ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-941/2014 от 27.05.2014 Елабужского городского суда (Республика Татарстан)

                                      дело №2-941/2014       

 Р Е Ш Е Н И Е

 именем Российской Федерации

 27 мая 2014 года                          город Елабуга

 Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Гайфуллина Р.Р., при секретаре Чиркуновой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елабужского городского прокурора к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района, исполнительному комитету Елабужского муниципального района об обязании заключить охранное обязательство,

 ФИО5 Н О В И Л:

 Елабужский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района (далее по тексту ЗИП) об обязании заключить охранное обязательство, указав, что постановлением Совета Министров ТАССР № Номер обезличена от Дата обезличена «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры ...... в свете решений  » 5- квартирный жилой дом, расположенный по адресу: ......, включен в перечень объектов культурного наследия республиканского значения под названием « ». Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на квартиры №№   в вышеуказанном доме зарегистрированы за ответчиками ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 Согласно письму ЗИП Номер обезличена от Дата обезличена квартиры №№   находятся в муниципальной собственности (акт приема-передачи государственного имущества-жилого фонда в муниципальную собственность МО «......» Номер обезличена от Дата обезличена), по состоянию на Дата обезличена сведений о зарегистрированных правах на данные квартиры отсутствуют. Однако ответчики охранные обязательства с Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия республиканского значения « » не заключили, соответственно, обременения права собственности (охранное обязательство) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы, информационная доска не установлена.

 Определением Елабужского городского суда от Дата обезличена к участию в деле в качестве соответчика привлечен исполнительный комитет Елабужского муниципального района.

 Помощник Елабужского городского прокурора Басырова Г.М. в ходе судебного заседания изменил исковые требования и просил обязать ЗИП, действующую в соответствии с соглашением о передаче полномочий от Дата обезличена от имени исполнительного комитета Елабужского муниципального района, ФИО4 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в Министерство культуры Республики Татарстан заявления о заключении охранных обязательств на объект культурного наследия; обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 зарегистрировать обременения права собственности на объект культурного наследия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 1 месяца с даты оформления охранного обязательства; обязать исполком Елабужского муниципального района, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 установить информационную доску на объект культурного наследия, распределив расходы по её установке соразмерно площади помещений, находящихся в их собственности.

     Отказалась от иска к ФИО1, ФИО2, ФИО3 в части обязания заключить охранные обязательства в связи с добровольным исполнением исковых требований.

 Ответчики ФИО1, ФИО4, ФИО3 иск признали; ФИО2 в судебное заседание не явился, Земельно-имущественная палата Елабужского муниципального района и исполнительный комитет Елабужского муниципального района в суд представителя не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

 Представитель ГБУК «Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» ФИО6 просила удовлетворить исковые требования прокурора.

 Представитель третьего лица Министерства культуры Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие, исковое требование прокурора поддержал.

 Суд, изучив материалы дела, выслушав в судебном заседании участвующих в деле лиц, приходит к следующему.

 Согласно статье 4 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения относятся объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

 В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия, в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с требованиями данного закона.

 Согласно статье 33 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 В соответствии с частями 3,4 статьей 48 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

 Согласно статье 15 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

 При этом в соответствии с частью 3 статьи 63 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.

 В соответствии с частью 4 статьи 50 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), по выполнению требований к условиям доступа к нему граждан, иных обеспечивающих его сохранность требований, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.

 Согласно частям 2, 3 статьи 27 Федерального закона 73-ФЗ от 25.06.2002 порядок установки информационных надписей и обозначения на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. При этом обязанность но установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

 В соответствии со статьей 24 Закона Республики Татарстан «Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан» порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения и объектах культурного наследия местного (муниципального) значения определяется соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан или органом местного самоуправления по представлению государственного органа охраны памятников Республики Татарстан.

 Согласно пункту 1.2.70 решения Совета муниципального района № 283 от 07.02.2013 «О передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселений Елабужского муниципального района органам местного самоуправления Елабужского муниципального района» исполнительный комитет Елабужского муниципального района организует сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; определяет порядок организации историко - культурного заповедника местного (муниципального ) значения.

 Согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 Из материалов дела следует, что постановлением Совета Министров ТАССР Номер обезличена от Дата обезличена «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры ...... в свете решений  » 5- квартирный жилой дом, расположенный по адресу: ......, включен в перечень объектов культурного наследия республиканского значения под названием « ».

 Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на квартиры №№ 1,2,3 в вышеуказанном доме зарегистрированы за ответчиками ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 соответственно.

 Согласно письму ЗИП Номер обезличена от Дата обезличена квартиры №№   находятся в муниципальной собственности (акт приема-передачи государственного имущества - жилого фонда в муниципальную собственность МО «......» Номер обезличена от  ), по состоянию на Дата обезличена в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на квартиры №№   в указанном доме отсутствуют.

 Однако ответчики, являясь собственниками жилых помещений в ......, охранные обязательства с Министерством культуры Республики Татарстан на объект культурного наследия республиканского значения « » не заключили, обременения права собственности (охранное обязательство) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировали, информационная доска на объект культурного наследия не установлена.

 При изложенных обстоятельствах суд полагает иск Елабужского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района, исполнительному комитету Елабужского муниципального района подлежащим удовлетворению.

 Стоит также отметить, что выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны ответчиков создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л :

 Иск Елабужского городского прокурора к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Земельно-имущественной палате Елабужского муниципального района, исполнительному комитету Елабужского муниципального района об обязании заключить охранное обязательство - удовлетворить.

 Обязать Земельно-имущественную палату Елабужского муниципального района Республики Татарстан, действующую в соответствии с соглашением о передаче полномочий от Дата обезличена от имени исполнительного комитета Елабужского муниципального района, ФИО4 в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в Министерство культуры Республики Татарстан заявления о заключении охранных обязательств на находящиеся в их собственности помещения в жилом доме, являющемся объектом культурного наследия « », расположенный по адресу: .......

 Обязать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в течение 1 месяца с даты оформления охранного обязательства зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним обременения права собственности на объект культурного наследия « », расположенный по адресу: .......

 Обязать исполнительный комитет Елабужского муниципального района, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 установить информационную доску на объект культурного наследия - « », расположенный по адресу: ......, распределив расходы по её установке соразмерно площади помещений, находящихся в их собственности.

 Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

 Судья: подпись.

 Копия верна:

 Судья: