ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-941/2016 от 16.11.2016 Красноярского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ. с.Красный Яр

Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи ЧеркасовойЕ.В., при секретаре Ахметовой С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № . по иску ФИО6 к администрации муниципального образования «<> сельсовет» <> района Астраханской области о взыскании пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании пенсии, в обоснование требований указав, что работала секретарем Исполкома <> сельского Совета с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ, также являлась депутатом четвертого созыва <> сельского Совета, т.е. занимала выборную должность. Стаж в администрации <> сельского совета составляет <> лет <> месяцев <> дней. С ДД.ММ.ГГГГ. по <>. работала в МП ЖКХ с.<> в должности главного бухгалтера.

Распоряжением главы МО «<> сельсовет» <> области от ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с Положением о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальных служащих, утвержденным решением Совета самоуправления муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГг. , ФИО1 установлена с ДД.ММ.ГГГГг. ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости <> % денежного содержания. С момента установления доплаты к пенсии и по ДД.ММ.ГГГГ указанная доплата выплачивалась к пенсии.

С ДД.ММ.ГГГГ указанная доплата к пенсии прекратила выплачиваться по причине принятия ДД.ММ.ГГГГ Советом решения об отмене вышеуказанного положения, которое на основании протеста прокурора <> района было отменено. В <> г. Советом принято новое Положение, которое также устанавливало доплату к пенсии, однако выплаты не произведены до настоящего времени.

Просит взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по выплате пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <> рублей.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствии. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчика глава администрации муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области ФИО3, действующий на основании Устава, в судебное заседании не явился, представил суду возражение, в котором возражал против удовлетворения требований, указав, что в соответствии с трудовой книжкой стаж ФИО1 в администрации МО «<> сельсовет» составляет <> лет <> месяцев <> дней. ФИО1 в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГг. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГг. На основании приложения Положения об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа, осуществляющего полномочия на постоянной основе пенсии за выслугу лет муниципальным служащим МО «<> сельсовет», утвержденным решением Совета МО «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 не должны были делать пересчет размера пенсии за выслугу лет (доплаты к пенсии) муниципальным служащим МО «<> сельсовет» в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГг. Поскольку ФИО1 не имеет необходимый стаж муниципальной службы в соответствующей должности, ей вообще не полагалась указанная доплата к пенсии, просил в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

Суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу о следующем.

Часть 1 статьи 39 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, которое реализуется, в том числе и посредством установленных законом государственных пенсий.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения страны и безопасности государства.

В силу статьи 13 Закона Астраханской области от 04 сентября 2007 г. № 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливают пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств соответствующего местного бюджета.

По смыслу указанных положений Закона, орган местного самоуправления самостоятельно устанавливает муниципальным служащим размер пенсии за выслугу лет.

В судебном заседании установлено, что ответчиком до ДД.ММ.ГГГГг. (включительно) выплачивалась пенсия за выслугу лет.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени выплата пенсии прекратилась в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.

Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «<> сельсовет».

Распоряжением главы муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГФИО1, замещавшей выборную должность секретаря исполкома в муниципальном образовании «<> сельсовет» с ДД.ММ.ГГГГ исходя из стажа (три созыва), установлена ежемесячна доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости <> % денежного содержания.

Решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое Положение об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа, осуществляющего полномочия на постоянной основе, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим МО «<> сельсовет», согласно пункту 14 которого установлено, что минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в целом по <> области в расчете на душу населения.

Решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области от ДД.ММ.ГГГГг. Положение от ДД.ММ.ГГГГ отменено и признано утратившим силу решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области от ДД.ММ.ГГГГг. решение Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГг. об отмене Положения от ДД.ММ.ГГГГг. ответчиком отменено (пункт 2) по представлению прокурора <> района, поскольку оно противоречило статье 13 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области», и утверждено новое Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещающим и замещавшим должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Сеитовский сельсовет».

В судебное заседание представителем ответчика представлено решение Совета муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено новое Положение о порядке установления и выплаты пенсии (доплаты) за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации муниципального образования «<> сельсовет», и признаны утратившими силу решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

Указанное решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием для отказа истцу в выплате пенсий за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГг до ДД.ММ.ГГГГг. - в размере, определенном пунктом 14 Положения от ДД.ММ.ГГГГг. и с ДД.ММ.ГГГГ по заявленную в исковых требованиях дату - в размере, определенном пунктом 2.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГг.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГг статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Также в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П Конституционный суд Российской Федерации указал, что придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.

Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в полной мере относится нормативно-правовой политике органов местного самоуправления в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно пункта 14 Положения об условиях, порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) выборному должностному лицу местного самоуправления, депутату представительного органа, осуществляющего полномочия на постоянной основе, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим МО «<> сельсовет», утвержденного решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области от ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже величины прожиточного минимума для пенсионеров, установленного в целом по <> области в расчете на душу населения.

Согласно пункта 2.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГг. муниципальным служащим назначается пенсия за выслугу лет в размере <>% месячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», но не ниже <> рублей.

Истец в судебном заседании пояснила, что пенсию по старости она получает в размере более <> рублей. Представитель ответчика пояснил, что в настоящее время денежное содержание муниципальных служащих на должностях, которые ранее занимала истец, составляет: более <> рублей.

Стороны признали, что <>% месячного денежного содержания муниципального служащего никак не превышает размер получаемых им в настоящее время пенсий по старости. Следовательно, на основании пункта 2.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГг. истец имеет право лишь на минимальный размер пенсии за выслугу лет в размере <> рублей ежемесячно, что в более чем в пять раз меньше размера прожиточного минимума.

Таким образом, пункт 2.4 Положения от ДД.ММ.ГГГГг. ухудшает положение истцов в части размера этих пенсий по сравнению с пунктом 14 Положения от ДД.ММ.ГГГГг.

При этом пунктом 5 Решения Совета муниципального образования «<> сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГг. Положению от ДД.ММ.ГГГГг, которое ухудшает положение пенсионеров в части размера пенсии, придана обратная сила с ДД.ММ.ГГГГг.

Пунктом 3.1 Положения о порядке установления и выплаты пенсии (доплаты) за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации муниципального образования «<> сельсовет», утвержденного решением Совета муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа муниципальной службы не менее <> лет, в размере <>% среднемесячного заработка за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх <> лет пенсия за выслугу лет увеличивается на <>% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать <>% среднемесячного заработка лица, замещавшего должность муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 5 решения Совета от ДД.ММ.ГГГГ указанное Положение распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ

Исходя из представленных представителем ответчика расчетов, при применении к спорным правоотношениям указанного положения, у истца перед ответчиком возникает задолженность по выплаченной пенсии, что также ухудшает положение пенсионеров по сравнению с ранее действовавшим.

Решение Совета в части придания Положению от ДД.ММ.ГГГГг. обратной силы, также не подлежит применению в настоящем деле, как противоречащее правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной выше, в связи с чем, к спорным правоотношениям с ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению Положение от ДД.ММ.ГГГГг.

Постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГг. величина прожиточного минимума для пенсионеров по <адрес> за <> квартал <>. установлена в размере <> рубля.

Постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГг величина прожиточного минимума для пенсионеров по <адрес> за <> квартал <>. установлена в размере <> рублей.

Постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГг.. величина прожиточного минимума для пенсионеров по <адрес> за <> квартал <>. установлена в размере <> рубля.

Постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГг. величина прожиточного минимума для пенсионеров по <адрес> за <> квартал <>. установлена в размере <> рублей.

Постановлением <адрес>-П от ДД.ММ.ГГГГг. величина прожиточного минимума для пенсионеров по <адрес> за <> квартал <> установлена в размере <> рублей.

Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика задолженность по пенсиям за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в размере <> рублей, исходя из величины прожиточного минимума для пенсионеров по <> области. Расчеты истца о размере задолженности по пенсиям за этот период являются верными.

Вместе с тем требования истца о взыскании пенсий за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ подлежат частичному удовлетворению.

По смыслу статьи 13 Закона Астраханской области от 04 сентября 2007 г. № 52/2007-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в Астраханской области» органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размер выплачиваемых пенсий за выслугу лет, исходя из финансовых возможностей своего бюджета. Законодательство не запрещает уменьшать размер пенсий на будущее время, если финансовое положение муниципального образования ухудшилось. Законодательство, в истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, запрещает лишь придавать решениям об уменьшении пенсионных выплат, обратную силу.

Исходя из размера пенсий по старости истца и размера денежного довольствия муниципальных служащих в настоящее время, Положение от ДД.ММ.ГГГГг. фактически уменьшило размер пенсий за выслугу лет истцу до <> рублей ежемесячно.

Следовательно, с ответчика в пользу истца следует взыскать задолженность по пенсии за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг в размере <> рублей, исходя из размера пенсий в <> рублей ежемесячно.

В остальном объеме денежных требований за этот период истцу следует отказать. Таким образом, всего за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. с ответчика в пользу истца следует взыскать невыплаченную пенсию за выслугу лет в размере <> рублей (<>).

Довод представителя ответчика о том, что ФИО1 не имеет необходимого стажа для назначения ей указанной пенсии и, соответственно, оснований для удовлетворения требования, является необоснованным, поскольку в материалы дела представлено распоряжение главы муниципального образования «<> сельсовет» <> района <> области, которым устанавливается истцу ФИО1 соответствующая ежемесячная доплата. Данное распоряжение никем не отменено и не оспорено, как пояснил сам представитель ответчика глава администрации муниципального образования «<> сельсовет» ФИО3, распоряжение является действующим. Доказательств обратного суду не представлено.

Ответчик, как орган местного самоуправления, в силу подпункта 19 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины и в силу статьи 103 от возмещения судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к к администрации муниципального образования «<> сельсовет» <> области о взыскании пенсии - удовлетворить частично.

Взыскать с администрации муниципального образования «<> сельсовет» <> области в пользу ФИО1 пенсию за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <> рублей.

В остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья <> ФИО2

<>

<>

<>