Рубцовский городской суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Рубцовский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 942/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Хильчук Н.А.,
при секретаре Свиридовой Л.Н.,
с участием прокурора Мурамцевой Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Алтайской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о восстановлении на работе. В обоснование исковых требований указал, что являлся государственным гражданским служащим Алтайской таможни Сибирского таможенного управления с *** г. по *** г. Обязанности по должности инспектора исполнял с *** г. по дату увольнения *** г. *** г. ему было вручено под роспись Предупреждение о возможном сокращении занимаемой им должности. При этом была предложена вакансия должности инспектора таможни. *** г. было проведено собеседование, в ходе которого он был уведомлен о том, что ему отказано в ранее выбранной им вакансии должности инспектора таможни. Так же было разъяснено, что он не имеет преимущественного права на оставление на службе, несмотря на наличие двух высших образований, постоянного повышения квалификации и высоком проценте выявленных им правонарушений участников ВЭД. *** года он был ознакомлен с приказом № об увольнении со службы с ***. Считает увольнение со службы незаконным и необоснованным, так как полагает, что он имел преимущественное право на оставление на службе. Считает, что приказ о его увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий вынесен незаконно. На основании вышеизложенного истец просил отменить приказ № от ***. о его увольнении, восстановить его в должности инспектора таможенного поста Алтайской таможни Сибирского таможенного управления.
Впоследствии истец требования уточнил, указал, что при повторном собеседовании ему предлагались только нижестоящие вакантные должности Алтайской таможни, а не всей Федеральной таможенной службы. Вакантные должности других государственных органов ему так же не предлагались, что является нарушением подп.1 п.1 ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Кроме того, на собеседовании, из перечисленных в Листе собеседования от ***., членов комиссии , присутствовали только главный государственный таможенный инспектор по правовой работе и Начальник . То есть, лица, не уполномоченные на проведение индивидуальных бесед с должностными лицами с оформлением листов беседы в соответствии с Приложением № к приказу Алтайской таможни от ***. № , что так же является нарушением процедуры сокращения. В связи с чем, считает повторное собеседование, проведенное с ним *** года, неуполномоченными лицами, незаконным и соответственно не состоявшимся. Так же на повторном собеседовании ему было разъяснено, что он не имеет преимущественного права на оставление на службе, несмотря на наличие двух высших образований, постоянного повышения квалификации и высоком проценте выявленных им правонарушений участников ВЭД. На вопрос о критерии отбора служащих для сокращения разъяснения дано не было. За время службы в должности главного государственного таможенного инспектора им были выявлены признаки административных правонарушений на основании чего были возбуждены *** дел об административных правонарушениях, вес задержанного товара при этом составлял *** кг. Большая часть из выявленных правонарушений это дела о незаконном перемещении товаров народного потребления, в том числе и сокрытых от таможенного контроля, а также алкогольной продукции. Так же при его непосредственном участии были выявлены признаки уголовных преступлений, на основании которых было возбуждено шесть уголовных дел. При прохождении службы он получал только положительные характеристики. Кроме того, имеет два высших образования . За время прохождения службы неоднократно повышал квалификацию, о чем свидетельствуют удостоверение Алтайской таможни № от *** г . Так же о получении дополнительного профессионального образования свидетельствует индивидуальный план профессионального развития федерального государственного гражданского служащего, утвержденный заместителем начальника Алтайской таможни по экономической деятельности ***. Так же в подтверждение степени его квалификации выступает и тот факт, что его неоднократно в *** году назначали старшим дежурной смены при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем, количество выявленных правонарушений участников ВЭД за *** год у него ниже чем за *** год. При этом на момент вручения ему уведомления о возможном сокращении его должности у него не было дисциплинарных взысканий. *** года он был ознакомлен с приказом № об увольнении его со службы с ***. Приказ от *** года № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы был издан на основании Приказа от ***. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы «О сокращении штатной численности Алтайской таможни». Указанным приказом были утверждены изменения в штатном расписании Алтайской таможни. Приказ № явился следствием изданного *** года приказа № Алтайской таможни «Об утверждении плана мероприятий». В свою очередь Приказ № был издан во исполнение Приказа от *** года № Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы . Пунктом Приказа № установлено «Считать приказ вступившим в силу с *** г.». Соответственно все приказы, изданные во исполнение приказа № Сибирского таможенного управления, должны быть изданы и как следствие исполнены после *** года. На основании вышеизложенного, считает его увольнение со службы незаконным и необоснованным, так как полагает, что он имел преимущественное право на оставление на службе, приказ о его увольнении № от *** г. вынесенный на основании незаконно изданного Приказа № от *** г. является так же незаконным. Истец просил: признать приказ от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы незаконным, отменить приказ от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы , признать приказ от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы незаконным, отменить приказ от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы , признать все действия Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, направленные на исполнение приказа № от *** г. осуществляемые до *** г. незаконными, признать Приказ от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о его увольнении незаконным, отменить приказ № от *** г. о его увольнении, восстановить его в должности инспектора таможенного поста Алтайской таможни Сибирского таможенного управления.
*** г. истец уточнил требования в части и дополнительно просил взыскать с Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы в его пользу компенсацию за время вынужденного прогула в размере *** рубль, компенсацию морального вреда причиненного ему незаконным увольнением в размере *** рублей, понесенные им расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей.
В судебном заседании истец отсутствовал, о времени и месте слушания дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании доводы, изложенные в иске, и заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, указав, что ФИО1 уволен со службы в Алтайской таможне по основанию, предусмотренному Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, порядок его увольнения Алтайской таможней не нарушен. Дополнительно пояснила, что поскольку государственная гражданская служба представляет собой особую форму реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду, специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации указанного права в иных формах (в частности, путем заключения трудового договора). Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона oт 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). При этом необходимо иметь ввиду, что исходя из статьи 73 Федерального закона Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом. В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Следовательно, в случае непредоставления иной должности и не направления на переподготовку или повышение квалификации отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, прекращаются. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также непредоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть, 4 статьи 31 Федерального закона). Анализ нормы ст. 33 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что прекращение служебного контракта возможно не только в случае отказа от предложенной должности, переподготовки, повышения квалификации, но и при непредоставлении гражданскому служащему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данные положения согласуются с нормами ст. 53 Федерального закона, согласно которым гражданским служащим при реорганизации или ликвидации государственного органа либо при сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Федерального закона может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы. При этом под предложением вакантной должности понимается исходящее от представителя нанимателя предложение об иной должности гражданской службы, в том числе нижестоящей, обязанности по которой гражданский служащий может выполнять с учетом его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности. Из системного анализа вышеуказанных норм закона следует, что при сокращении должности гражданской службы представитель нанимателя может, но не обязан предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможность замещения иной должности. Обязанности представителя нанимателя предлагать государственному служащему для замещения вакантные должности, направлять гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации закон не предусматривает.
Согласно требованиям части 7 статьи 31 Федерального закона преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Право оценки деловых качеств гражданского служащего принадлежит представителю нанимателя. Однако законодательство Российской Федерации о гражданской службе не содержит формальных критериев более высоких результатов профессиональной служебной деятельности и квалификации, о которых в ней говорится. В качестве доказательства более высоких результатов профессиональной служебной деятельности, как правило, учитывают такие показатели, как выполнение гражданским служащим на должном уровне значительно большего объема работы или в более короткий срок, по сравнению с другими гражданскими занимающими аналогичную должность, отсутствие ошибок при обязанностей, получение гражданским служащие премий за высокие показатели профессиональной служебной деятельности и других поощрений. В соответствии со штатным расписанием таможни по штату было *** должностей государственного таможенного инспектора. Согласно приказу таможни от *** г. № подлежали сокращению *** должности главного государственного таможенного инспектора. В этой связи комиссией таможни по реализации плана мероприятий, утвержденного приказом таможни от *** г. № , на заседании *** г. рассмотрены критерии оценки преимущественного права на замещение должности государственного таможенного инспектора у должностных лиц отдела. Основанием для проведения сравнительного анализа личностных и деловых качеств должностных лиц, замещающих должности инспекторов , явилась таблица персональных данных должностных лиц данного отдела. Из всех государственных таможенных инспекторов меньший стаж государственной гражданской службы имели ФИО1, И.В. С. К.. В отношении ФИО1 и Б. в *** года была проведена служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в результате которой они были привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности, соответственно. Из всех должностных обязанностей исходя из того, что они идентичны у всех ФИО1 фактически выполняет все должностные обязанности, перечисленные в должностном регламенте . При этом согласно сведениям об исполнении должностных обязанностей с учетом критериев эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности , предоставленным начальником этого отдела, эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности ФИО1 соответствует в среднем оценке «хорошо». Однако при сравнении результатов деятельности видно, что исполнение ими своих должностных обязанностей в общем оценена начальником отдела аналогично . Таким образом, при сравнительно одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности комиссией таможни принято решение об оставлении на службе в таможенных органах должностных лиц, имеющих больший стаж гражданской службы, большее количество мер поощрения и меньшее количество фактов дисциплинарных нарушений. Кроме того, комиссией принималось во внимание положение, предусмотренное частью 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, что при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком. Учитывая изложенные обстоятельства и нормы права, таможня полагает, что ФИО1 не обладает преимущественным правом для оставления на службе должности таможенного инспектора .
В соответствии с положениями части 2 статьи 31 во взаимосвязи со статьями 33 и 38 Федерального закона прекращение государственно-служебных отношений, вследствие освобождения гражданского служащего от замещаемой должности и увольнения его с гражданской службы в случае сокращения должностей в государственном органе при изменении его структуры будет являться правомерным при наличии следующих условий: если сокращение должностей гражданской службы в государственном органе действительно (реально) имело место, если гражданский служащий не имел преимущественного права на замещение должности гражданской службы в соответствии с частью 7 статьи 31, если гражданский служащий заранее, за два месяца до сокращения должностей в государственном органе, в соответствии с частью 5 статьи 31 был предупрежден о предстоящем сокращении его должности в письменном виде, если отсутствовала возможность предоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе, если гражданский служащий изъявил желание пройти профессиональную переподготовку (повышение квалификации), но у представителя нанимателя такая возможность отсутствовала, если гражданский служащий отказался от профессиональной переподготовки (повышения квалификации) либо от предложенной должности, в том числе после прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации).
В таможне действительно осуществлены мероприятия по сокращению должностей гражданской службы на основании приказа таможни от *** г. № . Истец не обладал преимущественным по сравнению с остальными должностными лицами , замещающими аналогичную должность, правом на замещение должности гражданской службы. Он был предупрежден за два месяца до сокращения должностей в государственном органе о предстоящем сокращении его должности в письменном виде и отказался от предложенной таможней должности. При таких обстоятельствах увольнение ФИО5 на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона является законным и обоснованным.
Приказом ФТС России от 18.10.2005 г. № 970 утверждено Положение об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России (далее - Положение). Согласно пункту 5 раздела 1 Положения руководство организационно-штатной работой в таможенном органе осуществляет его руководитель (начальник), а ее организацию и проведение - заместитель руководителя (начальника) таможенного органа по работе с кадрами (начальник отдела кадров) через организационно-штатное подразделение или должностных лиц (работников), у которых эта функция отражена в должностных инструкциях (должностных регламентах). В соответствии с п. 18 Положения начальник таможенного органа в пределах утвержденной штатной численности и фонда оплаты труда должностных лиц и работников вправе изменять штатную численность структурных подразделений путем перераспределения численности между ними, создавать или сокращать структурные подразделения или отдельные должности в соответствии с типовыми структурами таможенных органов, изменять должности сотрудников, государственных гражданских служащих и работников в соответствии с нормативными и иными правовыми актами Российской Федерации и нормативами, приведенными в Положении. Приказом ФТС России от 17.03.2008 г. № 271 «О полномочиях начальников региональных таможенных управлений при проведении организационно-штатных мероприятий в подчиненных таможенных органах» начальники региональных таможенных управлений (РТУ) наделены полномочиями изменять штатную численность подчиненных таможенных органов путем перераспределения численности между ними в пределах фонда оплаты труда должностных лиц и работников, а также лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период при наличии возможности обеспечения выплат увольняемым и выводимым в распоряжение должностным лицам и работникам с внесением изменений в бюджетные росписи согласно установленному порядку. Приказом ФТС России от 12.01.2005 г. № 7 утверждено Общее положение о региональном таможенном управлении, в соответствии с пунктом 10 которого начальник РТУ издает на основании Общего положения о РТУ и правовых актов ФТС России документы распорядительного характера по вопросам, отнесенным к компетенции РТУ, и организовывает контроль за их исполнением. Во исполнение пункта 18 Положения, приказа ФТС России от 17.03.2008 г. № 271 и пункта 10 Общего положения о РТУ Сибирским таможенным управлением СТУ издан приказ от *** г. № . Данный правовой документ в пункте 1 предписывает таможенным органам региона провести организационно-штатные мероприятия и перераспределить штатную численность государственных гражданских служащих этих органов согласно приложению к приказу, в котором указано конкретное количество должностных лиц, подлежащих сокращению в одном таможенном органе, и число должностных лиц, на которое увеличивается численность другого таможенного органа. Руководитель СТУ приказал начальникам шести самых крупных таможен, входящих в состав таможенного управления, осуществить мероприятия по приведению штатной численности таможенных органов в соответствие с приложением к приказу от *** г. № . Данные мероприятия согласно пункту приказа должны быть завершены до *** г. Согласно пункту *** Положения начальник таможенного органа при проведении мероприятий, указанных в пункте *** Положения, обеспечивает вступление в силу приказа о внесении изменений в штатное расписание таможенного органа (периодичность издания приказов - не чаще одного раза в месяц) при перераспределении вакантных должностей - не ранее чем через месяц со дня подписания; при перераспределении невакантных должностей - в сроки, определяемые законодательством Российской Федерации. Руководствуясь изложенной правовой нормой, начальник СТУ обеспечил вступление в силу приказа от *** г. № не ранее чем через *** месяца со дня его подписания, учитывая, что именно этот срок предусмотрен законодательством о государственной службе для предупреждения должностных лиц о предстоящих организационно-штатных мероприятиях. В соответствии с пунктом *** Положения начальник кадрового подразделения таможенного органа обеспечивает: контроль за своевременностью и правильностью внесения соответствующих, изменений в штатные расписания, утвержденные начальником таможенного органа (как данного таможенного органа, так и подчиненных таможенных органов), точное и своевременное выполнение указаний вышестоящего таможенного органа по вопросам организационно-штатной работы. Во исполнение пункта *** Положения и приказа СТУ от *** г. № Алтайская таможня осуществила мероприятия по сокращению штатной численности таможни на *** единиц должностей государственной гражданской службы к указанной в пункте *** этого приказа дате. Так, согласно штатному расписанию таможни на *** г., утвержденному приказом таможни от *** г. № штатная численность таможни составляла *** единиц, после проведения *** г. организационно-штатных мероприятий штатная численность таможни составила *** единиц (штатное расписание на *** г.). На основании пункта 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» восстановлению на прежней работе подлежит работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения. Ни основания, ни порядок увольнения должностных лиц приказом СТУ от *** г. № не установлены. Изданные во исполнение данного документа приказы таможни от *** г. № и от *** г. № соответствуют не только приказу СТУ (в части срока проведения организационно-штатных мероприятий и количества подлежащих сокращению должностей), но и Федеральному закону. Именно последний нормативный акт содержит перечень законных оснований для увольнения и порядок увольнения государственных служащих в связи с сокращением штатной численности таможенного органа. Признание правового акта незаконным возможно в случае его несоответствия или противоречия закону. В рассматриваемом случае истец уволен со службы в таможне по основанию, предусмотренному Федеральным законом, порядок его увольнения таможней не нарушен. Следовательно, требования ФИО1 о признании незаконными названных приказов таможни являются необоснованными. Алтайская таможня считает необоснованными требования заявителя о компенсации морального вреда, прежде всего ввиду правомерности действий должностных лиц таможни при увольнении истца из таможенных органов, а, следовательно, отсутствия оснований для возмещения вреда (статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации). Характер и объем страданий истца, а также их степень истцом конкретно не определены и не подтверждены соответствующими доказательствами, поэтому заявленная истцом сумма компенсации морального вреда является необоснованной.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск в части восстановления истца на работе, компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению, оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, работодатель обязан доказать как наличие законного основания увольнения, так и соблюдение при этом установленного порядка увольнения.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа Алтайской таможни от *** г. № с *** г. ФИО1 назначен на должность таможенного инспектора Алтайской таможни.
Приказом Алтайской таможни от *** г. № с *** г. ФИО1 назначен на должность государственного таможенного инспектора Алтайской таможни.
Приказом Алтайской таможни от *** г. № с *** г. ФИО1 назначен на должность таможенного инспектора Алтайской таможни.
С государственным гражданским служащим ФИО1 был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации № .
*** г. ФИО1 был предупрежден о возможном предстоящем увольнении в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями в Алтайской таможне.
*** г. кадровой службой таможни с ФИО1 проведено собеседование, он ознакомлен со списком вакансий в таможне и иных таможенных органах Сибирского таможенного управления. *** г. в ходе повторного собеседования ФИО1 был уведомлен о том, что письмом таможни от *** г. № ему отказано в замещении выбранной им должности. ФИО1 для ознакомления был предложен список вакансий Алтайской таможни по состоянию на *** г.
Приказом таможни от *** г. № таможенный инспектор Алтайской таможни ФИО1 уволен *** г. с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона - в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, с выплатой денежного содержания государственного служащего по день увольнения включительно, компенсацией в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсацией за неиспользованный отпуск.
В соответствии со ст. 73 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ» (в редакции от 28.12.2006 г. и 28.09.2010 г.) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст.ст. 31, 33, 38 ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе РФ».
В целях совершенствования организационно-штатной структуры таможенных органов Сибирского таможенного управления в соответствии с Положением об организационно-штатной работе в таможенных органах РФ и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от 18.10.2005 г. №970, согласно приказу ФТС России от 17.03.2008 г. №271 «О полномочиях начальников региональных таможенных управлений при проведении организационно-штатных мероприятий в подчиненных таможенных органах, приказом Сибирского таможенного управления ФТС от *** г. принято решение о проведении организационно-штатных мероприятий и перераспределении штатной численности таможенных органов Сибирского таможенного управления, включающих и мероприятия по сокращению штата Алтайской таможни, в рамках которого Алтайской таможне приказано обеспечить внесение изменений в штатное расписание таможни, представить в установленном порядке в финансово-экономический отдел СТУ расчеты изменений фонда оплаты труда должностных лиц и работников на *** г.
Во исполнение приказа Сибирского таможенного управления от *** г. № издан приказ Алтайской таможни от *** г. № .
*** г. комиссия по реализации Плана мероприятий по исполнению приказа Сибирского таможенного управления от *** г. № приняла решение о внесении начальнику Алтайской таможни предложения о сокращении штатных должностей на .
На основании решения комиссии издан приказ Алтайской таможни от *** г. № , в рамках которого были проведены мероприятия по сокращению штата таможенного органа, а именно внесены изменения в штатное расписание, сокращены государственных гражданских служащих .
При этом судом учитывается, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, необходимого численного состава работников относится к исключительной компетенции работодателя, который осуществляет перегруппирование и переустановку работников с учетом интересов административно-управленческих процессов государственной службы.
После проведения организационно-штатных мероприятий согласно штатному расписанию после увольнения ФИО1, количество должностей государственных таможенных инспекторов составило *** единиц (ранее было *** единиц).
Алтайская таможня является самостоятельным юридическим лицом.
Анализ вышеуказанных доказательств, позволяет суду прийти к выводу, что в Алтайской таможне имело место реальное сокращение численности должностных лиц, в части сокращения должности, которую истец занимал в РТП.
Гарантированные Конституцией РФ право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37) и право граждан РФ на равный доступ к гражданской службе (ст. 32) не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключают возможность закрепления в специальном законе оснований и порядка увольнения гражданского служащего.
Основания и порядок увольнения государственного служащего установлены Федеральными законами о государственной службе РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ответчик вправе расторгнуть контракт с истцом в связи с сокращением должности гражданской службы, соблюдая при этом порядок увольнения, предусмотренный ст.ст. 31, 33, 38 вышеуказанного закона.
В силу п. 5 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» *** г. ФИО1 в письменной форме за два месяца до сокращения должности был предупрежден о возможности увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, в связи с организационно-штатными мероприятиями в Алтайской таможне СТУ ФТС в соответствии с приказом Алтайской таможни от *** г. № , по результатам которых должность инспектора Алтайской таможни будет сокращена, что подтверждается соответствующим уведомлением.
Суд полагает, что процедура уведомления истца о предстоящем сокращении должности гражданской службы работодателем соблюдена, т.к. уведомление имеет дату и было вручено ФИО1 *** г., при этом суд учитывает, что требования, предъявляемые к уведомлению, кроме письменной формы Федеральным Законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ не предусмотрены.
*** г. с ФИО1 было проведено собеседование, в ходе которого были разъяснены порядок проведения организационно-штатных мероприятий, основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах, порядок увольнения с государственной гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г. в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо отсутствия такой должности, которая может быть предложена гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности. Разъяснено, что ФИО1 не имеет преимущественного права на оставление на службе. Предложен список вакансий СТУ на *** г. В ходе собеседования ознакомившись со списком вакантных должностей таможенных органов Сибирского таможенного управления для предложения должностным лицам Алтайской таможни по состоянию на *** г., ФИО1 выразил желание продолжить государственную гражданскую службу в должности таможенного инспектора таможни.
*** г. в ходе повторного собеседования ФИО1 был уведомлен о том, что письмом таможни от *** г. № ему отказано в замещении выбранной им должности. В связи с этим кадровой службой Алтайской таможни ФИО1 для ознакомления был предложен список вакансий Алтайской таможни по состоянию на *** г. Он был уведомлен, что в случае отказа от исполнения обязанностей по одной из предлагаемых ему должностей, служебный контракт с ним будет прекращен с освобождением от занимаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы по истечении двух месяцев со дня предупреждения о сокращении его должности с выплатой причитающихся компенсаций. ФИО1 отказался от ознакомления со списком вакантных должностей и от подписи листа собеседования, о чем составлен соответствующий акт.
В соответствии с п. 1, п.2 ч. 1 ст. 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При реорганизации государственного органа или изменения его структуры государственно-служебные отношения с гражданским служащим замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы (ч. 2 ст. 31 вышеуказанного Закона).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 вышеуказанного Закона общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является, в том числе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Анализ нормы ст. 33 вышеуказанного ФЗ позволяет суду прийти к выводу, что прекращение служебного контракта возможно не только в случае отказа от предложенной должности, переподготовки, повышение квалификации, но и при непредоставлении гражданскому служащему в этих случаях иной должности гражданской службы.
Статья 31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривает, что в случаях сокращения замещаемых должностей, при реорганизации государственного органа или его ликвидации гражданский служащий может либо сохранить служебные отношения (ч.1 и ч. 3), либо служебные отношения с государственным служащим прекращаются (ч.2 и ч. 4).
При системном подходе к оценке вышеуказанных норм закона, с учетом положений ст. 53, ст. 73 вышеуказанного Федерального закона, ст. 10, 12 ФЗ «О системе государственной службы РФ» суд приходит к выводу, что при сокращении должности гражданской службы представитель нанимателя может, но не обязан предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности возможность замещения иной должности. Обязанности представителя нанимателя предлагать государственному служащему для замещения вакантные должности, направлять гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации вышеуказанные законы не предусматривают.
В судебном заседании установлено, что в сокращению подлежали *** ставки таможенных инспекторов, согласно штатному расписанию на момент проведения организационно-штатных мероприятий, в том числе по сокращению штата таможенного органа, в штатном расписании было *** должностей таможенных инспекторов .
Согласно ч. 7 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В судебном заседании установлено, что ответчиком при увольнении истца исследовался вопрос о преимущественном праве на замещение должности таможенного инспектора между указанными должностными лицами. Комиссией таможни по реализации плана мероприятий, утвержденного приказом таможни от *** г. № , на заседании *** г. рассмотрены критерии оценки преимущественного права на замещение должности таможенного инспектора у должностных лиц отдела.
Основанием для проведения сравнительного анализа личностных и деловых качеств должностных лиц, замещающих должности инспекторов , явилась таблица персональных данных должностных лиц данного отдела. Из всех таможенных инспекторов меньший стаж государственной гражданской службы имели ФИО1, И.В. С. К.. В отношении ФИО1 и Б. в *** года была проведена служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в результате которой они были привлечены к материальной и дисциплинарной ответственности, соответственно. Из всех должностных обязанностей исходя из того, что они идентичны у всех ФИО1 фактически выполняет все должностные обязанности, перечисленные в должностном регламенте . При этом согласно сведениям об исполнении должностных обязанностей с учетом критериев эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности , предоставленным начальником этого отдела, эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности ФИО1 соответствует в среднем оценке «хорошо».
Вместе с тем, эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности ФИО1 в *** г. оценена на «отлично» больше, чем у К.
В отношении ФИО1 в *** года была проведена служебная проверка по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в результате которой он был лишен премии Однако согласно приказу ФИО1 не привлечен к дисциплинарной ответственности, к нему применены меры материального воздействия в виде лишения премии за *** г., таким образом, при рассмотрении комиссией критериев оценки преимущественного права на замещение должности таможенного инспектора у должностных лиц отдела ФИО1 не имел дисциплинарных взысканий, имел поощрение за образцовой исполнение должностных обязанностей, обнаружение наркотических средств в *** г., тогда как остальные работники отдела, за исключением К. в *** г.г. поощрений не имели.
Таким образом, при сравнительно одинаковых результатах профессиональной служебной деятельности суд полагает, что ФИО1, как имеющий более высокие результаты профессиональной служебной деятельности, имел преимущественное право на замещение должности таможенного инспектора перед К. и З.
Отсутствие у ФИО1 иждивенцев и наличие их у К.. и З. в данном случае значения не имеет, поскольку действительно согласно ч. 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком, однако данное положение применяется при равной производительности труда и квалификации.
В силу частей 1 и 4 статьи 15, статьи 120 Конституции РФ, статьи 5 ТК РФ, части 1 статьи 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.
При принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров работодатель в соответствии с требованиями п. 2 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.
Увольнение работников с нарушением данного порядка является незаконным, несмотря на то, что нормами ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и Трудового кодекса РФ такая обязанность работодателя не предусмотрена.
Судом установлено, что при увольнении истца данный порядок был нарушен, поскольку сведения о высвобождаемых работниках (государственных гражданских служащих) Алтайской таможни в связи с проведением в таможне организационно-штатных мероприятий и сокращением должностей государственных гражданских служащих с *** г. в Государственное учреждение Алтайская таможня СТУ ФТС согласно копии письма направила только *** г.
Согласно ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе, с выплатой работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
При вышеуказанных обстоятельствах, суд считает, что в ходе судебного заседания достоверно установлено, что увольнение истца на основании пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» является незаконным, поскольку при увольнении истца работодателем была нарушен порядок увольнения, не учтено преимущественное право истца на замещение должности главного государственного таможенного инспектора , не соблюден срок сообщения в органы службы занятости о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Следовательно, является незаконным и подлежит отмене приказ от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы об увольнении ФИО1, истец ФИО1 подлежит восстановлению на государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации советника государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса в должности главного государственного таможенного инспектора Алтайской таможни, со следующего дня после дня увольнения, с *** г.
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации за время вынужденного прогула в размере *** рубль.
В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
По смыслу указанной нормы данная выплата компенсационного характера по существу представляет собой повышенный размер выходного пособия для случаев увольнения государственного гражданского служащего по не зависящим от него основаниям.
Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.
Согласно справке ФИО1 при увольнении выплачена компенсация в размере *** руб. *** коп. Суд полагает, что данная компенсация подлежит зачету при взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в том же порядке, что и сумма выходного пособия. В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации за время вынужденного прогула в размере *** руб., не имеется.
Также не подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконными и отмене приказа от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы и приказа от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы , и о признании незаконными всех действий Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы, направленных на исполнение приказа № от *** г. СТУ, осуществляемых до *** г. поскольку приказ СТУ от *** г. № вступает в силу *** г., т.е. с *** г. происходит перераспределение штатной численности между таможенными органами СТУ. В соответствии с приложением к настоящему приказу из штатного расписания Алтайской таможни исключается 26 единиц государственных гражданских служащих. Указанный приказ СТУ и приказы Алтайской таможни от *** г. № , от *** г. № были изданы более чем за два месяца до дня вступления в силу, что обеспечивало достаточно времени для подготовки к проведению организационно-штатных мероприятий.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины ответчика, степень тяжести перенесенных истцом физических и нравственных страданий.
Согласно ч.7 ст.394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка, суд может по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным увольнением. Исходя из материалов дела, суд считает доказанным причинение истцу морального вреда. Суд, оценил фактические обстоятельства увольнения, учитывая степень нравственных страданий истца, степень вины работодателя, руководствуясь принципом разумности и справедливости, находит возможным удовлетворить требования истца о компенсации морального вреда в сумме *** рублей.
В соответствии со ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ в пользу истца подлежат возмещению за счет ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме *** рублей (указанный размер данных расходов суд считает разумным пределом возмещения).
Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина.
В соответствии со ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит решение суда о восстановлении на работе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ от *** г. № Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы об увольнении ФИО1.
Восстановить ФИО1 на государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации советника государственной гражданской службы Российской Федерации *** класса в должности таможенного инспектора Алтайской таможни с *** г.
Взыскать с Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере *** рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей, всего взыскать *** рублей.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Взыскать с Алтайской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы в доход местного бюджета государственную пошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения, в части восстановления на государственной гражданской службе в таможенных органах Российской Федерации ФИО1 подлежит немедленному исполнению.
Судья Н.А. Хильчук