатившему перевозку возможен в случае ее предварительной оплаты в соответствии с п. 36, 233 ФАП-82. В случае предварительной оплаты перевозки оплата перевозки осуществляется в одном пункте продажи перевозок, а оформление перевозочного документа - в другом пункте продажи перевозок, т.е. перевозка оплачивается до момента осуществления бронирования пассажирского места на конкретном рейсе. Предварительной оплаты перевозки в данном случае не производилось.

Доводы стороны ответчика о том, что ФИО1 не вправе предъявлять указанные исковые требования суд находит несостоятельными, поскольку ФИО1 являлась заказчиком авиаперелета, приобретая авиабилеты для нужд семьи, а ФИО2 и Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., являлись пассажирами услуги.

Также доводы стороны о том, что сотрудники ПАО «Аэрофлот» действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации и Европейского Союза; услуга по воздушной перевозке в отношении пассажиров ФИО2 и Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не была оказана в связи с тем, что у последнего не было ПЦРтеста, позволяющего ему въезжать в другую страну, а отказ от полета ФИО2 и Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., произошел по их собственной инициативе, суд находит необоснованными.

Перевозчик вправе был принять решение о допуске к перевозке несовершеннолетнего ребенка пассажира ФИО2 на территорию России.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору через турагентства либо напрямую туроператору в письменной форме в течение 20 календарных дней с даты окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 календарных дней с даты получения претензий в порядке, установленном законодательством РФ (п. 6.2 договора).

ДД.ММ.ГГГГ истец направила ПАО «Аэрофлот» претензию о возврате уплаченных денежных средств за авиабилеты, однако ответа на претензию до настоящего момента не получила.

Заявка на возврат авиабилетов стороной ответчика принята, в ней указано следующее: в графе «причина возврата» билета ФИО2 - «отмена или задержка рейса более, чем на 3 часа», у Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - «болезнь пассажира».

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В силу пункта 3.33 главы 3 приложения N 9 к Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатанты воздушных судов в пункте посадки на борт воздушного судна принимают необходимые меры, чтобы убедиться в том, что пассажиры имеют действительные проездные документы, предписанные государствами транзита и назначения.

Согласно пункту 1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Порядок информирования пассажиров об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе об условии о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира или невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, а также об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами (пункт 1.1 статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.

Аналогичное правовое регулирование содержится в подпункте 1 пункта 230 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России ДД.ММ.ГГГГ N 82, при международных перевозках пассажир должен иметь оформленные в установленном порядке выездные, въездные и другие документы, требуемые в соответствии с законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой будет осуществляться перевозка.

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 2 Регламента N 2016/399 Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О Кодексе Союза о правилах, регламентирующих передвижение людей через границы (Шенгенский кодекс о границах)", принятого в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (далее - Регламент N 2016/399), под термином "лица, пользующиеся правом на свободное передвижение согласно законодательству Союза" понимаются: (а) граждане Союза в значении Статьи 20(1) Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) и граждане третьих стран, которые являются членами семьи гражданина Союза, пользующегося правом на свободное передвижение, и на которых распространяется действие Директивы 2004/38/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС.

В силу пункта 6 статьи 2 Регламента N 2016/399 под термином "граждане третьих стран" понимаются граждане, которые не являются гражданами Союза в значении Статьи 20(1) Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) и которые не подпадают под действие пункта 5 настоящей Статьи.

Согласно параграфу 1 статьи 8 Регламента N 2016/399 трансграничные перемещения на внешних границах подлежат проверкам со стороны сотрудников пограничной службы. Проверки должны проводиться в соответствии с данной главой.

Под термином "сотрудник пограничной службы" понимается любое должностное лицо, которое было направлено в соответствии с национальным законодательством для работы в пункт пересечения границы, вдоль границы или в непосредственной близости от нее и который осуществляет в соответствии с настоящим Регламентом и национальным законодательством задачи, связанные с пограничным контролем (пункт 14 статьи 2 Регламента N 2016/399).

В силу параграфа 3 статьи 8 Регламента N 2016/399 при въезде и выезде граждане третьих стран подлежат тщательной проверке в соответствии со следующей процедурой: (а) тщательные проверки при въезде должны включать в себя проверку соблюдения условий въезда, установленных в статье 6(1), а также при необходимости проверку документов, дающих право на проживание и осуществление профессиональной деятельности. К указанной проверке относится подробное изучение, охватывающее следующие аспекты: (iii) проверка печатей о въезде и выезде в проездном документе соответствующего гражданина третьей страны в целях подтверждения, посредством сопоставления дат въезда и выезда, того, что указанное лицо еще не превысило максимально разрешенный срок пребывания на территории государств - членов ЕС.

Согласно параграфу 5(c) статьи 6 Регламента N 2016/399 путем частичного отступления от параграфа 1 граждане третьих стран, которые не выполняют одно или несколько условий, установленных в параграфе 1, могут получить от государства - члена ЕС разрешение на въезд на его территорию по причинам гуманитарного характера, в национальных интересах или в силу международных обязательств.

Кроме того, исследуя правомерность действий авиакомпании по не допуску пассажиров к международному перелету и отказу от договора воздушной перевозки, судом учитывается декларируемая Евросоюзом цель поддержания единства семей, предполагающую автоматическое пользование правом въезда и проживания в принимающем государстве - члене ЕС лицами, которые являются членами семей граждан Евросоюза, а также наличие у члена семьи, не являющегося гражданином государства - члена ЕС, права получения необходимых виз в кратчайшие сроки и на основании ускоренных процедур (пункт 2 статьи 5 Директивы N 2004/38/ЕС), а также права на получение вида на жительство (пункт 1 статьи 9 Директивы N 2004/38/ЕС).

Целью заключения договоров воздушной перевозки являлась поездка семьи и юридически значимым по делу обстоятельством является факт невозможности совместного выезда семьи: ФИО2 и ее малолетнего Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., для целей которого приобретались авиабилеты истцом.

Поскольку стороной ответчика не представлены документы, подтверждающие нарушение правил перевозок пассажиров указанным выше рейсом, суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца о взыскании стоимости авиабилетов в полном размере.

Требование о наличии у иностранных граждан ПЦР-тестов для въезда на территорию РФ было введено Постановлением Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 1 которого иностранным гражданам при посадке в выполняющее международные воздушные перевозки воздушно судно, следующее в пункт назначения на территорию РФ, необходимо обеспечить наличие при себе медицинского документа (на русском и английском языках), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на (COVID-19) методом ПЦР.

Стороной ответчика подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ при посадке на рейс Париж-Москва в отношении несовершеннолетнего пассажира Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не был предоставлен отрицательный ПЦР тест, что послужило причиной отказа в перевозке запланированным рейсом.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 7 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" предусмотрено, что при пересечении Государственной границы Российской Федерации информировать должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, об отсутствии заболевания COVID-19 с представлением медицинского документа (на русском или английском языках), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации, медицинских документов, подтверждающих выявление антител иммуноглобулина G (IgG) (при наличии) (п. 1.1.).

При этом, стороной ответчика не было принят во внимание п. 1.2. указанного Постановления Главного государственного санитарного врача РФ, где указано, что в случае отсутствия медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, пройти обследование на новую коронавирусную инфекцию методом ПЦР в течение трех календарных дней на территории Российской Федерации. Оплата исследований осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ ответчика в перевозке несовершеннолетнего пассажира Fossey Louka VadimPatrik, ДД.ММ.ГГГГ г.р., вышеуказанным рейсом был необоснованным, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию уплаченные за авиабилеты (Париж-Москва-Екатеринбург, с вылетом из Парижа ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства в размере 63 111,00 руб.

Оценивая заявленные истцом требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 13 Закона "О защите прав потребителей" за нарушение прав потребителя, неудовлетворение требования потребителя в добровольном порядке предусмотрена ответственность исполнителя в виде уплаты неустойки, предусмотренной законом или договором, штрафа.

В соответствии со ст. 28 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав потребителей" в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Учитывая изложенное, суд полагает, что действия ПАО «Аэрофлот» по неисполнению обязанностей по договору от ДД.ММ.ГГГГ ущемляют установленные законом права потребителя, с ответчика ПАО «Аэрофлот» подлежит взысканию в пользу истца неустойка за нарушение срока выполнения требования потребителя о возврате уплаченной за услугу суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 63111,00 руб.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 45 Постановления N 17 от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Таким образом, применительно к обстоятельствам данного дела, с учетом степени вины ответчика, требований разумности и справедливости, суд определяет к взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С учетом размера присужденной истцу суммы, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца с ответчика штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 68111,00 руб.

Также с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования <адрес> государственная пошлина в размере 4024,44 руб.

В соответствии с ч. 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь статьями 55, 56, 67, 98, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования - удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «Аэрофлот» в пользу ФИО1 уплаченные за авиабилеты (Париж-Москва-Екатеринбург, с вылетом из Парижа ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства в размере 63 111,00 руб., неустойку в размере 63 111,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб., штраф в размере 68 111,00 руб., всего - 204 333,00 руб.

В удовлетворении остальной части иска - отказать.

Взыскать с ПАО «Аэрофлот» в доход муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 4 024,44 руб.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд <адрес>.

Судья О.Ю. Кондратова

ПОДПИСЬ

(мотивированное решение суда изготовлено от ДД.ММ.ГГГГ)

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ