РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 09 июля 2020 г.
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Кычиковой Д.Н.,
с участием представителей истца ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей, представителя ответчика Министерства сельского хозяйства Иркутской области - ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-940/2020 по исковому заявлению ФИО4 к Министерству сельского хозяйства Иркутской области, МО «Нукутский район» о признании не включения в Сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат незаконным, обязании включить в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2020 год, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением (с учётом уточнений) к Министерству сельского хозяйства Иркутской области, МО «Нукутский район» о признании не включения в Сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат незаконным, обязании включить в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2020 год, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований (с учётом уточнений) указано, что с 02.12.2008г. истец состояла последовательно в следующих программах (подпрограммах) на получение социальной выплаты на строительство жилья: Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. № 858); Областная государственная целевая программа «Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года» (утв. постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 04.10.2006г. № 24/41-ЗС); Долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Иркутской области на 2011-2014 годы» (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 18.10.2010 года № 267-пп, которая была признана утратившей силу Указом Губернатора Иркутской области от 30.12.2013г. № 497-уг); Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.2012г. № 717); Государственная программа Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019 - 2024 годы (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018г. № 772-пп). Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012г. № 717), в категории как гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в сельской местности, изъявивший желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома. В рамках указанных программ Правительством Иркутской области устанавливались Порядки предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Ежегодно на основании списков граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, составленными органами местного самоуправления Министерством сельского хозяйства Иркутской области составляется Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Иркутской области. До настоящего времени никаких выплат на строительство жилья по перечисленным программам истец не получила. Согласно п. 96 Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014г. № 188-пп), она относится ко второй группе очередности, т.к. работает по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности - МКУ «Центр образования Нукутского района». В соответствии с п.10 Порядка в каждой из указанных в п.9 Порядка групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 20 Порядка, при этом предоставление социальных выплат осуществляется последовательно: а) гражданам, имеющих трех и более детей; б) гражданам, включенных в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». Из ответа МО «Нукутский район» от 25.10.2019г. № 38 на обращение истца указано, что последняя программа имеет силу до 31.12.2019г., после чего с 01.01.2020г. вступает в силу Государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий» (утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № 696); согласно п.5 Порядка предоставления социальной выплаты данной госпрограммы право на получение социальной выплаты имеют граждане осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сферы, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных. Как следует из письма МО «Нукутский район» от 17.07.2018г. № б/н и от 25.10.2019г. № 38 в 2016г. она состояла в списке граждан на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты под номером 37, в 2017г. под номером 22, в 2019г. под номером 55. В письме Министерства сельского хозяйства Иркутской области от 28.01.2019г. № сообщается, что предоставление ей социальной выплаты в приоритетном порядке не представляется возможным, но при этом указывается, что принято решение о включении её в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат по Иркутской области на плановый период 2021г. Но данный сводный список не влечет расходных обязательств министерства перед гражданами. Считает, что ответчиком не учтены следующие факты: в период с 07.02.2017г. по 15.01.2019г. (до совершеннолетия старшего сына) семья истца считалась многодетной; до настоящего времени семья считается малоимущей; ранее она состояла в предыдущих программах на получение социальных выплат на строительство жилья. Следовательно, согласно положениям пунктов 9,10а и 10б Порядка она имела первоочередное право на получение указанной выплаты. С 01.01.2020г. вступила в силу Государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № 696. На основании указанной госпрограммы установлен Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях Иркутской области (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 21.10.2019г. № 876-пп (далее – Порядок 2019г.). Положения принятого Порядка 2019г. во многом аналогичны положениям Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, установленного постановлением Правительства Иркутской области от 07.04.2014г. № 188-пп (далее Порядок-2014г.). Так, согласно п. 9б Порядка 2019г. ФИО4 относилась и относится ко второй категории очередности, т.к. с 06.06.2005г. по настоящее время она работает по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности - МКУ «Центр образования Нукутского района». Из письма Центра образования от 11.03.2020г. № 87 следует, что Предметом деятельности учреждения является организационное и методическое сопровождение муниципальной системы программ, проектов и педагогических инноваций, координация деятельности муниципальных образовательных учреждений по созданию условий для устойчивого развития муниципальной системы образования на основе ее содержания (п. 2 главы 2 Устава). Таким образом, Центр Образования относится к организациям социальной сферы, т.к. учреждение выполняет работы в области образования. В соответствии с п.10 Порядка 2014г. в каждой из указанных в пункте 9 Порядка групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка, при этом предоставление социальных выплат осуществляется последовательно: а) гражданам, имеющих трех и более детей; б) гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»). В соответствии с п. 10 Порядка 2019г. в каждой из указанных в пункте 9 Порядка 2019г. групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка с учетом первоочередного предоставления социальных выплат: 1) гражданам, имеющих трех и более детей; 2) гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»), и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты. В силу положений пунктов 30-34 Порядка 2014г. и Порядка 2019г. Министерство сельского хозяйства Иркутской области в срок до 31 декабря текущего года (в Порядке 2014г. - до 1 ноября) формирует Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на очередной финансовый год (далее - Сводный список), утверждает его в течение 5 календарных дней со дня его формирования, после чего в течение 5 рабочих дней уведомляет органы местного самоуправления муниципальных районов о включении граждан в сводный список на очередной финансовый год. О принятом решении об отказе во включении гражданина в сводный список на очередной финансовый год министерство в течение 10 календарных дней со дня принятия решения об отказе извещает орган местного самоуправления муниципального района для доведения до граждан информации о принятом решении. Орган местного самоуправления муниципального района в течение 10 календарных дней со дня получения уведомления министерства информирует участников мероприятий о включении их в сводный список на очередной финансовый год либо об отказе во включении в сводный список на очередной финансовый год с указанием причин отказа. В письме Минсельхоза Иркутской области от 25.05.2018г. № указано, что предоставление ФИО4 социальной выплаты в приоритетном порядке не представляется возможным, т.к. ответчики отнесли ее к 5 очереди получателей субсидии - «Граждане, осуществляющую трудовую деятельность в сельской местности (иное), изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир)». По данным ответчиков: в 2016 году МО «Нукутский район» сформирован и направлен в Минсельхоз список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат (далее Список), на 74 человек, в котором ФИО4 состояла под номером 37, получили субсидию 50 семей; в 2017 году ФИО4 в Списке под номером 22, получили субсидию 74 семей; в 2018 году ФИО4 необоснованно была не учтена в Списке, получили субсидию 59 семей; в 2019 году ФИО4 в Списке под номером 55, планировалось предоставить субсидию 75 семьям. Таким образом, несмотря на то, что ФИО4 с 2016г. по 2020г. была учтена в указанных Списках, но субсидию на строительство жилья ей так не была выплачена. До настоящего времени каких-либо сообщений о включении ФИО4 в Сводные списки либо об отказе во включении в них истец от ответчиков не получала. Считает, что МО «Нукутский район» при формировании Списков в 2016-2020 годах игнорировались положения п. 10б Порядка 2014г. и п.п.2 п. 10 Порядка 2019г., а именно: не учитывалось участие ФИО4 в предыдущих целевых государственных программах; ФИО4 работала по трудовому договору в социальной сфере и имела право на получение социальной выплаты в приоритетном порядке; ранее не реализовала свое право на получение социальной выплаты; наличие у нее трех детей; при составлении Списков не учитывалась хронологичность по дате подачи заявлений граждан о включении состав участников указанных мероприятий; семья является малоимущей. То же самое не было учтено Минсельхозом Иркутской области при формировании Сводных списков. Из положений Порядков не следует, что ответчики вправе ежегодно требовать от ФИО4 подачи заявления о включении ее вновь в Сводные списки в результате принятия Порядка 2014г. и Порядка 2019г., т.к. такие заявления были ею поданы ранее в 2008, 2015 и 2018 годах. Поскольку ответчики с 2009 года не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным и областным законодательством, считает, что МО «Нукутский район» и Министерство сельского хозяйства Иркутской области необоснованно в последние годы не включают ФИО4 в Сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат, тем самым всячески затягивают с выплатой ФИО4 указанной государственной социальной поддержки для строительства жилья, из-за чего ее малоимущая семья лишена права иметь свое жилье с 2009 года, тем самым ответчики существенно нарушают ее конституционное право на жилье. Своими незаконными действиями (бездействием) ответчики нанесли ФИО4 моральный вред, который она оценивает в размере 200 000 рублей.
Просит суд, с учётом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, признать не включение ФИО4 в Сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в 2016-2020 годах незаконным; обязать Министерство сельского хозяйства Иркутской области включить ФИО4 в Сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат на 2020 год для строительства жилья; обязать Министерство сельского хозяйства Иркутской области выдать ФИО4 свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»; взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) МО «Нукутский район» и Министерство сельского хозяйства Иркутской области в размере 200 000 рублей - по 100 000 рублей с каждого ответчика.
В судебное заседание истец ФИО4 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в своё отсутствие.
В судебном заседании представители истца ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, заявленные исковые требования, поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом и уточненном заявлениях, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Иркутской области - ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание ответчик МО «Нукутский район» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел гражданское дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года № 858 была утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", одной из основных целей которой являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
Срок действия указанной программы истек 31.12.2013 года.
В последующем, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598 утверждена федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", по своему существу являющейся продолжением федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
Документ утратил силу с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.12.2017 № 1544.
Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12.10.2017 № 1243. Реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
Постановлением ЗС Иркутской области от 04.10.2006 N 24/41-ЗС была утверждена областная государственная целевая программа «Социальное развитие села Иркутской области до 2010 года».
Постановлением Правительства Иркутской области от 18.10.2010 N 267-пп была утверждена долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села Иркутской области на 2011 - 2014 годы». Постановление утратило силу в связи с изданием Указа Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг, вступившего в силу через 10 календарных дней после официального опубликования (опубликован в "Областной" - 20.01.2014).
Постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 772-пп была утверждена государственная программа Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, государственной программой Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года № 772-пп, постановлением Правительства Иркутской области № 188-пп от 07.04.2014г. был установлен Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности на территории Иркутской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (утратил силу с 01.01.2020г.).
В силу п.2 Порядка социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Органом, уполномоченным на организацию работы по предоставлению социальных выплат гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, является министерство сельского хозяйства Иркутской области (п.6).
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 19 настоящего Порядка. Гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", а также средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала в порядке, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2011 года N 418-пп "Об утверждении Правил направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, Перечня и Порядка представления документов, необходимых для распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
в) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий;
г) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат) по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Предоставление группам граждан социальных выплат осуществляется в следующей очередности:
а) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
б) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
в) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;г) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
д) граждане, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
е) граждане, осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности (за исключением граждан, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта), изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В каждой из указанных в пункте 9 настоящего Порядка групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка, при этом предоставление социальных выплат осуществляется последовательно:
а) гражданам, имеющих трех и более детей;
б) гражданам, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года;
в) гражданам, работающим в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных;
г) гражданам, изъявившим желание улучшить жилищные условия на территории реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, указанных в подпункте "б" пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, предусмотренных приложением N 12 к Программе;
д) гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путем участия в долевом строительстве, за счет собственных (заемных) средств (граждане, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 9 настоящего Порядка.
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, являющимися приложением N 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696, постановлением Правительства Иркутской области № 876-пп от 21.10.2019г. был установлен Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях Иркутской области.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, являющимися приложением N 3 к государственной программе Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 (далее соответственно - Правила, Программа), и определяет порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях Иркутской области либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории Иркутской области и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, сельские территории).
Социальные выплаты гражданам предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета.
Органом, уполномоченным на предоставление гражданам социальных выплат, является министерство сельского хозяйства Иркутской области
Право на получение социальной выплаты имеет:
1) гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом:
осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий, формируемые в соответствии с пунктом 30 настоящего Порядка) (далее - сводные списки). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 19 настоящего Порядка. В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", а также средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала в порядке, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2011 года N 418-пп "Об утверждении Правил направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, Перечня и Порядка представления документов, необходимых для распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий;
2) гражданин, изъявивший желание постоянно проживать на сельских территориях и при этом:
осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы) на сельских территориях;
переехавший на сельские территории в границах соответствующего муниципального района (городского округа) области, в которых гражданин работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса или социальной сфере, или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), из другого муниципального района или городского округа области (за исключением городского округа области, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района области);
имеющий собственные и (или) заемные средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка, а также средства, необходимые для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 19 настоящего Порядка. В качестве собственных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий", а также средства (часть средств) областного материнского (семейного) капитала в порядке, утвержденном постановлением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2011 года N 418-пп "Об утверждении Правил направления средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, Перечня и Порядка представления документов, необходимых для распоряжения средствами (частью средств) областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";
проживающий на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа) области, в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства, на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированный по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации на сельских территориях в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства;
не имеющий в собственности жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях в границах муниципального района (городского округа), в который гражданин изъявил желание переехать на постоянное место жительства.
Предоставление гражданам социальных выплат осуществляется в следующей очередности:
1) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
2) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);
3) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;
4) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.
В каждой из указанных в пункте 9 настоящего Порядка групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 20 настоящего Порядка с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:
1) гражданам, имеющим трех и более детей;
2) гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты;
3) гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путем участия в долевом строительстве, за счет собственных (заемных) средств в размере, указанном в пункте 7 настоящего Порядка.
Рассматривая требования истца о признании не включение в Сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в 2016-2019 годах незаконным, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ФИО4 была зарегистрирована под № 78 от 02.12.2008г., как участник мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».
30.03.2015г. ФИО4 в МО «Нукутский район» был подан пакет документов на получение социальной выплаты по программе «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области на 2014-2020гг.» по категории «граждане, проживающие в сельской местности» как «прочие», на момент обращения место работы истца «Районный отдел образования Нукутского района», сторож.
На 2016г. администрацией МО «Нукутский район» был сформирован и направлен в Министерство сельского хозяйства Иркутской области список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных средств на 74 чел. Номер очереди истца 37.
В 2016г. ФИО4 в МО «Нукутский район» был подан пакет документов по категории «работающие в АПК».
На 2017г. ФИО4 была включена в сводный список по Нукутскому району под номером 22.
29.06.2018г. ФИО4 был подан новый пакет документов по категории «граждане, проживающие в сельской местности» как «прочие», место работы указано МКУ «Центр образования Нукутского района», сторож.
В августе 2018г. Администрацией МО «Нукутский район» был сформирован и направлен в Министерство сельского хозяйства Иркутской области сводный список граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты и собственных средств на 93 человека.
Согласно сводному списку по Нукутскому району по категории «граждане, проживающие в сельской местности», ФИО4 состоит под номером 55.
Таким образом, судом установлено, что ФИО4 была включена в Сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат в период с 2015г. по 2019г. Доказательств обратного суду не представлено.
При этом из пояснений стороны истца, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что истец не согласна с очередностью и категорий включения её в Списки. Из представленных в материалы дела доказательств, усматривается, в период с 2008г. по 2019г. у ФИО4 менялись обстоятельства, по которым она подлежала включению в Списки (малоимущая, многодетная семья, трудоустройство, наличие жилья и т.д.).
Так, из письменного отзыва ответчика МО «Нукутский район» следует, что ФИО4 действительно ранее была зарегистрирована (02.12.2008г.) в качестве участника мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках реализации федеральной программы «Социальное развитие села до 2013г.», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002г. № 858. В марте 2012г. ФИО4 предоставила в отдел сельского хозяйства Администрации МО «Нукутский район» выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.03.2012г. №, согласно которой подтверждался факт наличия жилья в собственности истца. В связи с этим, ФИО4 частично потеряла право на получение социальной выплаты, так как за ней осталось право расширения жилищной площади, реализация которого происходит на основании заявления гражданина. Однако ФИО4 данным право не воспользовалась. 30.03.2015г. зарегистрировано повторное обращение ФИО4 по категории «граждане», на момент обращения место работы зафиксировано «районный отдел образования Нукутского района», в должности сторожа. 23.08.2016г. ФИО4 была уволена с Управления образования Администрации МО «Нукутский район», потеряв своё право на получение социальной выплаты. 23.08.2016г. ФИО4 трудоустроилась в КФК ФИО на должность рабочей, в связи с этим, 25.08.2016г. ею подан новый пакет документов по категории «работающие в АПК». Также 24.08.2016г. ФИО4 была принята в должности сторожа в Управление образования Администрации МО «Нукутский район» по совместительству. 31.10.2016г. истец была уволена из КФК ФИО по собственному желанию, потеряв своё право на предоставление социальной выплаты. 01.02.2017г. работа в должности сторожа в МКУ «Центр образования Нукутского района» становится основной. 29.06.2018г. ФИО4 подала новый пакет документов по категории «граждане». На момент обращения место работы зафиксировано МКУ «Центр образования Нукутского района», в должности сторожа. На 2019г. ФИО4 включена в сводный список по Нукутскому району под номером 55.
Указанные обстоятельства не были оспорены истцом в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, в установленном законом порядке действия ответчиков о включении истца в Список по той или иной категории, очередности, ФИО4 не обжаловала. При этом не лишена была возможности узнавать о своей очередности и категории, представлять соответствующие документы, в подтверждение своего права.
Принимая во внимание, что истец ФИО4 в период с 2015г. по 2019г. была включена в Сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, обеспечение осуществляется по мере финансирования и в порядке очередности, нарушений прав истца со стороны ответчиков в этой части, судом не установлено, оснований для удовлетворения требований истца о признании не включение в Сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в 2016-2019 годах незаконным, у суда не имеется.
Рассматривая требования истца о признании не включение в Сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в 2020 году незаконным, обязании включить в Сводный список участников мероприятий – получателей социальный выплат на 2020г. для строительства жилья, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья, суд приходит к следующему.
С 01.01.2020г. Программа Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 26 октября 2018 года № 772-пп, утратила силу, в связи с принятием государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № 696.
Как установлено судом и не оспорено стороной истца в ходе судебного разбирательства ФИО4 в установленном законом порядке с заявлением и необходимым пакетом документов в уполномоченный орган не обращалась, в связи с чем, вопрос о включении либо не включении её в Список ответчиками не разрешался.
При этом в силу требований вышеуказанных нормативно-правовых актов, разрешение вопросов о включении в Список и определении права на получение социальной выплаты, носит заявительный характер.
Таким образом, истец не лишена возможности реализовать своё право в установленном законом порядке.
В силу Порядка предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях Иркутской области, очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления.
Выдача участнику мероприятия свидетельства осуществляется министерством в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление социальных выплат законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО4 о признании не включение в Сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в 2020 году незаконным, обязании включить в Сводный список участников мероприятий – получателей социальный выплат на 2020г. для строительства жилья, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья, у суда не имеется. Поскольку истец не лишена возможности реализовать своё право путём подачи соответствующего заявления в установленном законом порядке. Кроме того, право на получение социальной выплаты у ФИО4 сохраняется исходя из очередности постановки на учёт.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Принимая во внимание, что нарушений прав истца со стороны ответчиков, суд не установлено, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО4 о взыскании компенсации морального вреда, также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Министерству сельского хозяйства Иркутской области, МО «Нукутский район» о признании не включения в Сводные списки участников мероприятий – получателей социальных выплат незаконным, обязании включить в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2020 год, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 24.07.2020г.
Судья О.В. Луст