ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-940ЗА2016ГОД от 05.10.2016 Мензелинского районного суда (Республика Татарстан)

дело №2-940 за 2016 год

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 октября 2016 года г. Мензелинск

Мензелинский районный суд в составе судьи Дияровой Л.Р., при секретаре Гараевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО2ФИО3И.В., ФИО4 ФИО5ФИО6Р.Г., ФИО16 ФИО17 ФИО18, ФИО9, ФИО10 к исполнительному комитету муниципального образования «г. Мензелинск» Мензелинского муниципального района РТ, ЭПУ «Челныгаз» о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить уличным газоснабжением жилые дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО9, ФИО10 обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что несмотря на то, что они, жители домов по ул. Социалистическая г. Мензелинска, после предоставления земельных участков под индивидуальное строительство жилья за свой счет провели как водо-, так и электроснабжение, и проживают в них с 2013 года с отсутствием подъездных путей. Исполнительным комитетом муниципального образования г. Мензелинска в нарушении требований Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава поселения до настоящего времени не приняты меры по организации газоснабжения по ул. <данные изъяты> к домам № <данные изъяты> г. Мензелинск. Согласно градостроительному плану дома №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Мензелинска находятся в пределах границ поселения г. Мензелинск. 10 июля 2014 года ими было подано коллективное обращение в прокуратуру Мензелинского района, в котором они просили обязать исполнительный комитет г. Мензелинска Республики Татарстан обеспечить их уличным газоснабжением в соответствии с требованиями законодательства РФ. 08 августа 2014 года прокуратура Мензелинского района признала их обращение обоснованным и по фактам выявленных нарушении внесла представление в исполнительный комитет г. Мензелинска с требованием устранить выявленные нарушения действующего законодательства РФ, а именно, обеспечить их домовладения уличным газоснабжением. Однако, до настоящего времени, выявленные нарушения не устранены, уличное газоснабжение к их домам не подведено. Бездействием исполнительного комитета муниципального образования г. Мензелинска нарушаются их конституционные права, закрепленные в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Просят признать незаконным бездействие исполнительного комитета муниципального образования «г. Мензелинск» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан по неорганизации уличного газоснабжения к домам №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Мензелинск Республики Татарстан, а также обязать исполнительный комитет муниципального образования «г. Мензелинск» Мензелинского муниципального района Республики Татарстан принять меры к обеспечению проведения уличного газоснабжения к домам <данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Мензелинска Республики Татарстан.

В судебном заседании в качестве соответчика было привлечено ЭПУ «Челныгаз».

Истец ФИО2 поддержал исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, просил признать незаконным бездействие исполнительного комитета г. Мензелинска и Мензелинского муниципального района Республики Татарстан и ЭПУ «Челныгаз» по неорганизации уличного газоснабжения к домам №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Мензелинск Республики Татарстан, обязать исполнительный комитет г. Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан и ЭПУ «Челныгаз» принять меры к обеспечению проведения уличного газоснабжения к домам №№<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. Мензелинска Республики Татарстан. При этом также пояснил, что согласно ответу Мензелинской районной эксплуатационной газовой службы от 29.04.2016 техническая возможность подключения к сетям газоснабжения по улице <данные изъяты> домов №<данные изъяты> отсутствует.

Истец ФИО11 поддержала исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Истец ФИО15 поддержал исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Истец ФИО17 поддержал исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Истец ФИО18 поддержал исковые требования, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.

Истцы ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО9, ФИО10 в судебное заседание не явились, в заявлении просят дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают.

Представитель ответчика исполнительного комитета МО «г. Мензелинск» Мензелинского муниципального района РТ по доверенности ФИО19 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. При этом он пояснил следующее. При предоставлении земельного участка истцы знали об отсутствии газоснабжения, однако, с предоставлением земельного участка на этой улице согласились. Для газификации земельных участков, предоставленных истцам, необходимо дополнительно построить 2 ГРП, но на сегодбняшний день отсутствуют пректная документация и заключение по данному вопросу. Строительство ГРП запланировано на 2018-2022 годы. Техническая возможность подключения домов к имеющемуся газопроводу отсутствует, в исполкоме МО «г.Мензелинск» отсутствуют денежные средства для проведения уличного газоснабжения. Истцы должны были обратиться в ООО «Газпром трансгаз Казань» с заявлением на проведение уличного газоснабжения, что истцами не было сделано.

Представитель ответчика исполнительного комитета МО «г. Мензелинск» Мензелинского муниципального района РТ по доверенности ФИО20 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель ответчика ЭПУ «Челныгаз» (ООО Газпром трансгаз Казань) по доверенности ФИО21 исковые требования не признал, пояснив при этом, что истцы для проведения уличного газоснабжения должны были обратиться в исполком г.Мензелинска или к ним с заявлением, что ими не было сделано. Техническая возможность подключения к имеющемуся газопроводу отсутствует. Кроме того, также пояснил, что для проведения уличного газоснабжения им необходимо войти в программу для получения финансовых средств, без которых проведение уличного газоснабжения не возможно.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.10 ст.48 Градостроительного кодекса РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п.17 Правил, в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация; плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации.

В силу п.8 ст.48 Градостроительного кодекса РФ организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническим условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателю земельного участка.

Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ (пункт 10).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 года N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании ранее построенным, но не подключенным к сетям инженерно-технического обеспечения объектом капитального строительства, требующим подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (увеличения потребляемой нагрузки), в том числе связанного с изменением параметров этих сетей, или осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) такого объекта для подключения этих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с заявлением о подключении указанных объектов в организацию осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую заказчику в порядке, предусмотренном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт3).

В соответствии с п.16 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 заявитель вправе обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший региональную программу газификации, с предложением о включении в региональную программу газификации мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства с приложением копии запроса о предоставлении технических условий и отказа в выдаче технических условий.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 06.02.2014 ФИО11 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: г.Мензелинск, ул.<данные изъяты> /л.д.9-10/.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 18.04.2016 ФИО12 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Мензелинск, ул.<данные изъяты>л.д.11/.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 05.11.2013 и 15.02.2016 ФИО13 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: г.<данные изъяты> /л.д.12-13/.

Согласно справке Мензелинской районной эксплуатационной газовой службы от 29.04.2016 техническая возможность подключения к сетям газоснабжения по улице <данные изъяты> отсутствует /л.д.6/.

Таким образом, возложение в судебном порядке на исполком МО «г.Мензелинск» каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству.

Таким образом, ст.16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления", относящая к вопросам местного значения городского округа организацию в его границах электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации не возлагает на органы местного самоуправления обязанность обеспечить газификацию каждого жилого дома за счет бюджетных средств.

Разрешение относящего в силу приведенных норм Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления вопроса местного значения об организации газоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.

Согласно Правилам подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Доказательств того, что существует техническая возможность строительства объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам истцами не представлено.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку на исполком МО «г.Мензелинск» и ЭПУ «Челныгаз»" возложена организация снабжения газом населения, а не строительство объектов инженерной инфраструктуры к конкретным земельным участкам, находящимся в собственности граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО2ФИО3ФИО22ФИО5ФИО6Р.Г. , ФИО16, ФИО17, ФИО18ФИО9, ФИО10к исполнительному комитету муниципального образования «г. Мензелинск» Мензелинского муниципального района РТ, ЭПУ «Челныгаз» о признании бездействия незаконным и понуждении обеспечить уличным газоснабжением жилые дома отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Р. Диярова

Решение вступило в законную силу ______________________2016 года

Судья Л.Р. Диярова