ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-941/2016 от 21.10.2016 Тарского городского суда (Омская область)

Дело № 2-941/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Тара Омской области 21 октября 2016 года

Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Клинг О.М., рассмотрев в ходе открытого судебного заседания в г. Таре 21 октября 2016г. дело по иску ФИО4 к администрации Тарского муниципального района Омской области и администрации Атирского сельского поселения об установлении факта проживания, признания права на единовременную материальную помощь и на финансовую помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной гидрологическим явлением – паводком 2016 года, возложении обязанности включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с названным иском, указав, что постановлением ФИО2 Тарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории Тарского муниципального района с 10 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванной весенним паводковым перио<адрес> года. Постановлением ФИО2 сельского поселения Тарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на территории ФИО3 сельского поселения с 09 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера в связи с подтоплением жилых домов в весенний паводковый период 2016 года. ФИО2 сельского поселения Тарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены границы зоны чрезвычайной ситуации, т.е. определено, что в зоне подтопления находится жилой дом по адресу: <адрес>. Он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Однако фактически проживает по другому адресу: <адрес>. Он обратился в ФИО2 сельского поселения с заявлением на оказание ему единовременной материальной и финансовой помощи. Комиссия обследовала жилой дом и установила, что в результате паводка поврежден этот жилой дом со вспомогательными строениями, а также частично утрачено его имущество. В оказании помощи ему было отказано, отказ мотивирован тем, что он не зарегистрирован по месту жительства в жилом доме, который оказался в зоне подтопления. Считает, что он является пострадавшим и имеет право на помощь в связи с паводком 2016 года. Просит суд установить факт, что ФИО1 постоянно проживает по адресу: <адрес>. Признать право ФИО1 на единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. руб. и на финансовую помощь в размере 50 тыс. руб. в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной паводком 2016 года. Обязать ФИО2 Тарского муниципального района <адрес> включить ФИО1 в списки граждан, нуждающихся в оказании единой материальной помощи согласно приложению и финансовой помощи согласно приложению к правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Выплату произвести за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании ФИО4 требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации Атирского сельского поселения по доверенности ФИО5 в суду пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку ФИО4 действительно с ноября 2015 года по настоящее время постоянно проживает в <адрес>. Данный дом попал в зону подтопления, в результате чего ФИО4 частично утратил принадлежащее ему имущество., что подтверждается актами осмотра.

Представитель ответчика Администрации Тарского муниципального района ФИО6 суду пояснил, что в случае удовлетворения требований истца, Администрацией Тарского муниципального района обязанность по квлючению ФИО4 в списки нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи будет исполнена.

Представитель ответчика МЧС России по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, не представил письменных возражений по сути требований.

Представитель ответчика Главного управления региональной безопасности <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил суду письменный отзыв, где указал, что Главное управление является ненадлежащим ответчиком по искам о выплатах из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Безусловное право на получение единовременной материальной помощи у граждан, проживающих в зоне чрезвычайной ситуации в период ее введения законодательством не предусмотрено. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества (имущества первой необходимости) граждане включаются в списки на основании принятых судебных решений. При принятии судом решения о включении истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости и об определении источника выплат из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, Главным управлением будет инициировано направление соответствующего судебного акта в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель ответчика <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил возражения на исковое заявление, где указал, что <адрес> считает себя ненадлежащим ответчиком.

Изучив представленные документы, выслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Из копии паспорта истца следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 6). Факт постоянного проживания истца адресу: <адрес> подтверждается представленными в дело справкой Администрации Атирского сельского поселения Тарского муниципального района (л.д. 12) и справкой УУП ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а так же квитанциями об оплате им коммунальных услуг за период с ноября 2015 года по октябрь 2016 года.

В силу положений ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что ее сын ФИО4 действительно в ноябре 2015 года переехал в дом, который ранее принадлежал ее брату, по адресу: <адрес>. л.Восточная, <адрес>, перевез туда все принадлежащие ему вещи и мебель. С указанного времени и до настоящего времени там проживает постоянно. Во время паводка в 2016 году этот дом попал в зону подтопления. И принадлежащие ФИО4 вещи пострадали, часть имущества была утрачена: шкаф плательный, кухонные шкафы, кровать.

Юридически значимым по настоящему спору обстоятельством является установление (не установление) постоянного проживания истца по указанному адресу в зоне затопления.

Регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения или условием для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации.

Согласно ст.20 ГК РФ и ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации» местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в жилом доме, квартире, общежитии в качестве собственника, по договору найма или аренды, либо иных основаниях, предусмотренных законом. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к убеждению о том, что ФИО4 действительно постоянно проживал по адресу: адресу: <адрес>.

Установление данного факта позволит истцу претендовать на получение материальной помощи в связи с нахождением в зоне чрезвычайной ситуации, произошедшей весной 2016 года на территории Тарского муниципального района <адрес>, поэтому имеет для них юридическое значение. Суд приходит к выводу, что при изложенных обстоятельствах, данный факт может быть установлен только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

Согласно п. л ч. 1 ст. 11 указанного выше закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, устанавливающие порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Исходя из положений пп. "г", "д" п. 2 указанных Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Распоряжением главы Тарского муниципального района Омской области ФИО8 от 26.05.2016 г. № 307 на территории Тарского района Омской области был введен режим чрезвычайной ситуации.

Постановлением Администрации Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области от 21.04.2016 г. № 51 на территории Атирского сельского поселения 21 апреля 2016 года введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера в связи с подтоплением жилых домов в весенний паводковый период 2016 года.

В материалах дела имеется акт визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в ФИО3 сельском поселении Тарского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), а также акт обследования утраченного имущества первой необходимости (л.д. 10), в котором приведен список утраченного имущества, а именно: приборы столовые и принадлежности кухонные, шкаф для одежды, шкаф для посуды, стол обеденный, стол рабочий, стулья.

Из фотографий, представленных истцом видно, что <адрес> затоплен водой (л.д. 13-20).

Таким образом, суд считает необходимым включить ФИО4 в соответствующий список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением паводковыми водами 2016 года на территории Тарского городского поселения для получения выплаты за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Истцом в судебном заседании в условиях состязательного процесса суду доказан факт утраты имущества, в том числе имущества первой необходимости.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в соответствующие списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной подтоплением паводковыми водами 2016 года на территории Тарского городского поселения для получения выплаты за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кипруш ФИО10 удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания Кипруш ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в зоне чрезвычайной ситуации, произошедшей весной 2016 года на территории Тарского муниципального района <адрес>, по адресу: <адрес>.

Признать за Кипруш ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на единовременную материальную помощь в размере 10 000 рублей и право на финансовую помощь в размере 50 000 рублей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие паводка, прошедшего весной 2016 года на территории ФИО3 сельского поселения Тарского муниципального района <адрес>.

Включить Кипруш ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением паводковыми водами 2016 года на территории Атирского сельского поселения Тарского муниципального района <адрес> для получения выплаты за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Включить Кипруш ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением паводковыми водами 2016 года на территории Атирского сельского поселения Тарского муниципального района <адрес> для получения выплаты за счет средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 21.10.2016г.

Судья: подпись

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья: Н.Н. Казакова

Секретарь: О.М. Клинг