14RS0035-01-2019-012352-74
Дело № 2-9423/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Якутск 30 августа 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Новиковой Н.И., при секретаре Яковлевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сторожева А.Д. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании приказа о взыскании незаконным,
установил:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности ___ Управления Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в Усть-Алданском районе. ____.2019 приказом № за предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы, нарушение запрета, установленного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ему был объявлен выговор. Считает, что указанный приказ является незаконным, поскольку истец был исключен из состава учредителей обслуживающего сельскохозяйственного потребительского кооператива по коневодству «___». Указывает, что сведения о доходах супруги за 2015-2017 годы разнятся, поскольку супруга является индивидуальным предпринимателем и плательщиком единого налога на вмененный доход, в то время как в справке о доходах были отражены фактические полученные доходы от предпринимательской деятельности. Просит признать приказ Министерства труда и социального развития РС (Я) № от ____.2019 незаконным.
В судебном заседании представитель истца Кобяков А.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Пономарев Г.В. относительно исковых требований возражал, считает, что дисциплинарное взыскание применено в соответствии с требованиями закона, в удовлетворении иска просит отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ РФ данного закона гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, предусмотрено, что государственный служащий представляет ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода, а также аналогичные сведения в отношении супруга и несовершеннолетних детей (п. 5).
Согласно п. 8 указанного Положения, в случае если государственный служащий обнаружил, что в представленных ими в кадровую - службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном данным Положением.
Из указанных положений следует, что ответственность за правильность и полноту сведений, указанных в представленных государственным служащим справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи, возлагается на самого государственного служащего, при этом, обнаружив наличие ошибок, он вправе представить уточненные сведения в установленном законом порядке. Таким образом, наличие ошибок, допущенных при заполнении справки, должно носить исключительный характер.
Статья 8 ФЗ РФ "О противодействии коррупции", также предусматривает обязанность гражданского служащего по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 17 Закона в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия на безвозмездной основе в управлении органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии и органа профессионального союза, в том числе выборного органа первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
В силу части 1 статьи 59.3 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.
Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065.
При применении взысканий, предусмотренных ст. ст. 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения (ч. 3)
Из материалов дела следует, что на основании приказа от ____.2010 года № Сторожев А.Д. принят на должность ___ территориального органа – Управления Министерства труда и социального развития РС (Я) в Усть-Алданском районе.
Как следует из информации, представленной Управлением при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений от ____.2018 №, по данным сетевого издания «Информационный ресурс СПАРК» было выявлено, что Сторожев А.Д. является совладельцем обслуживающего сельскохозяйственного потребительского кооператива по коневодству «___».
В связи с полученной информацией на основании приказа № от ____.2018 Министерством труда и социального развития РС (Я) проведена проверка достоверности и полноты сведений, представленных Сторожевым А.Д.
Как следует из доклада о результатах проверки в отношении Сторожева А.Д., ___ Управления Министерства труда и социального развития РС (Я) в Усть-Алданском улусе от ____.2019 года, УФНС России по РС (Я) представило Главе РС (Я) сведения о том, что Сторожев А.Д. с ____.2008 года по ____.2019 года являлся учредителем обслуживающего сельскохозяйственного потребительского кооператива по коневодству «___», который согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» является некоммерческой организацией. Сторожев А.Д. по состоянию на ____.2018 года являлся учредителем с номинальной стоимостью доли в размере ___ руб., что составляет ___% от уставного капитала организации.
Согласно докладу от ____.2019 года о результатах проверки установлен факт нарушения Сторожевым А.Д. п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Также в ходе проверки проанализированы представленные Сторожевым А.Д. справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 - 2017 гг.
Проверкой установлено, что Сторожевым А.Д. в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы предоставлены недостоверные сведения о доходах, полученных супругой – С.
Так, выявлены расхождения в части полученных доходов по основной деятельности С., являющейся индивидуальным предпринимателем:
в 2015 году Сторожевым А.Д. задекларировано ___ руб., по данным налоговой службы доход супруги составил – ___ руб.;
в 2016 году Сторожевым А.Д. задекларировано ___ руб., по данным налоговой службы доход супруги составил – ___ руб.;
в 2017 году Сторожевым А.Д. задекларировано ___ руб., по данным налоговой службы доход супруги составил – ___ руб.
Статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Сторожев А.Д. в период с ____.2019 по ____.2019 года, с ____.2019-____.2019, ____.2019 находился в ежегодном оплачиваемом отпуске, в период с ____.2019 по ____.2019 года находился на листке нетрудоспособности.
____ 2019 года в адрес Сторожева А.Д. было направлено письмо о предоставлении объяснений по результатам проведенной проверки, что подтверждается скриншотом страницы об отправлении письма посредством электронной почты.
____.2019 составлен акт об отказе Сторожева А.Д. от предоставления объяснений. В Акте указано, что истец свой отказ от письменных объяснений не мотивировал, сообщил, что имеет право не предоставлять объяснения. Акт подписан первым заместителем министра труда и социального развития РС (Я) А., руководителем отдела государственной службы и кадровой политики С., главным специалистом отдела государственной службы и кадровой политики Я.
Как следует из протокола заседания Комиссии Министерства труда и социального развития РС (Я) по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от ____2019, комиссия, рассмотрев материалы проверки, решила:
установить, что Сторожев А.Д. нарушил требования п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ;
установить, что сведения о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные Сторожевым А.Д. за 2015-2017 годы в отношении супруги, являются неполными и недостоверными.
С указанным протоколом заседания Комиссии Сторожев А.Д. был ознакомлен ____.2019, о чем свидетельствует его подпись.
Суд, исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь нормами Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о доказанности факта нарушения истцом запрета, установленного п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ, предоставления недостоверных сведений о доходах супруги за 2015-2017 годы, и, как следствие, - наличии у ответчика оснований для применения мер дисциплинарного взыскания.
Как следует из сведений Единого государственного реестра юридических лиц, обслуживающий сельскохозяйственный потребительский кооператив по коневодству «___» является действующим юридическим лицом.
Материалами дела подтверждается, что Сторожев А.Д. нарушил требования п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», устанавливающего запрет на занятие государственным гражданским служащим предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участие в управлении коммерческой или управление некоммерческой организацией.
При заключении служебного контракта истец принял на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, обязался исполнять обязанности, предусмотренные ст. 15 Закона N 79-ФЗ, в том числе, не нарушать запретов, установленных данным Законом и другими федеральными законами.
Доводы представителя истца о том, что Сторожев А.Д. был исключен из состава учредителей ОСПКК «___» еще ____2013 года, и, соответственно, исполнительный директор несет ответственность за внесение изменений в записи Единого государственного реестра юридических лиц, не могут повлечь за собой признание оспариваемого приказа незаконным. Из сведений, представленных УФНС России по РС (Я) следует, что Сторожев А.Д. с ____.2008 года по ____2019 года являлся учредителем обслуживающего сельскохозяйственного потребительского кооператива по коневодству «___», следовательно, решение собрания от ____.2013 г. о выходе истца из состава учредителей вплоть до ____.2019 года в налоговый орган не поступало и такие сведения в реестр не вносились.
Обязанность гражданского служащего по представлению представителю нанимателя сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи установлена частью 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Обязанность по предоставлению соответствующих сведений относится к числу антикоррупционных мер, что следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В соответствии со ст. 59.1 указанного Федерального закона за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются дисциплинарные взыскания: замечания, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии.
Решение о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора было принято по результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению работников и урегулированию конфликта интересов, где был установлен факт предоставления истцом недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные истцом за 2015-2017 годы в отношении супруги и нарушение запрета, установленного п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ.
Факт предоставления недостоверных сведений о доходах супруги, а также невнесения изменений в записи ЕГРЮЛ в части исключения Сторожева А.Д. из состава учредителей некоммерческой организации, не оспаривал и сам истец.
Довод истца об отсутствии умысла на предоставление недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не может быть принят во внимание, поскольку мотивы и цель данных поступков не имеют правового значения для наступления соответствующей ответственности государственного служащего.
При невозможности по объективным причинам представить полные и достоверные сведения о доходах, расходах и об имуществе супруга, в соответствии с п. 19 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559, п. 9 Порядка предоставления сведений, утвержденного приказом ФНС России от 21 мая 2009 года N 559 истцу следовало обратиться в Комиссию с соответствующим заявлением для рассмотрения данного факта на заседании комиссии.
Доводы представителя истца о том, что при привлечении к дисциплинарному взысканию ответчиком были нарушены сроки проведения проверки, основаны на неверном толковании норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении (пункт 12 Положения).
Указанные сроки были соблюдены ответчиком при проведении проверки. Приказом Министерства труда и социального развития РС (Я) от 15.02.2019 № 8-дсп проверка в отношении истца была продлена, что не противоречит вышеуказанному Положению.
Доводы представителя истца о том, что ответчиком не был соблюден месячный срок применения дисциплинарного взыскания, также основан на неверном толковании норм материального права.
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения.
Таким образом, сроки привлечения к ответственности ответчиком соблюдены, поскольку дисциплинарное взыскание были применено в пределах 6 месячного срока с момента поступления информации и не позднее 3 лет с момента совершения.
Информация о выявленных нарушениях стала известна ответчику по результатам проведенной проверки в отношении Сторожева А.Д., т.е. ____ 2019 года. Следовательно, издание приказа о применении мер дисциплинарного воздействия, не нарушило установленный законом шестимесячный срок применения взыскания.
Доводы представителя истца о том, что ответчик при применении дисциплинарного взыскания не учел, что дисциплинарное взыскание от ____.2018 является погашенным, не основаны на материалах дела.
Так, действительно, в докладе о результатах проверки от ____.2019 года в качестве отягчающего обстоятельства указано дисциплинарное взыскание от ____.2019 года, которое не было погашено на момент проведения проверки. Однако согласно протоколу заседания Комиссии Министерства труда и социального развития РС (Я) по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от ____.2019 данное дисциплинарное взыскание от ____.2019 года не было учтено.
Вопреки доводам представителя истца требования ч. 5 ст. 192 Трудового кодекса РФ, согласно которым при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, работодателем в данном случае соблюдены.
Учитывая особый характер государственной службы, предъявление повышенных требований к дисциплине, конкретные обстоятельства по делу, тяжесть совершенного проступка, работодатель имел основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Наложение на служащего (работника) дисциплинарного взыскания является компетенцией представителя нанимателя (работодателя), которому принадлежит право выбора вида дисциплинарного взыскания.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что примененная к истцу мера дисциплинарной ответственности в виде выговора, вопреки его доводам, соразмерна тяжести допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПУ РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Сторожева А.Д. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании приказа о взыскании незаконным – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке через Якутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п Н.И. Новикова