ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-941/2021 от 07.06.2021 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело № 2-941/2021

УИД 79RS0002-01-2021-002143-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:

судьи Кривошеевой И.В.,

при секретаре Матюшенко С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС 2019 года. Требования мотивировал тем, что зарегистрирован и проживает по адресу: ЕАО <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории ЕАО жилое помещение признанно непригодным для проживания и не соответствует требованиям. 03.11.2020 истцу выдано свидетельство о предоставлении выплат на приобретение жилого помещение из расчета общей площади жилого помещения 21 кв. метр, стоимость 1 кв.м составляет 64 050 рублей, размер выплаты 1 345 050 рублей срок действия свидетельства до 31.12.2020. В январе ему выдано новое свидетельство так же из расчета общей площади жилого помещения 21 кв. метр, стоимость 1 кв.м составляет 64 050 рублей, размер выплаты 1 345 050 рублей. 23.06.2020 произведен раздел спорного дома, в собственности истца находится ? доля в праве (42,05 кв.м.). Право собственности зарегистрировано 29.07.2020. Считает, что номинал свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения не соответствует порядку и условиям предоставления выплат. Просит признать за ним право на предоставление выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории ЕАО, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м, средней рыночной стоимости одного квадратного метра в размере 82 310 рублей.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация муниципального образований «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрация муниципального образования «Ленинское сельское поселение», УМВД России по ЕАО, Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, комитет социальной защиты населения правительства ЕАО, губернатор ЕАО, ГУ МЧС России по ЕАО.

16.03.2021 к производству суда принято исковое заявление ФИО1 к ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о признании права на получение выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что она зарегистрирована и проживает по адресу: ЕАО, <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории Еврейской автономной области жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес> стало непригодным для проживания и не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, что подтверждается актом обследования помещения от 09.06.2020 и заключением об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 11.06.2020 . Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ЕАО, включено в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации в июле-августе 2019 года в ЕАО, утвержденный губернатором ЕАО 22.12.2020 года. Указанный перечень размещен на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области. 03.11.2020 года в ОГБУ «МФЦ по ЕАО» ей выдали свидетельство о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения из расчета общей площади жилого помещения 21 кв. метр, стоимость 1 кв. метра общей площади жилья 64050 рублей, размеры выплаты 1345050 рублей. Срок действия свидетельства до 31.12.2020. В январе 2021 года выдано новое свидетельство , также из расчета общей площади жилого помещения 21 кв. метр, стоимость 1 кв. метра общей площади жилья 64050 рублей, размеры выплаты 1345050 руб. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ЕАО, приобретено в 2005 году в период брака с ФИО2 (брак заключен 31.10.1990 года), за которым было зарегистрировано право собственности. 27.12.2010 года брак между нами расторгнут (свидетельство о расторжении брака I-TB, выданное 27.12.2010 года Ленинским районным отделом управления ЗАГС правительства ЕАО). Согласно соглашению о разделе общего имущества от 23.06.2020 между бывшим супругом ФИО2 и ФИО1, произведен раздел вышеуказанного жилого дома. В собственности у ФИО1 в настоящее время находится 1/2 доли (42,05 кв. метра) жилого дома площадью 84,1 кв. метра, расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости (кадастровый ). Право собственности зарегистрировано 29.07.2020. Иного жилья она не имеет. Бывший супруг ФИО2 также проживает в указанном жилом помещении. Совместного хозяйства не ведем. Семьей не являемся, ни в юридическом, ни в социологическом смыслах. Таким образом, при наличии указанных выше обстоятельств, номинал свидетельства о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения , не соответствует Порядку и условиям предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, и подлежит определению исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 82310 рублей.

Просит суд признать за ФИО1 право на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле-августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 82310 рублей. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определениями суда указанные дела объединены в одно производство, к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образований «Ленинский муниципальный район» ЕАО, администрация муниципального образования «Ленинское сельское поселение», УМВД России по ЕАО, Управление Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО, Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО, губернатор ЕАО, ГУ МЧС России по ЕАО, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, департамента архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области, правительства Еврейской автономной области.

Определением суда от 30.03.2021 к производству суда принято измененное основание иска (иные свидетельства на меру государственной поддержки).

В судебном заседании истица ФИО1 требования и доводы иска поддержала, суду пояснила, что брак между нею и ФИО2 расторгнут в 2007 г., с этого года общее совместное хозяйство ими не ведется. Проживают раздельно. Произвести отчуждение жилого дома, у них не получилось, так как не было покупателей. В настоящее время и на момент ЧС семьей с ФИО2 не являлись.

В судебном заседании истец ФИО2 требования и доводы иска поддержал, суду пояснил, что брак между ним и ФИО1 расторгнут в 2007 г., с этого года общее совместное хозяйство ими не ведется, оснований считать их одной семьей не имеется. После ЧС межведомственной комиссией было установлено, что возможно восстановление дома путем его капитального ремонта. Вместе с тем весной по стенам дома пошли трещины, и при повторном обследовании дома межведомственной комиссией была установлена утрата жилого дома. Денежные средства, полученные в качестве меры государственной поддержки на проведение капитального ремонта, возвращены им в бюджет в полном объеме.

Представитель ответчика ОГБУ МФЦ ФИО3 в судебном заседании с требованиями не согласился. Суду пояснил, что перечень жилых помещений утраченных в результате стихийных бедствий и других ЧС природного и техногенного характера на территории ЕАО в период июль-август 2019 года один. Перечень утверждался Губернатором ЕАО один раз 30.10.2019. Все последующие документы это дополнения, к перечню которые не утверждались Губернатором ЕАО. Спорный дом включен в дополнение к Перечню. Оснований для признания за истцами права на получение меры государственной поддержки, исходя из размера, жилого помещения 33 кв.м не имеется, поскольку истцы фактически проживают совместно. Ранее в судебных заседаниях ФИО1 говорила о том, что ФИО2 является её мужем, и ссылалась на их совместное проживание.

Иные лица в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом.

Представителем Минстроя России в суд представлены возражения на иск, согласно которым Минстрой России просил отказать истцам в удовлетворении иска, указав, что спорный жилой дом отсутствует в поступивших в Минстрой России Перечнях утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других ЧС природного и техногенного характера на территории ЕАО в период июль-август 2019. В Министерстве имеются перечни от 30.12.2020 и от 13.02.2020, сведения о перечне, утвержденном Губернатором ЕАО 22.12.2020, отсутствуют. В представленных в Минстрой России списках семей и граждан жилые помещения, которых утрачены в результате паводка 2019 г. на территории ЕАО сведения об истцах отсутствуют. ФИО2 Спорное жилое помещение включено в Перечень жилых помещений, поврежденных в результате ЧС. Вышеуказанные документы были предоставлены Правительством ЕАО в Минстрой России по итогам реализации мероприятия по оказанию мер социальной поддержки гражданам в 2019г. и 2020г. Минстрой России не несет ответственности за действия органов государственной власти субъектов РФ.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Абзацем 7 п. 1 ст.18 названного Федерального закона установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Распоряжением губернатора ЕАО от 01.08.2019 № 385-рг на территории ЕАО с 08.00 час. 02.08.2019 введен режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.3 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (утверждено распоряжением правительства ЕАО от 25.10.2019 № 428-рп, далее Порядок), определено, что право на получение выплаты имеют граждане: являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (пп"а").

Утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Еврейской автономной области (далее - Перечень), формируемый управлением архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области (далее - управление) по форме согласно приложению № 1 Правил. Перечень формируется управлением на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной в том числе на основании заявлений граждан и с учетом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году, определенных распоряжением губернатора Еврейской автономной области от 30.08.2019 N 440-рг "Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в результате сложной гидрометеорологической обстановки на территории Еврейской автономной области в 2019 году".

Управление обеспечивает утверждение Перечня в соответствии с положениями, установленными Правилами, и размещает его в течение 2 рабочих дней со дня утверждения на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области.

Из представленного в суд свидетельств следует, что оно выдано ФИО1, ФИО2 на приобретение жилого помещения как пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации вызванной паводком в июле-августе 2019г. на территории ЕАО. Площадь жилого помещения полагающаяся каждому из истцов 21 кв.м., стоимость одного кв.м. - 64 050руб. Всего размер выплаты – 1 345 050 рублей в пользу каждого из истцов.

В соответствии Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан (утверждены постановлением правительства РФ от 16 октября 2019 г. N 1327, далее Правила) для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мероприятий, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечни жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений.

Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.4).

При расчете размера трансферта на цели приобретения жилых помещений учитываются показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) перечней (пп."а" п.11).

Согласно п.5 Порядка выплата гражданам предоставляется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором ЕАО Перечня.

Из материалов дела следует, что на официальном интернет-портале органов государственной власти ЕАО имеется Перечень утраченных жилых помещений в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории ЕАО в период июль-август 2019 года, в который включен спорный жилой дом. Перечень утвержден губернатором ЕАО 22.12.2020.

Администрацией МО "Ленинский муниципальный район" сведения об утрате спорного жилого дома переданы в Департамент архитектуры и строительства правительства ЕАО 19.06.2020.

Из документов представленных Департаментом архитектуры и строительства правительства ЕАО следует, что спорный жилой дом включен в Перечень на основании письма администрации Ленинского муниципального района от 19.06.2020.

При этом доказательств включения спорного жилого дома в перечень утраченных жилах домов ранее 22.12.2020 суду не представлено.

По сведениям Минстроя России спорный жилой дом отсутствует в поступивших в Минстрой России Перечнях утраченных жилых помещений. В Минстрой России не поступал Перечень утвержденный Губернатором ЕАО 22.12.2020. В Министерстве имеются перечни от 30.12.2020 и от 13.02.2020. В представленных в Минстрой России списках семей и граждан жилые помещения, которых утрачены в результате паводка 2019г. на территории ЕАО сведения об истцах отсутствуют.

Спорный жилой дом, включен в перечень жилых помещений, поврежденных в результате ЧС.

Из материалов дела, пояснений сторон, установлено, что денежные средства выплаченные ОГБУ «МФЦ» ФИО2 на производство капитального ремонта дома, возвращены последним в полном объеме.

В случае если жилое помещение, признанное при первоначальном обследовании поврежденным, при повторном обследовании признано в установленном порядке непригодным для проживания, действующим законодательством не исключается возможность получение гражданином выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченного, при условии возврата выплаты, полученной на проведение капитального ремонта.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ объяснения сторон являются одним из доказательств по делу.

В судебном заседании из материалов дела и пояснений сторон установлено, что ФИО1, ФИО2 состоят на регистрационном учете по адресу: ЕАО, <адрес>.

ФИО2, ФИО1 являются собственниками данного дома по ? доли в праве каждый.

Брак между истцами расторгнут 27.12.2010.

В настоящее время, и на дату ЧС, истцы, общее совместное хозяйство не ведут, следовательно, членами одной семьи не являются.

Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО6, ФИО7, данных обстоятельства не подтверждают и опровергают.

Доказательств обратного, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Ссылки представителя ответчика на решение Ленинского районного суда ЕАО от 11.11.2019, и протокол судебного заседания по указанному делу, не опровергает факта раздельного ведения истцами совместного хозяйства, поскольку данное обстоятельство судом не исследовалось и не устанавливалось, разрешался лишь вопрос о фактическом проживании истицы в спорном доме.

В соответствии с подпунктами «а», «в» п. 3 Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утвержденного распоряжением правительства ЕАО от 25.10.2019 № 428-рп (далее – Порядок предоставления выплат) определено, что право на получение выплаты имеют граждане:

- являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с абз. 2 п. 5 Порядка норматив общей площади жилого помещения для одиноких граждан составляет 33 кв.м, 42 кв.м на семью из двух человек, но не более площади утраченного жилого помещения.

Площадь утраченного в результате ЧС жилого помещения составляет 84,1 кв.м.

Поскольку истцы на момент ЧС членами одной семьи не являлись, то исходя из буквального толкования приведенной нормы, учитывая площадь утраченного жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что каждый из них имеет право на получение спорной выплаты, исходя из норматива, установленного для одиноких граждан.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что Перечень утверждался Губернатором ЕАО один раз 30.10.2019; все последующие документы это дополнения, к перечню которые не утверждались Губернатором ЕАО; спорный дом включен в дополнение к Перечню, утвержденному Губернатором ЕАО 22.12.2020, поскольку наименование представленного в материалы дела Перечня, утвержденного 22.12.2020, не содержит слов «дополнение», «изменение» к ранее утвержденному перечню.

Кроме того, в соответствии с п.4 Правил в Минстрой России представляются Перечни утраченных жилых помещений, что свидетельствует о возможности составления и утверждения нескольких перечней, в зависимости от дат выявления утраченных жилых помещений.

Вины истцов в признании их дома утраченным в результате ЧС 2019 г. лишь в 2020 г. не имеется.

Согласно п. 5 Порядка выплата гражданам предоставляется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на дату утверждения губернатором ЕАО Перечня.

При этом законодательство не связывает размер выплат с датой чрезвычайной ситуации, установленный механизм определения размера выплаты направлен на защиту прав граждан от инфляционных процессов.

Следовательно, истцы имеет право на получение выплаты в размере установленном Минстроем России на дату утверждения Губернатором Перечня утраченных жилых помещений, в который включен спорный жилой дом.п.5 Порядка).

Не направление Перечня, утвержденного 22.12.2020, в Минстрой России, не может повлиять на права истцов по получению мер социальной поддержки.

Иное толкование Федерального закона 21.12.21994 № 68-ФЗ, Правил и Порядка приведёт к нарушению социальных гарантий установленных законодателем для граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (в том числе для истцов).

Из п.82 приказа Минстроя России от 29.09.2020 № 557/ПР следует, что средняя рыночная стоимость квадратного метра в ЕАО на IV квартал 2020 года составляла 82 310 рублей.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1, ФИО2 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 82 310 рублей.

Признать за ФИО2 право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - августе 2019 года на территории Еврейской автономной области, исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра, средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 82 310 рублей.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В. Кривошеева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ