ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-940/2016 от 08.07.2016 Полевской городского суда (Свердловская область)

Решение принято в окончательной форме 08 июля 2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2016 года г. Полевской

Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А. при секретаре Обвинцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-940/2016 по иску прокурора г. Полевского в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Полевского городского округа о признании действий по заключению трудового договора незаконными и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Полевского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Полевского городского округа с иском о признании действий по заключению трудового договора незаконными и возложении обязанности расторгнуть трудовой договор. Прокурор мотивирует требования тем, что действующим законодательством предусмотрено обязательное наличие высшего профессионального образования у лица, претендующего на должность заместителя Главы Полевского городского округа. Распоряжением Главы Полевского городского округа от 03.06.2015 № 101-лпа на должность заместителя Главы Полевского городского округа назначен Фаренбрух Е.А., 03 июня 2015 года с ним заключён трудовой договор. При этом Фаренбрух Е.А. не имеет высшего образования, в связи с чем он не отвечает квалификационным требованиям, необходимым для принятия его на муниципальную службу на указанную должность. Кроме того, при трудоустройстве Фаренбрух Е.А. нарушено законодательство о противодействии коррупции, поскольку им не были указаны полные сведения о своём имуществе. Поскольку назначение Фаренбрух Е.А. на должность заместителя Главы Полевского городского округа и заключение с ним трудового договора противоречит действующему законодательству, прокурор просит признать действия Администрации Полевского городского округа в лице Главы Полевского городского округа по заключению трудового договора от 03.06.2015 с Фаренбрух Е.А. незаконными и обязать Администрацию Полевского городского округа расторгнуть трудовой договор от 03.06.2016 с Фаренбрух Е.А. на основании п. 11 ч. 1 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора г. Полевского Кигапов О.Г. исковые требования и доводы искового заявления поддержал.

Представитель ответчика Дрягин С.А. иск не признал, суду пояснил, что на должность заместителя Главы Администрации претендовало 2 кандидата: Л., имеющий высшее образование, но не имеющий опыта работы по специальности и Фаренбрух Е.А., не имеющий высшего образования, но имеющий необходимый стаж работы в сфере ЖКХ. При принятии решения о приеме на работу учитывались профессиональные знания, навыки и опыт работы в сфере ЖКХ, поэтому было принято решение о принятии на эту должность Фаренбруха Е.А., поскольку он имел достаточную квалификацию и стаж работы в сфере ЖКХ, постоянно повышал свою квалификацию, поэтому наиболее соответствовал занимаемой должности. Фаренбрух Е.А. уволен с занимаемой должности на основании распоряжения Администрации от 23.05.2016 № 111-лпа.

Фаренбрух Е.А. с иском согласился частично, подтвердил, что не имеет высшего образования, однако, это связано с тем, что ни один ВУЗ России не проводит обучение по городскому хозяйству. Он более 30 лет работает в сфере ЖКХ, проходил обучение в Германии и Китае. За время его работы были результаты по выведению из кризиса жильно-коммунального хозяйства Южной части г. Полевского.

Заслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование.

Статьёй 3 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на ограничение трудовых прав и свобод либо получение какие-либо преимущества от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Частью 2 статьи 9 названного закона предусмотрено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Уставом Полевского городского округа, принятым решением Думы Полевского городского округа от 30.10.2008 N 686, установлены квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Так в соответствии с ч. 3 ст. 63 Устава Полевского городского округа, высшим образованием должны обладать муниципальные служащие с высших должностей по средние должности. Среднее профессиональное образование допускается только для муниципальных служащих младших должностей муниципальной службы.

Должность заместителя главы исполнительно-распорядительного органа муниципального образования относится к высшим должностям муниципальной службы, что установлено подпунктом 3 пункта 1 параграфа 3 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 49-ОЗ «О Реестре должностей муниципальной службы, учреждаемых в органах местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и в муниципальных органах, не входящих в структуру органов местного самоуправления этих муниципальных образований».

Согласно распоряжению Администрации Полевского городского округа от 03.06.2015 № 101-лпа (л.д. 19) Фаренбрух Е.А. был назначен на должность муниципальной службы (высшая группа должностей) заместителем Главы Администрации Полевского городского округа (курирующим вопросы ЖКХ) с 03 июня 2015 года, в этот же день между органом местного самоуправления Администрация Полевского городского округа и Фаренбрухом Е.А. заключён трудовой договор (л.д. 17-18).

Как установлено в судебном заседании и не оспорено ни представителем ответчика, ни третьим лицом, Френбрух Е.А. не имеет высшего образования. Согласно представленной копии диплома ЖТ № 303677 Фаренбрух Е.А. в 1983 году окончил Ижевский вечерний машиностроительный техникум по специальности обработка металлов резанием, ему присвоена квалификация техника-технолога.

Таким образом, Фаренбрух Е.А. не имея высшего образования, не соответствовал квалификационным требованиям для замещения должности заместителя Главы Полевского городского округа, следовательно, не мог претендовать на замещение этой должности.

То обстоятельство, что Фаренбрух Е.А. имел большой опыт работы в сфере ЖКХ, а также высокую квалификацию, проходил переподготовку, что подтверждается диплом (л.д. 21, 22), повышение квалификации, о чем свидетельствует удостоверение № 2016-0048-36 от 24.03.2016 ЧУ ДПО «УЦ Прогрессивные технологии», обучение в УМЦ ГОЧС Свердловской области, ему присвоено звание «Почетный работник ЖКХ России», он награждён Золотым знаком системы «Росжилкоммунсертификации», не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего спора.

Данный вывод суд делает на основании толкования императивного требования установленного нормативным актом, в данном случае Уставом Полевского городского округа, который предъявляет определённые требования к лицам, претендующим на занятие указанных должностей. Отсутствие одного из предъявленных условий у лица, претендующего на замещение соответствующей должности, должно влечь отказ в рассмотрении кандидатуры, независимо от наличия опыта работы, званий и других обстоятельств, не указанных в качестве квалификационных требований.

Устав Полевского городского округа установлено обязательное требование к квалификации заместителя Главы Полевского городского округа, который должен иметь высшее образование, поэтому его отсутствие свидетельствует о незаконности действий работодателя Администрации Полевского городского округа по заключению трудового договора с Фаренбрухом Е.А.

Что касается второго требования прокурора о возложении на Администрацию Полевского городского округа расторгнуть трудовой договора от 03.06.2016 с Фаренбрухом Е.А. на основании п. 11 ч. 1 ст. ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, то в его удовлетворении следует отказать, поскольку на момент рассмотрения дела, распоряжением от 23.05.2016 № 111-лпа трудовой договор с Фаренбрухом Е.А. расторгнут с 23 мая 2016 года по инициативе работника, повторное расторжение трудового договора по иному основанию законом не предусмотрено, поэтому у суда не имеется оснований для удовлетворения этого требования прокурора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора г. Полевского удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации Полевского городского округа по заключению трудового договора от 03.06.2015 с Фаренбрухом ЕА

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.

Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.

Председательствующий И.А. Двоеглазов