ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-942/18 от 19.07.2018 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2-942/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2018 года город Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующей судьи Никитиной М.В.,

при секретаре Деминой А.В.,

с участием:

истца Ивановой Ж.А.,

представителей ответчика Беликовой Н.С., действующей на основании доверенности №37 от 9.07.2018 года, Кефер Н.Р., действующей на основании доверенности №45 от 19.07.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ивановой Ж.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания несовершеннолетнего ребенка на территории Ставропольского края на момент рождения в семье третьего ребенка и обязании Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям,

установил:

Истец Иванова Ж.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края об установлении факта постоянного проживания несовершеннолетнего ребенка на территории Ставропольского края на момент рождения в семье третьего ребенка и обязании Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, в которой просит установить юридический факт того, что несовершеннолетний ребенок И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживала на территории Ставропольского края с даты рождения и до даты её регистрации по месту жительства, то есть до 18.04.2017 года; признать действия Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района, выразившиеся в отказе в назначении Ивановой Ж.А. ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, незаконным; обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплачивать Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет, начиная с 26 марта 2017 года, то есть с момента рождения в семье Ивановой Ж.А. третьего ребёнка, И.

13.07.2018 года в порядке статьи 39 ГПК РФ истец Иванова Ж.А. уточнила исковые требования, просила установить юридический факт того, что несовершеннолетний ребенок И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения постоянно проживала на территории Ставропольского края с даты рождения и до даты её регистрации по месту жительства, то есть до 18.04.2017 года и в период с 18.04.2017 года по настоящее время; признать действия Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района, выразившиеся в отказе в назначении Ивановой Ж.А. ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, незаконным; обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплачивать Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет, начиная с 26 марта 2017 года, то есть с момента рождения в семье Ивановой Ж.А. третьего ребёнка, И.

19.07.2018 года истец Иванова Ж.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ вновь уточнила исковые требования, просила установить юридический факт постоянного проживания на территории Ставропольского края ИДД.ММ.ГГГГ года рождения на дату рождения по 26 марта 2017 года в семье третьего ребенка И обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплачивать Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет, начиная с даты обращения Ивановой Ж.А. в Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района с заявлением о назначении такой выплаты.

В обоснование заявленных требований истец указала, что уведомлением №55 ответчика от 20.04.2017 г. ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех (далее - ЕДВ), со ссылкой на абз.4 п.2 Постановления Губернатора Ставропольского края 17.08.2012г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации". Данный отказ был вынесен в связи с не подтверждением факта постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего или последующего ребенка, в соответствии с пп.2 п. 12 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой, в случае рождения в них после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского Края от 20.12.2012 г. № 498-п.

Основанием к отказу послужил тот факт, что второй несовершеннолетний ребёнок ИДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по месту жительства (<адрес>) с 18.04.2017 года, то есть после рождения её третьего ребенка ИДД.ММ.ГГГГ года рождения, а до этого регистрации не имела.

Считает данные действия ответчика неправомерными ввиду следующего.

Действительно, абз.4 п. 2 Постановления Губернатора Ставропольского края 17.08.2012г. N 571 предусматривает, что ЕДВ предоставляется при наличии регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 г. Однако, данная норма не может применяться как противоречащая Конституции РФ, международному договору РФ и федеральному законодательству.В соответствии с ч.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В силу ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Следовательно, в настоящем споре непосредственному применению подлежат Конституция РФ, международный договор РФ и федеральное законодательство. Так, согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания" и жительства в пределах Российской Федерации" в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, принятым во исполнение предписания названного Закона. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этомконкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных сего регистрацией компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П, определения от 13 июля 2000 г. N 185-О, от 5 октября 2000г. N199-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О и др.). Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территорииРоссийской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2011г. N11-П). Кроме того, ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не содержат обязанности несовершеннолетнего или его законного представителя (в отличие от совершеннолетних граждан) зарегистрировать несовершеннолетнего по месту жительства. Таким образом, абз.4 п.2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012г. N 571 не может применяться как противоречащий нормативным актам большей юридической силы. Стоит отметить и противоречие в Постановлении Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012г. N 571 и принятом в соответствии с ним Постановлении Правительства Ставропольского края от 20.12.2012г. N 498-п "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае". Согласно абз. 3 п.5 данного Порядка условием получения ЕДВ является постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату. Также данный порядок содержит исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты и не предусматривает отсутствие регистрации именно у несовершеннолетних детей, как основание для отказа в ее назначении. То есть, сам Порядок не противоречит Конституции РФ, международному договору РФ и федеральному законодательству, поскольку не требует от заинтересованных лиц наличие регистрации, а предусматривает лишь необходимость постоянного проживания на территории Ставропольского края, что находится в пределах дискреционных полномочий органов власти и соответствует цели правового регулирования, не ущемляя права граждан формальными ограничениями. Что же касается фактического определения постоянного проживания её семьи для целей назначения ЕДВ, то место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с видом регистрации.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведен в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания на территории Ставропольского края.

Установление юридического факта проживания её второго ребенка на момент рождения третьего ребенка влечет за собой право на назначение ежемесячной денежной выплаты. Она была прописана на территории Ставропольского края с 25.07.2013 г. по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, но фактически проживала по адресу: <адрес>, у неё родилась первая дочь И, которую она 14.11.2013 года зарегистрировала по месту её регистрации по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась вторая дочь ФИО2, которая также проживала с ней по фактическому месту её проживания. 18.04.2017 года после рождения её третьего ребенка, И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, она и трое её несовершеннолетних детей были зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

П.2 ст.20 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что «Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов». Поскольку её дочь ФИО2 является несовершеннолетней и не может выбирать по своему усмотрению место жительства, то ее местом постоянного жительства признается место постоянного жительства истца.

Применительно к настоящему делу, факт постоянного проживания на территории Ставропольского края её семьи может быть установлен в ходе судебного разбирательства и подтвержден, как свидетельскими показаниями, так и документально, исходя из копии паспорта ФИО5, копий свидетельств о рождении ФИО3, ФИО2, ФИО4, копий справок из Администрации муниципального образования села Архангельского Будённовского района Ставропольского края о составе семьи и о месте регистрации Ивановой Ж.А., копии домовой книги, копий свидетельств о регистрации по месту жительства ФИО3, ФИО2, ФИО4, копии справки из Архангельской участковой больницы о нахождении на учете ФИО2 с рождения, копии справки от УУП отдела МВД России по Буденновскому району ст. лейтенанта полиции Мирзоян С.С. о проживании семьи Ивановых.

Кроме того, в органы социальной защиты ею ежегодно предоставлялись справки о составе семьи для получения ежемесячного пособия на детей, которые могут быть предоставлены ответчиком по запросу суда.

Таким образом, отказ ответчика в назначении ей ЕДВ принят на основании незаконных норм и сам является незаконным.

В судебном заседании истец Иванова Ж.А. поддержала уточненные требования в полном объёме и просила их удовлетворить по доводам, указанным в исковом заявлении. Истец Иванова Ж.А. показала, что она хочет, чтобы ей назначили и выплатили детское пособие. ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, проживали в <адрес>, она и старшая дочь, она была зарегистрирована по <адрес>. ФИО2 негде было зарегистрировать. ДД.ММ.ГГГГ родился третий ребенок ФИО4. ФИО2 зарегистрирована в <адрес> с 18.04.2017 года. С 1995 года она проживает на территории <адрес>, регистрацию на территории <адрес> имеет с 2013 года по <адрес>. В УСТЗН обращалась в апреле, 19.04.2017 года ей отказали.

Представитель ответчика УТСЗН администрации Буденновского муниципального района Беликова Н.С. в судебном заседании пояснила, что 19.04.2017 года Иванова Ж.А. обратилась в МФЦ с документами для получения ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, было выявлено, что Лиана с 18.04.2017 года зарегистрирована на территории Ставропольского края, до 18.04.2017 года регистрации не было. Таким образом, установление факта постоянного проживания на территории Ставропольского края несовершеннолетнего ребенка истицы И, на дату рождения в семье третьего ребенка, повлечет за собой возможность возникновения права на ежемесячную денежную выплату. С требованиями истца Ивановой Ж.А. об обязании Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплачивать Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет, начиная с даты обращения Ивановой Ж.А. в Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района с заявлением о назначении такой выплаты, не согласны, поскольку согласно п. 6 «Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае» ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату при условии обращения за ней не позднее трёх месяцев от указанной даты и соблюдения на дату обращения с заявлением условий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка. При обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату. В соответствии с абзацем 7 пункта 5 Порядка сведения о доходах семьи, подтверждающие право Ивановой Ж.А. на ежемесячную денежную выплату, предоставляются заявителем в орган социальной защиты по месту жительства либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае ежегодно, по истечении двенадцати месяцев с месяца назначения ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста грех лет. Согласно документов, личного дела получателя ежемесячной денежной выплаты, Иванова Ж.А. обратилась за ее назначением 19.04.2017, таким образом, в случае вынесения судом решения об удовлетворении исковых требований Ивановой Ж.А. о назначении ежемесячной денежной выплаты с даты обращения и до достижения третьим ребенком возраста трех лет, будут нарушены сроки предоставления ею сведений о доходах, предусмотренные абзацем 7 пункта 5 Порядка. Из чего следует, что Ивановой Ж.А. необходимо начислять ЕДВ с даты вступления в законную силу решения суда.

Представитель третьего лица Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.

Выслушав истца Иванову Ж.А., представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края Беликову С.Н., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из содержания ст. 67 ГПК РФ следует, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По правилам ч. 1 и ч. 2 ст. 41 ГПК РФ и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает дело по предъявленному иску, и принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В ходе судебного заседания установлено, что согласно уведомлению №55 от 20.04.2017 года, Иванова Ж.А. была уведомлена об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх, в связи с тем, что не подтвержден факт постоянного проживания несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (отсутствует регистрация по месту жительства на территории Ставропольского края) (л.д. 9).

Из исследованного судом свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ II-ДН установлено, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, матерью является Иванова Ж.А., в графе <данные изъяты> (л.д.13).

Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ II-ДН подтверждено, что ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, матерью является Иванова Ж.А., в графе <данные изъяты> (л.д.14).

Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ III-ДН подтверждено, что ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, матерью является Иванова Ж.А., в графе <данные изъяты> (л.д.12).

Свидетельством о регистрации по месту жительства от 18.04.2017 года, выданным отделом по вопросам миграции отдела МВД России по <адрес> подтверждено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована по месту жительства <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

По этому же адресу зарегистрированы и ФИО3, и ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Согласно справке , выданной 19.06.2018 года И.о. главы МО <адрес> в состав семьи Ивановой Ж.А. входит дочь, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17).

В справке , выданной 3.10.2017 года главой МО <адрес> указано, что ФИО5 на территории МО <адрес> зарегистрирована с 25.07.2013 года, по адресу: <адрес>, с 18.04.2017 года зарегистрирована по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д. 18).

Согласно рапорта полицейского УУП отдела МВД России по <адрес> от 17.10.2017 года на обслуживаемом им административном участке <адрес>, по адресу СК, <адрес>, проживает с 2017 ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка КБР, зарегистрированная по адресу СК, <адрес>. По адресу <адрес> проживает вместе с тремя несовершеннолетними детьми, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ранее Иванова Ж.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживала с детьми у своей матери ФИО13 по адресу: <адрес>. Факт проживания несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения совместно с Ивановой Ж.А., подтверждается соседями, ФИО14, проживающими <адрес>, ФИО15, проживающей в <адрес> (л.д. 22).

В копии паспорта Ивановой Ж.А. имеется отметка о регистрации с 25.07.2013 года по адресу: <адрес>, снята с регистрационного учёта 14.04.2017 года, в настоящее время зарегистрирована с 18.04.2017 года по адресу: <адрес> (л.д. 10-11).

Таким образом, исследованными доказательствами подтвержден факт проживания несовершеннолетней ФИО2 на территории <адрес> на момент рождения младшего ребёнка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из абз. 4 п. 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 ЕДВ предоставляется при наличии регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года.

Вместе с тем, суд полагает, что данная норма не может применяться ввиду противоречия её Конституции РФ, международному договору РФ и федеральному законодательству.

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Следовательно, в настоящем споре непосредственному применению подлежат Конституция РФ, международный договор РФ и федеральное законодательство.

Так, согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола № 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Принятый для обеспечения осуществления данного права Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для реализации гражданами прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом возложил на граждан Российской Федерации обязанность регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации в органах регистрационного учета. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, принятым во исполнение предписания названного Закона.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Соответственно, невыполнение гражданином Российской Федерации обязанности зарегистрироваться по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации в органах регистрационного учета не может служить основанием ограничения или условием реализации его конституционного права на социальное обеспечение (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2011 № 11-П).

Кроме того, ни Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не содержат обязанности несовершеннолетнего или его законного представителя (в отличие от совершеннолетних граждан) зарегистрировать несовершеннолетнего по месту жительства.

Таким образом, абз. 4 п. 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 г. № 571 не может применяться, так как противоречит нормативным актам большей юридической силы.

В Постановлении Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 г. №571 и принятом в соответствии с ним Постановлении Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 № 498-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае» имеются противоречия.

Согласно абз. 3 п. 5 данного Порядка условием получения ЕДВ является постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату.

То есть сам Порядок не противоречит Конституции РФ, международному договору РФ и федеральному законодательству, поскольку не требует от заинтересованных лиц наличие регистрации, а предусматривает лишь необходимость постоянного проживания на территории Ставропольского края, что находится в пределах дискреционных полномочий органов власти и соответствует цели правового регулирования, не ущемляя права граждан формальными ограничениями.

Что же касается фактического определения постоянного проживания семьи истца для целей назначения ЕДВ, то место жительства гражданина может быть установлено судом общей юрисдикции на основе юридических фактов, не обязательно связанных с фактом регистрации.

Более того, суд принимает во внимание тот факт, что решением Ставропольского краевого суда от 06.10.2017 абзац 4 п. 2 и п. 5 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524) (ставящий получение семьями ЕДВ в зависимость от регистрации на территории Ставропольского края) признан незаконным.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 года абзац 4 пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года №571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»» в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года №524 признан недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

На основании определения Верховного Суда РФ от 07.02.2018 №19- АПГ 17-12 постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 марта 2018 года № 95 внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора №571, позволяющие установить факт постоянного проживания на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка в судебном порядке.

Факт постоянного проживания на территории Ставропольского края несовершеннолетнего ребёнка ФИО2 по состоянию на 26.03.2017 года (дата рождения младшего ребёнка в семье) подтвержден доказательствами, представленными истцом.

Требовании истца Ивановой Ж.А. об обязании Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплачивать Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет, начиная с даты обращения Ивановой Ж.А. в Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района с заявлением о назначении такой выплаты суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них посоле 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей достижения возраста ребенком трех лет в Ставропольском крае, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 498-п (с изменениями), ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату при условии обращения за ней не позднее трёх месяцев от указанной даты и соблюдения на дату обращения с заявлением условий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка.

При обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.

В соответствии с абзацем 7 пункта 5 Порядка сведения о доходах семьи, подтверждающие ее право на ежемесячную денежную выплату, предоставляются заявителем в орган социальной защиты по месту жительства либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ставропольском крае ежегодно, по истечении двенадцати месяцев с месяца назначения ежемесячной денежной выплаты до достижения ребенком возраста трех лет.

Иванова Ж.А. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района за ЕДВ 19.04.2017 года, в пределах трёхмесячного срока с момента рождения в её семье третьего ребенка, ФИО4, в связи с чем, ЕДВ должно быть назначено с 26.03.2017 года.

В связи чем, суд считает необходимым обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплачивать Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет, начиная с 26 марта 2017 года, то есть с момента рождения в семье Ивановой Ж.А. третьего ребёнка, ФИО4.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 264 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ивановой Ж.А. удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания на территории Ставропольского края несовершеннолетней ФИО2, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в городе Буденновске, <адрес>, Россия, на дату рождения, ДД.ММ.ГГГГ в семье третьего ребенка, ФИО4.

Отказать Ивановой Ж.А. в удовлетворении требования об обязании Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплатить Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, начиная с даты обращения Ивановой Ж.А. в Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края с заявлением о назначении выплаты.

Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края назначить и выплачивать Ивановой Ж.А. ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет, начиная с 26 марта 2017 года, то есть с момента рождения в семье Ивановой Ж.А. третьего ребёнка, ФИО4.

Решение может быть обжаловано путем подачи сторонами апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, начиная с 24 июля 2018 года.

Судья Никитина М.В.