ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-940/18 от 24.10.2018 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2018 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Селянгиной Е.Е., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Каминского А.В., представителя ответчика - МУП «Вихоревский городской транспорт» - ФИО1, действующей на основании прав по должности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-940/2018 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Вихоревский городской транспорт», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Вихоревского городского поселения, о возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указал, что прокуратурой Братского района Иркутской области 01.10.2018 проведена проверка исполнения законодательства о жизнеобеспечении населения г. Вихоревка Братского района в период прохождения отопительного сезона 2018-2019 годов, в ходе которой установлено следующее. В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей. Порядок оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций (кроме атомных электростанций) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к работе в осенне-зимний период и выдачи им паспортов готовности определен Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденным Минпромэнерго РФ 15.08.2004 (СО 153-34.08.105-2004).

Приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии). Указанный Порядок устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Согласно п. 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Согласно Методики выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива для котельных количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы: твердое топливо - 14 суток при доставке железнодорожным транспортом; 7 суток - автотранспортом. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. ННЗТ восстанавливается в утвержденном размере после прекращения действий по сохранению режима «выживания» электростанций и котельных организаций электроэнергетики, а для отопительных котельных - после ликвидации последствий непредвиденных обстоятельств. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и (или) тепловой энергии.

Приказом Минэнерго от 24.03.2003 №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Данными Правилами определены требования к технической эксплуатации тепловых энергоустановок, обязательные для исполнения всеми собственниками энергоустановок. Согласно Правилам эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п. 4.1.1. Правил). Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (п. 11.9. Правил).

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 №170, определены требования к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, обязательных к исполнению собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Согласно Правилам и нормам готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том числе, наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода (п. 2.6.10. Правил и норм). В летний период должны быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса (п.п. «а» п. 2.6.13. Правил и норм).

В период с 01.07.2017 по 20.09.2018 ООО «Энергосфера-Иркутск» являлось единственной ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги в жилые дома г. Вихоревка и организациям-объектам социально-культурного назначения бюджетной сферы г. Вихоревка. Установлено, что отопительный сезон 2018-2019 годов начался на территории Вихоревского муниципального образования с 17.09.2018, в соответствии с постановлением администрации Вихоревского городского поселения от 12.09.2018 №204 «О начале отопительного сезона 2018-2019 годов на территории Вихоревского муниципального образования». В период с 17.09.2018 ООО «Энергосфера-Иркутск» запущены в работу тепловые источники г. Вихоревка: котельные - Водогрейная, Нефтяников, Байкальская, электрокотельная, к которым подключены 165 многоквартирных домов, 20 объектов социального значения.

17.09.2018 между главой администрации Вихоревского городского поселения и генеральным директором ООО «Энергосфера-Иркутск» подписано соглашение о расторжении с 21.09.2018 по соглашению сторон договора аренды №85 от 01.07.2018.

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан, в связи с надлежащим прохождением отопительного сезона 2018-2019 годов, на основании распоряжения главы администрации Вихоревского городского поселения от 20.09.2018 №264, между администрацией Вихоревского городского поселения и МУП «Вихоревский городской транспорт» 21.09.2018 заключен договор безвозмездного пользования №111 муниципальным имущественным комплексом Вихоревского муниципального образования (объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения г.Вихоревка).

МУП «Вихоревский городской транспорт» является юридическим лицом, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Видами деятельности МУП «Вихоревский городской транспорт» является производство, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и по обеспечению работоспособности тепловых сетей и далее по п. 3.1. Устава предприятия.

В период с 21.09.2018 по настоящее время МУП «Вихоревский городской транспорт» является единственной ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги в жилые дома г.Вихоревка и организациям объектам социально-культурного назначения бюджетной сферы г.Вихоревка. Согласно условиям вышеуказанного договора МУП «Вихоревский городской транспорт» обязано поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт имущества в сроки, установлены действующими нормативами, нести все расходы на содержание имущества в соответствии с действующим законодательством РФ. МУП «Вихоревский городской транспорт» при осуществлении деятельности обязано обеспечивать возможность получения потребителями соответствующих работ, услуг с гарантией качества данных работ, услуг, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с приказом Министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 21.08.2017 №141-мпр утверждены нормативные запасы топлива на источниках тепловой энергии ООО «Энергосфера-Иркутск» в г. Вихоревка на 2017 год: неснижаемый запас топлива должен составлять не менее 3 794,9 тонн (не менее 14 суток), эксплуатационный запас топлива в количестве 11 834,5 тонн (не менее 45 суток), общий нормативный запас топлива должен составлять не менее 15 629,4 тонн.

В соответствии с ежедневным рапортом о функционировании системы ЖКХ администрации Вихоревского городского поселения от 01.10.2018 по состоянию на 01.10.2018 на котельных МУП «Вихоревский городской транспорт» запас топлива составляет 349 тонн угля.

Проведенной прокуратурой Братского района Иркутской области проверкой установлено, что на 01.10.2018 остаток угля на складе водогрейной котельной г. Вихоревка Братского района Иркутской области составляет 349 тонн (количество дней запаса - 2,5, суточный расход - 140 тонн), что является нарушением указанных норм законодательства, так как МУП «Вихоревский городской транспорт» не обеспечены неснижаемый запас топлива в размере не менее 3 794,9 тонн и эксплуатационный запас топлива в количестве 11 834,5 тонн.

Анализ оперативных данных ресурсоснабжающей организации позволяет сделать вывод о том, что при работе одного или двух котлов на каждой из котельных г. Вихоревка и среднесуточной температуре наружного воздуха до (-5°С) суточный расход угля составляет ? 140-180 тонн, при работе всех котлов на каждой котельных г. Вихоревка ? 200-250 тонн и среднесуточной температуре наружного воздуха до (-15°С), при понижении среднесуточной температуры до (- 20-40°С) угля потребуется ? 270-320 тонн в сутки.

Непринятие мер к своевременному обеспечению нормативных запасов топлива в котельных МУП «Вихоревский городской транспорт» является результатом бездействия по исполнению МУП «Вихоревский городской транспорт» требований ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктов 4.1.1., 11.9. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, а также пунктов 2.6.10., 2.6.13. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Нарушение МУП «Вихоревский городской транспорт» требований ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктов 4.1.1., 11.9. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, пунктов 2.6.10., 2.6.13. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в результате непринятия мер в целях своевременного обеспечения нормативных запасов топлива в котельных МУП «Вихоревский городской транспорт» может повлечь нарушение прав жителей Вихоревского муниципального образования на надлежащие условия жизнеобеспечения, а именно: может быть нарушено право граждан на своевременную подачу тепла в жилые помещения, перерыв горячего водоснабжения и ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - населения Вихоревского муниципального образования.

Просит суд обязать МУП «Вихоревский городской транспорт» обеспечить нормативный запас топлива в период прохождения на территории г. Вихоревка Братского района Иркутской области отопительного сезона 2018-2019 годов, путем завоза угля в котельные МУП «Вихоревский городской транспорт», расположенные в г. Вихоревка Братского района Иркутской области, в объеме не менее 15 629,4 тонн; решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Каминский А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании ответчик - МУП «Вихоревский городской транспорт» в лице директора ФИО1, действующей на основании прав по должности, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МУП «Вихоревский городской транспорт» об обязании МУП «Вихоревский городской транспорт» обеспечить нормативный запас топлива в период прохождения на территории г. Вихоревка Братского района Иркутской области отопительного сезона 2018-2019 годов, путем завоза угля в котельные МУП «Вихоревский городской транспорт», расположенные в г. Вихоревка Братского района Иркутской области, в объеме не менее 15 629,4 тонн; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Вихоревского городского поселения в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации ВГП. Также указала, что не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Вихоревский городской транспорт» о возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива, просит не обращать решение суда к немедленному исполнению.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Каминского А.В., представителя ответчика МУП «Вихоревский городской транспорт» - ФИО1, действующую на основании прав по должности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком.

Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

Ответчик - МУП «Вихоревский городской транспорт» в лице директора ФИО1, действующей на основании прав по должности, реализуя свое процессуальное право, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МУП «Вихоревский городской транспорт» об обязании МУП «Вихоревский городской транспорт» обеспечить нормативный запас топлива в период прохождения на территории г. Вихоревка Братского района Иркутской области отопительного сезона 2018-2019 годов, путем завоза угля в котельные МУП «Вихоревский городской транспорт», расположенные в г. Вихоревка Братского района Иркутской области, в объеме не менее 15 629,4 тонн; решение суда обратить к немедленному исполнению, о чем имеется её подпись в протоколе судебного заседания. Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Учитывая, что ответчик - МУП «Вихоревский городской транспорт» в лице директора ФИО1, действующей на основании прав по должности, в полном объеме признала исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «Вихоревский городской транспорт» о возложении обязанности обеспечить нормативный запас топлива, признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиком.

На основании изложенного исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МУП «Вихоревский городской транспорт» об обязании МУП «Вихоревский городской транспорт» обеспечить нормативный запас топлива в период прохождения на территории г. Вихоревка Братского района Иркутской области отопительного сезона 2018-2019 годов, путем завоза угля в котельные МУП «Вихоревский городской транспорт», расположенные в г. Вихоревка Братского района Иркутской области, в объеме не менее 15 629,4 тонн, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Согласно абз. 5 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным обратить к немедленному исполнению решение суда о возложении на ответчика обязанности обеспечить нормативный запас топлива в период отопительного сезона, так как отопительный сезон на момент рассмотрения дела уже наступил, при этом неснижаемый запас топлива ответчиком не обеспечен, а отсутствие неснижаемого запаса топлива может повлечь негативные последствия для жителей г. Вихоревка Братского района Иркутской области в виде необеспечения отоплением в осенне-зимний период.

Руководствуясь ст. ст. 173, 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять от ответчика - МУП «Вихоревский городской транспорт» в лице директора ФИО1, действующей на основании прав по должности, признание иска.

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МУП «Вихоревский городской транспорт» обеспечить нормативный запас топлива в период прохождения на территории г. Вихоревка Братского района Иркутской области отопительного сезона 2018-2019 г.г. путем завоза угля в котельные МУП «Вихоревский городской транспорт», расположенные в г. Вихоревка Братского района Иркутской области, в объеме не менее 15 629,4 тонн.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Ларичева