Решение суда изготовлено в окончательном виде 25.03.19 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело №2-941\19
26 февраля 2019 года
Судья Выборгского районного суда г. Санкт-Петербурга Гребенькова Л.В.
При секретаре Комаровой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ в
Выборгском районе об обязании произвести перерасчет размера пенсии
УСТАНОВИЛ
Истица обратилась в суд с иском к ответчику с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просила обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости, применить стажевой коэффициент в размере 0,75, установить размер валоризации 47%, применить районный коэффициент 2 к фиксированной выплате.
Мотивировала требования тем, что является получателем пенсии по старости с 1996 года, пенсия назначена на основании ст. 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.90 года. В связи с принятием ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия была пересчитана на основании заявления.
Истица указала, что ее стажевой коэффициент равен 0,86, но при условии ограничения должен быть установлен равным 0,75. Ответчиком применен стажевой коэффициент 0,69, что приводит к счетной ошибке при расчете размера страховой пенсии, суммы валоризации. Истица указала, что проработала на Крайнем Севере 32 года 02 месяца 24 дня в календарном исчислении, что в льготном исчислении составит 48 лет 04 месяца 06 дней (полуторное исчисление), что не учтено ответчиком.
Истица не согласна с размером валоризации, определенным ответчиком, размер валоризации должен составить 47%.
Ответчик при расчете пенсии не применяет районный коэффициент к фиксированной выплате, который в Республике Саха-Якутия составляет 2, то есть фиксированная выплата должна составить 14948 рублей 70 копеек (7474,35 х 2). (л.д.23)
Представитель истца явился в судебное заседание, требования поддержал.
Представитель ответчика явился в судебное заседание, возражал против удовлетворения требований.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, приходит к следующим выводам.
ФИО1 является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с 01.02.1996 года. В связи с переездом в Санкт-Петербург ФИО1 поставлена на учет с 01.01.16 года (распоряжение №1802 от 03.12.15 года). (л.д.29, 166)
Согласно сведениям ответчика общий трудовой стаж для расчёта пенсии на 01.01.2002 года составил 34 года 2 месяца 25 дней, стажевой коэффициент – 0,69.
Стаж работы до 01.01.1991 г. для расчёта валоризации составил 25 лет 3 месяца 28 дней, коэффициент валоризации – 0,35.
Стаж работы в районах Крайнего Севера составил 28 лет 11 месяцев 11 дней.
Трудовая деятельность ФИО1 с 25.09.67 года по 06.05.96 года проходила в г. Мирный Республики Саха (Якутия), в районе, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1.6, который установлен централизованно.
Страховая пенсия рассчитана с отношением заработков 1,7.
Сумма страховых взносов на 01.08.03 года (дату перерасчета пенсии) составила 18928 рублей 38 копеек. Ежемесячное увеличение составило 137 рубля 16 копеек. На 01.01.08 года увеличение составило 748 рублей 90 копеек.
Расчетный размер страховой пенсии на 01.01.02 года составил 1510 рублей 08 копеек, на 01.01.18 года составляет 10776 рублей 53 копейки.
Увеличение пенсии за счет суммы валоризации на 01.01.18 года составило 3772 рубля 34 копейки, а именно
(0,69 (стажевой коэффициент) х 1,7 (отношение заработков) х 1671 – 450) х 0,35 (коэффициент валоризации 10% + 25% (стаж до 1991 года) х 7,1364 (сводный коэффициент индексации) = 3772 рубля 34 копейки.
Страховая пенсия составила: 10776,53 + 3772,34 +748,90 = 15299,42.
Фиксированная выплата 7474 рублей 35 копеек (4982,90 + 2491,45 (повышение в размере 50%), устанавливаемая для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет.
Общий размер пенсии 22773 рубля 77 копеек. (л.д.37, 131)
04.04.18 года истица обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,75, просила применить к фиксированной выплате районный коэффициент 2. Истица указала, что ее стаж составил 51 год 01 месяц 20 дней, в том числе, стаж в районах Крайнего Севера 48 лет 04 месяца 06 дней (с учетом полуторного исчисления). При определении размера валоризации полагала, что стаж работы в районах Крайнего Севера для определения размера валоризации (до 01.01.91 года) следует исчислять в полуторном размере, то есть 23 года 3 месяца 7 дней х 1.5= 34 года 10 месяцев 26 дней, кроме того, период работы 2 года 09 месяцев 14 дней. В связи с чем, сумма валоризации составит 47% (10% + 37% (за каждый год работы до 1991 года). (л.д.31)
19.09.18 года УПФ РФ в Выборгском районе направило в адрес истицы ответ на обращение, в котором сообщило, что пенсия рассчитана правильно в соответствии с действующим законодательством, оснований для перерасчета не имеется.
Ответчик указал, что подсчет стажа произведен правильно, в том числе, для валоризации. К заработной плате применен коэффициент 1,6. Стажевый коэффициент составляет 0,69 (0,55 + 0,14 (стаж свыше 20 лет)), стаж исчисляется календарно. Фиксированная выплата 7474 руб. 35 коп. (4982,90+2491,45, повышение 50%, устанавливаемая для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет в соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях»). Повышение фиксированной выплаты на 100% ч. 4 ст. 17 ФЗ №400-ФЗ не предусмотрено. (л.д.132)
В соответствии с ч. 2, 6, 7 ст. 23 ФЗ "О страховых пенсиях" заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовой стаж для расчета пенсии учитывается на 01.01.02 года. После 01.01.02 года учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в пенсионный фонд РФ в пользу застрахованного лица.
В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующего с 01.01.2002 года, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.
Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01.01.2015 года применяется только в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий и подлежит применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Положения статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Согласно пп.3 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №30 от 11.12.12 года расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом третьим названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом четвертым названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом шестым названной статьи.
Как разъяснено в пп. 4 "б" п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Таким образом, законодатель придал норме п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 01.01.2002 года.
Согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.04 года №2-П, в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ №2-П, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ №2-П, содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование истца о кратном исчислении специального стажа за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, основано на неверном толковании норм пенсионного законодательства и подлежит отклонению. В удовлетворении данных требований надлежит отказать.
Истица просила обязать ответчика применить к фиксированной выплате районный коэффициент 2, поскольку истица осуществляла трудовую деятельность в Республике Саха-Якутия, ссылаясь в качестве оснований на ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно п. 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
Согласно п. 6 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, указанный в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.
Согласно ч. 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Доводы истца о применении к фиксированной выплате районного коэффициента 2 являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством предусмотрено повышение фиксированной выплаты лицам, проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Применение районного коэффициента предусмотрено ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» к фиксированному базовому размеру страховой пенсии.
Из материалов дела следует, что ответчиком произведено повышение фиксированной выплаты на 50% в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях». По мнению суда, нарушения прав истицы не установлено. Требования истицы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Истица просила обязать ответчика установить процент валоризации равным 47%, исчисляя стаж до 01.01.91 года для определения размера валоризации в полуторном размере.
В соответствии со ст. 30.1 Закона №173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 №213-Ф3) величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1 % величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, (предусмотренная п. 4 ст. 30), учитываемая в календарном порядке по их фактической продолжительности (за исключением поименованных в данной норме Закона периодов).
В части 1 ст. 30.3 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ перечислены основания для перерасчета размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (п. 1 ст. 30.1 Федерального закона).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 29 Постановления от 11.12.2012 г. N 30, следует, что при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ.
Под валоризацией, исходя из пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона №173-ФЗ, понимается повышение величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 названного Федерального закона.
Валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов.
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.
В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет.
Перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом суммы валоризации, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле, в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона, производится в отношении граждан, обратившихся за назначением трудовой пенсии, со дня установления такой пенсии, а в отношении граждан, которым уже установлена трудовая пенсия, - с 1 января 2010 года с учетом суммы валоризации.
Ответчиком произведен расчет величины расчетного пенсионного капитала на основании сведений, содержащихся в пенсионном деле, составляет:
(0,69 х 1,7 х 1671 – 450) х 144 (ожидаемый период выплаты) = 217451 рубль 96 копеек.
Коэффициент валоризации определен следующим образом 10% + 25% (стаж до 1991 года составляет 25 лет 03 месяца 28 дней) = 35%.
Сумма валоризации 217451 руб. 96 коп. х 35% : 144 х 6,881820 (суммарный коэффициент индексации) = 3637 руб. 63 коп.
По мнению суда, ответчиком произведен расчет суммы валоризации в соответствии с требованиями ст.ст. 30.1-30.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», которым предусмотрен подсчет стажа для расчета валоризации в календарном исчислении, льготного исчисления стажа действующим законодательством не предусмотрено.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об определении коэффициента валоризации равным 47%, в связи с чем, отказывает в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ в Выборгском районе об обязании произвести перерасчет размера пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья Гребенькова Л.В.