ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-940/12 от 30.07.2012 Рамонского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петриной Г. П.

с участием помощника прокурора Рамонского района Колесовой М.Г.

при секретаре Тамбовцевой И. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Рамонского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области выразившегося в неисполнении ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» об очистке территории поселения от отходов - незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, убрав несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по ул. Центральной в с. Горожанка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рамонского района Воронежской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с заявлением о признании бездействия Администрации Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области выразившегося в неисполнении ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» об очистке территории поселения от отходов - незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, убрав несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по ул. Центральной в с. Горожанка, мотивируя свои требования следующим:

Прокуратурой района на основании поступившего обращения граждан проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района. В ходе проверки установлено, что по ул. Центральной в с. Горожанка, расположенном на территории Горожанского сельского поселения непосредственно на почве организована свалка бытовых отходов (пищевые отходы, пластиковые и стеклянные бутылки, полимерная упаковка и т.п.) площадью около 50 кв. м. Согласно информации главы Горожанского сельского поселения данная свалка является несанкционированной. В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Статья 8 указанного Федерального закона и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит к полномочиям органов местного значения поселения. Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88. В соответствии с п. 1.2 указанных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализированных зданий; уличного мусора, и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается (п. 1.13 правил). В нарушение вышеуказанных положений законодательства названная свалка по ул. Центральной в с. Горожанка Рамонского муниципального района расположена непосредственно на почве, свалка не санкционирована и носит стихийный характер. Среди отходов имеются пластиковые и стеклянные бутылки, пакеты, картонные коробки и другие отходы. Характер расположения отходов, их структура позволяют сделать вывод о том, что свалка образовалась в результате умышленного и систематического сброса различного бытового мусора. В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Таким образом, наличие указанной свалки непосредственно на почве нарушает конституционные право неопределенного круга лиц (как жителей с. Горожанка, так и приезжих) на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции РФ. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом. Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. В связи с этим вышеуказанные нарушения прав неопределенного круга лиц могут быть устранены на основании судебного решения. Иные меры прокурорского реагирования, помимо подачи настоящего искового заявления, в данном случае не эффективны. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор Колесова М. Г. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика - Администрации Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области - глава сельского поселения ФИО1 в судебном заседании, признала требования прокурора.

Выслушав прокурора, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором Рамонского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с за­явлением в защиту неопределенного круга лиц. Обращение прокурора района в суд с заявлением обусловлено интересами Российской Федерации в области про­тиводействия экстремистской и террористической деятельности.

Прокуратурой района на основании поступившего обращения граждан проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района.

В ходе проверки установлено, что по ул. Центральной в с. Горожанка, расположенном на территории Горожанского сельского поселения непосредственно на почве организована свалка бытовых отходов (пищевые отходы, пластиковые и стеклянные бутылки, полимерная упаковка и т.п.) площадью около 50 кв. м.

Согласно информации главы Горожанского сельского поселения данная свалка является несанкционированной.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

Статья 8 указанного Федерального закона и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит к полномочиям органов местного значения поселения.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88.

В соответствии с п. 1.2 указанных Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализированных зданий; уличного мусора, и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается (п. 1.13 правил).

В нарушение вышеуказанных положений законодательства названная свалка по ул. Центральной в с. Горожанка Рамонского муниципального района расположена непосредственно на почве, свалка не санкционирована и носит стихийный характер. Среди отходов имеются пластиковые и стеклянные бутылки, пакеты, картонные коробки и другие отходы. Характер расположения отходов, их структура позволяют сделать вывод о том, что свалка образовалась в результате умышленного и систематического сброса различного бытового мусора.

В соответствии со статьей 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Таким образом, наличие указанной свалки непосредственно на почве нарушает конституционные право неопределенного круга лиц (как жителей с. Горожанка, так и приезжих) на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 11 Гражданского кодекса РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. В связи с этим вышеуказанные нарушения прав неопределенного круга лиц могут быть устранены на основании судебного решения. Иные меры прокурорского реагирования, помимо подачи настоящего искового заявления, в данном случае не эффективны.

Согласно ст. 254 ГПК РФ решение, действие (бездействие) органа государ­ственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государ­ственного или муниципального служащего могут быть оспорены в судебном по­рядке.

Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает его.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Администрации Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, выразившегося в неисполнении ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» об очистке территории поселения от отходов - незаконным.

Обязать Администрацию Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области устранить допущенные нарушения, убрав несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке по ул. Центральной в с. Горожанка Рамонского района Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Судья

Г. П. Петрина