РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2015 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Мамаева В.С.,
при секретаре судебного заседания Драгановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Ткачева И. О., ДНП «Новокосулино-2» об оспаривании муниципального нормативного правового акта,
установил:
Заявители обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействующим со дня принятия генеральный план Белоярского городского округа, утвержденный решением Думы Белоярского городского округа № 70 от 25 сентября 2013 года, в части, предусматривающей размещение автомобильной дороги регионального значения в пределах границ принадлежащего Ткачеву И.О. земельного участка с кадастровым номером <номер> и принадлежащего ДНП «Новокосулино-2» - с кадастровым номером <номер>.
В обоснование заявлений указано, что оба земельных участка расположены в пределах муниципального образования Белоярский городской округ, представителем органом которого - Думой Белоярского городского округа, за пределами своих полномочий было принято решение об определении места планируемого размещения автомобильной дороги регионального значения на генеральном плане Белоярского городского округа. Кроме того, нарушена сама процедура опубликования указанного муниципального нормативного правового акта, графическая часть которого была опубликована в газете в масштабе, который не позволяет достоверно судить о месте прохождения автомобильной дороги. Более подробно данная графическая часть размещена на сайте beloyarka.com, который не является источником официального опубликования нормативных правовых актов, принятых органом местного самоуправления Белоярского городского округа. Также, как следует из опубликованного текста генерального плана Белоярского городского округа, в нем отсутствует информация относительно проведения публичных слушаний по его проекту и относительно результатов таких слушаний, следовательно, заявители приходят к выводу о том, что данные слушания не проводились.
В отзывах Думы Белоярского городского округа имеются возражения против удовлетворения заявлений, согласно которым в соответствии со ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа должен содержать сведения не только об объектах местного значения, но и планируемое размещение объектов федерального и регионального значения. Сведения об объектах регионального значения орган местного самоуправления получает из документов территориального планирования субъекта Российской Федерации. Таким образом, размещение автомобильной дороги регионального значения в месте, определенном субъектом Российской Федерации, предполагает нарушение прав заявителя не органами местного самоуправления, а государственными органами власти Свердловской области, в соответствии с документами территориального планирования которых были внесены сведения в генеральный план Белоярского городского округа о размещении автомобильной дороги регионального значения. В связи с чем, оспариванию подлежат именно данные документы территориального планирования Свердловской области. Кроме того, планируемая автомобильная дорога регионального значения, отраженная на генеральном плане Белоярского городского округа, не нарушает права заявителя Ткачева И.О., т.к. указанная дорога не пересекает границы его земельного участка. Публичные слушания по проекту генерального плана Белоярского городского округа были проведены в установленном законом порядке, при этом в законе отсутствуют какие-либо требования об указании сведений о проведении публичных слушаний в ходе публикации самого генерального плана. В виду того, что ресурсы официального издания газеты «Новое знамя» не позволяют подробно изложить графическую часть генерального плана Белоярского городского округа, при публикации данного генерального плана предложено ознакомиться с данной графической частью на официальном портале Белоярского городского округа beloyarka.com, который в соответствии с постановлением главы Белоярского городского округа о 15.11.2010 № 2921 является составной частью информационных ресурсов указанного муниципального образования и представляет собой совокупность технических, технологических и организационных решений, обеспечивающих возможность доступа физическим и юридическим лицам к информации, новостным и справочным материалам. Вместе с тем, генеральный план не создает нарушение прав заявителей, как собственников земельных участков, поскольку данное право землепользование не является абсолютным и неограниченным. Действующее законодательство допускает изъятие у собственников земельных участков для государственных нужд в установленном порядке. Поэтому наличие у заявителя в собственности земельного участка, который включен в территорию, которая в перспективе планируется для размещения объектов регионального значения, не является препятствием для разработки проекта генплана и его утверждения.
В судебном заседании заявитель, а также представитель заявителя ДНП «Новокосулино-2» полностью поддержали свои доводы, изложенные в их заявлениях.
В судебном заседании представитель представительного органа местного самоуправления Думы Белоярского городского округа возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в его письменных отзывах.
Заслушав пояснения заявителей, представителя представительного органа местного самоуправления, исследовав предоставленные материалы, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Кроме того, в силу ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Как следует из положений ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п.п. 5, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов городского округа.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
При этом, в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 15 вышеуказанного Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Исходя из изложенного, законодателем четко разграничена компетенция между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в зависимости, от значения объекта дорожной деятельности.
Вместе с тем, решением Думы Белоярского городского округа № 70 от 25 сентября 2013 года был утвержден генеральный план Белоярского городского округа, которым предусмотрено размещение автомобильной дороги регионального значения через территорию ДНП «Новокосулино-2». При этом, как следует из представленных в суд документов, внутри территории ДНП «Новокосулино-2» имеется земельный участок в виде разветвленной сети дорог, обеспечивающих проезд к каждому из земельных участков отдельных собственников, в том числе, заявителю Ткачеву И.О..
Таким образом, утверждение в генеральном плане Белоярского городского округа месторасположения автомобильной дороги, проходящей через территорию ДНП «Новокосулино-2» напрямую затрагивает права и законные интересы, как самого указанного юридического лица, так и заявителя Ткачева И.О., доступ к земельному участку которого обеспечивается через дорожную сеть, расположенную на земельном участке, принадлежащим ДНП «Новокосулино-2».
В соответствии с ч. 1 ст. 247 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.
Таким образом, исходя из предусмотренного законодательством разделения полномочий по дорожной деятельности, которая включает в себе в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе и проектирование автомобильной дороги, представительный орган местного самоуправления Дума Белоярского городского округа должна доказать, что размещение автомобильной дороги на территории ДНП «Новокосулино-2» являлось решением соответствующего уполномоченного органа государственной власти Свердловской области, на основании которого при разработке проекта генерального плана Белоярского городского округа, данная дорога была в него включена.
Из представленного суду постановления об утверждении схемы территориального планирования Свердловской области от 31.08.2009 № 1000-ПП, а также распечатки схемы планирования транспортной инфраструктуры, вышеуказанного обстоятельства, которое должна доказать Дума Белоярского городского округа, не подтверждено.
Положительное заключение по проекту документа территориального планирования «Генерального плана Белоярского городского округа», утвержденное председателем правительства <адрес>, само по себе не может подменять собой решение органов государственной власти <адрес> по размещению на территории Белоярского городского округа автомобильной дороги регионального значения, проходящей через территорию ДНП «Новокосулино-2».
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что при отсутствии соответствующего решения органов государственной власти <адрес> по размещению автомобильной дороги регионального значения на территории ДНП «Новокосулино-2» Дума Белоярского городского округа при утверждении генерального плана вышла за пределы своих полномочий, предусмотренных вышеуказанными нормами законодательства, самостоятельно определив месторасположение автодороги регионального значения в пределах территории Белоярского городского округа.
С учетом изложенного, суд считает, что требования заявителя ДНП «Нокосулино-2» подлежат удовлетворению в полном объеме, а требования Ткачева И.О. подлежат удовлетворению лишь в части признания генерального плана Белоярского городского округа, утвержденного решением Думы Белоярского городского округа № 70 от 25.09.2013, недействующим, поскольку Ткачевым И.О. не доказан факт того, что предполагаемое размещение автодороги регионального значения проходит через его земельный участок с кадастровым номером <номер> либо данный земельный участок попадает в придорожную полосу отвода планируемой автомобильной дороги.
В связи с тем, что судом установлены основания для удовлетворения заявленных требований о признании недействующим муниципального нормативного правового акта в части, анализ и оценка иных доводов заявителей в настоящем решении не требуется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявления Ткачева И. О., ДНП «Новокосулино-2» об оспаривании муниципального нормативного правового акта удовлетворить.
Признать генеральный план Белоярского городского округа, утвержденный решением Думы Белоярского городского округа № 70 от 25 сентября 2013 года, в части предусматривающим размещение автомобильной дороги регионального значения в пределах границ принадлежащего ДНП «Новокосулино-2» земельного участка с кадастровым номером <номер> недействующим со дня его принятия.
Настоящее решение после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в общественно-политической газете Белоярского городского округа «Новое знамя».
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2015 года.
Председательствующий Мамаев В.С.