ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-942/2016 от 13.12.2016 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-942/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Комсомольский районный суд Хабаровского края

в составе: председательствующего судьи Фетисовой М.А.,

при секретаре Артазей Т.В.,

с участием представителей истца Щербакова И.Г., Щербакова О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щебеньковой О. Н. к ПАО «Аэрофлот», о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ вылетела транзитным рейсом «Аэрофлота» <данные изъяты>. В <данные изъяты> летела рейсом , из <данные изъяты> до <данные изъяты> рейсом . В <данные изъяты> она сдала багаж , чемодан весом <данные изъяты> кг. ДД.ММ.ГГГГ Она прилетела в <данные изъяты>, где не получила свой багаж, в связи с чем был составлен коммерческий акт от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 154 главы 8 «Хранение и розыск зарегистрированного багажа» приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа. ДД.ММ.ГГГГ Она отправила ответчику претензию с требованием возместить вред, причиненный утратой багажа. Согласно ч.З ст. 119 ВК РФ за утрату багажа при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В силу ч.2 и ч.4 ст. 22 «Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок»(вместе с «Дополнительным протоколом») при перевозке зарегистрированного багажа ответственность перевозчика ограничивается суммой в 20 долларов США за килограмм. Поскольку по данным ЦБ РФ курс доллара США на 25.10.2016 г. равен 62,23 руб. за 1 доллар США, то сумма компенсации за утрату багажа составляет <данные изъяты> В соответствии с ч.5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителя», пеня за нарушении срока оказания услуги составляет <данные изъяты> Поскольку услуга по доставке багажа входит в стоимость услуги по перевозке пассажира, и не была должным образом исполнена ответчиком, то считает, что следует уменьшить стоимость оказанной услуги до <данные изъяты> В силу ч.1 ст. 495 ГК РФ, проценты за пользование чужими денежными средствами на ДД.ММ.ГГГГ составляют <данные изъяты> Вследствие стрессовой ситуации, вызванной пропажей багажа, у неё ухудшилось состояние здоровья, она обращалась в КГБУЗ <данные изъяты>, где был поставлен диагноз гипертонический криз. Компенсацию морального вреда оценивает в <данные изъяты> Просит взыскать с ответчика компенсацию за утрату багажа - <данные изъяты>; пеню за нарушение сроков оказания услуги - <данные изъяты>, стоимость авиабилетов -<данные изъяты>, проценты за пользование чужими денежными средствами - <данные изъяты>, компенсацию за причиненный моральный вред - <данные изъяты>; штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от присужденной судом суммы, расходы на оплату услуг представителя - <данные изъяты>

В судебное заседание истец не явилась, что не препятствует рассмотрению дела в силу положений ст. 167 ГПК РФ. Её представители Щербаков И.Г. и Щербаков О.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Суду также пояснили, что ответчик выплатил истцу компенсацию за утрату багажа, в связи с чем требование о взыскании данной компенсации не поддерживают.

Представитель ответчика ПАО «Аэрофлот» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно отзыву на заявление, представитель ответчика исковые требования не признаёт, просит в их удовлетворении отказать.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 103 Воздушного Кодекса РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно ч.3 ст. 119 Воздушного Кодекса РФ, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Исходя из требований ст. 22 Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция от 12.10.1929 года, ратифицированная СССР (правопреемник Российская Федерация) с поправками, внесенными Протоколом (Гаагский Протокол от 28.09.1955 года), при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков с килограмма, за исключением случаев особого заявления о заинтересованности в доставке, сделанного отправителем в момент передачи места перевозчику и с оплатой возможного дополнительного сбора. В этом случае перевозчик будет обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что она превышает действительную заинтересованность отправителя в доставке. Указанные выше суммы считаются имеющими в виду французский франк, состоящий из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных. Они могут быть выражены в любой национальной валюте с округлением цифр (согласно международной практике перевода 250 франков в национальные валюты, зафиксированной в протоколах N 3 и 4 Всемирной организации гражданской авиации (Монреаль, 1975) - 20 долларов США за килограмм).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГЩебенькова О.Н., являлась пассажиром ПАО «Аэрофлот», по маршруту <данные изъяты>, сдала к перевозке багаж весом <данные изъяты> кг, что подтверждается багажной биркой . При сдаче багажа, истец ценность багажа не заявляла. По прибытию в аэропорт назначения - <данные изъяты> багаж по багажной бирке истцом получен не был, в связи с утерей. ДД.ММ.ГГГГ в связи с этим был составлен коммерческий акт .

Исходя из п. 154 Федеральных авиационных правил «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, если зарегистрированный багаж не найден в течение двадцати одного дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Истец ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику претензию, требовала возмещения стоимости утраченного багажа. Претензия рассмотрена и удовлетворена ответчиком исходя из 20 долларов США за 1 кг веса багажа, на день выполнения перевозки, что составило <данные изъяты> США (<данные изъяты>). Ответчиком представлена копия платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении истцу <данные изъяты> Следовательно, ответчик исполнил обязанность по компенсации истцу стоимости утраченного при международной перевозке багажа.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика пени за нарушение срока оказания услуги, суд приходит к выводу о том, что данное требование не может быть удовлетворено, по следующим основаниям.

Истец просила суд взыскать с ответчика пеню, ссылаясь на положения ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии с ч. 5 ст. 28 названного Закона в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказания услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказания услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Как следует из разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, …договор перевозки …), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами (п. 2).

Поскольку правоотношения между истцом и ответчиком вытекают из договора воздушной перевозки, который имеет специальное регулирование, предусмотренное Варшавской Конвенцией и Воздушным кодексом РФ, законодательство о защите прав потребителей является общим по сравнению с Воздушным кодексом РФ и применяется в тех случаях, которые им не урегулированы. В связи с чем, для определения размера штрафных санкций за задержку багажа применяются специальные нормы, а не положения ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 120 Воздушного кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Из материалов дела следует, что утерянный багаж Щебеньковой О.Н. не возвращен, поэтому не представляется возможным установить задержку срока оказания услуги. Следовательно, при установлении факта утраты багажа исключается ответственность за просрочку его доставки, которая предполагает возврат багажа за пределами установленного законом срока.

Поскольку просрочка доставки багажа не имела места в силу того, что багаж утерян, правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки за просрочку возврата багажа в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Кроме того, сроки рассмотрения претензий пассажиров, связанных с перевозкой багажа, регламентированы Руководством «По багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП) », утвержденных Министерством гражданской авиации СССР от 27.11.1985 г.

Согласно п. 6.3.5 Руководства, перевозчик обязан рассмотреть претензию и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а в отношении претензии по перевозке в прямом, смешанном сообщении - в течение шести месяцев и претензии об уплате штрафа - в течение 45 дней.

Как следует из материалов дела, претензия истца поступила ответчику ДД.ММ.ГГГГ, ответ истцу направлен ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства перечислены ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок рассмотрения претензии, составляющий 3 месяца, не истек.

Истцом заявлены требования об одновременном взыскании неустойки, предусмотренной как нормами Закона РФ «О защите прав потребителей», так и положениями ст. 395 ГК РФ.

Поскольку одновременное взыскание с ответчика неустойки за нарушение срока исполнения обязательств, предусмотренной ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», и процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных ст. 395 ГК РФ является санкцией за одно и то же правонарушение, то требования истца об одновременном взыскание и неустойки и процентов за пользование чужими средствами не обоснованы, в связи с чем не имеется оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>

Разрешая требования истца об уменьшении цены оказанной услуги, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В силу ч. 2 ст. 106 ВК РФ и п. 122 Федеральных авиационных правил «Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, пассажир воздушного судна имеет право, в том числе, и бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. Пунктом 126 указанных Правил установлено, что пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа для каждого места багажа в отдельности. За перевозку багажа с объявленной ценностью взимается плата, размер которой устанавливается перевозчиком. Оплата перевозки багажа с объявленной ценностью удостоверяется ордером разных сборов или квитанцией для оплаты сверхнормативного багажа, в которой указываются пункты, между которыми пассажиром заявлена перевозка багажа с объявленной ценностью.

В судебном заседании установлено, что истец не объявляла ценность своего зарегистрированного багажа, в связи с чем ответственность перевозчика ограничивается суммой в двести пятьдесят франков за килограмм багажа.

Требование п. 3 ст. 796 ГК РФ касающееся обязанности перевозчика наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвратить отправителю (получателю) провозную плату, касается только случая, если за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа была взыскана соответствующая плата.

Однако, истец при перелете по маршруту <данные изъяты> воспользовалась предусмотренным ст. 106 Воздушного кодекса РФ правом на бесплатный провоз багажа в пределах установленной нормы. Истец специальных объявлений относительно ценности багажа не совершила, осуществление ею соответствующих доплат в связи с подобным объявлением не произведено. Следовательно, не имеется оснований для уменьшения цены оказанной услуги на сумму <данные изъяты>

Истцом заявлено о компенсации морального вреда, причиненного ответчиком. Поскольку договором перевозки не регламентирован вопрос о компенсации морального вреда, следует применять положения Закона «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», на нарушителя в судебном порядке может быть возложена обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

В обоснование причинения морального вреда истец ссылается на ухудшение состояния здоровья. Между тем, представленными истцом справками медицинского учреждения не подтверждается, что диагноз «гипертонический криз» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также лечение от гипертонической болезни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются следствием именно обстоятельств, связанных с утратой багажа.

Вместе с тем, в соответствии с п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. № 17, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В судебном заседании установлено, что багаж истца был утерян после передачи его перевозчику, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком договора перевозки и, как следствие, о нарушении прав истца. Истец в связи с неисполнением ответчиком договорных обязательств вынуждена была обратиться в суд за защитой своих прав.

Учитывая обстоятельства дела, суд считает разумным и справедливым, соответствующим степени нравственных страданий истца и степени вины ответчика, определить размер компенсации причиненного истцу морального вреда в сумме <данные изъяты>.

В соответствии с п. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В качестве обоснования заявленных требований истцом предоставлен договор на оказание юридических услуг и квитанция на оплату юридических услуг на сумму <данные изъяты> Учитывая, что ответчиком заявлены возражения относительно размера оплаты, а также учитывая продолжительность рассмотрения дела судом и размер удовлетворенных судом требований истца, на основании принципа разумности и справедливости, суд находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца, в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя, <данные изъяты>.

Разрешая требование истца о взыскании с ответчика штрафа, суд приходит к следующему.

Статья 13 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В судебном заседании установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с требованием о компенсации стоимости утраченного багажа. Указанное требование истца выполнено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ в добровольном порядке и с соблюдением сроков, предусмотренных законодательством. Требования о компенсации причиненного морального вреда и расходов на услуги представителя подлежат оценке в судебном заседании и разрешаются судом при вынесении решения по делу. При таких обстоятельствах, не имеется оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в размере <данные изъяты> по требованиям имущественного характера и в размере <данные изъяты> по требованию неимущественного характера, всего <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Щебеньковой О. Н. к ПАО «Аэрофлот» - удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «Аэрофлот» ( ОГРН , место нахождения: <адрес>), в пользу Щебеньковой О. Н., в счет компенсации морального вреда - <данные изъяты>, в счет компенсации расходов на услуги представителя - <данные изъяты>, всего <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части исковых требований Щебеньковой О. Н. - отказать.

Взыскать с ПАО «Аэрофлот» в бюджет Комсомольского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 19 декабря 2016 г. (понедельник).

Судья