ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-941/18 от 23.08.2018 Гусь-хрустального городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-941/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2018года г. Гусь-Хрустальный

Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Романовой О.В.

при секретаре судебного заседания Чугуновой Е.А.

с участием истца ФИО1, представителя ответчика МО МВД России Гусь-Хрустальный ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации г. Гусь-Хрустальный о взыскании компенсации за сверхурочную работу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к МО МВД России «Гусь-Хрустальный» о взыскании компенсации за сверхурочную работу.

В обоснование иска указала, что она в период с июня 2012 года по настоящее время проходит службу в ОД МО МВД России «Гусь-Хрустальный» на должности заместителя начальника отдела. В период прохождения службы, согласно должностным инструкциям и графикам дежурств она заступала на суточные дежурства. За время прохождения службы количество суточных дежурств иногда превышало 4 в неделю. Ею неоднократно задавались вопросы юристу и сотрудникам кадрового аппарата о выплате компенсации за выполнение работы сверхурочно, на что ей давались пояснения, что за переработанные часы она получает дополнительный отпуск и никаких денежных компенсацией ей не положено. Так, только в 2015 году она отработала более 368 часов сверх максимально установленных действующим законодательством, в 2016 году она отработала не менее 439 часов сверх максимально установленных, а также 51 час в выходные дни, которые ей также не были оплачены, в 2017 году она отработала 85 часов в выходные дни, которые ей тоже оплачены не были. Она обратилась к ответчику с рапортом о выплате ей компенсации. На ее рапорте от 16.01.2018 была поставлена виза главного бухгалтера об отказе в согласовании, указано, что согласно приказа № 65 оплата за работу в выходные дни предусмотрена при наличии ЛБО. В данный момент их можно отгулять путем предоставления дополнительных дней отдыха ( п. 56), для оплаты сверхурочной работы нет оснований, так как предоставляются отпуска за ненормированный рабочий день», поставлена виза юриста, из которой следует, что не представлено оснований для выплаты перечисленных компенсаций (рапортов, табелей) в соответствии с действующим законодательством. 30.01.2018 ею были предоставлены графики и табеля учета рабочего времени о чем был написан дополнительный рапорт. Однако до настоящего времени компенсация ей не выплачена.

С учетом уточнений, просила суд взыскать с ответчика в ее пользу 292 976, 4 рублей. Представила расчет подлежащей взысканию компенсации за сверхурочную работу исходя из соблюдения норм трудового законодательства, устанавливающих 40-х часовую рабочую неделю, в месяц 160 часов. При расчете использовала формулу для расчета стоимости одного часа сверхурочной работы: (размер оклада денежного содержания/30,42 (среднемесячное число календарных дней)=1день/8 часов (период рабочего времени) х 2 (оплата труда за сверхурочную работу в двойном размере) х на количество отработанных часов свыше установленных законом.

За 10 месяцев 2015 года суммарно ей переработано 140+16+48+25+1+48+33+44+21+40=368 часов. Из данного количества часов вычтено 56 часов, предоставленных к дополнительному отпуску 368-56 часов =312 часов.

Среднемесячный заработок в 2015 году составил 522540,48 ( общий доход за год)/12 месяцев = 43545,04 в месяц.

43545,04/30,42=1431,46 рублей (размер оплаты одного дня работы) 1431,46/8х2 357,87 рублей (размер оплаты одного часа работы) 357,87 рублей х 312 часов = 111655,44 рублей.

Согласно представленным карточкам по видам начислений за выходные, праздничные и ночные дни оплачено (2648,4+11872,15)+(10413,5+1589,49) = 31127,60.

Итого за 2015 год общая сумма за отработанные сверхурочные часы составила 111655,44 – 31 127, 60 = 80527,84 рубля.

За 10 месяцев 2016 года суммарно переработано 70+19+42+46+50+44+74+96+47+9=497+51=548 часов. Из данного количества часов вычтено 56 часов ( 548-56) + 492 часа. Среднемесячный заработок за 2016 год :560981,41 рубль/12 месяцев = 46748, 45 рублей.

46748, 45 рублей/ 30,42=1536,77 рублей (размер оплаты одного дня работы). 1536,77/8х2 =384,19 рублей (размер оплаты одного часа работы). 384,19х492 часа = 189021, 48 рублей.

Согласно представленным карточкам по видам начислений за выходные, праздничные и ночные дни выплачена сумма : 4803,13+9652,68 =14455,81 рубль.

Общая сумма за отработанные сверхурочно часы в 2016 году составила 189021,48-14455,81 = 174565,67 рублей.

За 5 месяцев 2017 года суммарно переработано 96 +26+32+96+12=262 часа. Из данного количества часов вычитается 56 часов, предоставленных дополнительно к отпуску: 262-56 = 206 часов. Также были взяты дополнительные дни отдых 206-120 +86 часов.

Среднемесячный заработок за 2017 год составил: 760653,68 (общий доход за год/ 12 месяцев = 63387,81 рубль. 63387,81/30,42 =2083,75 рублей (размер оплаты одного дня работы). 2083,75/8х2=520,94 рублей (размер оплаты одного часа работы) 520,94х86 + 44808,84 рубля.

Согласно представленным карточкам по видам начислений за выходные, праздничные и ночные дни ей была выплачена сумма 1489,78+3618,78+1809,39= 6917,95 рублей.

Общая сумма за отработанные в 2017 году сверхурочные часы составила 44808,84-6917,95 = 37882,89 рублей.

Итого общая сумма компенсации за сверхурочную работу за 2015,2016,2017 годы составила: 80527,84+ 174565,678+ 37882,89 = 292976,4 рубля.

Истец ФИО1 в судебное заседание явилась, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований с учетом уточнений, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. По существу заявленных требований суду пояснила, что к выполнению работы в составе СОГ она привлекалась регулярно, на основании утвержденных графиков сменности, в связи с чем данная работа по ее мнению не подпадает под рамки правового регулирования как ненормированный рабочий день. Факт дежурств, а соответственно характер ее работы не носил вынужденного эпизодического характера. Эпизодически она привлекалась к несению службы в рамках ненормированного служебного дня для ускорения расследования уголовных дел, находящихся в производстве и т.д. и за данную работу ей выплачивалась компенсация в виде дополнительных дней отпуска. Полагала, что сотрудники, кому установлен ненормированный служебный день, в случае привлечения их к работе сверхурочно, в выходные, праздничные дни, в ночное время, также имеют право на дополнительные дни отдыха и на компенсацию в виде дополнительных дней отдыха. По просьбе сотрудника, в соответствии с действующими в данной области правовыми документами ему может быть выплачена денежная компенсация. Так как в настоящий момент она находится в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, она не имеет желание воспользоваться правом на предоставление дополнительных дней отдыха, соответственно она имеет право на получение денежной компенсации, согласно п. 56 Приказа МВД № 65. Ею предъявлены исковые требования за три года, за период 2015-2017 годы, поскольку дополнительные дни отдыха (отгульные) срока давности не имеют и воспользоваться ими как действующему сотруднику можно на протяжении всего срока службы, в противном случае, указала, что нарушаются ее права, предусмотренные ст. 8 ТК РФ. Ранее до ухода в отпуск по беременности и родам, она планировала воспользоваться компенсацией в виде отдыха, так как знала, что у нее имеются часы, отработанные сверхурочно, но по служебной необходимости она не могла воспользоваться отгульными днями за 2015,2016 год, поскольку воспользоваться могла ими только с разрешения руководства. По данному вопросу она устно обращалась к руководству, но ей отказывали. После того, как она ушла на больничный по беременности и родам, она была уверена, что с ней должны произвести полный расчет всех причитающихся ей выплат, так как в последствии, находясь на больничном, срок которого составляет 140 дней, она уже не могла отгулять дни отдыха за сверхурочную работу. Получив расчет после ухода в декрет, она обнаружила, что ей не выплатили денежную компенсацию за отработанные сверхурочные часы. В связи с чем ею был произведен расчет в соответствии с табелями учета рабочего времени и графиками. При расчете она руководствовалась пунктом 59 Приказа № 65 поскольку учетный период составляет год. Указала, что положения п. 61 приказа № 65 не могут быть применены, поскольку данный пункт предусматривает порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные, нерабочие и праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период. Полагала, что расчет компенсации за сверхурочную работу должен быть произведен в двойном размере, согласно положения ст. 153 ТК РФ. Поскольку Федеральный закон № 342-ФЗ О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяя категорию сверхурочной работы (ч. 6 ст. 53) не определяет порядок ее оплаты, соответственно в данной части должны применяться правила ТК РФ Указала, что поскольку выполняемая ею работа в составе СОГ являлась для не сверхурочной, указанную работу она выполняла в выходные дни, в том числе в ночное время, оплата такого труда ей должна быть произведен а не менее чем в двойном размере, так как в противном случае будут ущемлены ее права пояснила, что находясь на больничном она пришла и подала рапорт на выплату ей денежной компенсации в соответствии со своими расчетами. В выплате компенсации ей было отказано, после того, как ей стало известно о нарушении ее прав 31.12.2017 она решила обратиться в суд, но поскольку она еще находилась на больничном, она не смогла обратиться в суд в течение трех месяцев и считает, что данный срок может быть ей восстановлен.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме. Пояснила суду, что истец работает в СО СВД России «Гусь-Хрустальный» на должности по которой предусмотрен ненормированный служебный день. Таким сотрудникам предусмотрено предоставление дополнительных отпусков. В случае необходимости сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные, нерабочие и праздничные дни. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. Если предоставление такого отдыха невозможно, тогда данное время может суммироваться и дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. В соответствии с п. 11 Порядка, утвержденного приказом МВД России № 961. Сотрудники, которым установлен нормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей, сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени, при этом компенсация им в виде дополнительных дней отдых не предоставляется, им предоставляется дополнительный отпуск. Пояснила, что предоставление дополнительных дней отдыха, либо выплата денежной компенсации, осуществляется на основании рапорта сотрудника. Пояснила, что истец предоставленное ей право реализовала, на основании ее рапорта от 2017 года ей была предоставлена в 2017 году компенсация в виде дополнительных дней отдыха в количестве 15 дней, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные, нерабочие и праздничные дни в 2016-2017 годах. В 2015, 2016 годах, с подобными рапортами истец к руководству не обращалась.

Заявила о пропуске истцом срока исковой давности, со ссылкой на положения ст. 72 ФЗ № 342-ФЗ О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», согласно которой сотрудник органов внутренних дел может обратиться за разрешением служебного спора либо к руководству, либо в суд, в течение трех месяцев. Пояснила, что истец, получая денежное довольствие ежемесячно, знала о том, что оно ей выплачивается без учета спорных сумм, то есть ей было известно о нарушении ее права, вместе с тем, она не была лишена возможности обратиться с рапортом к руководству или в суд с соответствующим иском, но этого не сделала, а обратилась в суд лишь 08.05.2018, то есть по истечении срока.

Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Между сторонами имеется служебный спор о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2105,2016,2017 годах. Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются положениями Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ).

Кроме того, согласно статье 2 названного закона, регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Согласно части 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю. В соответствии с частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Приказом Министра внутренних дел России от 19 октября 2012 г. N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее также - Порядок).

В соответствии с пунктом 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску (пункт 10 Порядка).

Сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляются дополнительные отпуска в соответствии с ч. 5 ст. 58 Закона -хФЗ (п.11 Порядка). Привлечение сотрудников, которым установлено ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные, нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляется в соответствии с данным Порядком ( п. 12 Порядка).

Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» ( п. 18 Порядка).

Приказом МВД РФ № 65 от 31.01.2013 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации ( далее порядок № 65).

Согласно п. 56 Порядка № 65 денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные, нерабочие праздничные дни, вместо предоставления дополнительных дней отдыха, выплачивается по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя.

Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка № 65).

В силу ст. 99 ТК РФ, продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходит службу в МО МВД России «Гусь-Хрустальный» на основании служебного контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в последующем от ДД.ММ.ГГГГ, на должности заместителя начальника отдела дознания МО МВД России Гусь-Хрустальный.

Как следует из п. 10 служебных контрактов она имеет право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день.

В соответствии с приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам, замещающим должности рядового и начальствующего состава, дополнительный служебный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется в размере 7 календарных дней.

Приказами л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ, л/с от ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании ее рапортов был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день.

На основании рапорта истца от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с истцу была предоставлена компенсация в виде дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие, праздничные дни 2016-2017 года в количестве 15 календарных дней, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Установленные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными ответчиком в материалы дела документами. Доказательств иных обращений в 2015-2017 годах, с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные, нерабочие, праздничные дни за 2015-2017 годы, либо выплаты денежной компенсации, истцом не представлено, а судом из материалов дела не установлено.

Факт предоставления истцу отпуска по беременности и родам, на который указывает истец, как на основание, по которому с нею должны были произвести полный расчет всех причитающихся ей выплат, не дает оснований для взыскания в пользу истца спорных сумм, поскольку предоставление дополнительного времени отдыха, либо выплата денежной компенсации осуществляется по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, с которым истец к ответчику в данный период не обращалась.

Кроме того, возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, представители ответчика ссылаются на пропуск истцом срока для обращения в суд с настоящим иском.

Истец утверждает, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку дополнительные дни отдых, вместо которых истец желает получить денежную компенсацию сроков давности не имеют и могут быть использованы в любое время. Также пояснила что ей было известно, что она имеет право на предоставление дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу, либо денежной компенсации.

Давая оценку доводам сторон суд полагает следующее.

Частью 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» в случаях, не урегулированных специальными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства. Частью 4 ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнений.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным со службой в органах внутренних дел.

Согласно ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Федеральным законом от 03.07.2016 года № 272 –ФЗ, с 03.10.2016 года введена в действие ч.2 ст. 392 ТК РФ.

Согласно ч.2 ст. 392 ТК РФ, в редакции, действующей на момент обращения истца в суд с настоящим иском, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как следует из положений пункта 10 «Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха» дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

В связи с чем спорные периоды, об оплате которых истец ставит вопрос: компенсации за 2015 год имели место в 2015 году, за 2016 год – в 2016 году, за 2017 год – в 2017 году и уходя в очередной отпуск в 2015, 2016, 2017 истец имела право на основании соответствующего рапорта присоединить дни отдыха к основному отпуску, либо получить денежную компенсацию, поэтому на нее распространяются нормы ст. 392 ТК РФ, действовавшие в спорные периоды.

Таким образом, срок необходимо исчислять с момента предоставления очередного оплачиваемого отпуска за соответствующий период.

Судом установлено, что приказ л/с о предоставлении основного отпуска за 2015 год издан ДД.ММ.ГГГГ на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении отпуска за 2016 год приказ л/с издан ДД.ММ.ГГГГ, за 2017 год отпуск предоставлялся на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ л/с, л/с от ДД.ММ.ГГГГ ( по данным личной карточки на денежное довольствие за 2017 год).

В всяком случае, учитывая приведенные выше законоположения и установленные обстоятельства, служба истца сверх установленной нормальной продолжительности, в выходные, праздничные дни, подлежала компенсации истцу за 2015 г. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 г. не позднее ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, о нарушении права на компенсацию за указанные учетные периоды истец должен был узнать ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Как следует из рапорта о выплате денежной компенсации за 2015-2017 годы истец с ним обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, предоставив дополнительные документы (ДД.ММ.ГГГГ). В выплате компенсации отказано. В суд с заявлением истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что срок обращения в суд относительно требований о взыскании компенсации за сверхурочную работу за 2015, 2016 год, 2017 год истцом пропущен, так как иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском срока.

Доводы истца о том, что исковые требования ею предъявлены за три года так как дополнительные дни отдыха (отгульные) срока давности не имеют и могут быть по мнению истца быть использованы в любое время основаны на неверном толковании норм права, кроме того, в рассматриваемом случае правового значения не имеют, так как истцом заявлены исковые требования о взыскании денежной компенсации, а не о предоставлении дополнительных дней отдыха.

Заявление истца, о том, что она не могла ранее обратиться в суд с иском поскольку находилась в отпуске по беременности и родам, не может быть приняты судом во внимание, поскольку период нахождения истца в отпуске по беременности и родам (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) имел место за пределами срока исковой давности, а также суду не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец не могла находясь в данном отпуске обратиться с заявлением в суд, в то время как у нее в указанный момент имелась возможность обратиться с рапортами к ответчику о выплате ей денежной компенсации.

Иных уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом суду не представлено.

Также по вопросу выплаты истцу компенсации за сверхурочную работу за 2017 год, судом установлено, что согласно приказу с от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен очередной (основной) отпуск за 2017 год на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С рапортом о выплате ей денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности служебного времени в 2017 году ФИО1 к ответчику не обращалась. Вместе с тем, как следует из приказа лс от ДД.ММ.ГГГГ истцу на основании ее рапорта от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена компенсация в виде дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни 2016-2017 года в количестве 15 календарных дней.

В последующим истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к истцу с рапортом о выплате ей денежной компенсации за работу в выходные дни в количестве 85 часов.

Как следует из графиков дежурств за 2017 год и табелей учета рабочего времени в выходные дни истцом было отработано 109 часов.

Которые были ему компенсированы путем предоставления дополнительных дней отдыха. Также согласно карточек по видам начислений за 2017 год в 2017 году истцу была произведена оплата за праздничные часы, в размере 3618,78 рублей и ночные часы, в размере 1489,78 рублей и 1809,39 рублей.

Расчет указанных сумм, как было установлено из пояснений представителя ответчика ФИО2, свидетеля ФИО5 произведен в порядке, предусмотренном п. 62 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, применение указанного порядка при осуществлении расчета оплаты в праздничные часы и ночные часы не противоречит нормам действующего трудового законодательства и не нарушает права истца.

При этом довод о том, что ответчиком была неверно рассчитана оплата за работу в праздничные дни и в ночное время, по мнению суда в рассматриваемом случае является несостоятельным, поскольку применение п. 59 Приказа для проведения расчетов денежной компенсации за работу в праздничные дни и ночное время, исходя из системного толковая положений пунктов 56-59 Приказа возможно в случае выплаты денежной компенсации работнику по его просьбе, изложенной в рапорте.

Таким образом, указанные начисления выплаты были произведены ФИО1 работодателем не на основании ее рапорта, в связи с чем у ответчика по мнению суда имелись основания для расчета данных выплат с применением п. 62 Порядка .

Кроме того, в силу положений ч.2 ст. 3 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, только в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел. Вопросы привлечения сотрудников органов внутренних дел РФ к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни регламентирован вышеприведенными федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, поэтому нормы трудового законодательства, к таким правоотношениям не применяются.

При таких обстоятельствах доводы истца о применении к спорным отношениям о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу норм трудового законодательства не обоснованы.

На основании изложенного, требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «г. Гусь-Хрустальный» о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья О.В.Романова

Мотивированное решение суда изготовлено 28.08.2018.