ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-940/2016 от 10.05.2016 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-940/2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2016 года г. Холмск

Холмский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Фимушкина П.Е., при секретаре Скрябиной Н.В., с участием помощника Холмского городского прокурора Щербаковой И.В., представителя ответчика Пискуновой О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 1 МО «Холмский городской округ» о возложении обязанности в срок до 01.09.2016 года привести навесную фасадную систему здания МБОУ СОШ № 1 по ул. Комсомольская д. 6 г. Холмска в соответствие с требованиями законодательства, а именно демонтировать навесную фасадную систему с указанного здания,

У С Т А Н О В И Л:

Холмский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ СОШ № 1 МО «Холмский городской округ» о возложении обязанности в срок до 01.09.2016 года привести навесную фасадную систему здания МБОУ СОШ № 1 по ул. Комсомольская д. 6 г. Холмска в соответствие с требованиями законодательства, а именно демонтировать навесную фасадную систему с указанного здания, в обоснование которого указал, что Холмской городской прокуратурой проведена проверка по информации ТО НД по Холмскому району о применении для отделки фасада здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» (далее - МБОУ СОШ № 1), расположенного по адресу: г. Холмск, ул. Комсомольская, 6, горючих материалов. По результатам проведенной проверки установлено, что здание МБОУ СОШ № 1 оборудовано навесным фасадом, для его устройства были применены теплоизолирующие алюминиевые композитные панели «ALKODOM», плиты теплоизоляционные из базальтового волокна, резиновое междукассетное заполнение навесного фасада. Как следует из материалов административного дела, возбужденного по результатам проверки ТО НД по Холмскому району, здание МБОУ СОШ № 1 трехэтажное, второй степени огнестойкости (наружные стены из шлакоблока, перекрытия железобетонные плиты). В соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона № 123 в зданиях и сооружениях I -III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение. Из экспертного заключения от 20.05.2015 г., проведенного экспертом ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Сахалинской области», следует, что по результатам проведенных испытаний было установлено, что представленные алюминиевые композитные панели относятся к сильногорючим материалам (группа горючести Г4). Испытанные алюминиевые композитные панели являются сильногорючими и имеют высокую пожарную опасность, соответствующую классу пожарной опасности строительных конструкций КЗ. Применение таких облицовок для внешних поверхностей наружных стен здания школы не допускается п. 5.19 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Строительный материал, применяемый в данной фасадной системе (алюминиевые композитные панели), имеет характеристики по пожарной опасности (горючести), не удовлетворяющие действующим нормативным требованиям и его применение не соответствует требования пожарной безопасности и не обеспечивает надежность смонтированной конструкции на здании МБОУ СОШ № 1 по ул. Комсомольская, д. 6 г. Холмска для самих зданий, их несущих конструкций, а также для жизни и здоровья лиц, пребывающих в здании. Неисполнение МБОУ СОШ № 1 требований пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, которые посещают, работают и обучаются в здании. Кроме того, нарушение МБОУ СОШ № 1 установленных федеральным законодательством требований пожарной безопасности является, в первую очередь, нарушением условии, гарантирующих безопасность граждан от пожаров, а также нарушением правовой обязанности по исполнению обязательных требований закона, как следствие этого, нарушением вышеназванного конституционного права граждан и влечет неисполнение предусмотренной Конституцией РФ обязанности государства.

Помощник Холмского городского прокурора Щербакова И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, показав, что экспертиза установила, что фасад школы выполнен из горючих материалов, что не отвечает требованиям пожарной безопасности. На заявленном сроке они также настаивают, так как школе уже неоднократно давалась возможность устранения выявленного нарушения, но до настоящего времени фасад не демонтирован.

Представитель ответчика Пискунова О.Я. с исковыми требованиями согласилась, просив перенести сроки устранения нарушения до сентября 2017 года, поскольку в 2016 году денежных средств на демонтаж и установку новых фасадных панелей нет.

Представитель третьего лица Управления образования администрации МО «Холмский городской округ» в судебное заседание не явился, о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, о рассмотрении в свое отсутствие не просил.

При указанных обстоятельствах, суд, с учетом мнения прокурора Щербаковой И.В., представителя ответчика Пискуновой О.Я., полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав Щербакову И.В., Пискунову О.Я., исследова материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государство принимает на себя обязанность обеспечить состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров и для этого устанавливает законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченными государственными органами специальные условия социального и технического характера.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Согласно ст. 20 указанного Федерального закона, нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123) предусмотрено, что правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

В силу ст. 38 Закона № 69, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно п.п. 9, 10 ст. 87 Закона № 123, пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций должны определяться в условиях стандартных испытаний по методикам, установленным нормативными документами по пожарной безопасности. Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности строительных конструкций, аналогичных по форме, материалам, конструктивному исполнению строительным конструкциям, прошедшим огневые испытания, могут определяться расчетно-аналитическим методом, установленным нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 59 Закона № 123, ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: 1) устройство противопожарных преград; 2) устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий, сооружений и строений; 3) применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; 4) применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; 5) применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; 6) применение установок пожаротушения.

Как указано в пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона № 123 здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений -помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на Ф 4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций.

В соответствии с ч. 11 ст. 87 Закона № 123 в зданиях и сооружениях I -III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение.

Здание по адресу Сахалинская область г. Холмск, ул. Комсомольская, 6. В котором расположена МБОУ СОШ № 1 г. Холмска Мо «Холмский ГО» закреплено за названным юридическим лицом, согласно договора от 12..02.2013 года № 9, на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации от 21 марта 2013 года 65 АА 149413.

Согласно акта № 23 от 29 апреля 2015 года, составленного по результатам проверки, МБОУ СОШ № 1 МО «Холмский городской округ» помимо прочих нарушений, выявлено, что в навесной фасадной системе здания класс конструктивной пожарной опасности здания С1, класс пожарной опасности стены наружные с внешней стороны не соответствует К2 (в навесной фасадной системе применен сильно горючий материал (группа горючести Г4), срок для устранения определен предписанием до 01 июня 2016 года.

В ходе проверки исполнения выданного предписания 27 августа 2015 года, что отражено в акте проверки № 71, было установлено, что нарушение фасадной системы не устранено, в связи с чем повторно выдано предписание со сроком устранения нарушения до 10.12.2016 года.

Согласно экспертного заключения № 62 от 20.05.2015 года, представленные алюминиевые композитные панели относятся к сильногорючим материалам (группа горючести Г4).

Из-за реальной повышенной пожарной опасности данных алюминиевых композитных панелей, можно сделать вывод, что они имеют характеристики по пожарной опасности (по горючести), не удовлетворяющие действующим нормативным требованиям и их применение в наружной отделке стен здания не соответствует требованиям пожарной безопасности.

Названное заключение эксперта не вызывает у суда сомнений в своей объективности, поскольку экспертиза проведена квалифицированным специалистом – начальником СЭУ ФАС ИПЛ по Сахалинской области, имеющего высшее техническое образование, экспертную специальность «Пожарно-технический эксперт», экспертную специализацию «Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий», стаж по экспертной специальности 06 лет.

Испытанные алюминиевые композитные панели являются сильногорючими и имеют высокую пожарную опасность, соответствующую классу пожарной опасности строительных конструкций КЗ.

Применение таких облицовок для внешних поверхностей наружных стен здания школы не допускается п. 5.19 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

В соответствии с протоколом испытаний по определению группы горючести по ГОСТ 30244-94 в.7 №398, по результатам проведенных испытаний, представленные трехслойные композитные облицовочные, толщиной 4 мм, с маркировочными обозначениями «Kas…» («Kasner») относятся к строительным материалам группы горючести Г4 (сильногорючие).

В соответствии с протоколом экспериментального определения группы трудногорючих и горючих твердых веществ и материалов по ГОСТ 12.1.044-89 от 15 мая 2015 года, представленный на испытания материал, резиновый межкассетный заполнитель навесного фасадаотносится к группе горючих средней воспламеняемости.

Согласно материалов административного дела № 69, представленных ТО НД Холмского района видно, что в ходе проведения плановой проверки с целью соблюдения требований пожарной безопасности, МБОУ СОШ №1 г.Холмска МО «Холмский ГО» установлено, что при устройстве навесной фасадной системы здания МБОУ СОШ №1 г.Холмска МО «Холмский городской округ» применены материалы с неустановленными пожарно-техническими характеристиками, за что предусмотрена ответственность по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, на основании чего определением от 29 апреля 2015 года было возбуждено административное дело.

Постановлением №75 от 22 мая 2015 года МБОУ СОШ №1 г.Холмска МО «Холмский городской округ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, приведённые доказательства, обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют о нарушении МБОУ СОШ № 1 требований пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, суд находит требования Холмского городского прокурора о возложении на МБОУ СОШ №1 г.Холмска обязанности привести навесную фасадную систему здания МБОУ СОШ № 1 по ул. Комсомольская д. 6 г. Холмска в соответствие с требованиями законодательства, а именно демонтировать ее обоснованными и подлежащими удовлетворению, определив при этом срок для устранения нарушения предложенный прокурором до 01.01.2016 года, не усматривая основания для установления более позднего срока, в том числе предложенного стороной ответчика, поскольку как установлено в ходе рассмотрения дела, внимание ответчика уже неоднократно, начиная с апреля 2015 года, было обращено на необходимость демонтажа фасадной системы здания, представляющей угрозу, однако МБОУ СОШ №1 г.Холмска до настоящего времени не предпринято никаких действительных мер на устранение указанного нарушения требований пожарной безопасности, ссылаясь на отсутствие финансов, что является недопустимым, поскольку бездействие названного юридического лица, являющего образовательным учреждением с постоянным скоплением большого количества несовершеннолетних, пренебрегая требованиями пожарной безопасности, ставит, как уже было указано, под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся под особой охраной государства, при том, что нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества и общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности.

В соответствии со ст.ст.98, 103 ГПК РФ, в совокупности с нормами ст.61.1 БК РФ, ст.ст.333.17-333.19 НК РФ, суд также взыскивает с ответчика в доход бюджета МО «Холмский ГО» государственную пошлину в размере 6000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 1 г. Холмска МО «Холмский городской округ» о возложении обязанности в срок до 01.09.2016 года привести навесную фасадную систему здания МБОУ СОШ № 1 г. Холмска МО «Холмский городской округ» по ул. Комсомольская д. 6 г. Холмска в соответствие с требованиями законодательства, а именно демонтировать навесную фасадную систему с указанного здания, удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ № 1 г. Холмска МО «Холмский городской округ», в срок до 01 сентября 2016 года, привести навесную фасадную систему здания. Расположенного по адресу Сахалинская область г. Холмск, ул. Комсомольская, д.6 в соответствие с требованиями законодательства, а именно демонтировать навесную фасадную систему с указанного здания.

Взыскать с МБОУ СОШ № 1 г. Холмска МО «Холмский городской округ» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Холмский городской округ» в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 16 мая 2016 года.

Судья П.Е. Фимушкин