ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-941 от 16.02.2012 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

                                                                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года Дело № 2-941/2012

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Бастраковой А.О.,

при секретаре Сущевской Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата РХ по городу Абакану и устранении нарушений путем выплаты денежной суммы,

с участием заявителя ФИО1,

представителя отдела Военного комиссариата ... по ... ФИО2, действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,

представителя заинтересованного лица – Военного комиссариата Республики Хакасия ФИО3, действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата ..., выразившиеся в отказе выплате заявителю денежных средств в связи с переездом к новому месту жительства. Требования мотивированы тем, что заявитель проходил военную службу в Военном комиссариате Республики Тыва. С дд.мм.гггг ФИО1 уволен в запас. После увольнения ФИО1 выбрал местом проживания .... При перевозе домашних вещей от места службы – ... ... до места проживания – ..., заявитель понес расходы, которые составили 89 070 рублей 30 копеек. Согласно Закону «О статусе военнослужащих», ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в военный комиссариат ... по ..., но ему было отказано в возмещении затрат, понесенных в связи с переездом, так как стоимость услуг в размере 89 070 рублей 30 копеек, как указал в своем сообщении ВрИО начальника военных сообщений ... ВОСО, явно завышена. Шагдыр –оол В.И. считает, что ему незаконно отказали в выплате названной выше суммы, соответственно действия начальника отдела Военного комиссариата ... по ..., в виде ответа от дд.мм.гггг №... также незаконны. Изложенные обстоятельства послужили основанием для подачи названного иска.

В судебном заседании заявитель Шагдыр –оол В.И. заявленные требования поддержал по указанным выше основаниям, дополнительно суду пояснил, что он, как военнослужащий, уволенный в запас, имеет право на получение денежных средств, понесенных им при перевозке вещей до 20 тонн. Для этого ФИО1 заключил договор с индивидуальным предпринимателем, который предоставил услуги по перевозке вещей. Стоимость услуг составила 89 070 рублей 30 копеек, которые заявитель оплатил. В последующим он обратился в военный комиссариат по городу ... для получения компенсации, но заявителю было отказано в выплате компенсации по причине того, что документы, собранные Шагдыр –оол В.И., не соответствовали требованиям, предъявляемым для осуществления выплаты по перевозке груза. Якобы не было товарно-транспортной накладной, вместе с тем, как пояснил заявитель товарно – транспортную накладную он и индивидуальный предприниматель составили «задним числом». Считает, что все документы были надлежаще оформлены, поэтому оснований для отказа в выплате денежных средств в размере 89 070 рублей 30 копеек, у Военкомата не было.

Представитель заинтересованного лица отдела Военного комиссариата ... по ... ФИО2, действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, суду представил письменный отзыв, дополнительно пояснил следующее. При предоставлении документов майор запаса ФИО4 для возмещения расходов, связанных с перевозкой груза, имелись достаточные основания для отказа в удовлетворении данного требования, поскольку Шагдыр –оол В.И. перевозил личное имущество не в контейнере, следовательно невозможно определить массу груза, кроме того, представленная ФИО1 калькуляция перевозки груза рассчитана исходя из километража маршрута и командировочных расходов, без учета массы груза, документов, подтверждающих заключение договора перевозки, представлено не было, поэтому невозможно было сделать вывод, какой груз, каким весом, когда и куда был перевезён. Кроме этого, выписка из приказа военного комиссара Республики Тыва от дд.мм.гггг № №... об исключении из списков личного состава не соответствует имеющейся в личном деле №... майора Шагдыр-оола В.В. выписке из приказа военного комиссара Республики Тыва за той же датой, номером и по тем же обстоятельствам, а именно - в части направления для постановки на воинский учёт: если в первой указано, что он направлен для учёта в отдел военного комиссариата по ..., то во второй - в отдел военного комиссариата по .... О том, что майор ФИО4 направлен для постановки на воинский учёт именно в отдел военного комиссариата по ... свидетельствует предписание ВК ... №... от дд.мм.гггг, так же имеющаяся в личном деле майора Шагдыр-оола В.В.. Майор запаса ФИО4 на воинский учёт в отдел военного комиссариата ... по ... принят дд.мм.гггг, а в отдел ВК РХ по ... -дд.мм.гггг и с рапортом о выдаче ему ВПД (воинские перевозочные документы) не обращался. Предъявленное им к оправдательным документам требование ф. 1 с записью о неполучении им «ВПД на провоз домашних вещей к новому месту жительства», выдано военным комиссариатом ... дд.мм.гггг, т.е. после заключения им договора перевозки личного имущества и переезда в апреле ... года в .... В связи с названными несоответствиями и отсутствием достаточных данных о том, действительно ли майор запаса ФИО4 осуществил перевозку личного имущества, понеся при этом расходы, направить представленные им документы в финансовый орган военного комиссариата для оплаты не представилось возможным. Поэтому такой отказ начальника отдела военного комиссариата ... по городу ... ФИО2 просил признать законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица – Военного комиссариата ... ФИО3, действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг, заявленные требования ФИО1 не признала, поддержала позицию, высказанную представителем ФИО2, дополнительно пояснила, что вообще ставит под сомнение перевозку вещей, поскольку из справки о регистрации ФИО1 следует, что заявитель зарегистрирован по месту пребывания –в городе ..., кроме того, Шагдыр –оол В.И. с рапортом на получение ВПД и компенсации перед переездом, как этого требует п. 70 Руководства, объявленного приказом Министра обороны РФ от 06.06.2001 №200 в Военный комиссариат Республики Тыва, не обращался. Просила в заявленных требованиях отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из содержания указанных статей следует, что в судебном порядке граждане вправе оспорить в суде лишь такие решения, действия (бездействие), которые нарушают их права и свободы, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к ответственности.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 1.2 ст. 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане, проходившие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы, имеют право перевезти на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет этого транспорта, - другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн.

В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 20.04.2000 N 354 (ред. от 18.05.2011) «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» установлен Порядок возмещения этих расходов: возмещение транспортным организациям расходов, связанных с проездом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), а также перевозом их личного имущества по проездным и перевозочным документам, выданным в обмен на воинские перевозочные документы, производится Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, за счет средств, выделяемых указанным федеральным органам исполнительной власти из федерального бюджета, на основании счетов, предъявляемых транспортными организациями.

Порядок расчетов определяется уставами воинских перевозок.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении (п. 69 Руководства).

Таким же правом на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к избранному семьей новому месту жительства пользуются члены семей умерших или погибших военнослужащих.

Указанное право может быть использовано один раз, независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы (смерти) военнослужащего.

О выданных увольняемому военнослужащему воинских перевозочных документах (денежных средствах) на проезд и перевозку личного имущества производится запись в денежном аттестате, предписании.

Если воинские перевозочные документы не были использованы в пределах срока их действия (срок действия воинских перевозочных документов установлен пунктом 26 настоящего Руководства), то они могут быть заменены на другие в военных комиссариатах по месту учета уволенных военнослужащих с учетом изменений возраста членов семьи, ее состава и выбора постоянного места жительства, происшедших со дня выдачи этих документов. Ранее выданные воинские перевозочные документы погашаются и хранятся с копиями (корешками) вновь выданных воинских перевозочных документов.

Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.

В судебном заседании установлено следующее: Шагдыр –оол В.И. находящийся в распоряжении военного комиссариата ..., уволен с военной службы приказом Командующего войсками СибВО от дд.мм.гггг № №..., с дд.мм.гггг, о чем представлена заявителем в материалы дела копия приказа № ... от дд.мм.гггг.

В данном приказе отражено, что ФИО1 направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата по ....

В материалы дела представителем заинтересованного лица из личного дела Шагдыр –оол В.И. представлена копия выписки из приказа от указной выше даты, в данном приказе имеется формулировка о том, что Шагдыр –оол В.И. направлен для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата по .... Копия выписки надлежащим образом заверена.

Как пояснил сам ФИО1, он обратился к сотруднику военного комиссариата по ... с просьбой о внесении изменений в приказ в части постановки на учет в отдел военного комиссариата по ..., что в дальнейшем и сделал сотрудник военного комиссариата по .... Заявитель обосновал это тем, что он получил жилищный сертификат и намерен приобрести квартиру в ..., а не в ....

Так, в Приказе Министра обороны РФ от 06.06.2001 N 200 (ред. от 11.08.2010) «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации», а именно в п. 35 Главы II указано следующее: воинские перевозочные документы или денежные средства на проезд и перевозку личного имущества выдаются в порядке, определенном настоящим Руководством: в военных комиссариатах - гражданам, направляемым для исполнения воинской обязанности и прохождения альтернативной гражданской службы, гражданам, направляемым в воинские части для заключения контрактов о прохождении военной службы, а также направляемым для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, президентские кадетские училища, суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Военно-музыкальное училища и кадетские (морские кадетские) корпуса, гражданам, проходящим военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащим, членам их семей и близким родственникам, гражданам уволенным с военной службы, и членам их семей, членам семей и родителям погибших (умерших) военнослужащих.

Исходя из анализа представленных заявителем копии приказа от дд.мм.гггг № ... и надлежаще заверенной выписки из приказа, суд соглашается с доводом представителей заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО3 о том, что представленный Шагдыр –оол В.М. приказ №... от дд.мм.гггг, не имеет юридической силы, и потому, в силу п. 38 названного выше руководства, которое указывает на то, что выдача воинских перевозочных документов или денежных средств производится во всех случаях перед осуществлением проезда и перевозки личного имущества, а окончательный расчет - после их осуществления.

Обобщая изложенное, суд приходит к выводу, что изначально ФИО1 нарушена процедура обращения с заявлением в военный комиссариат по городу Абакану о возмещении расходов, связанных с переездом.

Следовательно, при проверке представленных первичных заявителем документов для возмещения расходов, связанных с перевозкой груза (вещей, мебели): квитанции к приходному –кассовому ордеру б/н, б/д, договора перевозки имущества от дд.мм.гггг, калькуляции перевозки груза, начальником отдела военного комиссариата ... по ..., как считает суд, обоснованно отказано в принятии этих документов для направления в финансовый орган военного комиссариата.

Из разъяснений, содержащихся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих следует, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

Буквальное толкование обжалуемого решения от дд.мм.гггг № №... не свидетельствует о его незаконности и об отказе в выплате расходов в размере 89 070 рублей 30 копеек, оно указывает на несоответствие представленных ФИО1 документов требованиям нормативно – правовых актов. Кроме того, суд отмечает, что отдел военного комиссариата ... по ... не является финансовым органом военного комиссариата, на который возложена обязанность по оплате понесенных заявителем расходов.

Обобщая изложенное, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований и не подлежащих удовлетворению в данном порядке гражданского судопроизводства.

Руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата ... и устранении нарушений путем выплаты денежной суммы, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.О. Бастракова

Мотивированное решение составлено дд.мм.гггг.

Судья А.О. Бастракова